Музыкальные изобретения Льва Термена

9 октября 2017 года в Новой Третьяковке состоялся концерт «SOUND UP: Революция в звуке», посвящённый экспериментальной музыке 1920-х годов — эпохи, когда композиторы пытались следовать за техническими новаторскими изобретениями и достижениями индустриализации. Александр Мосолов писал «музыку машин», Дмитрий Шостакович сочинил балет «Болт», в те же годы появилось крупнейшее сочинение Владимира Дешевова — опера «Лёд и сталь».

Важным элементом этого концерта стало исполнение ансамблем «Студия новой музыки» Аэрофонической сюиты Иосифа Шиллингера — первого произведения для терменвокса с оркестром. Терменвокс, разработанный Львом Терменом в первые послереволюционные годы стал, пожалуй, самым известным электроакустическим изобретением эпохи, прижился и используется до сих пор.

Лев Термен: жизнь и судьба

Изобретатель, физик и музыкант Лев Сергеевич Термен (1896-1993) родился в 1896 году в Петербурге. Окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели, обучался на физико-математическом факультете Петербургского университета. С 1919 года заведовал лабораторией Физико-технического института в Петрограде, одновременно с 1923 года — сотрудничал с ГИМН’ом (Государственный институт музыкальной науки, Москва).

В 1927 г. был направлен Наркомпросом РСФСР в зарубежную командировку. Объездил всю Европу, был одним из популярнейших людей в Нью-Йорке, был вхож в клуб миллионеров. В 1931-38 гг. являлся директором акционерного общества Teletouch Inc. (США). В его Нью-Йоркской студии бывали и работали такие выдающиеся люди своего времени, как физик Альберт Эйнштейн, дирижер Леопольд Стоковский, актер Чарли Чаплин, художница Мари Элен Бьют и многие другие. Его изобретения, сделанные в 20-40-е, годы прочно вошли в наш обиход.

Лев Термен (обложка)

В конце 1938 года Термен возвратился в СССР, был арестован в 1939 году и осужден на 8 лет лагерей. Год провел на Колыме, но большую часть срока — в легендарной «Туполевской» шарашке. После освобождения работал в научно-исследовательском центре КГБ, разрабатывая различные электронные системы.

С 1963 года являлся сотрудником акустической лаборатории Московской консерватории. В конце 60-х из-за разногласий с начальством после публикации статьи о нем в Американской газете  The New York Times его со скандалом изгоняют из консерватории, и он вынужден перейти на работу в МГУ. С 1966 года Термен — сотрудник кафедры акустики физического факультета МГУ.

Умер в 1993 году.

Терменвокс

Первый в истории электронный музыкальный инструмент. Изобретен в России в 1919/1920 годах, назван по имени своего создателя. Звук на этом инструменте возникает не от касания, а от движений рук исполнителя в пространстве перед специальными антеннами. При этом со стороны слушателю кажется, что звук возникает из ниоткуда.

Терменвокс

Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется приближением/ отдалением другой руки к/от левой антенны. Исполнитель на терменвоксе играет стоя.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании фильмов, спектаклей и т. д.

Терпситон

«Терпситон» — инструмент, позволяющий танцору сочетать пластику тела с музыкой и светом.
Идея «терпситона» пришла к Термену также еще в начале 20-х годов, вероятно, сразу же после создания «терменвокса». Но если в «терменвоксе» высота тона и громкость зависят от положения рук исполнителя, то в «терпситоне» частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела танцующего.

Терпситон

Принцип действия «терпситона» очень похож на принцип действия «терменвокса»: у одного из генераторов частота жестко фиксированная, а у второго — переменная. Она зависит от изменения расстояния между обкладками конденсатора колебательного контура. Одной из обкладок конденсатора является изолированная металлическая пластина, помещенная под полом танцевального зала, а второй — тело танцора.

Первый вариант инструмента был изготовлен во время пребывания Термена в США. Другой — во время его работы в Московской консерватории (1966-67 гг.).

Ритмикон

Ритмикон предназначен для формирования любых желаемых музыкантом ритмических структур. Инструмент был сконструирован Терменом в 1931 году (также в США). Для отсчета ритма в инструменте используется оригинальный механизм, в который входят источники света и вращающиеся диски с отверстиями.

Ритмикон имеет пианино-подобные клавиши, регуляторы скоростей вращения дисков («звуковысотного» и «временного», или, иначе, «ритмического») и фотодатчик с усилителем, формирующие озвученный ритм.

Главная функция «звуковысотного» диска — генерация постоянного звукового сигнала. Частота звукового сигнала определяется скоростью вращения этого диска и числом отверстий в диске, через который проходит свет. Функция «временного» диска заключается в получении желаемых ритмических рисунков.

Грифовый электронный инструмент (виолончель)

Для разработки вопросов, связанных с грифовым управлением электромузыкальных инструментов, соответствующих звучанию смычковых, в лаборатории акустики Московской консерватории в 1965 г. разработан и изготовлен экспериментальный одноголосный грифовый инструмент. Диапазон его около 4-х октав — от субконтроктавы до пятой. При игре гриф располагается вертикально, аналогично виолончельному.

Громкость звука регулируется нажимом и передвижением лёгкого рычага, расположенного сходно с положением смычка. Резкость атаки звука также может изменяться. Динамический диапазон инструмента превышает громкость обычных смычковых инструментов более чем в 10 раз.

Инструмент состоит из игрового грифа с контролем динамики и тембра, электронного блока и динамика.

Благодарим Андрея Смирнова за предоставленные материалы.

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий!x