Бьярки: Движимый созиданием

18 марта 14:30

Автор:

Джон Торп

Темный, ничем не примечательный вечер в немецком промышленном городе Дрездене. Соответствующую атмосферу создает еще и затянувшийся моросящий дождь. По счастью, Бьярки Сигурдарсон, техно-экспериментатор, пытающийся бросить вызов сложившимся жанровым клише, который сегодня является хедлайнером на большом рейве на складе где-то на окраине города, больше всего на свете любит разговаривать о погоде. 

«Это единственное, что у всех у нас есть общего», — замечает он спустя несколько часов после поездки на поезде из Берлина, во время которого темы для беседы были куда более специфичными: Артур Рассел, социальные сети (или их отсутствие) и странные традиции его родной Исландии, в том числе Боллу дагур, или «день пончика», о деталях которого он, и его сопровождающие из родного города, рассказывают с большим удовольствием. 

«Погода — это отношение Земли, — замечает он, попутно откусывая Krispy Kreme. — И это, возможо, одна из тех штук, которые находятся вне нашего контроля. Самая большая ошибка, которую мы, как человечество, совершили состоит в том, что мы поверили в то, что планета была создана специально для нас. И это одна из причин, почему мы с таким неуважением относимся к планете и нашим условиям жизни. Эта деградация окружающей среды — это же ужасно! Она напоминает нам о фильмах ужасов, о конце света». 



Последним вкладом Бьярки в нашу хрупкую экосистему танцевальной музыки стал «Happy Earthday», его первый альбом для! K7. Он пошел по стопам работ, которые он выпускал на «трипе», лейбле Нины Кравиц с 2015 года, на котором он выпустил серию синглов и альбомов, которые постоянно бросали вызов жанру, темпу и, порой, хорошему вкусу. Поскольку хедлайнеры фестивалей сегодня все чаще предпочитают более жесткие, более быстрые, чудаковатые клубные ритмы, музыка Бьярки, которая с вулканической скоростью и неожиданностью стала визитной карточкой «трипа» Кравиц, приобрела ещё больший смысл. 

Бьярки уже было сильно за двадцать, когда он вдруг засветился на исландской техно-сцене, или, точнее, когда эта самая сцена возникла. С населением чуть менее 350 000 человек, треть из которых проживает в столице страны Рейкьявике, сложно себе представить развитый клубный рынок. Exos, до этого бывший крупнейшим техно-экспортом Исландии, и еще один завсегдатай «трипа» был наставником прыткого юного продюсера, а еще и незашоренным устроителем рейвов, формирующим лицо место ночной жизни организуя выступления таких артистов, как Surgeon и Адам Бейер. 

«Я и не мечтал о клубах, — признается Бьярки. — А уже потом, когда переехал в Амстердам в 18 лет чтобы изучать звукорежиссуру, мне просто снесло голову: „Нифига себе, это же реально супер круто!“ Я тогда работал с промоутерами, которые стали моими друзьями, устраивал нелегальные вечеринки, и это было супер-интересно. Я я просто влюбился в этих парней в грязных штанах, которые всегда что-то делали». 

В подходе Бьярки можно проследить олдскульный DiY-подход. После того, как он добился успеха под руководством Кравиц, он быстро запустил собственный лейбл bbbbbb, который стал домом как для его собственной музыки, так и для работ его друзей, таких как Lord Pusswhip, EOD и Kuldaboli. Поскольку андеграундное техно строит из себя нечто смертельно серьезное, когда все вокруг в черном, то стиль bbbbbb действует на контрасте и выходит освежающе глупым. Графически все напоминает экспериментальные лейблы 90-х, типа Rephlex, космический вздор Flying Lotus и, конечно же, Афекс Твина, с которым Бьярки разделил пластинку на «трипе». В DiY-клипе созданном Adult Swim на его трек «Bacteria Ben» монстры-оборотни принимаются за психоделическое неистовство на фоне пестрого городского пейзажа, изменяясь во всех возможных измерениях, пожирая глаза жителей, начиная с Бэтмена-любителя. Просматривая эту трехминутную работу во время воскресного похмелья ощущаешь сначала смятение, потом легкое беспокойство и смех. Друг Бьярки, который и отвечал за реализацию этого проекта, показывает переписку с менеджерами Adult Swim: «Можем ли мы потребовать, чтобы пенис демона был скрыт или удален?» 


«Комедия — высшая форма искусства, как сказал однажды Артур Расселл, — цитирует Бьярки легендарного нью-йоркского музыканта-аутсайдера, чьим подходом он продолжает вдохновляться. — И bbbbbb ведь не только мой лейбл. Скорее он группы людей, и лейбл отражает наши вкусы, наш юмор. Мы все находимся на одной частоте. Нам всем нравится одна и та же еда». 

По сравнению с искренней безжалостной энергией бэк-каталога Бьярки, «Happy Earthday» цепляет совершенно по-иному. Масштабное признание в любви к окружающему миру — ну или, по крайней мере, к тем его частям, которые отчаянно нуждаются в сохранении — значительно ослабляет безумие. Здесь нет злых демонов или психоделиков, парящих китов, всего лишь ветер, скалистые горы и бродячий скот. Многие звуки получены из полевых записей в Исландии. Например, в треке «beiv_sheep» Бьярки засемпилировал и аккуратно исказил блеяние овец а на «(.)_(.)» он зациклил свистящих птиц. Даже в треках, которые явно нацелены на танцпол, таких как «Cereal Rudestorm», и в тех можно прочувствовать благоговение. 

«Что-то подобное я не собираюсь делать еще раз, — говорит он. — Некоторые из этих треков были записаны еще десять лет назад. Здесь есть треки, которые я сам себе обещал никогда не выпустить». 
Прежде всего он стремится подчеркнуть не то, что свою потребность, а даже свою ответственность -создавать. Это жизненно важно для его мировоззрения, для его ментального здоровья. И здесь речь идет не о популярности и успехе. После саундчека и за несколько часов до выступления он отказывается поболтать с друзьями и выпить пива со своими старыми друзьями, и вместо этого удаляется чтобы лишний раз отшлифовать предстоящую программу, и появляется лишь в самую последнюю минуту, чтобы запрыгнуть в машину промоутера и отправиться на выступление. 



Выступления Бьярки, как правило проходящие под визуальную поддержку из вселенной bbbbbb, находятся где-то между лайвом и диджейским сетом, что позволяет ему погружаться в собственную музыку, не потакая вкусам и ожиданиям публики, которой может не понравиться его стиль. Он говорит, что тщательно выстраивает свои выступления, стремясь избегать скуки и бесконечных диджейских ужинов. Это важный подход того, кто всё больше беспокоится о нашей разрушающейся окружающей среде. 

В Дрезден он приехал все еще не до конца придя в себя после многодневной новогодней сессии — он провел это время в студии своего друга в Амстердаме. Во время таких творческих подходов, как признается сам Бьярки, он зачастую забывает поесть и входит в то, что сам называет «плохой, нездоровой рутиной», во время которой ему бесполезно находиться в обществе «нормальных людей», настолько велика крайность состояния его эмоций. 

«Конечно же это часть меня, и я этого избежать не могу, — признается он. — Я все пытаюсь себе сказать: „Окей, теперь точно я этого избегу. Вот сейчас я перестану записывать музыку“. И спустя два часа чувствую себя бесполезным». 

Выйдя из студии и в компании своей команды, проносясь по плоскому ландшафту Северной Германии (немного преуменьшенному доисторическими перспективами, что вдохновили «Happy Earthday») он выглядит погруженным в себя, обдумывая возможности следующей главы своей жизни. Он показывает, как живопись начала проникать в его творческий процесс. 

«Я так много чего хочу создать, — признается он. — В голове у меня так много картин, которые мне не терпится нарисовать. Но у меня на это пока еще нет нужных умений. Чтобы уметь рисовать всплепую, не задумываясь, нужно ведь обладать навыками и хорошо знать свое ремесло — мне потребовалось лет десять, чтобы выразить себя в музыке». 

Прошло чуть менее пяти лет с момента выхода «I Wanna Go Bang», первого релиза Бьярки и трека, который сильно больше понимания «андеграунда». Вытащенный Кравиц на поверхность и с восторгом встреченный в высшем эшелоне EDM-сцены, он познакомил публику главных танцполов с завораживающим удовольствием техно, одновременно подчеркнув её бессмысленность для других. В альтернативной вселенной (ну хорошо, в нашей) столь резвый успех «I Wanna Go Bang» мог просто взломать реальность Ибицы. Но для самого Бьярки, у которого на руках на тот момент уже было готово три альбома, чтобы кинуть их вслед за этим звуковым чудовищем, столь гигантский успех на самом деле ничего особого не значил. 

«Этот трек я записал когда мне было девятнадцать, а сейчас мне уже 29, — пожимает он плечами. — У меня было десять или пятнадцать треков, которые звучали так же, как „I Wanna Go Bang“. Еще жестче! Еще сильнее! Понимаете. И даже вокала не было никакого». 

Говорить с Бьярки о его выборе профессии очень непросто. По его словам, когда он думает о своей музыке, то «всё кончено». Он умен и явно знает чего хочет, но тем не менее считает себя несколько посторонним в обычной техно-круговерти. «Люди попросту зацикливаются на своем имидже. А мне кажется, что это совершенно уводит тебя от того, почему когда-то ты начал этим заниматься. Так что как правило, там как правило люди любят себя в музыке, а не наоборот. Поэтому получается все сверхэгостично, очень нарциссически. А мне все это совсем не нравится, и я не хочу в этом мараться». 

Видимо поэтому он старается не влезать в соцсети. Это был его личный выбор, который изначально придавал дополнительный налет мистицизма в нашу эпоху тотального селфи, но, к сожалению, это не сработало. В 2017 году Бьярки был вынужден нарушить свое молчание, когда соучредитель bbbbbb Джонни Хром Сильвер запостил в инстаграме трансфобный комментарий в отношении американского продюсера Octo Octa. Бьярки немедленно расстался с Сильвером, отменил предстоящие гастроли по США и пообещал, что bbbbbb «продолжит поддерживать артистов без какой-либо дискриминации и не будет потворствовать действиях тех, кто чужд сострадания, эмпатии и понимания». 

«Я родился и вырос в Исландии, — подчеркивает Бьярки, обращая внимание на сильную репутацию страны в области прав человека, властей страны, среди которых много открытых геев и прогрессивному отношению по отношению к однополым парам. «Мои взгляды во многом отражают открытую культуру и свободу, которая существует в нашей стране. И я очень горжусь тем, кто я есть». 
Он отказывается рассказать о своей личной жизни, но утверждает, что поддерживает тесные связи с небольшим исландским ЛГБТ-коммьюнити, и уверяет, что у него полно разозленных друзей, которым можно было бы ответить. «Когда я начал выпускать музыку, то я хотел сохранять анонимность. У меня никогда не было необходимости публично выражать свое мнение иначе, чем с помощью музыки, — объясняет он. — Но меня поставили в положение, когда мне пришлось извиниться за то, что находилось далеко от моих убеждений. Но мне нужно было взять эту ответственность. Понятно, что я больше не аноним. Многие люди прислушиваются к тому, что я говорю, и это хорошо». 



Бьярки настороженно относится к тому, что интернет «может быть не самым лучшим способом донести послание или эмоцию, поскольку может оказаться, что таким образом человек просто себя прославляет». Но пережитые события заставили его задуматься о том, как его позиция может помочь поддерживать борьбу за экологию, которая занимает его мозг и его музыку. 

И так, если его анонимность приказала долго жить, каков же дальнейший план, когда один из самых непредсказуемых техно-продюсеров становится всё более зрелым? «План состоит в том, чтобы создавать, — утверждает Бьярки. — Я думаю, что неправильно делать что-то, чтобы получить что-то взамен. По отношению к музыке я так никогда не думал. Музыка была тем, что помогло мне просто пройти по жизни и через мои мысли».

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Вопросы по онлайн-академии: academy@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7-977-950-59-58

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы