Марал Якшиева: «Интересно всё, что неизбито, свежее»

28 июля 12:21

Марал Якшиева — звезда туркменской композиторской школы и импровизации. Будучи сильным джазовым пианистом, Марал удивительно легко и изящно плетет импровизационную нить своих собственных произведений, создавая оркестровые, камерные и электроакустические сочинения, в том числе композитор искусно работает и с вокальным инструментарием, интерпретируя туркменский фольклор, русскую и японскую поэзию.

Её произведения можно будет услышать на мероприятии «Плеяды» в «Науке и искусстве» 28 июля, а по просьбе Mixmag Russia она ответила на несколько вопросов.

Расскажите о вашей творческой концепции, как вы её определяете сами для себя?

«Творчество — это поиск нового, того, что не существовало», — об этом я слышала от Тристана Мюрая на его индивидуальных занятиях со мной и эта мысль перекликается с тем, что говорил мой профессор, зав. кафедрой композиции Московской консерватории Альберт Семёнович Леман: «сочинение — это изобретение». Мой подход тоже не отличается от их установок. Когда сочинение вторично, это лишь — копия, подражательство. Задача творца — открывать новые художественные миры).


Каким образом происходит рождение того или иного произведения, ваш личный опыт переживания композиторского процесса?

Должна быть интересная оригинальная идея, мысль — это сложнее всего найти, но когда она найдена, тогда уже легче развивать материал. Тема ведёт за собой развитие. Хотя и развитие может идти сложными путями. Но, в конце концов, всё приходит на круги своя!


Как вы пришли к тому методу который вы используете в композиторской деятельности, чье или какое влияние вы ощущаете, кто или что стал или стало вашим творческим проводником и вдохновителем?

Как ни странно, у меня нет никаких методов, а если они и есть, то существуют в виде ощущения — так или не так. Более того, у меня нет привычки исправлять что-то, если только это не вызвано необходимостью сделать удобнее для исполнителя.




Почувствовали вы какие то изменения связанные с вашим творческим процессом, переехав из Туркмении в Россию? Влияет ли местоположение и ощущение себя в том или ином пространстве на творческий процесс?

В Туркмении я жила до 1995 года, закончив с отличием по двум специальностям (фортепиано, композиция) Ашхабадскую консерваторию. Не смотря на то, что я училась в Ашхабаде у одного из двух официальных студентов А. Г. Шнитке — Реджепа Аллаярова, у меня мало было с ним занятий по композиции в виду его занятости ректорством, участием в разных правительственных совещаниях, а также из-за частых болезней преподавателя. Но наши немногие занятия проходили в виде философской беседы втроём — с ещё одним его студентом, Керимом Гарововым, иногда мы что-то анализировали. К сожалению, пройдя великолепную школу у Шнитке, мой педагог не обладал талантом учителя. Поэтому я не могу сказать, что овладела практическими знаниями по композиции в Ашхабаде. В Москве в классе А. С. Лемана, не смотря на то, что мне нравились его занятия, они тоже мало напоминали «штудирование», скорее это были опять-таки философские беседы, но на более широкие темы, если можно так сказать. Очевидно, так и должны проходить уроки композиции. Другое дело, когда изучаешь чью-то технику, как например, у Тристана Мюрая, и начинаешь понимать, что откуда берётся — это совсем иные занятия. Но изучать технику и научиться сочинять музыку — разные вещи. По-видимому, одно без другого не обходится. Но как уже было сказано выше, сочинение — это изобретение. Технику можно объяснить, можно ею овладеть и «сочинить» произведение неоригинальное, подражательное, но будет ли оно от этого интересным? 

На счёт второй части вопроса, думаю, что для Лемана, доживавшего свои последние дни в больнице и сочинявшего там по ночам в туалетной комнате, чтобы не мешать соседям по палате, сочинение музыки в ограниченном, некомфортном пространстве было спасением от долгих мучительно-тягостных ночей.

Конечно, приятно, когда обстановка способствует — тишина и никто не беспокоит. Но главное — внутреннее состояние, сосредоточенность. Это сложно объяснить словами: сочинительство — достаточно интенсивная, но увлекательная работа.


Какие молодые музыканты вызывают у вас интерес? Есть ли они? (имеются в виду композиторы, академические и электронные)

Те, которые стремятся не быть похожими на других, ищут себя, экспериментируют, создают новое.


Как вы относитесь к современным тенденциям музыкального потока (поп-культура, русская электронная сцена, экспериментальная сцена)? Вызывает ли это у вас интерес?

Интересно всё, что неизбито, свежее.




Как вы относитесь к современным институциональным формированиям российской композиторской школы ( консерватории, музыкальные центры, училища), сотрудничаете ли с кем то и на каком уровне?

Странно, но недавно была на композиторском экзамене в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М. М. Ипполитова-Иванова и слышала «Струнный квартет Пярта» и другие стилизованные сочинения, которые, по мнению, зав. кафедры композиции «служат доказательством высокого уровня студентов и педагогов, обучающих их». Забавно, если так!

И когда мои студенты-первокурсники по классу Свободной импровизации музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского обошли на конкурсе импровизации всех студентов-композиторов и аспирантов консерватории, наверное, это неспроста? Но, как мне сказал директор колледжа: «Колледж — не творческий ВУЗ, наша задача — научить студентов решать задачи по гармонии». О том, какие приоритеты у композиторов сейчас в творческом ВУЗе я уже сказала.


На ваш взгляд, для творческого человека важнее сосредоточиться на собственном формировании вкуса и поиске (самоучительство) или быть причастным к институциям?

Вы знаете, у меня был однажды такой случай: в Ереване несколько лет назад, во время моего приезда на концерт, организованного с участием союза композиторов Армении, мой коллега и друг, хоровой дирижёр Арно Бархударян попросил прослушать местного вундеркинда, сочиняющего в 16 лет симфонии. Я послушала молодого человека, который самостоятельно изучал теорию, гармонию и полифонию. Нужно отдать должное его энтузиазму, но, к сожалению, занятие сочинительством музыки требует не только каких-то поверхностных знаний, но и правильно сформированного «критерия», о котором говорил наш великий учитель А. С. Леман. Невозможно написать полноценную симфонию, если нет опыта создания произведений малых форм. И важно даже не следование определённым формам, а глубина, масштаб, обобщённость высказывания — всё то, что приходит с зрелостью, мастерством. И даже если у некоторых юных самородков способности выше обычных, важно, чтобы с ним рядом был хороший педагог или наставник, который мог бы дать ценный совет.




Слушаете ли вы современных исполнителей?

Да, конечно, но чаще я слушаю классическую музыку. По правде говоря, для меня гораздо интереснее играть с музыкантами, хотя также бывает интересно послушать записи современной музыки на канале Mezzo, интернет-радио Tunein.com или YouTube. Мне нравятся многие замечательные музыканты, которых я неоднократно слушала на фестивале современной музыки в Мюлузе «Meteo» и в Лондоне «Freedom of the city» — саксофонист Алекс Ворд, перкуссионист Эдвард Пьерро и многие другие. 

Помимо этого, я исполняю произведения современных композиторов, выступая на международных фестивалях современной музыки и концертах в разных странах мира — в Китае, США, Великобритании, Франции, Иране, Швеции, Чехии, Армении и тд. Мой друг, итальянский композитор Антонио Агостини недавно сочинил специально для меня пьесу и посвятил её мне, она называется «Метаморфозы однотонного гнева» (очень кстати!) — это сочинение основано на изменении звуковых элементов при помощи трения пенопласта о струны — от очень низкого регистра рояля до самого резкого звучания в заключительной части.

Я надеюсь, что вскоре наши слушатели услышат премьеру этого сочинения, для которой мне ещё нужно найти место исполнения, поскольку не все организаторы разрешают играть внутри рояля и тем более, использовать пенопласт.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы