Как устроен лайв?

22 декабря 13:29

На афишах клубов все чаще рядом с именем отечественных артистов появляется приставка live. Действительно, стало куда сложнее удивить искушенную публику диджей-сетом, электронный лайв в этом плане дает на порядок больше возможностей по управлению музыкой, а значит больше пространства для маневра и экспериментов. 

Насколько сложным должен быть лайв, сколько оборудования и музыкантов надо для живого выступления и как к таким выступлениям готовиться - с этими вопросами мы решили отправиться к ярким представителям столичной клубной сцены.


T

TYOMA

Наш поход по исследованию сценического оборудования московских электронщиков начался в районе метро 1905 года, где у Артема Харченко, выступающего сейчас под именем Tyoma, располагается студия. Находится она на верхнем этаже довольно непримечательного промышленного здания, но внутри сразу располагает профессиональной атмосферой. Идеальная чистота, приятное освещение и целый парк инструментов и обработок, которые, кажется, так и ждут, чтобы поучаствовать в создании нового трека.  

Артем, мы знаем тебя как участника и продюсера сразу нескольких проектов - R-Tem, Kooqla, успели познакомиться с твоим проектом Tyoma. Все эти проекты появлялись на сцене с живыми выступлениями - расскажи, почему ты выбрал для презентации своей музыки именно форму лайва?

На самом деле все развивалось постепенно. Сначала я просто писал музыку, а диджей-сеты были самым простым способом сделать так, чтобы люди твою музыку услышали. Потом была своя авторская программа. Я записал альбом «Cloud of Sound», взял Ableton, подготовил лайв и, собственно, с этой программой мы и ездили выступать вместе с виджеем и Натой Жижченко, которая сейчас известна миру как Onuka. Следующим шагом был проект Kooqla, который мы сделали вместе с Натой. Тогда я вышел из-за вертушек и пошел на сцену - это уже был самый настоящий бэнд. Мне тогда приходилось возить с собой на гастроли по 5 кофр с синтезаторами, и это было крайне нелегко.   

1

Твоя новая программа построена вокруг выступления с живым оркестром - расскажи, как пришла идея выступить именно таким образом?

В какой-то момент у меня появилось довольно много материала, который не относился ни к одному из моих проектов и который можно было назвать своим именем - Tyoma. Довольно быстро родился целый альбом, а значит надо было думать, как его представить. У меня возникла мысль: «Что я еще не делал? С кем я еще не играл?». С гитаристами, барабанщиками, трубачами играл, а вот с оркестром было бы поработать очень интересно. Тем более, что альбом получился очень, что называется, cinematic. Кстати не менее важной частью этого лайва был видео-контент, который мы готовили специально под музыку и специально построенную зеркальную инсталляцию на сцене.

Схема подключения оборудования на концерте Tyoma с симфоническим оркестром

Любопытно, как ты искал музыкантов?

На самом деле ничего такого сложного. Академических музыкантов же очень много и работать с ними очень просто. По сути тебе надо либо самому расписать партитуру каждого инструмента, либо найти дирижера, который уже работает со своим коллективом музыкантов. Своим опытным слухом он быстро понимает, сколько инструментов необходимо, чтобы воспроизвести композицию. Плюс такого лайва в чем? Когда нам надо выступать в другом городе, я спокойно могу и буду работать с местными музыкантами. Во-первых, в этом и есть один из элементов самого настоящего лайва, а, во-вторых, взаимодействие с новыми людьми всегда вдохновляет тебя на что-то новое.

POIMA

Чтобы встретиться с электронным дуэтом из города Волжский - Poima, в лице Александра Лестюхина и Семена Лопухова, мы отправляемся на саундчек в Heineken Bar. Здесь вовсю кипит подготовка к сегодняшнему мероприятию - стены обклеивают фактурными паралоновыми материалами, за соседним столом виджей готовит визуальное сопровождение вечеринки, и постоянно приезжают новые действующие лица, разбавляя атмосферу приветствиями и шутками. Ловим ребят аккурат на входе, как только они появляются на пороге заведения с синтезаторами наперевес.

Расскажите, как вы пришли к форме именно живого выступления?

Сложно сказать, как это произошло. Мы всегда играли музыку используя инструменты, будь то гитары, барабаны или синтезаторы. Так что, когда встал вопрос о выступлении, мы даже не думали как это должно выглядеть, просто отталкивались от того, что у нас было на тот момент.  

Как ваш лайв влияет на то, как вы пишете музыку? 

Я бы даже сказал не сам лайв, а скорее сетап. Он напрямую влияет на процесс и специфику написания музыки, формирует наш звук. Садясь за написание нового лайва, мы редко используем старый материал, обычно начинаем все с чистого листа. В дальнейшем, после нескольких выступлений мы отбираем наиболее понравившиеся нам моменты и начинаем их дорабатывать, в итоге все может измениться до неузнаваемости.   

2

1

4

Успеваете ли вы следить за реакцией людей или же для вас это больше погружение в свою музыку? 

Изредка отрываем взгляд от инструментов, чтобы оценить обстановку в зале, но как правило большую часть времени погружены в процесс, реакция людей отходит на второй план, но это не значит что мы не следим за ней, мы ее чувствуем иногда и без визуального контакта.

Есть ли какие-то дальнейшие планы/эксперименты по развитию выступления? 

Хочешь рассмешить Бога - расскажи о своих планах. Планы конечно есть, но хотелось бы, чтобы они стали своего рода сюрпризом для тех, кто придет нас послушать. Мы будем обязательно рассказывать о подобных новшествах на своей странице. 

Андрей Буртаев (E.S.S.L.)

Следующая остановка нашего маршрута - домашняя студия Андрея Буртаева, лидера проекта Electrosoul System и лейбла Kos.Mos.Music. Переступая порог квартиры, сразу чувствуешь себя как дома - очень располагающая атмосфера с нотками востока, в которой, кажется, сам бог велел заниматься музыкальными медитациями. Мы разливаем по чашкам горноалтайский чай ручного сбора и садимся разговаривать про музыку.

 

Расскажи про твои лайвы - это подготовленная программа или импровизация?   


Зависит от состава лайва и программы, которую играем, если это полный бэнд Electrosoul System Live (E.S.S.L.), где есть ударные, гитара, баян, перкуссия и вокал, плюс моя электроника - то репетиции неизбежны. Такой состав требует сыгранности и заранее подготовленных партий и хуков. Когда состав сокращается до электроники, баяна, гитары, и диджея со скретчем, мы обходимся без постоянных репетиций. В этом случае достаточно заранее составленного списка треков, которые мы собираемся сыграть, чтобы каждый музыкант мог индивидуально подготовиться к выступлению. Когда остается только электроника без живых инструментов, например, наш техно-лайв с Алексеем Образцовым, можно просто пару раз встретиться и поиграть джемом. Отметить для себя классные моменты, а живьем уже импровизировать с небольшими домашними заготовками. 

Если говорить все же про импровизационные лайвы, как происходит процесс подготовки? Были ли предварительные репетиции? 

За пару недель до нашего первого лайва Алексей предложил выступить именно в таком формате. До этого мы много раз обсуждали, что было бы классно сыграть вместе, но ни разу этого не делали. И вот за неделю до намеченного лайва мы пару раз встретились у нас на студии. Я показал, какие у меня есть биты, Алексей показал, что он бы сыграл поверх на синтезаторе. Пару часов мы просто играли в студии. Результат того выступления в клубе Pravda можно посмотреть на Youtube (ссылка) - можно сказать, что это импровизационный лайв.


<iframe width="750" height="500" src="https://www.youtube.com/embed/JANA06t65_o" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Где грань между электронным лайвом и группой, которая подмешивает электронику в живое выступление? И что ближе именно для тебя?  

Большой состав E.S.S.L. - это как раз группа, которая в живое выступление подмешивает электронику. Хотя все выступление на этой самой уже написанной мной электронике и основано. Смущает само слово подмешивает. Скорее электроника в таком бэнде такой же самостоятельный инструмент на равне с остальными.

Электронный лайв - это то, что мы играем, например, с Алексеем. У меня компьютер и пара контролеров, у него синтезатор или пара синтезаторов. 

Играя в группе, все время находишься в напряжении, надо организовать репетицию, всех обзвонить, подобрать всем удобное время. Перед выступлением саундчек, а это, когда у тебя полная барабанная установка, 7 микрофонов, перкуссия - 3 микрофона, вокал - 2 микрофона и баян, который тоже подзвучивается микрофоном. И все эти микрофоны надо отстроить по отдельности. Только на саундчек, в зависимости от площадки и таланта звукорежиссера, может уйти от одного до нескольких часов. 

С тем сетапом, который мы используем на электронном лайве, намного проще. Синхронизировался по MIDI с партнером, воткнул Jack’и в пульт и все играет. 

По эмоциям это тоже очень по-разному. В группе обычно есть такой момент, когда ты слышишь, что вы играете, как одна хорошо слаженная машина, и понимаешь, что весь стресс, испытанный до этого, стоит того. Когда я играю электронный лайв - это чистое расслабление и фан. Это разные переживания и профессиональная подготовка, не думаю, что я мог бы отказаться от одного опыта в пользу другого.


Какие планы, связанные непосредственно с ближайшими выступлениями?

Сейчас мы с Ильей nClear готовим полностью электронный лайв Kos.Mos.Music Collective (K.M.M.C.), основаный на наших драм-н-бэйс треках. Скоро сыграем его на одной из наших вечеринок. Сложно сказать, какой в итоге будет сетап. Сейчас у нас пара аблетонов, подключенных по WiFi, пара Virus и Kaos Pad в поддержку, а дальше как пойдет. Есть идеи, но глаза пока боятся.

OID

Если верить распространенному стереотипу, в американских семьях вся мебель повернута к телевизору, в гостях у Андрея OID в центре внимания находится музыка и только она. Инструменты, виниловые пластинки, рекордеры, коллекция мини-дисковых записей старых проектов немного небрежно, но довольно организованно заполняют пространство домашней студии.

Андрей, что для тебя живое выступление и насколько это важно выступать именно живьем?

Для меня это сложная и непонятная вещь, но очень интересная. Я бы и не выступал живьем, но иногда меня зовут играть - и я воспринимаю это как некий вызов. Даже зная, что мое выступление может быть полным провалом и что намного легче и комфортнее просто сводить треки, я понимаю, что таким методом проб и ошибок в процессе живого выступления я открою для себя какие-то важные вещи, которые мне помогут в будущем.

Диджеить я учился тоже сразу в клубах, это болезненный опыт и для себя и для слушателей, тем не менее довольно эффективный.

Как ты готовишься к выступлению? 

Сначала я пребываю в полном шоке и думаю, зачем я подписался на все это. Мое воображение и эго рисует мне страшные картины всеразличных факапов. От выключения того или иного устройства до непредвиденных стихийных бедствий. Ну и когда уже представлять почти нечего, я сажусь что-то делать. Как-то готовлюсь ...

Очень любопытно видеть сэмплер в твоем сетапе - как ты его используешь? 

Я бы хотел его использовать в лайвах, но пока что собираю основной и более компактный сетап. Но вообще, этот семплер изменил кардинально мою жизнь, появившись в 1994 году. Практически все альбомы Alexandroid, за исключением последнего были сделаны только на одном этом сэмплере. При том, что максимальное расширение оперативной памяти у него 16mb! Сейчас, конечно, это кажется дичью, но он по-прежнему не заменим, если нужен настоящий ревербератор. Тут-то сразу слышна разница. 

Мы знаем, что у тебя готовиться к выходу альбом - есть ли планы по его презентации? 

Да, я вот как раз хочу исполнять этот альбом с живыми музыкантами, так как каждый трек из альбома можно перевести в партитуру и исполнять на различных живых инструментах от пианино до гитары. 


До изобретения звукозаписи неотъемлемой частью музыки был ее ритуальный характер - она звучала только там, где ее исполняли. Нельзя было сохранить какую-то полюбившуюся песню и послушать ее, когда будет подходящее настроение. Слушать музыку было возможным только «здесь и сейчас». Именно это свойство лайвов, пожалуй, и определяет их магию, которая всех нас так влечет. 

Совершенно ясно, что форм для живого электронного выступления несметное количество, и это количество только растет с каждым новым устройством, выходящим в свет. Этот факт не может не радовать - лайвы доступны для независимых музыкантов, и чем дальше, тем доступнее они будут. А значит мы вправе ожидать дальнейшего и количественного, и качественного их равития.


{"width":750,"column_width":15,"columns_n":2,"gutter":720,"line":20}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

                          Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR-отдел: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы