Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы

Новости
Содержание
  1. История
  2. Особенности
  3. Философские основы
  4. Основные даты в Джиу-джитсу
  5. История бразильского джиу-джитсу
  6. Чем бразильское джиу-джитсу хорошо в драке?
  7. Классическая техника Джиу-джитсу
  8. 8 базовых навыков для джиу-джитсу
  9. 1. СПОСОБНОСТЬ РАССЛАБЛЯТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ТРЕНИРОВОК.
  10. 2. МОСТИК И КРЕВЕТКА.
  11. 3. ПРАВИЛЬНЫЙ ЗАХВАТ.
  12. 4. ПРОХОД ГАРДА СТОЯ.
  13. 5. УХОД ИЗ БОКОВОГО КОНТРОЛЯ.
  14. 7. КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ.
  15. 8. ПРЯМОЙ РЫЧАГ ЛОКТЯ ИЗ ГАРДА.
  16. Арсенал традиционного стиля Джиу-джитсу
  17. Защита
  18. Удары руками
  19. Удары ногами
  20. Подсечки
  21. Зацепы
  22. Подхваты
  23. Броски
  24. Броски с выходом на болевые
  25. Головой
  26. В партере
  27. Болевые приемы
  28. На пальцы
  29. На кисти
  30. На локти
  31. Ущемление бицепса
  32. На голеностопы
  33. Скручивания пятки
  34. На колени
  35. Школы Джиу-джитсу сегодняшнего дня
  36. Традиционные и современные школы
  37. Критика спортивных школ
  38. Про название «джиу-джитсу» в России
  39. Правила джиу-джитсу (кратко)
  40. Площадка для соревнований
  41. Пояса и нормативы в джиу-джитсу
  42. Стандартные положения и термины
  43. Судейство
  44. Экипировка и инвентарь для джиу-джитсу
  45. Турниры по джиу-джитсу
  46. Федерации джиу-джитсу
  47. Медицинские противопоказания
  48. Советы родителям, которые хотят отдать ребенка в секцию джиу-джитсу
  49. Однажды в Великобритании некий мужчина попытался изнасиловать незнакомку, однако та сделала ему удушающий «треугольник», от которого здоровяк попросту вырубился

История

Искусство джиу-джитсу берет своё начало в периоде Сэнгоку японской истории. В 1532 году Хисамори Такэноути, военный тактик и правитель провинции Мимасака, объединил различные военные искусства, которые использовались в ближнем бою в ситуациях, когда оружие оказывалось неэффективным. В отличие от соседних Китая и Кореи, боевые искусства которых сконцентрировались на ударных техниках, японские техники рукопашного боя сфокусировались на бросках, обездвиживании, блокировке и удушье, поскольку ударная техника неэффективна против доспехов. Кроме того некоторые оригинальные формы джиу-джитсу, такие как такэноути-рю, экстенсивно использовали уворачивание и контратаки длинному холодному оружию, такому как мечи и копья, при помощи кинжалов и другого короткого холодного оружия.

Особенности

Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и одоспешенного противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.

Искусство дзю-дзюцу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ (рю).

Дзю-дзюцу широко практиковалось в армии, его изучали самураи.

До эпохи Эдо входило в состав школ, где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кэндзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.

Наибольший расцвет дзю-дзюцу приходится на эпоху Токугава, когда после череды войн и смут настал продолжительный период мира. Тогда число рю достигало 700.

Основные отличия между школами заключались в постановке дыхания, базовых стойках и преобладании той или иной группы приемов.

Существует множество разновидностей дзю-дзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзю-дзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (то есть, броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзю-дзюцу многие школы также обучали работе с оружием. Кроме названия «дзю-дзюцу» также использовался ряд других терминов: «тайдзюцу», «когусоку», «торидэ», «хакуда» и «явара» и даже «дзюдо».

Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было, несомненно, эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита.

Философские основы

Считается, что человек за жизнь строит 4 стены «крепости»:

  • здоровье;
  • общение;
  • знание;
  • духовная жизнь.

По японской философии формировать их нужно пока ребенок мал. Таким образом к взрослой жизни у него сложится прочный фундамент из основных жизненных качеств.

Основные даты в Джиу-джитсу

1532 г. – основание первоначальной школы семьей Такэноути.

1557 г. – переезд в нынешний Токио китайского эмигранта Чень Юаньбина, мастера болевых приемов и сложных захватов.

1625 г. – Чень Юаньбин открывает школу при буддийском храме, где за отдельную плату обучает самураев и монахов.

1635-1650 г. – открытие большого количества школ учениками Юаньбина.

1650 г. – пик скорости и масштабов распространения джиу-джитсу, появление на свет более 400-та школ.

Трудно поверить, но к началу 20-ого века навыками этого боевого искусства овладели даже российские офицеры контрразведки и царской армии. Техника в то время была сложна для обучения, по этой причине стала прерогативой исключительно для высших слоев общества. К счастью, на сегодняшний день она доступна всем: мужчинам, женщинам и детям любых возрастов.

История бразильского джиу-джитсу

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #1

Мицуе Маеда

Бразильское джиу-джицу появилось в начале XX века, когда из Японии в Бразилию прибыл мастер дзюдо Мицуе Маеда, решивший популяризировать свое искусство в Латинской Америке. Его умениями сразу же заинтересовались местные энтузиасты, в том числе парни из семьи Грейси, которая иммигрировала в начале XIX века из Шотландии.

Сначала у японца выучился Карлос Грейси, а когда он открыл собственную школу, к нему присоединились и его братья. Младший, Хелио Грейси, имел серьезные проблемы со здоровьем, и так как ему было трудно выполнять сложные приемы, он стал совершенствовать систему японского дзюдо под себя.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #2

Из практик Хелио постепенно выросло бразильское джиу-джицу — боевая система, которая призвана помочь менее развитому физически человеку одолеть в бою более крупного противника. Стиль уделяет особое внимание борьбе на земле, ведь именно в партере частично нивелируется превосходство массы и силы, так что у маленького, но юркого человека появляется хороший шанс на победу.

Хелио Грейси неплохо «обкатал» новое джиу-джитсу и пошел с ним в народ. Новоиспеченный мастер бросал вызов любому бойцу, не важно какой тот весовой категории или какое боевое искусство он практикует. Газеты того времени часто пестрили объявлениями: «Хочешь, чтобы тебе сломали ребра — обращайся в школу Грейси».

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #3

Карлос Грейси проводит болевой захват

Вызывающая реклама и успехи на ринге принесли братьям Грейси скандальную известность. После одного из боев их даже посадили в тюрьму за хулиганство, но возмущенная общественность, которой нравились удалые молодцы, дошла аж до президента, и тот вынужден был извиниться и выпустить братьев Грейси на свободу.

Окрыленные славой Карлос и Хелио популяризируют свою систему, проводя различные официальные и не очень поединки по вале-тудо — предшественнику ММА. В нем кроме борьбы, стало можно наносить и удары. Особенно запомнился бой Хелио Грейси со своим бывшим учеником Вальдемаром Сантаной, которого настроили против мастера недоброжелатели.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #4

Мастер Хелио Грейси

Бойцы бились два часа сорок минут, в течение которых пожилой, но опытный Хелио, весивший меньше противника на 27 килограммов, умело бился с Сантаной, но все же проиграл. На репутацию мастера это никак не повлияло, и уже на следующий день к нему записалось еще сто двадцать человек, желающих научиться также бодро драться.

После Хелио за продвижение бразильского джиу-джитсу в массы взялся его сын Ройс Грейси, который уехал помогать брату Рориону в США, где они организовали борцовский зал прямо в гараже, и звали туда всех, кто хотел попробовать их побить.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #5

Ройс Грейси

В 1993 году Рорион Грейси и друг Артур Дейви создали первый чемпионат UFC, ставший самой сильной лигой ММА в мире, однако поначалу они с трудом смогли набрать всего восемь бойцов. Именно Грейси и Дейви придумали октагон — клетку, в которой не было неудобных углов и нельзя было вывалиться за канаты.

Для показательных выступлений было решено выставлять низкорослого Ройса, чтобы он смог продемонстрировать зрителям, что даже внешне небольшой человек может победить более крупного. Система работала — Ройс выиграл три чемпионата UFC, борясь с противниками, превосходившими его и весом и силой.

Так постепенно бразильское джиу-джитсу стало неотъемлемой частью подготовки профессиональных бойцов ММА.

Чем бразильское джиу-джитсу хорошо в драке?

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #6

В бразильском джиу-джитсу львиную долю внимания уделяют борьбе на земле, а победить можно, удушив противника или сделав ему болевой, после которого он вынужден будет сдаться. Под это подстраивается вся методика обучения, акцентированная на действия на земле в большей степени, нежели в стойке.

Не в последнюю очередь именно поэтому БДД часто начинают заниматься девушки. В среднем они гораздо легче и слабее мужчин, но при этом чаще всего они более гибкие и ловкие. Конечно, это преимущество не абсолютно, но оно дает отличные шансы представительницам слабого пола забарывать зарвавшихся мужланов.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #7

Также важный момент — плечевой пояс у девушек развивается медленнее, чем ноги и бедра, а удушающие или болевые приемы ногами в бразильском джиу-джитсу как будто намеренно созданы для того, чтобы их применяли дамы.

Классическая техника Джиу-джитсу

Многогранность и податливость к развитию первоначальной техники джиу-джитсу позволила ей быстро распространиться по всей Азии, и вскоре, по всему миру, приобретая новые, но такие же строгие обличия. Пресловутая мягкость японской хватки мастера и самурая объясняют, как намерение поддаться атаке противника, после чего одолеть обессиленного бойца его силой против него самого. Основными элементами арсенала классического стиля являются заломы и броски. С помощью них противник мягко нейтрализуется благодаря мощи атаки нападающего. Традиционное джиу-джитсу включает в себя:

  • Приемы, производящиеся в положении стоя напротив стоящего противника.
  • Приемы «по-турецки» проводятся в сидячем положении против сидячего противника.
  • По аналогии, сидящий против стоящего.
  • Приемы борьбы в лежачем положении обоих борцов.

8 базовых навыков для джиу-джитсу

1. СПОСОБНОСТЬ РАССЛАБЛЯТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ТРЕНИРОВОК.

Первостепенный навык для вашего прогресса. Тренируясь без умения расслабляться, рано или поздно Вы столкнетесь с чувством вымотанности, перетренированности и, скорее всего, с травмами. Через чур напряженный, соревнователтный настрой на тренировки будет тормозить ваш прогресс. Опытным путем доказано, что материал лучше устаивается в расслабленном состоянии.

Конечно, говорить проще, чем делать. Знакомые инструктора постоянно спрашивают меня: «Как заставить учеников расслабляться на тренировках?». Исходя из моего опыта могу сказать, что основное — способность человека бороться в состоянии спокойствия и контролировать проявления своего эго.

Стучать никто не любит. Все дело в эго. Оно всегда хочет доминировать, контролировать и побеждать. Как с этим быть? Открою вам маленький секрет: вы не собираетесь стать лучшим бойцом на планете. Вероятно, вы не собираетесь стать лучшем даже в свою клубе. Ну и что? Быть лучшим — это весьма кратковременная и болезненная роль. На вашу задницу всегда найдется кто-то, желающий отобрать пальму первенства. Рано или поздно этот кто-то окажется лучше вас. Забудьте о победах и поражения, сосредоточитесь на познании нового и развитии ваших навыков. Это куда более выигрышная стратегия, поверьте.

2. МОСТИК И КРЕВЕТКА.

Однажды я услышал интересную аналогию: если борьба — это язык общения, то мостик и креветку можно рассматривать как гласные буквы в этом языке. Настолько они важны. Это то, что связывает воедино все движения в вашей коллекции техник БЖЖ.

Дзюдоист-олимпиец и черный пояс БЖЖ Флавио Канто как-то сказал: «Практикуйте приемы, а не отдельные движения». Сейчас я понимаю, что он имел в виду. Движения многогранны и могут быть «сотканы» в техники. Они задают инерцию для приемов.

Кстати, то, что вы выполняете эти дриллы по несколько раз в ходе разминки, еще не значит, что вы делаете их правильно или подобрались хоть сколько-нибудь близко к их реальным возможностям. Я тренируюсь уже 12 лет и до сих пор постоянно улучшаю и исправляю свои креветку и мост. И не забываю о том, что каждое из них имеет разные варианты. Уделяйте этим движениям больше времени и, гарантирую вам, вы быстро увидите как улучшилась ваша техника.

3. ПРАВИЛЬНЫЙ ЗАХВАТ.

Один из моих первых тренеров, Фелипе Коста, сказал мне на заре моей карьеры БЖЖ: «Не можешь взять захват — не можешь бороться». Это были действительно мудрые слова. Вам нужно понять следующее — правильный захват складывается из трех компонентов:

Во-первых, сила рук. Ваши руки, пальцы за годы тренировок укрепятся естественным образом, но если хотите ускорить процесс — нужно подумать о дополнительном тренинге. На рынке представлено бесчисленное множество тренажеров и методик для укрепления хвата. Стоят они по-разному, поищите то, что подойдет вам. Мне лично в этом вопросе более всего помогло скалолазание. Советую попробовать!

Второе — это эффективность хвата. Не важно, насколько сильный захват вы взяли, если вы прикладываете слишком много сил. В конце концов ваши предплечья устанут и захват будет сорван. О том, как держать захват эффективно, вы можете узнать из бесплатного видео на моем сайте.

И, наконец, жизненно важно ГДЕ вы берете захват. Даже если у вас самый сильный и эффективный захват, но взялись вы не за ту часть ги — это будут всего лишь попытки создать нужный рычаг для достижения ваших целей.

4. ПРОХОД ГАРДА СТОЯ.

Я думаю, проход гарда — это одна из самых сложных вещей в БЖЖ. Если противник имеет сильные ноги и хорошо работает бедрами, проход гарда может превратиться в сущий ад.

Проход гарда стоя следует называть «ломание гарда стоя», потому что вы всегда встаете с одной целью — «сломать» его закрытый гард или открыть скрещенные за спиной ноги противника.

Когда это сделано, вы можете продолжить проход стоя или на коленях. Но, в любом случае, вам необходимо будет встать для того, что открыть гард вашего оппонента.

Конечно, есть техники прохода гард и сидя. Но попробуйте сделать их на ком-нибудь высоком и с сильными ногами. Интересно будет послушать, как у вас это получилось.

Чтобы узнать о техниках прохода гарда стоя, спросите у своего инструктора. Если он человек приличный, он покажет вам несколько вариантов не настаивая на оплате этого как индивидуального занятия.

5. УХОД ИЗ БОКОВОГО КОНТРОЛЯ.

Уходы не настолько эффектны и вряд ли заставят зрителей замереть в восхищении, но, как минимум до фиолетового пояса, — это один из самых важных аспектов вашего джиу. А самая важная часть защиты в вашем джиу — уход их бокового контроля.

После ряда лет практики, преподавания и осмысления этого аспекта БЖЖ, я выделил три компонента, которые, думаю, помогут вам его понять:

Первое — вы должны все время защищать свою шею. Вы можете уметь уходить из сайд-контроля лучше всех в мире, но это вам не поможет, если вас по-просту задушат. Всегда держите хотя бы одну руку поблизости от отворотов.

Второе — мост и креветка (уже слышали где-то?). Секрет в том, чтобы делать их в нужный момент и хорошо комбинировать.

Третье — вы должны научиться комбинировать два ухода — с выходом на колени и с восстановлением гарда. Если вы хорошо овладеете этими двумя техниками, то в 90 процентах ситуаций бокового контроля вы будете иметь хорошие шансы ухода.

6. СВИП «НОЖНИЦЫ». Я когда-то слышал, что Риксон Грейси считает этот свип важнейшим из всех. И, если это правда, я могу понять почему. «Ножницы» важны потому, что для того, чтобы правильно их сделать необходимо объединить несколько жизненно важных для большинства свипов принципов:

— Контроль кисти и руки с той стороны, в которую будет осуществляться переворот. Если вы этого не делаете, вы не за вершите ни одного свипа за миллион лет. Игнорирование этого фактора, на мой взгляд, сопровождает большинство неудачных свипов.

— Основное движение в свипе задают бедра и туловище, а не руки. В большинстве случаев, когда вы задаете движение руками, вы действуете неэффективно. Взгляните на новичков, которые пытаются сдвинуть оппонента только за счет
силы своих рук, когда делают этот свип. В «Ножницах» движения ног обеспечивают все, что необходимо.

— Перевороту способствует повышение центра тяжести противника. Хорошая техника «Ножниц» подразумевает, что вы, используя верхнюю ногу и захват отворота, поднимаете таз партнера путем затаскивания его на себя. Центр тяжести противника поднимается выше и теперь перевернуть его можно гораздо легче. Это общий элемент для большинства свипов.

7. КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ.

Ваша способность учиться и применять свои знания на матах напрямую связана с состоянием вашего сознания. А оно, в свою очередь, напрямую связано с дыханием. Если дыхание спокойное и ровное, то вполне вероятно, ваши движения будут такими же. Если же вы дышите прерывисто и хватаете воздух ртом, не думаю, что ваше джиу будет эффективно и даже вряд ли на него будет приятно смотреть.

Другая интересная вещь по поводу дыхания заключается в том, что его контроль поможет вам справится со своим эго. Концентрируясь на потоке вдохов и выдохов, на движении дыхания внутри вашего тела, вы сможете дистанцироваться от тех ненужных мыслей в вашей голове, которые мешают сконцентрироваться на спарринге.

8. ПРЯМОЙ РЫЧАГ ЛОКТЯ ИЗ ГАРДА.

Этот болевой я даю своим ученикам самыми первым. Хотя он кажется простым в применении, на самом деле это комплексная техника со многими составляющими.

Выучить и запомнить всю последовательность действий в этом движении будет для новичка великой пользой. Я не могу объяснить это с медицинской точки зрения, но стоит ученику хотя бы раз выполнить технику как надо, последующее освоение других приемов дается ему гораздо легче.

К тому же, освоение армбара из гарда способствует пониманию нескольких ключевых стандартов джиу, таких как контроль захвата за ги, контроль головы соперника, создание необходимых углов для атаки, использование бедер для выхода на рычаг.

Арсенал традиционного стиля Джиу-джитсу

Броски.

Основным методом борьбы с противником в традиционном джиу-джитсу являются броски. Броски бывают следующих типов: взваливание атакующего на себя, броски с помощью нижней части туловища, с помощью верхней части туловища, броски с падением, броски с переходом на болевые приемы.

Болевые приемы.

Не менее важными приемами являются болевые, используемые в целях нанесения травмы атакующему. Чаще всего это:

  • Болевый приемы на конечности тела.
  • Удушающие приемы.
  • Удержания.

Болевые приемы осуществляются конечностями и направляются на наиболее уязвимые части тела противника, такие как: локти, плечи, шея, колени и т.д.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #8

Удушающие приемы.

Такой боевой прием, как удушение проводится с использованием рук или ног. Действие заключается в перекрытии кислорода к мозгу человека.

Поражение уязвимых точек.

Длительное время подобная техника держалась в строгом секрете и заключалась в остром и точном ударе пальцем руки, ногой, головой или самой рукой. Ученики обучались технике как обездвиживания и убийству противника, так и умению быстро его реанимировать.

Приемы маневрирования и самострахования – также являются неотъемлемой частью школы традиционного джиу-джитсу.

Если рассматривать все приемы традиционной техники в целом, можно проследить, что арсенал состоит на 60% из захватов, болевых приемов, удушающих, подножек, подсечек и, конечно же, бросков. На 40% из ударов пальцами, ладонями, локтями, кулаками, стопами и коленями. Проще говоря, джиу-джитсу своей техникой относится к комбинированным видам рукопашного боя. Джиу-джитсу допускает, и даже поощряет использование в качестве оружия различные предметы, такие как: палки, веревки, посохи и ножи.

Техника большинства школ может несущественно отличаться друг от друга, однако в целом общая картина практически неизменна.

Защита

  • Аге Уке – защита предплечьем от удара сверху.
  • Гедан Барай – защита предплечьем от удара снизу.
  • Учи Уке – защита изнутри наружу.
  • Сото Уке – защита снаружи внутрь.
  • Нагаши Уке – уклонение.
  • Сукуе Уке – защита с подхватом.
  • Каке Уке – защита с зацепом.
  • Какиваке Уке – блок двумя предплечьями.
  • Дзюдзи Уке – защита скрещенными руками.
  • Моротэ Уке – защита двумя руками.
  • Аши Каке Уке – защита ногами.

Удары руками

  • Зуки – удар рукой.
  • Аге Зуки – удар рукой снизу-вверх (аналог апперкота).
  • Атеми – удар с поворотом корпуса (аналог кросса).
  • Атеми Ваза – общая техника ударов с поворотом корпуса.
  • Ате-хиджи – удар или толчок локтем.
  • Гьяку-Зуки – удар рукой, одновременно с подсечкой.
  • Йама-Зуки – одновременный удар 2 руками по разным частям тела.
  • Йокомен Уракен Учи – амплитудный удар внутрь.
  • Йокомен Шуто Учи – амплитудный удар наружу.
  • Йоко Эмпи Учи – боковой удар локтем.
  • Кати Зуки – боковой удар рукой.
  • Какуто Учи – удар запястьем.
  • Кентсуи Учи – удар основанием кулака.
  • Кизами Зуки – прямой удар, (аналог джеба).
  • Кумаде – удар “Медвежья лапа”, проводится основанием ладони.
  • Кумаде Учи – непрямой удар “Медвежья лапа”
  • Кумаде Зуки – прямой удар “Медвежья лапа”
  • Маваши Зуки – тяжелый прямой удар.
  • Маваши Учи – удар прямой рукой, посредством разгибания локтя.
  • Маетэ Зуки – удар с подшагиванием.
  • Моротэ Зуки – удар двумя руками разом.
  • Нагаши Зуки – удар с отшагиванием.
  • Нихон Зуки – 2 поочередных удара.
  • Ой Цки – одновременные прямые удары рукой и ногой.
  • Татэ Цки – вертикальный удар кулаком.
  • Тсукакке – короткий удар в живот.
  • Тсукоми – короткий проникающий удар.
  • Тэ Тсуи Кен – удар “молот”.
  • ЭмпиУчи – удар локтём.
  • Ура Цки – удар кулаком со стороны большого пальца.
  • Учи – прямой удар локтем.

Удары ногами

Ате – удар ногой или стопой

  • Гери Ваза – общее название ударной техники ногами.
  • Тоби Гери – общее название ударов ногами в прыжке.
  • Йоко Гери Кеаге – круговой удар внешней стороной стопы.
  • Йоко Гери Кекоми – останавливающий удар ребром стопы.
  • Йоко Тоби Гери – прямой удар внешней стороной стопы.
  • Кайтенгари – нижняя подсечка.
  • Кеттеджун Зуки – удар ногой с последующим ударом рукой.
  • Кин Гери – апперкот в пах.
  • Кизами Гери – «джеб» ногой.
  • Куби Маваши Гери – круговой или восходящий удар стопой.
  • Ко Маваши Гери – короткий круговой удар.
  • Маваши Гери – удар ногой «внутрь».
  • Мае Аши Гери Ваза – общее название ударов передней ногой.
  • Мае Гери Кеаге – прямой восходящий удар ногой.
  • Мае Ан Гери Кекоми – прямой останавливающий удар ногой
  • Мае Какато Гери – прямой удар пяткой
  • Мае Сокуто Гери – прямой удар внешней стороной стопы.
  • Миказуки Гери – удар подошвой.
  • Хитза Гери – удар коленом
  • Сокутей Маваши Уке – блок стопой.
  • Фумикоми Гери – «раздавливающий удар».
  • Ура Маваши Гери – круговой удар с разворотом.
  • Уширо Гери – удар стопой назад.
  • Уширо Кеаге Гери – удар «мула», восходящий удар назад.
  • Уширо Маваши Гери – удар стопой назад под углом.

Подсечки

  • Сосаэ Тсури Коми Аши – подсечка спереди.
  • Де Аши Барай – подсечка сбоку.
  • Окури Аши Барай – подсечка сбоку с подшагиванием.
  • Ко Учи Барай – круговая подсечка.
  • Ко Сото Гари – Подсечка под пятку.
  • Ко Учи Гари – подсечка в колено.

Зацепы

  • О Учи Гари – зацеп голенью изнутри.
  • Ко Сото Гаке – зацеп пятки.
  • Ко Учи Гаке – зацеп пятки с падением.
  • О Сото Отоши – зацеп с нависанием.
  • Йоко Гаке – зацеп пятки с боку в падении.
  • О Сото Гари – зацеп голенью снаружи.
  • Ко Учи Маки Коми – зацеп голени изнутри.
  • Кибицу Гаеши – зацеп пятки рукой.
  • Ко Сото Гама – зацеп пятки снаружи.
  • Хитза Казуши – захват пятки и толчок.

Подхваты

  • Учи Мата – подхват 1 ноги.
  • Ханэ Гоши – подхват бедра.
  • О Сото Гурама – подхват.
  • Ханэ Маки Коми – подхват за одну ногу и захват руки.
  • Хараи Госи – подхват под 2 ноги.
  • О Гурума – переворот.
  • Коши Гурума – подхват бедром.
  • Аши Гурума – подхват сбоку.

Броски

  • Иппон Сеои Наге – бросок через плечо с захватом руки.
  • Мороте Сеои Наге – бросок через плечо с двойным хватом.
  • Сеои Отоши – бросок через плечо с колен.
  • ГЬЯКУ Сеои – обратный бросок через плечо.
  • Дзюдзи Гатаме Наге – бросок через спину с перекрещенными руками.
  • Сото Маки Коми – «сбивание массой».
  • Томоэ Наге – бросок стопой.
  • Суми Гаеши – бросок с голенью.
  • Уде Гаеши – подсад через прямую руку противника.
  • Хикикоми Гаеши – подсад с голенью и замком на руках.
  • Тавара Гаеши – подсад с захватом шеи.
  • Куби Нагэ – бросок через бедро.
  • Ката Гурума – борцовская мельница.
  • О Гоши – бросок через плечо с подсадом.
  • Уки Гоши – бросок через бедро со скручиванием.
  • Уширо Гоши Оши – бросок через бедро в другую сторону.
  • Уцури Гоши – амплитудный бросок через бедро.
  • Цури Коми Гоши – бросок через бедро с подъемом.
  • Соде Цури Коми Гоши – бросок через бедро с захватом руки.
  • Йоко Гурума – переворот.
  • Ура Наге – бросок через себя.
  • Даки Вакаре – бросок через себя с захватом туловища.
  • Тэ Гурума – переворот руками.
  • Сури Нагэ – переворот в сторону.
  • Кани Базами – ножницы.
  • Моротэ Гари – бросок с захватом 2 ног.
  • Кутики Таоси – захват ноги за пятку.
  • Оби Отоси – переворот вперед и захват корпуса.

Броски с выходом на болевые

  • Котэ Гаэши – бросок с захватом кисти.
  • Удэ Гатаме Наге – бросок через руку.
  • Удэ Гатаме Гоши Наге – бросок через бедро.
  • Удэ Гарами Наге – бросок с захватом согнутой руки.
  • Удэ Кими Наге – бросок с захватом локтя.
  • Кайтен Наге – амплитудный бросок.
  • Шихо Наге – бросок на 4 стороны.
  • Юби Наге – бросок с захватом пальцев.
  • Юби Отоси – бросок захватом пальцев (на излом).
  • Юби Гарами – узел рук с захватом пальцев.
  • Ката Гатаме Наге – обратный бросок через плечо с захватом руки.
  • Ирими Наге – бросок навстречу.
  • Тенчи Наге – земля-небо.
  • Кокю Наге – на одном дыхании с выходом на болевой.
  • Гьяку Удэ Хишиги Наге – толчок в локоть.
  • Дзюдзи Гарами Наге – бросок со скрещенными руками противника.

Головой

Выглядят очень эффектно, однако, увидеть их можно нечасто. Применяются в крайних ситуациях, как правило, в клинче, когда дистанция предельно сокращена, а ударить руками нельзя из-за противодействия противника. Ударной зоной является лоб, точнее его верхняя часть ближе к линии роста волос, это достаточно крепкая область. Целью становится лицо, оно очень чувствительно к боли.

В партере

Будут не менее эффективными, чем в стойке, но при одном условии. Для того, чтобы воспользоваться ударной техникой в партере, нужно занять верхнее положение. Тогда можно будет беспрепятственно бить сверху-вниз. Самые выигрышные положения для ударов коленями, локтями и кулаками в партере — это верхом или верхом на спине, а также при боковом захвате шеи.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #9

Болевые приемы

  • Дэ Осаэ – первый контроль
  • Коте Маваси – второй контроль
  • Коте Хинери – третий контроль
  • Текуби Осае – четвертый контроль
  • Гокке – пятый контроль
  • Удэ Хишиги Хитза Гатаме – замок коленом.
  • Удэ Хишиги Удэ Гатаме – обратный замок руки.
  • Удэ Хишиги Ваки Гатаме – замок руки подмышкой.
  • Удэ Хишиги Хара Гатаме – замок животом.
  • Удэ Хишиги Тэ Гатаме – замок рукой.
  • Удэ Хишиги Аши Гатаме – замок ногой.
  • Удэ Гарами – узел руки.
  • Муне Гарами – специальный узел руки.
  • Аши Гарами – выкручивание колена ногой.
  • Кеса Гарами – узел из кеса.
  • Ганукки Гатаме – двойной излом рук.
  • Кудзуру Ками Шихо Гарами – узел из ками сихо.
  • Удэ Гарами Хенка Вадза – залом руки за спину.
  • Муне Гьяку Гатаме – болевой из муне.
  • Хиджи Макикоми Гатаме – излом руки локтем.
  • Кудзуру Хиджи Макикоми – излом с переводом в партер.
  • Удэ Дзиме – ущемление предплечья.
  • Аши Хисиги Дзюдзи Гатаме – рычаг на колено.
  • Аши Дзюдзи Гарами – ущемление игры на ноге.
  • Кеса Удэ Гатаме – излом руки ногой из кеса.
  • Соку Маваши – захват ахиллки.
  • Аши Куби Дзиме – Ахиллка.
  • Риотэ Аши Коши Гарами – растяжка.

На пальцы

Пальцы человека от природы наделены высокой подвижностью и гибкостью, поэтому воздействие на них не обладает высокой ценностью. Как правило, такие действия используют в качестве вспомогательных, к примеру, чтобы ослабить хватку противника или отвлечь его с целью выиграть несколько мгновений на подготовку основного маневра. Но при столкновении с хулиганом на улице, который не имеет опыта и подготовки в восточных единоборствах, это отлично сработает. Наиболее востребованы дожимы для большого пальца и мизинца. Лучше захватывать пальцы по одному, потому что захват нескольких будет малоэффективен, соперник с высокой вероятностью высвободится.

На кисти

Ценятся выше, так как представляют собой большое количество зажимов и скручиваний, рычагов кисти не существует. Сначала лучше сделать узел, это выгодно потому, что оппоненту сложно освободиться, к тому же появляется возможность противостоять силе одной конечности сразу двумя предплечьями и корпусом. После узла при дожиме следует упереть локтевой сгиб соперника в себя, чтобы ограничить его в движениях. Если так узел кисти выполняет вспомогательную роль, то при сочетании с болевым на локтевой он становится полноценным приемом. К примеру, при рычаге локтя корпусом лежа на животе или спине, захватывая шею ногами лежа на боку.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #10

На локти

Это самая обширная категория, она подразделяется на скручивания и рычаги, дожимов не бывает. Выполнять их можно из различных позиций, и освободиться от такого практически невозможно.

Список рычагов локтя:

  • лежа на спине корпусом. Классическая вариация, выполняется снизу и сверху. Чтобы завершить бой, следует притянуть руку конкурента к собственной груди и прогнуться назад мостиком. Дополнение: захватить узлом кисть или дожать ее. Локоть противника должен упираться в низ живота, иначе ему будет просто освободиться;
  • из бокового захватывания за шею через бедро. Для это свободной ладонью необходимо захватить руку соперника и перегнуть ее через свое бедро. Чтобы тот не высвободился, нужно взять ее так, чтобы свои четыре пальца остались сверху. Нельзя допустить, чтобы кисть противника достала до земли, в таком случае следует поднять одну ногу выше или подложить вторую;
  • лежа на животе корпусом, в таком расположении пребывают оба бойца. Точно так же, как в классической версии рука оппонента прижимается к своей груди, за чем следует прогиб назад, можно использовать такие же дополнительные методы. Захватывать нужно как можно плотнее и глубже, иначе будет просто вытянуть, поднимаясь в стойку или на колени;
  • с захватыванием ногами шеи лежа на боку. Отличается от классического исполнения захватыванием шеи, что позволяет сочетать боль с удушением. Можно усилиться, захватив руки узлом с последующим зажимом. На шее должны оказаться колени, а не голени, тогда вырваться будет невозможно;
  • лежа на лопатках корпусом. Очень эффективен ввиду неожиданности. Возможно использовать множество способов выхода на прием и его продолжения, оба бойца могут упасть на живот или спину, можно выйти в классический локтевой рычаг. Захватывать нужно так, чтобы все удалось, даже если придется повиснуть, не имея под собой опоры;
  • обратный рычаг корпусом лежа на спине. Вспомогательный маневр, на который можно выйти, если основной не удался. Например, если не вышло разъединить руки противника при классическом исполнении.  Отличие от других в том, что не нужно прогибаться или откидываться назад, напротив, следует согнуться вперед, упереть конечность оппонента себе в плечо, чтобы прижать к себе его локтевой сгиб. Далее согнуть колени, чтобы не позволить высвободиться или откатиться.

Скручивания локтя бывают такими:

  • из положения верхом с узлом на кисть или локоть. Выполняется наподобие простого узла на кисть, добавляется выкручивание локтя наружу, опираясь на свое бедро. Резкие неприятные ощущения возникают еще и в лучезапястном, и плечевом суставах, поэтому относится к комбинированным;
  • лежа на спине с загибом руки за спину. Делается обратный узел с захватыванием верхнего локтя, боль распространяется и на плечо. Известен под названием загиб руки за спину;
  • лежа на спине, захватив ногами шею. Действие будет максимально неожиданным и эффективным, если провести его, когда лежа на лопатках не получается выйти снизу и захватить локоть. Важно понимать, что давление осуществляется не за счет конечностей, а бедром, ладони лишь удерживают, но не давят.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #11

Ущемление бицепса

Направлено не на сустав, а на мышцы: бицепс или расположенные в области предплечья. Следует отклониться назад и прижать запястье партнера вниз, притягивая его к себе. Это можно делать даже ногой, если перекинуть ее сверху. Маневр позволяет завершить борьбу или же разъединить руки соперника, чтобы сделать рычаг локтя. Эффективность зависит от порога боли, некоторые люди не обладают высокой чувствительностью к такому. К ним лучше применять действия на пальцы или узлы на кисти.

На голеностопы

Очень ценные и эффективные, потому что могут быть применены при любом расположении партнеров относительно друг друга. Оба могут быть в партере или стойке, один — стоять, другой — быть на полу, применить сможет каждый. Неоспоримое преимущество еще и в возможности выхода на исполнение из многих позиций так, чтобы это было внезапно.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #12

Скручивания пятки

Выполняется в нескольких вариациях:

  • с захватом ноги ногами. В современном джиу-джитсу является одним из самых травматически опасных, однако, к запрещенным не относится и применяется достаточно широко. Объяснение в том, что суставы нижних конечностей менее чувствительны, чем верхних, и при воздействии боль можно не ощущать до момента травмирования. Действие разрешено, но выполнять его следует с особенной осторожностью. Следует перекинуть внешнюю ногу через ногу противника, чтобы она оказалась у него на животе, внутренняя при этом может пребывать в любой позиции. Если так не сделать, то удерживающая сила будет слишком слабой, станет легко скинуть. Чтобы соперник не сделал то же самое, важно подтягивать к себе согнутые колени;
  • находясь снизу к партнеру в стойке. Один из лучших приемов джиу-джитсу для партера, похож на предыдущий, разница лишь в расположении. Лежа на спине необходимо своей ногой обвить ногу оппонента по направлению изнутри наружу. Далее, поднимаясь на лопатках, поймать пятку сгибом своего локтя и начать скручивание. Возможны два варианта развития событий: соперник сдается от боли или падает на пол, во втором случае можно сразу же перейти на предыдущую технику. Повреждение голеностопа может наступить быстрее, чем чувствуется боль, у него низкая подвижность и чувствительность;
  • стоя по отношению к партнеру в партере. Принцип действия обратный предыдущему, выходом может послужить бросок с захватом обеих ног или подъем после освобождения.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #13

На колени

Ценятся не так легко, как на голеностопы, потому что дают меньше эффекта. Тем не менее, это достаточно распространенный прием в боевом бразильском джиу-джитсу, его удобно применять из разных позиций. Как правило, они дополняют болевые на голеностопные, так как даже для новичков посильно быстро переключаться между ними, чтобы застать врасплох.

Подразделяются на:

  • рычаг корпусом. Допустимо не только закидывать ноги другого бойца за плечо, но и просто обхватывать и притягивать к своей грудной клетке. И в том, и в другом случае обязательно следует прогнуться назад. Важно помнить, что у колен очень низкая чувствительность, и о вытекающей из этого вероятности повредить сустав еще до того, как начнет чувствоваться боль;
  • скручивание с воздействием на пятку. Если проводить, захватывая ноги своими ногами, и ступня оппонентка оказывается не под разноименным плечом, а под одноименным, то он почувствует боль не в голеностопном, а в коленном суставе. Сопротивляться этому практически невозможно, поэтому будет присутствовать высокий риск повредить колено;
  • корпусом с образованием узла, это может служить контрприем против скручивания пятки. После выполнения надо отклониться корпусом назад. Боль появится в области икроножной мышцы.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #14

Школы Джиу-джитсу сегодняшнего дня

Прославленных школ японского происхождения осталось около 50-ти, и все они разбросаны по миру. Большинство школ джиу-джитсу приобрело коммерческий характер. Необходимо отметить, что согласно уставам международных организаций джиу-джитсу, каждой школе позволено заполнять свой технический арсенал различными элементами техник, характерных традиционным рукопашным единоборствам той или иной страны.

Основные отличительные черты между ними заключены в том, что какие именно группы приемов преобладают. Например, в технике известного бразильского джиу-джитсу преобладают приемы лежа. К счастью, современным приверженцам восточных единоборств не придется проходить всех мучительных трех этапов «посвящения». Ведь сегодня такие школы доступны всем, независимо от возраста и пола.

Традиционные и современные школы

В IХ в. японский придворный врач Акаяма Сиробеи, побывав в Китае и изучив значительный опыт китайского у-шу, систематизировал все известные ему приемы борьбы для создания единой системы со своими принципами и методами. После демонстрации императору, были отобраны базовые приёмы и создана первая школа по изучению джиу-джитсу. Традиционными (классическими) школами считаются те школы, которые в течение нескольких поколений мастеров существенно не изменялись и признаны культурно-историческим наследием в Японии (http://koryu.com/guide/ryuguide.html — см. полный перечень классических школ). Обучение базируется на комплексе формальных упражнений (ката) и различных формах их реализации (рандори). Изучается как борьба без оружия, так и против вооруженного противника, фехтование в доспехах и без них, борьба в доспехах.

Современные школы создавались на базе традиционных. Цели изменений:

  • создание специализированных направлений (например, для полицейских);
  • приспособление для современных ситуаций самообороны;
  • создание спортивных направлений.

Критика спортивных школ

Спортивные школы нередко сильно отличаются от исходных и формируются по принципу «дзюдо + каратэ» и, в отличие от традиционных школ, не уделяют внимания работе с оружием. Ученики таких школ обычно не умеют противостоять вооруженному ножом противнику, обнаруживая, что тот бьется вовсе не так, как было принято во время тренировок для подготовки к соревнованиям. Кроме того, правила соревнований резко ограничивают используемые приёмы. В джиу-джитсу нет и не может быть ограничений. Трудно запихнуть огромнейший и богатейший арсенал в рамки хоть каких-то соревновательных ограничений.

Про название «джиу-джитсу» в России

В России со времен русско-японской войны 1904—1905гг широко известно как «джиу-джитсу». Написание и произношение в форме «джиу-джитсу» следуют тогдашнему обычаю передачи японских слов через посредство английского языка и давно стали традиционными, хотя более поздняя система кириллической транскрипции непосредственно с японского (система Поливанова), принятая в академических кругах, воспроизводит это слово как «дзюдзюцу» — ср. с позже заимствованным словом «дзюдо». Последнее также первоначально именовалось в России и СССР «джиу-до», позже «дзюу-до» и «дзюудо» и считалось просто более новым вариантом старого джиу-джитсу. В конце 1930-х японские системы борьбы были в СССР в своём исходном виде практически запрещены и сведены в единственную «идеологически верную» борьбу самбо; при этом было забыто самое имя борьбы дзюдо. Когда же в 1964 году она вошла в программу Олимпийских игр, то потребовалось создать советскую сборную; для этого в срочном порядке переучили самбистов и заново заимствовали название «дзюдо», уже в новой транскрипции. А слово «джиу-джитсу» сумело (несмотря на тот же запрет) закрепиться в художественной литературе, остаться на слуху и полного забвения избежать, сохранив, таким образом, свой первоначальный вид. Интересно, что выжила дореволюционная форма названия, а более поздняя (середины 1930-х) «дзюу-дзюцу» исчезла.

В 1978 году в СССР вновь появляются джиу-джитсу благодаря деятельности Иосифа Линдера. Первые официальные соревнования по джиу-джитсу (дзю-дзюцу) были проведены в апреле 1979 года. В программе соревнований были представлены разделы полноконтактного поединка без доспехов — иригумиго и по демонстрации традиционной и прикладной техник для специальных служб. До 1993 года И. Б. Линдер бессменно возглавлял в качестве президента федерацию джиу-джитсу и кобудо СССР (распоряжение Госкомспорта ССС № 10-1/1665) и являлся вице-президентом федерации боевых искусств СССР (постановление Госкомспорта СССР № 4/3а). С 1990 года И. Б. Линдер назначен европейским директором окинавского союза боевых искусств, представительство которого было аккредитовано в Москве (распоряжение Исполкома Моссовета № 1-10/37). После распада СССР и прекращения деятельности советских спортивных организаций И. Б. Линдер в 1992 году возглавил международный союз боевых искусств (МСБИ), представительство которого было аккредитовано в России (распоряжение Правительства № 149-РЗП, свидетельство об аккредитации № 0002). В 2001 году решением руководства японского института по изучению и развитию традиционных боевых искусств «Нихон Будокан» и всеяпонской организации Будо и иайдо И. Б. Линдеру присвоен квалификация мастера-наставника 10 Дана по джиу-джитсу (дзю-дзюцу) и кобудо.

Правила джиу-джитсу (кратко)

Правила каждого боя определяются типом соревнования. Для получения определенного пояса идет отработка различных приемов. Отдельное внимание уделяется подготовке площадок.

Соревнования происходит по принципу контактных боев. Самые популярные современные версии боев:

  1. В первом случае проводится поединок. Для получения в нем победы необходимо провести нокдаун. Второй вариант, позволяющий получить победу, заключается в применении правильного удушающего приема.
  2. Чтобы победить противника, можно заставить его сдаться. Для этого он обязан сдаться дважды. Используются болевые приемы, особенно лежа.
  1. Второй случай, когда победа присуждается за очки. Боец должен получить самое большое количество очков, которые присуждает судья. Если количество очков одинаковое, судьи выносят общее решение, кто победил.
  2. Еще один вид поединка, предполагает минимальные ограничения. Чтобы получить победу, нужно совершить нокдаун или заставить противника сдаться. Технически разрешены многочисленные удары.

Для большей части соревнований участникам сложного боя должно быть больше, чем 18 лет.

Площадка для соревнований

К площадке для соревнований служит небольшое пространство, оборудованное под бой. Именно оборудование позволяет минимизировать любой вред для бойцов. Ее минимальный размер составляет 8 на 8 м. Для покрытия используются таты или материалы, которые похожи по своим характеристикам.

Общая площадка разделена на 2 части. В центре есть основная полоса, она еще называется опасной. Она характеризует разделение поля на равноценные части. Общая ширина полосы не превышает 1 м. Опасная зона и опасная полоса отличаются по цвету. Это является одним из важнейших правил. Так проводится контроль действий бойцов.

Рабочая зона, на которой происходит основное действие, находится внутри опасной зоны. Ее минимальный размер равен 6 м на 6 м. Площадка вне опасной зоны является безопасной, и ее размер составляет не менее 2 м.

Для того чтобы участники знали где начинается и заканчивается поле, используются специальные полосы. Их наносят в центре рабочей зоны. Минимальное расстояние между ними составляет 4 м.

Пояса и нормативы в джиу-джитсу

Олимпийский вид спорта имеет свои достижения. Зачастую звания оцениваются по цвету пояса. Подобные особенности есть во многих видах боевого искусства. Система поясов в джиу-джитсу делится по возрасту, квалификации, заслугах.

Система по возрасту:

  1. Белый присуждается всем новичкам или самым маленьким спортсменам.
  2. Серый пояс. Он присуждается детям в возрасте до 6 лет включительно.
  3. Желтый. Он подходит до подросткового возраста.
  4. Оранжевый пояс находится «внутри» желтого и присуждается детям от 10 до 15 лет.
  5. Зеленый пояс выдается подобным образом. Граничный возраст спортсмена составляет 15 лет.
  6. Синий пояс является первым, который присуждается в более зрелом возрасте. Он выдается спортсменам старше 16 лет.
  7. Пурпурный пояс также выдается спортсменам, старше 16 лет.
  8. Коричневый пояс выдается по достижению совершеннолетия.
  9. Черный имеют право выдавать бойцам, старше 19 лет.
  10. Черные и красные пояса выдаются взрослым спортсменам.

Возраст учитывается условно на конец текущего года. По своей сути точная дата рождения не имеет никакого значения.

У каждого решения присуждения пояса по возрасту есть ограничения. Если спортсмен претендует на пурпурный пояс, он обязан уже иметь зеленый, получить его заранее. Срок владения поясом соответствующего цвета должен быть не меньше 2-х лет. Второй условие – возраст спортсмена больше 16 лет.

Если спортсмену больше 17 лет, на него распространяются другие правила получения пурпурного пояса. Он обязан иметь в своем арсенале сразу 2 пояса и владеть ими по 1 году. К таким поясам относится зеленый и синий.

С пурпурным поясом множество нюансов и для взрослого спортсмена. Если накануне он получил зеленый и временной промежуток между присуждениями был минимальный, то следующий коричневый пояс он может получить не раньше, чем через 2 года.

Самые сложные условия для получения черного пояса. В 19 лет его можно получить, но при условии, что как минимум год у бойца есть коричневый пояс, полученный по всем правилам. Временные рамки между получениями поясов позволяют оптимизировать условия их получения. По своей сути спортсмену в любом случае нужно время, чтобы улучшить навыки.

Какая разница во времени для разных поясов:

  1. Голубой и пурпурный – 2 года;
  2. Пурпурный и коричневый – 1,5 год;
  3. Коричневый к черному – 1 год.

Подобные правила соблюдаются беспрекословно. Никаких исключений из правил просто не бывает. Временные отрезки считаются по официальной регистрации пояса. Дата соревнований и другие нюансы не учитываются.

Кроме цвета поясов, есть дополнительное разделение титулов. Они обозначаются полосками на поясе. Они же называются степенями. У каждого пояса, кроме черного и красного, есть разделение на 5 категорий, соответственно полос. Идет пояс и 4 полос, что в результате образует 5 уровней. Чтобы получить уровень, нужно получить одобрение от тренера.У черного пояса есть больше уровней. Всего их 7, включительно с самим поясом. Для их получения нужно решение специальной комиссии или организации.

Кто может получить черный пояс и полосы:

  1. Бойцы, которым исполнилось 19 лет. Младшей категории спортсменов подобные награды не присуждаются.
  2. Для получения пояса нужно принадлежать к той организации, которая занимается его присуждением.
  3. Чтобы получить первую полоску, нужно подождать минимум 3 года после получения самого пояса.
  4. Подобное правило действует для получения последующих наград. Нужно ждать минимум 3 года для получения каждого ранга.
  5. Чтобы получить 5 или 6 полоску между ними проходит не менее 5 лет.
  6. Для получения 7-8 полоски нужно подождать 7 лет.
  7. Для получения последней полоски придется подождать еще 10 лет.

Спортсмену также нужно обновлять свое членство или занимать определенный пост, как тренер. Все эти условия касаются только самых высоких рангов, как в черном поясе.

Обходить общие правила нельзя. Нужно обязательно последовательно получать ранги. Так спортсмен показывает не только свое мастерство, но и преданность делу. Только полная отдача гарантирует, что он занимается любимым делом. Ранги больше считаются престижными и ценятся внутри одного коллектива бойцов.

Нормативы на пояса значительно отличаются. В мире множество школ, ассоциаций. Они вправе менять определенные нормативы. Существует единая аттестационная программа. Что в нее входит: оценка уровня подготовки бойца, сроки его занятий, сдача основного экзамена. Важным является его возраст.

Стандартные положения и термины

Бой по джиу-джитсу является непростым действием. В нем заложен некий ритуал, включая приветствие бойцов. Приемы в подобном боевом искусстве отходит на второй план. Основы боя показывают мастерство, а соблюдение правил и ритуалов, осознанность бойца.

Сам поединок проходит в одной зоне. Если бойцы выходят за пределы зоны, их действия никак не влияют на результат. Рабочая зона является единственной, где проходят все действия. Отдельный случай, если прием начался в правильной зоне, а затем бойцы переместились в неактивную зону, но их приемы остались прежними – в таком случае очки могут быть засчитаны.

В начале игры судьи становятся по краю площадки и затем делают поклон. Так начинается ритуал. Затем они занимают свои места – он располагается в центре. В конце боя снова судьи делают поклон. У судьей есть свои ритуалы, касательно положения тела, поклонов.

Перед началом боя участники также должны поклониться. Такая же позиция сразу после боя. Такое приветствие называется РЭЙ. После оглашения результатов победитель делает поклон арбитрам. Поклон делают с ровной спиной. Если один из участников вынужденно отсутствует, его соперник, который остается на площадке, обязан сесть на колени.

Для джиу-джитсу есть большой список специфических терминов. Одни из них относятся к арбитрам, другие к игрокам. МОТО НО ИЧИ – название исходной позиции перед боем. Ее обязаны занять оба бойца по команде арбитра. ХАДЗИМЭ – команда начала боя, а ЯМЭ – сигнал, когда нужно остановиться.

Судейство

В боевом искусстве каждое движение, общая техника имеет особенное значение. За соблюдением всех правил отвечает судья. Всего за боем наблюдает основной арбитр и 4 судей, которых называют боковыми. Они все являются участниками судейской коллегии.

Их помощниками являются судьи при самих участниках, секретарь, и человек, следящий за временем. Во время игры ведутся протоколы, учет очков, записываются все нюансы. Записи помогают, когда возникает ничья и победителя нужно определить по количеству очков.

Экипировка и инвентарь для джиу-джитсу

Традиционно костюмы для занятий боевым искусством называют кимоно. В Японии экипировка имеет другое название доги, что в переводе означает одежда для Будо. Другое название переводится, как одежда для тренировки, но она все равно выглядит, как привычное для всех кимоно.

Что входит в общий комплект:

  • куртка;
  • штаны;
  • сам пояс.

Есть отдельная инструкция для игроков, как завязать пояс и само кимоно. Курточку завязывают таким образом, чтобы ее левая часть была сверху. Подобные правила некого этикета имеют многолетнюю историю.

Пол бойца никак не влияет на то, как завязывается курточка. Левая часть всегда должна быть сверху. Оби, он же пояс, также завязывается по определенному принципу. Именно опрятный внешний вид бойца и показывает, насколько он квалифицирован.

Как завязывают пояс:

  • для первого оборота используют левую часть пояса;
  • затем делают второй оборот, его делают поверх первой части;
  • правую часть пояса проводят через оба оборота;
  • дальше оформляют левую часть, для этого проводят правый конец через средний оборот;
  • дальше проводится левый конец, который проходит через средний или верхний оборот;
  • затем затягивают узел.

При правильной технике пояс будет выглядеть максимально коротким, но удерживать форму куртки. Правильное положение пояса – ниже пояса, выше колен. Признаком правильного оформления пояса является две одинаковые части, которые имеют одинаковую длину.

Длина концов поясов имеет двойное значение, а не только удобную форму. Они обозначают некую двойственную силу. Они сочетают силу духа или тела.

К экипировке относятся разные виды оружия. Оно относится к холодному оружия. Танто является макетом ножа. Еще одним снарядом является палка. Его изготавливают из прочного дерева. Данные орудия должны быть у каждого бойца, но отвечать общим характеристикам.

Длина ханбо должна быть около метра. Диаметр составляет 3-3,5 см. Поверхность палки выбирают гладкую, чтобы не навредить сопернику. Дополнительно палка покрывается специальной краской. Допускаются только небольшие трещины, которые существенно не влияю на гладкость поверхности. Любые сучки или неровности не допускаются.

Турниры по джиу-джитсу

В мире проходит множество соревнований по джиу-джитсу. Они позволяют показать свое мастерство, а также получить награды, почет. Самые известные среди них:

  • Чемпионат Европы;
  • Кубок Европы;
  • Чемпионат мира.

У каждого чемпионата есть своя награда, некий титул. В отличие от других видов спорта в джиу-джитсу чемпионаты используются только для демонстрации умений. Для получения пояса или ранга используются другие виды соревнований, где боец демонстрирует свои навыки, умения. В этом заложен весь смысл философии джиу-джитсу.

Федерации джиу-джитсу

Популярность джиу-джитсу в мире планомерно растет. В результате существует множество организаций, ассоциаций и даже федерация. Международная федерация расположена в Париже. Она была основана в 1998 году.

Федерация контролирует работу множества региональных организаций. Она следит за популяризацией вида спорта во всем мире. Постепенно джиу-джитсу выходит на новый уровень, как современное боевое искусство, но с сохранением традиций и единой философии.

Медицинские противопоказания

Вопрос от подписчика Спортсмен занимается боксом и джиу-джитсу. Когда лучше делать выбор?

Противопоказаны тренировки по джиу-джитсу детям с заболеваниями позвоночника, сердца, сосудов, кожными инфекционными заболеваниями. Для приема в спортивную школу нужно принести медицинскую справку с заключением педиатра о допуске к занятиям. Некоторые секции могут попросить предоставить дополнительно ЭхоКГ сердца.

Советы родителям, которые хотят отдать ребенка в секцию джиу-джитсу

Успех занятий любым видом спорта, в том числе и джиу-джитсу во многом зависит от желания ребенка и правильной мотивации со стороны тренера и родителей.

Родителям, решившим отдать ребенка в секцию джиу-джитсу тренеры советуют:

  • Не разрешайте пропускать занятия без уважительной причины. Частые пропуски приводят к нежеланию ребенка посещать секцию;
  • Всегда присутствуйте на соревнованиях и открытых уроках, чтобы ребенок понимал, что вы его поддерживаете;
  • Помогайте ребенку освоить непонятные упражнения дома. Смотрите видео, разбирайте ошибки, советуйтесь с тренером, берите домашние задания;
  • Всегда хвалите юного спортсмена, даже за мелкие победы. Похвала и заинтересованность родителей являются мощной мотивацией к победе;
  • Если ребенок отказывается заниматься, а после тренировки вял и раздражен, нужно менять секцию и выбрать для малыша другой вид спорта, ведь заставляя ребенка тренироваться насильно, можно убить его интерес к занятиям.

Джиу-джитсу для детей – это прекрасный выбор, как для ребенка, так и для родителей. Этот вид спорта отличается минимальным травматизмом и несет в себе глубокую философию гармонии с окружающим миром.

Это восточное единоборство прекрасно подойдет детям, далеким от командных видов спорта, оно позволит вырастить сильную и уверенную в себе личность, а также поможет освоить принципы самообороны

Однажды в Великобритании некий мужчина попытался изнасиловать незнакомку, однако та сделала ему удушающий «треугольник», от которого здоровяк попросту вырубился

Тактика в этом смысле весьма подходящая — насильник валит девушку на землю и думает, что одержал легкую победу, однако ловкие женские ножки тут же перехватывают мужику горло, захлопываясь в смертельном приеме.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #15

Во время уличной драки тот же «треугольник» отлично срабатывает, особенно когда противник этого не ожидает. Простофиле кажется, что он доминирует и побеждает, но, не заметив «треугольник», он сразу же оказывается в безвыходном положении и вынужден безропотно получать по голове.

Или в этой драке, где борец проводит противнику особенно болезненную скрутку пятки.

Конечно, при всех плюсах этого боевого искусства, у него есть и минусы. Так как правила борьбы стимулируют работу именно в партере, адепты бразильского джиу-джитсу часто не уделяют должного внимания стойке и порой проигрывают толковым «вольникам».

В наших широтах не всегда получается применять приемы из бразильского джиу-джитсу. Зимой, когда все одеты в толстые пуховики и дубленки, это боевое искусство серьезно проигрывает другим видам единоборств. Те же «ударники» имеют преимущество также и в драке с несколькими противниками, так как всем сразу провести болевые приемы не получится.

Также многие приемы не всегда эффективны, если противнику не запрещено слэмить, как, например, в бою Рампейжда Джексона в Прайде, во время которого Рикардо Арона попытался накинуть противнику треугольник.

Однако в целом приверженцы бразильского джиу-джитсу чувствуют себя в октаконе вполне комфортно. Взять хотя бы Фабрисио Вердума или братьев Диас, один из которых, Нейт, задушил в первом бою Макгрегора.

Нельзя забывать и про Маккензи Дерн, спортсменку и красавицу, черный пояс по БДД, которая недавно подписала контракт с UFC и уже выиграла один бой. Дерн — отличный пример фразы про «размер не имеет значения». При весе в 52 кг она смогла победить Габи Гарсию, которая весит больше на целых 40 кг. Впрочем, до того Дерн проиграла ей 5 раз.

Бразильское Джиу-джитсу: история, пояса, техника и приемы #16

Подводя итоги. БДД — может и не Кольт 45-го калибра, но тоже способно уравнять между собой противников вне зависимости от их комплекции. Если девушке хочется обезопасить себя и заняться каким-нибудь видом единоборств, ей можно посоветовать именно бразильское джиу-джитсу. Сама природа наградила дам габаритами, с которыми при должном умении можно ломать даже самых могучих несносных мужиков.

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий!x