Gas — звуковая нейрохирургия

17 мая 20:25

Мало кто оказал столь сильное влияние на техно-музыку, как немецкий продюсер Вольфганг Фойгт. Начав с дебюта под псевдонимом Mike Ink в 1991 году, он выпустил сотни записей под более чем 30 именами, а в 1998 году выступил в качестве одного из учредителя магазина, лейбла и далее вплоть до микро-империи Kompakt, 19 мая Вольфганг со своим авторским проектом Gas откроет фестиваль «Стрiчка».

Не так давно исследователи объяснили феномен музыки Вольфганга и особенности ее влияния на человеческий мозг. Не каждый день по мотивам творчества электронных композиторов пишут докторские диссертации. Mixmag Россия интерпретировал научные труды на язык понятный тусовщику. 


Первая музыка и основание Kompakt

Сначала немного исторических предпосылок. Выросший в поп-культуре 1970-х, Вольфганг разработал свое собственное музыкальное направление на стыке жанров: глэм-рок, поп, джаз, классика, панк и нью вейв, а также поп-арт и нью вайлд арт. В конце 1980-х он поймал кислотную лихорадку, и с тех пор Фойгт бескомпромиссно посвятил себя прямому техно-басу. 

В 1990-х годах техно достигло масштабной востребованности. Андеграундный музыкальный магазин, основанный в 1993 году Фойгтом и его друзьями, стал одним из центров этого движения и процветающим местом для продажи как собственных релизов, так и музыки единомышленников со всего мира. После семи лет активной работы звукозаписывающий магазин превратился в лейбл Kompakt со своим собственным букинг агентством. 



Фойгт записывал самую разную музыку под массой псевдонимов. Например, один из его самых коммерчески успешных релизов. 


В течение этого периода, который Фойгт называет «искусством ведения бизнеса», он начал фокусироваться на художественной манере и дизайне Kompakt, превращая лейбл во всемирно известный бренд. В 2003 году команда переехала в просторное здание, расположенное в центре Кельна, и идея независимой культурной фабрики (весьма в духе фабрики Уорхола) выросла из мечты в реальность.
С 2007 года Фойгт снова переключил свое внимание на личные проекты. 

Вдохновленный минималистичными структурами, Фойгт понимает современную музыку как невербальный, внерассовый музыкальный язык, в котором происхождение, статус или контекст больше не актуальны. Еще в детстве Вольфганг услышал гитарный рифф от Марка «T. Rex» и звук французского рога. Сегодня автор повторяет: «Оба появляются в моей музыке всегда. Даже если вы этого не слышите». Более поздние прозрения касаются Roland TB-303 и чикагского хауса. 


Основные принципы работы

Вклад Фойгта в различные диалекты электронной музыки всего мира трудно переоценить. Два фундаментальных подхода, благодаря их бесчисленным вариациям, характеризуют музыку и все произведения артиста. 

Первое: принцип цикла — статическое или переменное повторение минималистичных, зацикленных структур, которые генерируют определенные шаблоны. Структура компьютерного музыкального продакшна и связанного с ним программного обеспечения, явно и очень сильно влияет на художественную концепцию, отраженную в музыке Фойгта. 

Второе: абстрактное деформирование и уплотнение внешних ресурсов, то есть выборка различных звуков или изображений, сведенных к их первоначальной базовой структуре, их исходная эстетика, в определенном смысле, их гипотетическое освобождение и перенос в новое качество — процесс, который Фойгт называет entdeutung, то есть де-значимость.




Выбирая «сырье» для работы, артист опирается на свои предпочтения, спонтанные настроения или определенные типы совпадений. Хотя эти ресурсы чаще всего исчезают во время обработки, их скрытое присутствие, тем не менее, остается существенным. Вольфганг Фойгт имеет правила, которым он следует. Однако, композитор регулярно нарушает их во время творческого процесса, используя новые импровизационные методы.

На протяжении многих лет его проекты содержали множество инструментов: живые, выборочные, акустические и электронные. Фойгт часто не может или не хочет противостоять притяжению крайней абстракции, хотя уважает четкие границы 4/4 бит и серийные паттерны, найденные на промышленных звуковых пейзажах. 


Появление Gas и его эволюция

В начале 1990-х под влиянием техно Вольфганг Фойгт начал экспериментировать с чередующимся маршем через свободно плавающие петли. Эти элегические следы, отсутствие у них начала и конца создавали ощущение бесконечности, а их опьяняющая, гладкая и несколько аморфная структура звучала для автора как испаряющийся газ — таким образом, появилась музыка Gas. ГАЗ — это видение звукового тела между Шёнбергом и Kraftwerk, между валторном и басовыми барабанами. Официальная страница артиста гласит: «Gas — глэм-рок „под кислотой“. Gas должен провести вас маршем через тернии на безумный рейв в недрах туманного леса, как метафоры вашего сознания».

Фойгт выпустил четыре альбома Gas в период с 1995 по 2000 год и внезапно прекратил, издавая совсем другие работы под иными альтер эго В минувшем году состоялось возвращение Gas со сборником Narkopop. Негодующие критики назвали альбом «мутным», «грязным», а звучание «дешевым». Но после двух или трех недель их мнение изменилось: «клаустрофобный, атакующий шум начинает чувствоваться теплым, даже красивым». Такую первичную реакцию легко понять, ибо ребята привыкли в течение 15 лет получать от Фойгта издания Rückverzauberung («Обратное очарование») — серию эмбиентных записей и инсталляций, чья абстракция и атональность по праву считаются эволюцией музыкальной эстетики Вольфганга. Но в 2017-ом стало ясно, что мэтр никогда не прекращал преследовать и развивать свою истинную творческую страсть к ритму. Narkopop подарил артисту фантастическую популярность.

Применяя самые разнообразные модели взаимодействия с инструментами и набором компьютерных программ, он начал извлекать неожиданные элементы из бесчисленного звукового потенциала: «На возвращение Gas меня вдохновила идея объединить абстрактные классические саундскейпы с техничным басовым барабаном, как противоречие моей долгой привязанности к эмбиенту. Теперь бас-барабан снова вернулся в мою музыку».




Вольфганг Фойгт продолжает свое впечатляющее возрождение Gas — он анонсировал еще один альбом под названием "Rausch". Новый Gas будет представлен ровно за день до фестиваля "Стрiчка" — 18 мая на Kompakt. "Rausch" поступит на CD, в цифровом виде и на виниле. Вместо скучных описаний и пресс-релизов Фойгт представил краткий ассоциативный ряд в стиле 18-ой главы «Улисса», то есть поток сознания несвязанных между собой фраз: Это то, где я хочу быть / Это то, где мы горим / Фанфары радости / Фанфары страха / Вино, которое мы пьем через глаза / Личный Иисус / Охота начинается / Кто любил принца / Будущее без человечества / Теплый снег / Свет как туман / Дебют в загробной жизни — и так далее... Добавив: «Все, кто думает, что это слишком тяжело для восприятия, просто примите Gas как замечательную музыку». Такая формулировка не устроила исследователей, и они решили разобраться, в чем феномен влияния музыки Gas на людей. Обнаружилось сразу несколько объяснений.

Научное. И так Gas пытается свести материал к своей изначальной эстетической структуре, используя различные методы масштабирования, чтобы освободить его от первоначального значения и контекста. Это как увидеть белый цвет, но не знать, что это белый, не иметь стереотипного представления о предметах белого цвета. Будто ваши пальцы или все что угодно могут стать белыми. Согласитесь, добиться подобной чистоты в звуке — абсолютно невероятная вещь. 

Его намерение состоит в том, чтобы создать новую эстетическую сущность, пещеру (деталь / петлю / повторение), где слушатель можете потеряться. Таким образом вы слышите привычные звуки в странной и «неприемлемой» для мозга последовательности. Этот прием называется сериализм, — техника музыкальной композиции, встречающаяся преимущественно в западноевропейской музыке второй половины XX века. Генетически сериализм связан с серийной техникой, берущей своё начало в музыке нововенской школы, особенно в додекафонии, использующей серии из двенадцати тонов соотнесённых между собой. Еще Моцарт два с половиной столетия назад заметил, что при повторении некоторых элементарных звуков в прямой и обратной последовательности, публика начинает «заводиться». Мы упоминали ранее о принципе цикличности, свойственной работам Фойгта, но в проекте Gas это приобретает совершенно фантастический оборот. 

Ян Мюррей из Университета Северной Каролины исследует влияние звука на мозг. Про Gas но сказал следующее: «Автор использует узорные, бескомпромиссные повторения, чтобы задействовать атмосферу, которая провоцирует эмоциональное сдвиги в сознании своих слушателей, точно так же, как он расставляет фокальные точки с определенной вибрационной частотой». Фокальные точки — яркие, запоминающиеся детали, главная задача которых — акцентировать на себе внимание. Они присутствуют в любом виде искусства: фотография, кинематограф, музыка. Фойгт интуитивно транслирует их с целью зацепить вас. Например, чередуя шумы с тишиной, повторяющиеся закольцованные секции, маршевидные барабаны, разнообразные ритмические рисунки, которые наложены один на другой, определенные скоростные режимы и прочее — все это имеет прямое влияние на мозг слушателя. Проект Gas — своего рода звуковая нейрохирургия.

Компонентный анализ музыки дает возможность выделить темпо-ритмическую, гармоническую и мелодическую структуру, которые в свою очередь также имеют свойства подчеркивать нюансы изменений психофизического состояния. Поэтому акцент сейчас не столько на музыке, как сложной многоуровневой матрице, а на вибрациях звуковых колебаний. В композициях Gаs выделяются яркие звуковые колебания, которые резонируют с определенным участком мозга. Например, высокий бета-ритм частотой 30 Гц вызывает состояние, сходное с тем, которое возникает после употребления кокаина. Альфа-ритм частотой 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации. А Фойгт попросту чередует данные состояния, вплоть до использования медленных кусков трека, резонирующих с тета-ритмами частотой 7,5 Гц, что способствует возникновению медитативного состояния. Если бы Gas захотел опуститься до низкого тета-ритма частотой 4 Гц, то возникло бы переживание, получившее в литературе название «путешествие вне тела» — темп в 2 — 3 раза медленнее сердечного приводит сознание в гипнотический транс, чем часто пользуются шаманы. Но на вечеринке это может привести к катастрофе, так как под воздействием подобной музыки все уснут. 



Фойгта по праву причисляют к отцам-основателям и теоретикам минимализма в техно-музыке


Многое зависит также от слушателя. Степень внутренней раскрепощенности предопределяет соотношение внутренних (эмоционально-образных) и внешних (активных двигательных) реакций на звучание барабанов в ритмах электронной музыки. Вспоминаем любовь Вольфанга к маршу, темп которого примерно 90 — 100 ударов в минуту. Барабанный бой — лучшая иллюстрация прямой связи состояния человека с темпо-ритмической структурой музыки. Монофоническое звучание барабана, в виде отбивания простого ритма способно пробудить телесно-двигательный аспект реакции человека (неосознанно заставить тело танцевать), потому что темп достигает или превышает скорость биения сердца (130 ударов в минуту).

Теперь мифически-синергетическое объяснение. Уитни Джонсон недавно представила свою докторскую диссертацию в Чикагском университете. Ее интересовала сравнительная социология звукового искусства и художественной музыки, одним из основных интервьюеров Уитни выбрала Вольфганга Фойгта. «Однажды вы упомянули о некоторых теоретически и мифологических влияниях, которые характеризуют ваши треки. Какая теория — музыкальная, критическая, социальная, эстетическая — важна для вас сейчас, и как она работает в композиционном подходе?» — поинтересовалась доктор. Оказалось, что в ранние годы Gas Фойгт экспериментировал с сюжетами романтических немецких сказок, таких как произведения Братья Гримм. И по сей день музыкант вдохновлен лесной картиной в немецкой мифологии, которая, как правило, обладает мистическими, даже магическими качествами. По утверждению самого автора, еще в 90-е его захватила идея сделать некоторые виды внутренних отсылок к литературе, истории искусств и музыке. После долгого перерыва наконец возникла удивительная синергия. Большинство выступлений Фойгта в защиту Gas-тура состоялись и ещё состоятся не только в клубных пространствах. «Моя цель — заставить Gas жить в максимально возможном количестве различных местоположений и ситуаций, будь то галереи, музеи, площади, густые леса или заброшенные заводы», — открыт в своих пожеланиях Вольфганг.

Подытожить статью логично мнением Gas о собственном творчестве, далеко не каждый автор способен ясно оценить себя, но у Фойгта с этим полный порядок: «Вся моя художественная работа была, помимо некоторых очевидных исключений, рельефными противоречиями, определенной синхронностью противоположных аспектов. Я всегда был очарован атональным и экспериментальным абстрактным искусством, в то же время мне нравятся очень минималистичные, монотонные и прямые ритмические структуры. С возрастом я пытался объединить эти вещи разными способами, что привело к результатам, которые слушатель не может контролировать».

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Вопросы по онлайн-академии: academy@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7-977-950-59-58

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы