Еxit 2019: история выхода из реальности

31 июля 15:06

Автор:

Егор Лапшов

С 4 по 7 июля в сербском городе Нови Сад прошел один из крупнейших фестивалей Европы — Exit. Журналист Mixmag Russia Егор Лапшов побывал там и записал свои музыкальные впечатления и эмоции от этой солнечной страны.

В конце 1990х Сербия пережила мощнейшие бомбардировки НАТО. Огромная часть страны была парализована, десятки фабрик, школ, больниц, мостов, аэропортов и церквей разрушены. Страна погрузилась во мрак. Последняя бомба была сброшена 10 июня 1999, и люди еще долгое время боялись выпускать детей на улицу. На смену всему темному и мрачному, всегда рано или поздно приходит что-то свежее и молодое. Так вышло и во втором городе Сербии — Нови Сад. Спасаясь от депрессивного мрака войны, местные студенты в первое послевоенное лето собирались в парке на берегу Дуная, играли на оставшихся после бомбежек инструментах, пели песни и устраивали импровизированные самопальные дискотеки. К концу затянувшихся каникул в этом коммьюнити родилась идея организовать фестиваль для всех жителей Нови Сада и ближайших городов. Это был нулевой Exit. 

Exit стал выходом для всех молодых людей, которые захотели забыть ужасы войны и иметь возможность переключиться на творчество, креативность и развитие. В 1999 таких набралось несколько тысяч, и организаторы решили провести следующий год за подготовкой полноценного коммерческого мероприятия. Exit под номером 1 прошел в огромной Петроварадинской крепости. Этот «Венгерский Гибралтар» был заложен для обороны империи Габсбургов в 1692 году в стратегически важном месте — устье реки Дунай. Фестиваль быстро преобразовался в общественное движение, отстаивающее свободу и демократию, а организаторы из года в год увеличивали значение крепости в пропаганде этих ценностей. Exit постепенно стал главной площадкой новой Сербии, страны открытой всему новому и современному. За последние 19 лет фестиваль успел превратиться из местечкового события для сербской молодежи в событие континентального масштаба и попал в десятки подборок лучших фестивалей. В своих пресс-релизах артисты гордятся выступлением в Петроварадинской крепости наравне с приглашением на Tomorrowland, Sonar, Awakenings или Coachella.



Нови Сад — культурная столица Сербии. Серость спальных районов здесь с лихвой компенсируется уютным и ухоженным средневековым центром. Обязательно выбирайте отель именно в этом районе, тут намного больше колоритных ресторанов и баров, а вечером можно гулять по набережной, знакомясь с будущими друзьями по фестивалю. Варадински мост — единственный путь к фестивалю из города. Дорогу к нему найти очень просто, даже без навигатора — на несколько недель, предшествующих Exit, город становится одной огромной рекламой фестиваля, а концентрация баннеров, листовок и раскрашенных автобусов заметно увеличивается на подступах к мосту. По словам местных, значение Exit для Нови Сад колоссально. Мой водитель с гордостью рассказывал, что работает на фестивале уже 15 лет и даже возил группу Sex Pistols. Рестораны предлагают специальные предложения владельцам браслетов, бары наливают бесплатные шоты всем назвавшим своего любимого артиста при любом заказе, а реклама шоппинг моллов мотивируют местных к покупкам «необходимостью модно выглядеть на Exit».

Перейдя через мост и получив свой all-day-pass, я попал в крепость. В 2019 организаторы построили в ней двадцать сцен. Интересные мне стили были представлены лишь на двух: MTS Dance Arena и No Sleep Novi Sad.



Dance Arena и NSNS принципиально различались во многих аспектах. Dance Arena — огромная трехуровневая площадка, с десятком входов и выходов и выступлениями самых именитых мировых диджеев. NSNS — относительно небольшой (2000-3000 человек) танцпол с четко выверенной концепцией и селекцией андерграундных артистов. Попасть сюда было можно только через долгий каменный туннель внутри одной из стен крепости.

В первый день самым сложным оказалось успеть побывать на двух этих произведениях фестивального искусства столько, сколько хотелось. Спустя час после начала сета Шарлоты Де Витте на DA, я уже пытался протиснуться на выступление итальянских эйсид-террористов Boston 168 на NSNS. Залипая под их гипнотическое техно, я совсем забыл о том, что уже через полчаса на DA начинал Масео Плекс. В итоге мне получилось попасть к нему на бэк только к концу выступления. Размашистый грув американца — лучший способ не уснуть в 4 часа утра. Спустя двадцать минут намечался его мощнейший b2b-сет с Карлом Коксом, и мне казалось, что эта ночь уже ничем не сможет меня удивить. 57-летний пионер английского рейва помогал Масео раскатывать 30 000 толпу не жалея сил, как в лесах под Бирмингемом в начале 1990-х.



Официальное приложение фестиваля напомнило мне — через 15 минут на NSNS играет I Hate Models, и вот я уже пробираюсь через толпу, прохожу через тоннель и слушаю индастриал этого молодого француза, который так ненавидит модели и шаблоны. Первая ночь закончилась в районе семи утра и где-то 150 bpm. Не сумев дозвониться до водителя, я поймал первое попавшееся такси, заплатил 500 динар (300 рублей) и оказался в отеле.

Сербы очень дружелюбный народ, особенно по отношению к русским. Охранник, сверяющий мои данные в первый день, узнав что я русский, кричал мне в след: «руски братко, добродошли!» (русский брат, добро пожаловать!) все оставшиеся дни. Геополитический позитив населения помноженный на южное гостеприимство делает отдых в Нови Сад по-настоящему домашним. Здесь мне ни разу не нахамили, не обманули и не отказали в помощи. В сравнении с московскими и петербургскими, сербские цены ниже или похожи. В пересчете на рубли, сим-карта с 4 гигабайтами интернета стоит 200 рублей, ужин обойдется в 500, а бутылку приличного красного вина в магазине можно купить за 300. Пожалуй, Сербия — самая дешевая страна Европы из всех, где мне довелось побывать. Отдельное слово стоит сказать об организации и ценах питания на самом фестивале. На всей территории можно найти десятки кафе с разными кухнями: от китайской до итальянской. Обычная цена блюда — 350 динар (200 рублей), банка пива — 250 динар (150 рублей). Наверное, впервые, я понимал абсолютно обезумевших от таких цен европейцев, ведь всё тоже самое стоит минимум в два раза дороже на российских фестивалях.


Мой второй день Exit снова начался на Dance Arena. Божественный корейский вокал Пегги Гу в час ночи — что может быть лучше для начала музыкального трипа? В отличие от вьетнамского Epizode, на который кореянка пришла в пижаме Louis Vuitton, для Exit Пегги приготовила гораздо более грубый техно-сет. Признаюсь, поначалу мне было очень сложно услышать в её выступлении автора легкого «Han-Pan».

Спустя полтора часа за пульт встал Поль Калькбреннер, мои новые друзья из Германии рассказали, что в их стране он сейчас популярен больше группы Rammstein. Мне сложно было заметить разницу между этим Полем и тем, что 10 лет назад заставлял 14-летнего меня мечтать о тусовках в Берлине. Берлин все еще зовет, а Калькбреннер отыграл один из лучших лайв-сетов фестиваля.

Вторую ночь Exit я также закончил под индастриал, но в этот раз итальянский. Дуэт 999999999 разогнал No Sleep Novi Sad до тех же 150 bpm — рейв определенно жив.



Прогуляться по Нови Сад стоит хотя бы ради того, чтобы прочувствовать настоящий дух Европы, не заезжая в Евросоюз. Все эти низкие домики, башенки и площади — настоящий рай для любого ценителя средневековой архитектуры. Прогулка на фестиваль обязательно должна дополняться местным мороженным, которое ничем не хуже итальянского, и плесковицей — самым популярным сербским стрит-фудом, дающим фору любому крафтовому столичному бургеру.

Следующая ночь Exit для меня вышла довольно аскетичной, но максимально приятной. Я пришел на NSNS в 01:00 и ушел в районе пяти. В эту ночь тут проходил шоукейс BASSIANI, пропустить который, на мой взгляд, было бы кощунством. Грузины NDRX и Zitto и американец DVS 1 без лишних слов представили публике звучание одного из лучших на данный момент клубов мира. Публика поняла, зайти на танцпол после 02:00 было невозможно даже теоретически.

Атмосфера Exit — незабываема. Средневековый замок, приветливые сербы, вкусная и дешевая еда, широкий Дунай, солнце и музыка. Много хорошей и качественной музыки. Последняя ночь фестиваля обещала стать легендарной. В этот раз все самое интересное было на Dance Arena. Ровно в 02:00 за пульт встал отец техно-музыки Джефф Миллз из Детройта. Первое, что сразу бросилось в глаза — выключенные камеры операторов и несколько охранников, которые следили за тем, чтобы никто из находящихся на бэкстейдже не снимал музыканта не телефон. Все два часа его космического сета у этих огромных сербов было много работы. Как мне объяснили позже, таковы были условия райдера. Выступление Джефа — тонкая грань между кажущимся некоторым слишком монотонным и аскетичном техно и фестивальным звучанием, рассчитанным на десятки тысяч человек. 

За ним начал играть Dax J. Англичанин с самого начала поставил свой трек «Russian blood lines», тем самым дав понять, что ночь в 04:00 только началась. Постепенно повышая bpm до 145 и 148, Дакс не оставлял публике ни малейшего шанса разойтись. Вдалеке начали гореть файеры, и происходящее, стало больше напоминать празднование чемпионства футбольной команды, на которое пришло всё население города. Дакс закончил свой сет около шести, мы поздоровались, он налил мне шот французской водки, передал привет Mixmag Russia и мы завороженно стали слушать первые треки Эмили Ленс. Техно-дива попивала розовое шампанское и легко пританцовывала, на часах было уже семь утра, а люди вокруг и не думали уходить. «Dance for me» повторяется в её последнем ЕР. Толпа покорно выполняла просьбу бельгийки и не останавливалась ни на секунду за все два часа её выступления.



Роскошный рассвет в средневековой крепости на берегу Дуная встречали более 200 000 человек. Именно таким мне и запомнится фестиваль —грандиозным, искренним и безбашенным. Exit — это и правда выход из нашей реальности, и теперь я знаю это не понаслышке.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

 Операционный директор: Татьяна Джумаева

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Все вопросы и предложения: info@mixmag.io

Служба поддержки:

service@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 950 004-67-65


По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес info@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы