Что такое «Геометрия настоящего»

20 февраля 13:01

В последнюю неделю февраля в Москве, в пространстве некогда закрытого и режимного объекта ГЭС-2 будет идти масштабное, во всех смыслах этого слова, событие — «Геометрия настоящего». Проект состоит из серии инсталляций и перформансов, переосмысляющих архитектурное пространство здания, а также междисциплинарной программы лекций и воркшопов, посвященных саунд-арту. В проекте принимает участие несколько десятков художников и артистов из разных стран мира, которых специально подбирал куратор программы — Марк Фелл. 
По просьбе Mixmag Russia, Никита Величко незадолго до открытия «Геометрии настоящего» поговорил с идеологами проекта Викторией Михельсон и Гретой Мавикой.



Почему Фонду V-A-C, деятельность которого направлена на развитие современного искусства, стало интересно исследовать звук?

Виктория Михельсон: В первую очередь мы стремились показать, что есть искусство вне привычного музейного контекста. Мы хотели сделать программу, которая бы включала все от театра до танца, от звука до перформанса. V-A-C Live — новый департамент, который у нас появился, — собственно, этим и занимается.

Мы начали с перформанса — трехдневного проекта в Whitechapel Gallery в сентябре, — а затем перешли на новый для нас медиум: саунд. При этом «Геометрия настоящего» открыта и для других форм. Вообще, мы делаем не столько фестиваль, сколько масштабный выставочный проект, составной частью которого является музыкальная программа.

Грета Мавика: Звук мы выбрали в том числе и из утилитарных соображений. Наша площадка сейчас ни к чему другому не подготовлена. Мы очень хотели показать ее в нынешнем состоянии, в паузе между этапами реконструкции и трансформации но если делать обычную выставку, то только за страховку пришлось бы отдать пять наших годовых бюджетов. Поэтому мы решили, что для того, чтобы правильно показать целое пространство, а не только его части, звук — единственный подходящий медиум, который по-настоящему может поглотить собой все помещение.



Почему вы выбрали Марка Фелла на роль куратора?

Виктория: Мы смотрели разных людей — теоретиков искусства и художников. Марк, с одной стороны, выходит из клубной культуры, с другой — он довольно хорошо известен в поле визуальной культуры. Вторая причина, важная для меня, — это то, что он хорошо разбирается в теории и документации звука. Его кураторский подход не ограничивается выбором художников, он выстраивает сложные аудио-визуальные связи, в том числе исторические, и встраивает их в заданное «Геометрией настоящего» пространство ГЭС-2. И это проект, в котором он вовлечен не только интеллектуально, как исследователь и организатор, но и эмоционально, как соучастник.

Грета: Я продолжу — исследовательский взгляд очень важен для нас. Мы столкнулись с ним не в первый раз. В Лондоне проходила замечательная выставка об интернет-искусстве, пост-интернете, истории интернета, сама не понимаю разницу.

Виктория: А параллельно шел проект Марка и Люка Фаулера, который тоже участвует в «Геометрии настоящего».

Грета: Так я узнала о Марке еще и как о художнике. Мы начали спрашивать знакомых в Whitechapel и все нам рассказывали, что работать с Марком одно счастье. Он досконально погружается в археологию того, что делает. Нам хотелось взять человека, который присылает по пятьсот писем в день и хочет обсуждать все: от цвета чашек до педантичных исследований о новых для него российских артистах, которых он открыл во время работы на проекте.


Кстати, как вы выбирали российских участников? Я слышал от некоторых знакомых, что они были удивлены этому выбору — например, там нет многих, кто уже представляет Россию на международном уровне.

Виктория: У нас есть отличная команда, которая составила огромный список — Марк посмотрел и отслушал больше ста проектов.

Грета: Могу точно сказать, что Марк просто не обладал информацией, кто из музыкантов, например, ездил в Берлин на CTM. Для него было важно найти людей, присутствие которых имело бы смысл в этом проекте вместе с другими.

Виктория: Тут нет подводных камней — есть кураторский выбор.

Грета: Ему очень многие понравились. Я помню, как мы обсуждали это с ним: «Это очень нравится, это тоже очень нравится. Но мне кажется, что это интереснее, а это я вообще еще нигде не слышал, значит у нас должно быть!». Нас часто спрашивают — у вас так много жанров, почему так? Для нас важно, что это все люди, которые пытаются экспериментировать со звуком и предлагать что-то новое. Иногда получается, иногда нет, но важно, что они исследуют новые направления, двигают свое искусство вперед. Когда Марк слышал то, что его удивляло, мы обсуждали это дольше обычного.



Марк говорил в одном интервью, что следствием «Геометрии настоящего» станет то, что о российских музыкантах узнают за рубежом. Собственно, продвижение местных художников — это и есть основная задача Фонда V-A-C. Я хотел спросить, а как именно о них узнают благодаря «Геометрии»? Кроме того, что о событии пишут в английской прессе, в журнале The Wire, например.

Виктория: Тут одновременно задействовано много разных стратегий. Конечно, мы рады, что к проекту есть внимание прессы. Но речь идет также о совместной работе артистов из разных стран, о сотворчестве, о соотнесении своей работы с работами других артистов, с контекстом заданного времени и пространства.

Грета: Приедет действительно много журналистов и людей из музыкального сообщества. Мы поражены тем, насколько велик интерес к мероприятию. Кроме того, у Марка есть друзья во всех точках мира, и он сможет рассказать о музыкантах и тем, кто не доедет.


V-A-C Live еще будет заниматься проектами, связанными с музыкой в том числе?

Виктория: Обязательно. С момента открытия ГЭС-2, которое запланировано на 2019 год, у фонда будет большое пространство, которое будет открыто для поиска, наполнено разными формами искусства, и в том числе звуком.

Грета: У нас будет концертный зал, очень пластичный по своей технологической композиции.


Насколько «Геометрия настоящего» некоммерческое мероприятие? Понятно, что на тысяче человек при таком размахе лайнапа вряд ли можно много заработать.

Грета: Мы некоммерческий фонд и никогда не проводили коммерческие события. Наши цены достаточно демократичны. У нас нет никакой цели начинать коммерческую деятельность, связанную с музыкой либо концертами и мероприятиями.

Виктория: На средства от продажи билетов мы планируем сделать каталог и выпустить винил.

Грета: Да, это к вопросу о том, как узнают о русских артистах, художниках, музыкантах. И этот винил будет продаваться не только в России.

Виктория: Если этого не случится, то что-то пошло не так.

Грета: Все будет так. Говорят, даже погода будет не очень холодная.



То есть речь идет о лейбле V-A-C?

Вместе: Да.


Здорово. А донести эту музыку до большего количества слушателей именно в России вы стремитесь?

Виктория: Мы взаимодействуем с Syg.Ma, где публикуются материалы, представляющие художников. Очень обидно, что могут прийти только 400 человек на вечерние и 1000 на ночные мероприятие. Но это не наша вина — нам хотелось сделать проект именно в этом пространстве.

Грета: Мы раздвинули сцену, насколько возможно. На ночную программу есть возрастное ограничение, но на вечерние мероприятия мы приглашаем самых разных людей, в том числе школьников.

Виктория: Для меня самая главная часть — выставочная, вход на которую, как и насыщенную дневную дискуссионную программу, совершенно свободный.

Грета: Важно учесть, что это первый раз, когда мы открываем доступ в здание ГЭС-2. Оно долгое время было режимным объектом, куда никого не пускали. И вот эта территория неожиданно открывается для города, для людей. В дни проведения фестиваля сюда может зайти совершенно случайный посетитель и открыть для себя, например, что музыка Лори Шпигель — самая прекрасная вещь на свете. Конечно, мы хотим, чтобы пришли не только те, кто интересуется экспериментальной музыкой, и рассчитываем на самую разную аудиторию.


В этой истории есть ваш личный интерес как людей, любящих музыку?

Грета: Конечно, есть, иначе мы бы за это не взялись. Идея родилась, когда нас правильно настроило выступление Риёко Икэды...

Виктория: И Карстена Николаи, который делает проект Alva Noto. Они как раз работают в поле клубной культуры, соединяющейся с выставочным пространством.

Грета: Мы жили в Лондоне, до Лондона — в Америке: в странах с разными прогрессивными течениями в музыке. Я сегодня рассказывала Вике, как профессор из университета, где я однажды случайно взяла курс по электронной музыки, думая, что это будет курс про ее историю, а не продакшну — плачевная страница моей жизни, — написал мне: «Грета, я увидел мероприятие, и вспомнил, что ты там работаешь. Это невероятный лайнап!» Мне было приятно.



Есть проекты, которые вас лично больше всего интересуют и о которых вы рассказываете другим людям особенно взахлеб?

Виктория: Я очень жду перформанса, который готовят Иван Бушуев и Карина Казарян. Там соединяется два абсолютно разных мира — то, чем Иван занимался и никому раньше никогда не показывал. Мы случайно нашли его страницу на Soundcloud и подумали — ух ты, класс. Потом наша коллега Даша говорит: а знаете, кто это? Это Иван Бушуев.

Грета: Мы же с ним работали!

Виктория: Как это случилось — из классической музыки такой переход...

Грета: Это как раз доказывает, что нет никаких границ.

Виктория: Безумно интересно для меня. Самой главной, я думаю, будет презентация композиции Элены Радиг.

Грета: Кларинетисты из Франции и американский виолончелист Чарльз Кертис, который долго сотрудничал также с Ла Монте Янгом, исполнят концерт на два с половиной часа. Марк говорит, что будет слушать лежа. Если кто-то захочет присоединиться — принесите свой коврик для йоги. Это к тому же о том, что у нас далеко не только электронная музыка.

Виктория: Все будет интересно, особенно соединения разных медиумов — перформанса и инсталляции со звуком. Например, Жаклин Киоми Гордон будет делать инсталляцию и и перформанс совместно с Соней Левин, где задействованы несколько людей. Все это создается прямо на месте, с учетом специфики пространства. Очень любопытно, как это все будет взаимодействовать.

Грета: Из инсталляций, которые сейчас уже начинают приобретать форму, самая амбициозная — работа Тео Берта, прекрасного художника, который по каким-то причинам не звезда, хотя мы считаем его суперзвездой. Он создает инсталляцию в большом заброшенном цехе, площадь — 1500м2. А из концертной программы, помимо всех новых коллабораций, интригует проект Стивена О’Мэлли и Алексея Тегина.

Из тех, кого мы привозим, мне интересно даже не только то, каким будет само выступление, потому что я многих этих людей слышала и видела. Хочется узнать, как отреагирует московская публика, которая привыкла больше всего к техно и хаусу, а мы им тут даем футворк. Нормально потанцуйте, ребята! Ждем, как это будет развиваться. Где в Москве можно потанцевать? Это серьезный вопрос. Я, честно, не очень люблю техно, и мне негде потанцевать.


Художники, которые делают инсталляции, тоже будут исследовать звук?

Виктория: Это выставка о пространстве и о звуке. И это скорее будут исследования и истории, и пространства, и истории пространства. Звук не является главным элементом. Джеймс Ричард, например, работает с видео. Звук интересует его как дополнение к его фильмам. Но звук — это то, что будет все время где-то рядом и будет, естественно, доминировать в этой выставке.



У проекта есть четкие цели и задачи, когда вы сможете обсудить итоги и сказать, что получилось и что нет?

Грета: Виктория ответит на этот вопрос — для меня важно повторить, что для нас самих это эксперимент. Эксперимент со зданием, эксперимент с относительно новым для нас медиумом, потому что в основном мы до этого работали с визуальным искусством. Нам интересно понять, что произойдет с этим живым медиумом и абсолютно новым для нас процессом его воплощения.

Виктория: Для меня главная задача — создать комфортные, располагающие условия для посетителей, чтобы было комфортно там находиться, чтобы они чувствовали, что все располагает к тому, что именно эту композицию нужно послушать,.

Грета: Важная цель — привлечь новых людей...

Виктория: Из разных миров.

Грета: Я очень хотела бы увидеть людей, которые случайно проходя мимо ГЭС-2, зайдут и откроют для себя что-то новое, возможно, полюбят что-то — это для нас уже будет победой. Мне кажется это самое важное. (смеется) Нам говорят, мы не совсем нормальные.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

 Операционный директор: Татьяна Джумаева

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Все вопросы и предложения: info@mixmag.io

Служба поддержки:

service@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 950 004-67-65


По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес info@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы