Space Afrika и звуки окружающего пространства

8 октября 12:44

Фото:

Jonangelo Molinari

Географическая идентичность — весьма хитрая штука, которую сложно выразить в инструментальной музыке и еще сложнее выразить ее в третьем лице. Сила регионального акцента или ярко выраженной вербальной традиции способна наполнить музыку ощущением восприятия места, но звук сам по себе зачастую, кажется, будто существует в подвешенном состоянии неопределенности (и это не обязательно стоит воспринимать в качестве критики). 

Безусловно, определенные сцены инструментальной музыки прославились исключительно собственным, безошибочно узнаваемым, локальным звучанием: детройтское техно, например, или парижский хаус. В Великобритании, однако, подобные сцены можно пересчитать по пальцам. Скорее британская танцевальная музыка была про бегство от действительности, а не про поиск локальной идентичности. Эйсид-хаус, например, куда больше общего имел с контркультурой 1960-х и радикальным возможностями психоделического и технологического прогресса, чем с унылыми городскими пейзажами севера страны, где и процветала эта народившаяся новая культура. 

Случайные комбинации продуманного дискурса и исключительной музыки оказывались исключениями из правил. Статья покойного Марка Фишера о Burial является ярким тому свидетельством: с первых работ продюсера из Южного Лондона, Фишер определил поколенческое качество этой музыки, которую отличает странная способность уместить покореженную ауру тысячелетнего Лондона в филигранно отстроенный саунд. Здесь я бы хотел подчеркнуть, что совершенно не пытаюсь провести какие-то параллели между мной и Фишером, однако та удивительная способность Burial отражать в своей музыке окружающее его пространство четко ощущается и в работах манчестерского дуэта Space Afrika.



На протяжении последних четырех лет Джошуа Рид и Джошуа Инянь записывали тот тип безупречной электронной музыки, который в свое время критик Саймон Рейнольдс называл «хардкор континуумом», то есть музыку того типа, которая зарождается в прогрессивных кругах британской андеграунд-сцены, в которой можно проследить влияние не только краутрока и пост-панка, но и современного брокен-бита, пост-дабстепа и бэйс-музыки. «Мы очень много времени друг с другом проводим, тусовались очень много, и не мудрено, что на нас в родном Манчестере повлияла в принципе одна и та же музыка: хаус, техно, драм-н-бейс, джангл», — объясняет Инянь, и все эти влияния можно услышать в их ранних релизах, в которых здоровенные ошметки индустриального техно заброшены в черную пропасть современного даба. Однако, в их последнем альбоме, «Somewhere Decent To Live», музыка уже практически лишена ритмической структуры или же каких-то четко очерченных басовых партий, которые были характерны в релизах, вроде «Where To Now» или «Above/ Below The Concrete». Это весьма поразительный альбом, вероятно один из самых ярких эмбиент-альбомов, которые мне доводилось прослушать в этом году: головоломная работа, которая эхом отзывается в беспокойной пустоте городской жизни на постиндустриальных пространствах на севере Англии. И как же так получилось, что Space Afrika пришли к такому звучанию? 

«Естественно, в какой-то момент мы все меньше начали тусоваться, и все больше нас стали увлекать собственные идеи, мы засиживались дома, стараясь найти то звучание, которое бы нас устраивало», — объясняет Джон, выражаясь длинными, сложными предложениями, словно в данный момент он создает очередную интеллектуальную шараду. «Мы много слушали даба — Basic Channel и им подобную музыку — плюс брокен-бит, в основном немецкого производства, и очень много эмбиента».



И тут я стараюсь перевести нашу беседу с дуэтом на самый поразительный аспект их творчества: их взаимоотношения с Манчестером. «Мы заметно гордимся тем прямым влиянием, которое Манчестер и северо-запад страны оказали на нашу музыку: архитектура, дизайн, история. Мы много путешествуем, просто гуляем до городам под этим серым небом... Такое не может не влиять. И пусть мы много времени просиживаем дома, но все равно, невозможно не подпадать под влияние окружающей тебя среды. Эта среда просто незаметно перетекает в твою музыку. И именно это делает твою музыку более естественной и органической, крепко связанной со всем тем, что ты ощущаешь на ежедневной основе». 

И тут же музыканты стараются мне напомнить, что названия их релизов и их проекта в той или иной мере являются отсылками к географии или архитектуры. «Somewhere Decent To Live», «Where To Now», «Above/Below The Concrete», под этими названиями дуэт подразумевает то место, в котором они живут в данный момент. Одним из моментов, с помощью которого они фиксируют окружающую среду, является использование в своих работах элементов полевых записей. «Звуки ветра, банок, поездов... все они имеют свой смысл и порой вдохновляют магистральную тему. Записывая эти звуки на телефоны или же на переносные рекордеры, мы привнесли эти ощущения прямо в нашу музыку. Полевые записи — это главное в нашей музыке», — говорит Инянь. 


И здесь его прерывает Рид. «Четких правил как именно мы создаем трек, у нас не существует. Полевая запись может обладать энергетикой или же историей, чтобы мы могли начать с ней работу, находя в ней определенные пункты, которые могут создать хорошую атмосферу и задать тон всей остальной работе. А иногда у нас возникает идея какого-то трека, и это может быть как и некий саунд-дизайн, так и что-то более клубное и в этот формат также может хорошо вписаться полевая запись, чтобы добавить своей истории». Это ощущение натурализма, превосходство инстинкта над предубеждением и является основной темой, к которой на протяжении нашего разговора мы возвращаемся снова и снова.

Оба участника коллектива родились и выросли в Манчестере и переехали в Западный Йоркшир ради учебы в университете. Когда я спрашиваю их о том, насколько сильно переезд повлиял на их творчество, полученный ответ я нахожу весьма удивительным. «Мне кажется, что здесь вопрос о прогрессе, причем во времени, а не в пространстве. Мы много путешествуем между Лидсом, Брэдфордом и Манчестером и в голове у нас была четкая идея, что именно мы хотим сделать. Когда мы наконец-то обрели уверенность и обросли концептуальными идеями, это все равно осталось некоей свободной формой. Никакой четкой структуры». Возникает такое ощущение, что время для этих двоих служит таким же творческим катализатором, что и местоположение. Послушайте «Somewhere Decent To Live», трек, который можно назвать звуковым эхо современного Манчестера. Это уже не город полуразрушенной промышленности и домов, это полностью заряженная на успех урбанистическая раковина, которую теперь захватили сервисы и экономика фрилансеров. 

Возвращаясь к сравнению с Burial, Инянь затрагивает интереснейший момент: «Да, мы вышли из разных концов спектра (стилистически) и имеем более четкий опыт с музыкой, которую делали в прошлом, но, то, что мы себя сами изолируем в студии, придает нам то отсутствие опыта, который придает Burial его историю. Мы полностью избавились от всего того, что с нами ассоциировалось до этого, с клубами и вечеринками. Причем мы это забывали намеренно. Отсутствие этого опыта и знаний вероятно и есть знак равества между нами и Burial». Музыка Space Afrika не пост-техно и не пост-дабстеп, в том смысле, в котором музыку Burial воспринимают в качестве пост-рейва, причем от музыканта, который был слишком молод, чтобы лично прочувствовать все эти музыкальные отсылки и аллюзии. Рид и Инянь все эти отсылки в своей музыки переживали лично, став своеобразными и добровольными изгнанниками. Поменяв Лондон на Манчестер, тустеп на техно и обретя в процессе мудрость Space Afrika создали возвышенное обновление знаменитой дебютной работы Burial спустя 11 лет с момента его выхода. 

Мой последний вопрос дуэту короток и понятен: их музыка — это способ сбежать из окружающей их реальности или все-таки еще крепче в нее вписаться? После небольшой паузы, Инянь дает философский ответ: «И так, и так. В Манчестере, как и в большинстве городов на севере страны, делать особо нечего, поэтому музыка здесь — один из доступных инструментов для людей, которым интересно искусство. Во многом это способ очистить свой разум. Этот процесс и терапевтический и захватывающий одновременно». 




Уже под конец разговора мы ненадолго касаемся присутствия дуэта на радио (у них уже есть регулярные программы на манчестерских станция NTS и Reform Radio). «Есть музыкант, от которого мы здорово фанатеем — его зовут Сюгаи Кэн и он записывает на модулярах любопытный японский брокенбит. Мы несколько раз ставили его у себя в программах», — говорит Инянь. 

После этого уже Рид ставит в разговоре жирную точку: «Важная вещь, которая объединяет музыку, которую мы записываем и которую ставим в своих радиопрограммах — это наличие истории. И мы поступаем так намеренно. Но, как мы уже говорили ранее, мы так делаем не специально. Здесь нет никакой заранее продуманной концепции. Это происходит само по себе. Мы с Джошем знаем друг друга очень давно, настолько давно, что я могу даже догадаться, что лежит у него в сумках с пластинками, и наоборот. Даже когда так получается, что мы долго не можем встретиться, мы шлем друг другу музыку, и она лишь подчеркивает наше настроение. Мы развиваемся в одинаковом темпе. Наверное в этом и есть счастье».

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы