Пит Тонг рассказывает историю Essential Mix

31 октября 17:09

Автор:

Элиас Лейт

30 октября 1993 года в эфире национальной британской радиостанции Radio 1 вышло в эфир новое музыкальное шоу. Её ведущим был уже известный к тому времени клубный диджей и радиоведущий Пит Тонг, и это шоу в каком-то смысле для многих стало проводником в мир танцевальной электроники. Вдохновившись миксованными радиошоу американских диджеев того времени, Пит Тонг и его команда предложили радикально смелую (для своего времени) идею — отдать два часа эфира авторитетному или интересному диджею, во время которых, без перерыва на рекламу, он был волен делать все, что угодно. 

Танцевальная музыка за эти 25 лет уже сильно изменилась, но это радиошоу не утеряло своего оригинального духа и до сих пор остается одним из самых уважаемых шоу в мире танцевальной музыки. Попасть в него мечтают все диджеи, потому что это признание твоих заслуг, потому что это возможность попасть в высшую лигу клубного мира. 

Это шоу называется Essential Mix, и оно действительно осталось верно своему названию. По случаю 25-летия историю своего радиошоу рассказывает его бессменный куратор и ведущий, сэр Пит Тонг.


Откуда возникла идея Essential Mix? Что стало толчком к этому? 

К моменту запуска этого шоу я уже работал на Radio 1 пару лет. На этом радио я стал работать в 1991 году, сразу после того, как в Великобритании взрывную популярность обрело рейв-движение. Но до этого я уже работал на лондонской радиостанции еще в 1987 году. И к моменту перехода на Radio 1, уже обладал всем нужными знаниями и умениями, для работы в эфире станции, которая вещает на всю страну. Как раз в 1991 году британская клубная сцена начала переходить на новый уровень, чему поспособствовало появление таких мест, как Ministry Of Sound. 

Проработав на Radio 1 пару лет, я стал много ездить в Нью-Йорк, потому что основная моя работа была в звукозаписывающем бизнесе. Я работал на London Records и управлял собственным лейблом FFRR. И каждый раз, когда я ездил в Нью-Йорк, я все больше узнавал о местных диджеях и, в частности, о целой сцене миксованных радиошоу, которые крутились в эфире парочки нью-йоркских радиостанций. 

Мне такой формат очень понравился, вернулся домой и начал всем говорить: «Нам нужно сделать что-то похожее». Ну и потом, во времена рейвов люди всегда подходили к диджейке и умоляли записать им то, что сейчас играет. Плюс тогда сильно был развит рынок пиратских миксов на кассетах. Поэтому я просто прожужжал все уши руководству Radio 1, что мы должны запустить шоу, которое бы идеально отражало всю сцену и движение, а не как я это делал в собственной программе последние пару лет. В конце концов они согласились. В 1993 году мы назвали это шоу «Essential Mix On Air». 



Сложно вам было руководство убедить? 

Не сразу всё, конечно, получилось, но к тому моменту я уже заслужил доверие. У себя в программе я ставил музыку, плюс были секции шоу, где звучали миксы, но плюс я еще разговаривал с людьми, поэтому моя программа все-таки не была полноценным миксованным радиошоу от начала и до конца. Но у моего шоу были какие-то невероятные рейтинги и руководство было очень довольно этим фактом. Они видели, насколько большой популярностью пользуется эта музыка, они видели, насколько мощным становится это молодежное движение в Великобритании. Поэтому они понимали, что в моем предложении был смысл. 

Поначалу это шоу было нашей возможностью войти в мир клубов и оттуда уже вести прямые радиотрансляции. Если вы посмотрите на историю Essential Mix, то заметите, что в первые несколько лет мы делали просто беспрецедентное количество прямых трансляций, и поэтому тогда было очень много таких миксов, хотя сегодня это скорее двухчасовая демонстрация конкретного диджея или продюсера. Мы как бы даем ему пустой холст, но в самом начале существования шоу, мы как бы подключались к андеграундным клубам и вечеринкам и давали возможность транслировать атмосферу с их танцполов по радио на всю страну. 


Какие нью-йоркские станции или конкретные диджеи вам нравились особо? 

Конечно же WBLS. Это было то радио, на которое я равнялся еще будучи большим фанатом радио в восьмидесятые. Я словно подружился с Джоном Моралесом и Серхио Мунзаби. Это были ведущие двух первых миксованных шоу. Конечно же нельзя не забыть и про Тимми Регисфорда и Мерлина Бобба. Тимми вообще на меня очень сильно повлиял и потом стал моим хорошим другом. Он мне даже как-то показал, как нужно выстраивать миксованное шоу. Конечно же, когда уже мы запустили свое шоу, то все главные американские диджеи, типа Фрэнки Наклза, Дэвида Моралеза и Лу Веги, были и у нас в гостях. 

Помню, как пришел домой к Тимми, и он мне показал, зачем нужно иметь две копии одной пластинки. Ты работаешь на вертушках, потом все сводишь на бобинах, а затем прокручиваешь получившийся результат и сводишь еще две пластинки, потом опять все записываешь на бобины, потом все это нарезаешь, приклеиваешь нужные фрагменты на стенку, а потом все аккуратно склеиваешь. Это было сумасшествие, но для меня увиденное здорово расширило горизонты понимания того, что вообще можно делать и как. 




Просто поразительно слышать, что вы настолько сильно были вдохновлены американскими станциями, потому что, на мой взгляд, ничего подобного на местных радиостанциях уже давно нет, а вы до сих пор продолжаете. 

Сама идея, что диджеи делают длинные миксы на радио, я думаю, возникла еще во времена популярности диско. В том же Нью-Йорке, этот формат до сих пор востребован. И хотя диско уже давно мертво, сам формат миксованных радиошоу никуда не делся. Безусловно, Paradise Garage и клубы типа Danceteria играли мощную роль в нью-йоркской культурной жизни в середине восьмидесятых. А поскольку Нью-Йорк всегда был передовым и космополитичным городом, радиостанции, пусть и не на постоянной основе, но все-таки давали солидную часть эфирного времени такой музыке. Ну и совершенно очевидно, что когда с конца восьмидесятых хип-хоп начал набирать популярность, радиостанции типа WBLS старались охватить оба этих культурных движений. Да, станция не вещала на всю страну, но зато в Нью-Йорке она была очень авторитетной. 


И, как вы уже сказали, рейтинг у программы сразу стал отличным. Вы сразу прочувствовали влияние, которое оказывает шоу? 

Radio 1 было национальной поп-станцией. Когда в 1987 году хаус и рейв-движение обрели популярность, то поначалу это было заметно всего в двух городах страны. Это хорошо известно. Этими городами были Лондон и Манчестер. Я тогда работал на лондонской станции Capitol Radio и выходил в эфир в субботу ночью. И как раз в этот момент возникли хаус и техно, поэтому я тогда уже был и радиоведущим и клубным диджеем. А в промежуток между 1987 и 1991 годами каждый город страны тогда успел подхватить эту танцевальную лихорадку. У каждого города был свой клуб, были свои вечеринки, свои диджеи, которые потихоньку начали становиться брендами. 

К тому моменту, как я перешел на Radio 1, было такое ощущение, что уже танцевала вся молодежь страны, в клубах, типа Ministry Of Sound, Cream, Gatecrasher и Hacienda. У национального радио уже есть огромная аудитория. В США, например, до сих пор нет национальной радиостанции. А в те времена, радио действительно обладало мощнейшим весом и влиянием. Тогда было не так много источников, было куда меньше конкуренции, поэтому шоу Essential Selection буквально с первого выхода в эфир стало пользоваться бешеной популярностью, а спустя пару лет Essential Mix повторил этот успех. 

Что хорошо в случае с Би-би-си, то здесь вообще не стоит вопроса рекламы, или какой-то коммерции. Станция не будет прыгать под хотелки рекламодателя. Тут все иначе. У меня получилось заложить глубокие и крепкие взаимоотношения со станцией. В любом интервью, когда мне задают вопрос: «Почему ваше шоу так популярно?» или «Почему Essential Mix достиг легендарного статуса?» я отвечаю всегда одинаково. Если говорить простыми словами, то все благодаря поддержке со стороны станции. Каждую неделю, каждый выходной. Год за годом. И статус классики эти программы обретают из-за того, что они давно присутствуют в жизни людей. Ну как, например, журнал Rolling Stone для любителей рок-н-ролла. 
В семидесятые или восьмидесятые достаточно было попасть на обложку этого журнала или получить хорошую рецензию, или когда про тебя напишут хорошо в британском NME, то считай ты уже обрел популярность. Секреты популярности на самом деле очень просты. Ты должен затрагивать интересы людей, твое шоу должно работать на еженедельной основе на протяжении длительного периода времени. Это не купишь за деньги. Тебе просто придется положить на это прорву времени, и мне просто повезло, что я настолько задержался на Radio 1, и вес самой радиостанции просто добавил влияния. 



Уверен, что люди должны просто ломиться к вам, чтобы попасть в Essential Mix, поэтому хочу спросить, на протяжении всех этих лет, как вы решаете, кого позвать в шоу со своим миксом? 

Я всегда чувствовал, что это процесс естественного отбора, естественной эволюции. Мне кажется, что в конечном счете каждый может добиться этого шанса. В чьей-то карьере наступает тот момент, когда ты не можешь его игнорировать, когда люди заслужили эту возможность. Вот именно такого подхода мы и придерживались всё это время, понимаете? Потом люди возвращаются, делают новый микс, когда они уже всем известны, и тем самым отдают должное шоу. Но самые важные шоу всегда от тех, кто делает это впервые, находясь на взлете, когда они делают свой первый выстрел. 


Раньше было больше прямых трансляций, а в какой момент вы решили от них отказаться в пользу двухчасовых миксов? 

С 1993 по 2000 год мы действительно куда активнее делали прямые трансляции. Мы и сейчас их делаем, хотя скорее это записи из клубов, которые мы ставим спустя несколько дней, но мне кажется, что в девяностые в Великобритании было крайне важно сделать так, чтобы радио находилось на прямой связи со слушателями. Всё тогда было в новинку, история только начинала писаться. Поэтому простой тур в какой-то город, откуда велась прямая трансляция оказывал в итоге мощное влияние на местный рынок, плюс очень позитивно сказывалось на ценность бренда Radio 1. 

Когда я рос на эфирах Radio 1 в семидесятых и восьмидесятых, радио устраивало выездные шоу, обычно они проходили в прибрежных городах, диджеи крутили поп-песни и кидались в публику футболками на глупых конкурсах. Таким способом Radio 1 сохраняло контакт с аудиторией. 

Мне показалось это очень старомодным. Когда я стал работать на Radio 1, то это уже выглядело, мягко говоря, неловко. Я уже тогда работал на прекрасных андеграундных вечеринках, рейвах и фестивалях, поэтому когда мне предложили поучаствовать в подобных выездных эфирах, я ответил: «Забудьте об этом. Нам нужно сделать все иначе. Radio 1 растеряло свою крутость. Я крут, но без выпендрежа. Музыка, которую я играю — крута. Поэтому нам нужно сделать так, будто мы прокрались в клуб, подключились и начали вещать то, что происходит внутри». 

Именно поэтому Essential Mix в самом начале приобрел совершенное другое значение. Руководство Radio 1 послушало что происходит, и сделало вид, что куда полезнее будет сделать так, чтобы их стало слушать подавляющее количество британской молодежи. Ведь молодежь теперь не торчит на пляжах и не ждет, когда диджей кинет им футболку. Теперь они ходят по клубам. Вот почему в самом начале было так много прямых трансляций. Потому что это был очень эффективный способ вернуть контакт с аудиторией. 
С годами здесь появились и бюджеты. Чтобы такие штуки делать нужны деньги, а Radio 1 всегда всё делало очень качественно, всегда было задействовано много людей. Ничего подобного в той же Америке и их коммерческих радио даже представить себе было нельзя. 

Но такой ход вещей не мог продолжаться вечно, и в конце концов люди начинают уставать от такого. «Окей, мы уже тут все, что можно сделали. Теперь, видимо, пришло время начать делать что-то другое, или по-другому». Когда мы подошли к миллениуму, это был пик наших прямых трансляций. Встреча миллинеума, очевидно, было самым затратным и масштабным нашим шоу, которое мы когда-либо делали. Это шоу вышло в эфир 31 декабря 1999 года. 




Танцевальная музыка по-прежнему разрывается между мейнстримом и андеграундом. Как вам удается балансировать? 

На самом деле это забавно. В самом начале, как вы могли бы заметить, в девяностых, было много того, что можно было бы назвать «мейнстримовой танцевальной музыкой». Было много Тиесто, Пол ван Дайка, Пола Окенфольда, куда больше бигрумовых диджеев. Вероятно, это один из аспектов, который изменился за эти 25 лет. Слушатели сегодня, учитывая, что все теперь связаны со всеми через стримминг, они просто, видимо, не хотят, чтобы мы им подсовывали еще один микс Дэвида Гетты, при всем моем уважении к нему, или еще какого-то популярнейшего коммерческого диджея. Таким диджеям не обязательно присутствовать в Essential Mix, и Essential Mix в них тоже не особо нуждается. 

Но в начале девяностых все было совершенно не так: считалось, что вся эта музыка была в андеграунде, неважно техно это или Тиесто. Эта музыка была малодоступной. Поэтому, как мне кажется, сегодняшний Essential Mix концентрируется больше на андеграунде. И хотя недавно у нас был эфир с псай-трансом от Vini Vici, но и это вписывается в современную концепцию шоу, потому что они же в чартах тоже не мелькают, понимаете о чем я? Они не делают поп-треков с рэп-звездами и постоянно на Spotify мелькают перед глазами. 

Скорее, современный Essential Mix стремится освещать танцевальную музыку, которая не находится в центре внимания. Поэтому у нас будет и драм-н-бейс, и чиллаутные миксы, и транс на 140 ударов, но только не то, что для всех, что можно увидеть на YouTube или Tomorowland. 




Насколько сложно конкурировать в эпоху стримминга, когда все выкладывают миксы на Soundcloud и им подобные сервисы? 

Невероятно сложно. Думаю, что здесь нам нужно стоит поблагодарить наработанный авторитет и влияние. Думаю, что поскольку шоу существует уже так много лет, у него уже есть большая и ощутимая ценность. Но очевидно, что с появлением Boiler Room и фестивалей, особенно Tomorrowland и Ultra, BeAtTV, нам становится сложнее. Мне кажется, что у Boiler Room была уникальная идея, и многие поначалу думали, «Это же как Essential Mix, только видео». В каком-от смысле они следовали за нами. Сегодня они уже скорее ушли больше левее и правее от того, что делаем мы, но я думаю, что в самом начале они были, пожалуй, нашими самыми крупными конкурентами. А теперь у них есть свои конкуренты. 

Между собой мы обсуждаем визуализацию, надо ли это делать. Я все-таки по-прежнему ограничен тем, что Би-би-си может делать и что не может. Они превосходно справлялись с поддержкой аудио последние 25 лет, но перевести их в потоковое вещание, прокачать визуальную часть — это вопрос совершенно другого порядка. Мы экспериментируем, но поскольку вокруг сегодня все стараются быть визуальными, то наш минус превращается в наш плюс, потому что у нас нет никакой визуализации. Мы похожи на изысканный ресторан, который все еще работает спустя 25 лет, куда все еще приходят готовить лучшие повара на свете, понимаете? 

Как раз что-то подобное я бы и хотел получить от Би-би-си. Мне бы понравилось, если бы я смог послушать все миксы за последние 25 лет, если мне того захочется. Такой, идеальный архив. И этот вопрос мы уже обсуждали. И, видимо, для меня это обернется самой большой проблемой, потому что нужно будет где-то все это собирать. Да, конечно, большинство миксов можно и сейчас услышать в виде пиратских рипов, но я-то имею ввиду место, типа онлайн-музея, куда можно будет зайти в любое время. То есть когда ты хочешь узнать что-нибудь о том, что произошло в танцевальной музыке за последние 25 лет, то достаточно послушать Essential Mix и получишь неплохое представление о предмете.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы