Как открыть свой лейбл. Объясняет Кирилл ’Ki.Mi.’ Кашатских

17 мая 11:36

Свой лейбл сегодня имеют, кажется, все. Диджеи, продюсеры, промо-группы, клубы. Но даже открыть лейбл — это только начало. Хотя многие даже не знают с чего начать. Поскольку редакция Mixmag Russia получает довольно большое количество вопросов, так или иначе связанных с запуском (или существованием) лейбла, мы попросили преподавателя Mixmag Академии Кирилла Кашатских, более известного как Ki. Mi. рассказать о том, как устроен процесс выведения собственного лейбла на орбиту и какие существуют подводные камни. У Кирилла в этой области большой опыт, поскольку он работает и с виниловыми и с цифровыми лейблами, знает массу нюансов, которыми и поделился в своей статье.


«Как открыть свой лейбл?» Если вы читаете эти строки, то значит уже задавались таким вопросом. Конечно, можно погуглить, благо в интернете сегодня можно найти очень много информации на этот счет. Однако, сложность заключается в правильно-последовательном поступлении этой информации. Поскольку нередко случается так, что какой-то не до конца разобранный вопрос может или увести вас не в ту сторону, или же и вовсе выбить из колеи и усложнить вам работу. 

Хорошим примером подобной ситуации может быть работа с дистрибутором. Например, вы по незнанию заключили договор с первым (ну хорошо, со вторым) попавшимся дистрибутором и спустя несколько месяцев вы вдруг понимаете, что ваши продажи почему-то не идут, а может быть вам выпала возможность «самому заплатить за свой продукт», такое тоже случается. Вы начинаете разбираться в причинах, тратите на это драгоценное время, потом приступаете к поиску нового дистрибутора, опять бумажная волокита, новая трата времени на проверку верности вашего выбора. Подобных ситуаций может быть масса, а всё потому, что вы изначально не разобрались в вопросе, на который, возможно, вы изначально потратили пару часов. 

При создании и запуске лейбла возникает масса вроде бы простых, но вместе с этим сложных и запутанных вопросов. Постараюсь рассказать о них довольно просто, чтобы многим было понятно. 

Главная ценность лейбла — это материал, который на нем выходит. Не буду лишний раз повторять, что мы живем в эпоху мощнейших информационных потоков, и, как мне кажется, сегодня вопрос уже стоит не в потреблении, а в фильтрации этой информации, поскольку уже давно никто не в состоянии полноценно перерабатывать всю поступающую информацию. Например, на одном только Beatport в отдельном жанре может выходить до 2-3 тысяч треков. Представьте сколько потребуется времени на прослушку этого музыкального массива и выбрать что-то подходящее для себя! Так что издаваемый вашим лейблом материал должен как-то выделять, чем-то цеплять и быть проверенным еще до его выхода в свет. И такие проверки могут занимать годы. А что это за проверки?



Представим, что вы только что записали свой музыкальный опус. Вас распирает от радости, вас охватывает гордость, что вы смогли его закончить, вам непременно хочется поделиться этим треком с кем-то, а может быть сразу же отослать на какой-то лейбл. Ведь у вас на руках хит! Но именно на этом этапе и кроется самая распространенная проблема. Наш слух имеет свойство «замыливаться», так как у нас в голове есть своего рода «тумблер» переключения внимания, что может поспособствовать тому, что вы не заметите какие-то недочеты, какие-то нюансы. И эти проблемы копятся ещё даже не доходя до этапа мастеринга, не говоря уже о выходе в свет. Как решить этот вопрос? Дайте себе отдохнуть от этого трека. И под «отдохнуть» я имею ввиду не 5-10 минут, а просто отложите трек хотя бы на несколько дней. Потом вернитесь к нему, и если вас всё устраивает, тогда двигайтесь дальше, а если нет, принимайтесь за исправление недочетов. Подобный цикл может занимать недели, а то и месяцы вашего времени. Всё зависит от уровня вашего перфекционизма. 

Но даже такие циклы когда-нибудь заканчиваются, и вот вы сделали полностью готовый трек, а может быть даже несколько. Что делать дальше? А дальше вам нужно обратиться за помощью к знакомым диджеям, если вы сами не диджей. Поскольку сейчас мы говорим прежде всего о музыке, предназначенной для клубов, то и проверять эффективность вашего творения надо на танцполе, на публике. Всё ли работает как надо, все ли звучит на своих местах, как реагирует публика, как работает бас. Недаром, существуют так называемые промопулы, когда ваши треки рассылаются определенному кругу диджеев, которые после того, как обкатали музыку в работе оставляют вам свои фидбеки. Однако, сегодня время промопулов (которые зародились еще в 70-х, во времена диско) скорее всего прошло, поскольку эффективность данного метода, на мой взгляд, близка к нулю. Объясню почему. 

Для того, чтобы воспользоваться промопулом, вам придется раскошелиться на некую базу подписчиков (если у вас нет своей). Многие дистрибуторы предлагают платную базу из 10-20 тысяч диджеев, среди которых будет произведена рассылка вашей музыки. Но тогда возникает вопрос, а кто потом купит ваш релиз, если 10-20 тысяч диджеев уже скачали вашу музыку бесплатно, при этом вы же ещё и заплатили, чтобы донести музыку до своей же аудитории. Возникает самый настоящий парадокс. 

Более действенный метод — это отправить свои треки кому-то из знакомых профессионалов. Если же таковых среди вашего окружения нет, то найдите контакты 10-20 таких человек и отправьте им. Если фидбек будет отличным, значит вы всё делаете правильно. Если же пошли критические замечания, то к ним стоит прислушаться, но верить сразу на слово не стоит, лучше всё тысячу раз перепроверить. Мы с вами все разные, каждый из нас слышит музыку по-разному, в разном настроении, и реакция на один и тот же трек в разное время суток может быть совершенно разной. Не забывайте про это. 

Конечно, вы можете отправить свою работу на какой-нибудь лейбл. Причем под этим я понимаю работоспособный и известный лейбл, который следит за своей стилистической чистотой, и не старается выпускать всё подряд. Знайте, на рынке сегодня существует огромное количество «зеленых» лейблов, которые выпускают всё подряд, лишь бы заработать на вас деньги, толком даже не вкладываясь в рекламу вашего релиза. Но важно другое: если ваш материал отрывают с руками, значит всё хорошо, но если регулярно приходят отказы или вы сталкиваетесь с молчанием, значит что-то с вашей музыкой не так. 

Но в какой-то момент обкатка и тестирование вашей музыки заканчивается. Вы нашли все изъяны и довели свое произведение до ума. Значит теперь стоит переходить к этапу создания обертки. Как будет выглядеть ваш лейбл визуально и аудиально. Под аудиально я понимаю его историю, цели и биографию. Если писатель из вас так себе, опишите простыми словами на чем базируется ваш лейбл, будет ли ограничен какими-то рамками, или может никаких рамок не будет, кто владелец, кто будет отвечать за оформление. Если хотите, чтобы всё выглядело красиво и солидно, то найдите подходящего копирайтера. Хотя «Войну и мир» здесь от вас никто не ждет — достаточно одного абзаца. 

Серьезно подойдите к продумыванию визуальной составляющей, поскольку она играет немаловажную роль. Помня о Beatport с его гигантским музыкальным потоком вам нужно как-то выделиться среди тех тысяч треков, которые появляются на этом сервисе каждый день. Как минимум вам нужно сделать интересную, яркую, качественную обложку. 



В таком случае уже срабатывает эффект визуального восприятия. Если вам, как потребителю, приглянулась обложка, то высока вероятно, что вы кликните на прослушку. Если же обложка производит впечатление, словно она сделана на коленке за пять минут, то вряд ли она побудит вас кликнуть, чтобы послушать. Поэтому, если вы не дизайнер, не умеете работать со специальными программами, вам лучше обратиться к профессионалу в этой области. Но одной обложкой, конечно же, ограничиваться нельзя, поскольку вам нужно проработать общий стиль вашего лейбла, последующие обложки, оформление постов в соцсетях. Сами обложки тоже бывают разные и для каждого магазина их форматы могут различаться. Начнем с того, что для разных носителей вам необходимо проработать свой вариант. Например, если это винил, то здесь стоит обратить внимание на «яблоко», как оно будет выглядеть, какая обложка будет на конверте пластинки. 



Если мы говорим о «цифре», то здесь основное отличие — размеры самой картинки. Где-то она должна быть 3000×3000 пикселей, где-то 1400×1400, таких размеров может быть очень много. Размеры так называемой «шапки» вашей страницы тоже везде разные, и это тоже стоит учитывать. Например, «шапка» для SoundCloud 



не подойдет для Facebook. 



И такие дизайнерские решения должны быть понятны для восприятия большинству вашей аудитории и информативно доступны. Если вам удастся этого добиться, то ваши шансы на победу увеличатся. 

Теперь можно переходить к, наверное, самому главному вопросу при запуске лейбла — дистрибуции. Что это такое и с чем это едят. 

Если вкратце, то дистрибуция это организация сбыта и распределение вашей продукции по сети сбыта. Здесь стоит понимать, что мы с вами находимся в России и примерно понимаем, как обстоят дела с продажей винила или «цифры» в нескольких крупных российских городах. Но ими всё дело не ограничивается. В каждом городе есть свои нюансы, свои торговые точки, о которых вы можете и не знать. Поэтому лучше всего обращаться к людям, которые профессионально занимаются вопросами сбыта и в курсе таких нюансов. Они берут на себя работу по сбыту вашей продукции, и понимают где ваша музыка будет продаваться более эффективно. 

Отсюда возникает другой вопрос: где найти такого дистрибутора, и как понять подходит ли конкретно этот под ваши задачи. 

Во-первых: вам нужно определиться в каком формате вы будете работать: только лишь «цифра» или винил и «цифра», или же только винил. Вариантов здесь может быть довольно много, поскольку есть еще и компакт-диски, аудиокассеты, реклама и многое другое. 

Во-вторых, нужно найти того самого! Чаще всего у дистрибутора уже есть свой хорошо налаженный канал сбыта продукции. Но среди них есть и такие, которые отдают приоритет не качеству своей работы, а вашим деньгам. К сожалению, подобных недобросовестных дистрибуторов сегодня стало очень много. Далеко не каждый будет заботиться о том, правильную ли обложку вы загрузили, всё ли хорошо с отмастеренным файлом, нет ли ошибок в тексте на обложке релиза, и прочие вопросы, за которыми, в принципе вы должны следить сами, но промахи случаются со всеми. 

Обратите внимание, где чаще и больше прослушивается музыка в стилистике близкой к вашей. Например, в какой стране популярнее техно или же где сегодня центр активности в области драм-н-бейса. Такую информацию несложно найти просто погуглив, плюс можно почитать что-нибудь из истории музыки. Можно посмотреть по статистике прослушиваний вашего контента в SoundCloud или любом другом сервисе, который позволяет осуществлять подобный анализ. Одним словом, станьте ненадолго аналитиком в вашем жанре. С помощью полученной информации вы сможете понять в какой стране больше всего слушают и покупают треков в близком вам жанре. И именно из этого вы сможете выстроить свои дальнейшие действия. Например, вы сможете подобрать дистрибутора исходя из географических предпочтений, что сильно сузит круг ваших поисков. 

Например, если вы пишите r’n’b, то вам вряд ли стоит иметь дело с дистрибутором, который специализируется на минимале, так как его канал сбыта заточен на конкретную аудиторию, и вам там делать нечего. Если вы печатаете пластинки на заводе в Амстердаме, а дистрибутор находится в Германии, то вашу партию сначала будут направлять в одну страну, потом в другую, а это лишние траты на доставку, что ведет к удорожанию пластинки. И подобные моменты нужно обязательно учитывать. 
Стоит также обратить внимание на близких вам музыкантов по духу. Чаще всего дистрибутор указывается на пластинке или в тексте релиза, порой даже обычным хэштегом. А дальше уже через поисковик найти контакты дистрибутора пара пустяков. 

В случае с цифровой дистрибуцией всё значительно проще, и географическое местоположение дистрибутора здесь не играет никакой роли, но зато всплывают другие вопросы. По каким сервисам будет распространяться ваш контент, в каком сервисе вы можете присутствовать эксклюзивно, и через какое время эмбарго будет снято и ваш контент появится в других. Чаще всего отличие цифровой дистрибуции состоит в наборе магазинов, в которых будет продаваться ваша музыка; личном кабинете, где вы вы будете настраивать свой релиз; наличие промо-рассылки; возможность подписания электронного договора; выплаты и многое другое. 

В данном случае всё индивидуально, и для каждого лейбла может подойти отдельный дистрибутор. Прежде чем подписываться на работу с конкретным дистрибутором, постарайтесь узнать о нем как можно больше, почитайте отзывы, не стесняйтесь спрашивать знакомых, если таковые у вас имеются. Чаще всего у каждого дистрибутора есть свой отдел продаж, который с готовностью ответит на все ваши вопросы. Одним словом, кто ищет — тот найдет! 

Например, мой лейбл Kashatskikh сейчас работает с тремя дистрибуторам. Один занимается продажей винила, здесь я остановился на deejay.de и его подразделении VinylFuture. У этих ребят есть гибкая система работы, есть различные виды договоров о сотрудничестве. Они давно занимаются этой деятельностью, могут помочь в случае, если ваш релиз «встал» и не продается. Могут проконсультировать по предполагаемому тиражу. 

С «цифрой» я работаю через Label Worx. На мой взгляд — это команда № 1. Они очень здорово помогают с разного рода мелочами, есть обучающие ролики, в которых объясняются как работает их сервис, плюс очень много бонусов. 

И, наконец, мой третий канал — это Bandcamp, на котором часто будут появляться эксклюзивы. 

На своем лейбле Kashatskikh я издаю исключительно свою музыку, но сейчас готовим цифровой и виниловый лейбл с другим названием, куда принимаем демо от сторонних артистов. Можете писать письма на этот ящик

Подытоживая разговор о дистрибуции, могу лишь сказать, что чем лучшие сервис в обслуживании, тем большую плату он берет за свои услуги, и тем жестче придирается к вашему материалу (и не только музыкальному). Если материал им покажется слабоватым, то они попросту не возьмутся за работу. Если у вас нет наработанного бэкграунда, то они вас не пропустят. Если у вас нет своей аудитории, хотя бы какой-то, тоже самое. Даже если у вас есть лейбл, но он слабоват, с вами работать не будут. Если нет поддержки от артистов, скорее всего тоже. 

Эта информация очень легко проверяется, существует множество сервисов позволяющих по определенному артисту пробить все его заслуги, количество фоловеров в отдельных музыкальных магазинах.  Вся эта индустрия — большой бизнес, в нем работает много профессионалов, знающих эту сферу как свои пять пальцев. 

Прежде чем принимать решение о запуске лейбла, подумайте тысячу раз нужно ли вам это, болеете ли вы этим. Определитесь с целями, концепцией, дизайном, заручитесь поддержкой, создайте план продвижения. И в этом тексте я затронул лишь самую верхушку айсберга. Но есть еще масса вопросов, касающихся авторского права, работы с РАО, с паблишерами, есть огромная юридическая сфера и, конечно же, работа с музыкальным продуктом. Ведь все здесь, как ни крути, крутится вокруг музыки. Но про музыку мы с Максимом Бутылевом (Swoy) очень обстоятельно рассказываем на курсах Mixmag Академии.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Вопросы по онлайн-академии: academy@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7-977-950-59-58

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы