На смерть Мики Вайнио

14 апреля 10:50

Автор:

Ник Завриев

13 марта скоропостижно скончался известный финский музыкант Мика Вайнио, многим известный по проектам Pan Sonic и Ø. Mixmag Russia попросил Ника Завриева вспомнить, что это был за человек и почему его неожиданный уход - большая потеря для всей электронной музыки.


Стоило оправиться от 2016-го, в котором новостная лента, казалось, состояла из одних некрологов, как череда потерь продолжилась. 13 апреля не стало Мики Вайнио, финского экспериментатора, участника дуэта Pan Sonic. Никаких подробностей о его кончине пока не сообщается, но ясно что она была внезапной — Мике было всего 53, он был в последнее время очень активен, а на 29 апреля у него был запланирован концерт в Петербурге на 9-летии «Армы». Строго говоря, Мика никогда не был звездой в привычном понимании — не продавал так уж много пластинок, не собирал клубов-тысячников, не слишком светился в медиа и вообще хорошо олицетворял образ сурового финна-интроверта. Но на новость о его смерти интернет отреагировал почти как на уход Принса или Боуи — соболезнования один за другим публикуют СМИ, музыканты и просто любители музыки, казалось бы, далёкие от радикальной экспериментальной электроники, которой занимался Вайнио: Pitchfork, The Fader, группа Animal Collective, лейбл Ghostly International и многие, многие другие.

Пожалуй, главная заслуга Мики Вайнио состоит в том, что техно и электронный минимализм получили признание в качестве высокого, авангардного искусства. Он, конечно, не пробил эту стену в одиночку, но несомненно приложил к этому руку. Его ранние записи первой половины 90-х — и сольные под именами Philus и Tekonivel, и в составе группы Panasonic (так назывался коллектив до того, как компания Matsushita запретила финнам пользоваться их торговой маркой) были довольно типичным европейским «молодым техно» — похожие треки в тот момент записывал, к примеру, Моби. Но по мере того, как его музыка становилась более радикальной (танцевальных ритмов становилось меньше, а минимализм медленно превращался в сверхминимализм, шум работающих механизмов, лишенный чего бы то ни было человеческого), финн набирал и набирал авторитет.




Если клубная музыка всё же двигалась по пути развлечения публики, то концерты Pan Sonic были почти акционизмом, арт-перформансом. Вайнио и Вайсанен запросто могли 20 минут воспроизводить на оглушительной громкости один и тот же минимально меняющийся щелчок, приводя одних в ужас, а других в восторг. Это роднило финнов с Cabaret Voltaire, Throbbing Gristle и прочими нонконформистами восьмидесятых, которые к тому моменту уже были канонизированы. Для самого Мики эта преемственность была делом естественным, ведь начинал он именно как барабанщик в индастриал-составах. Широкое признание к Вайнио тоже пришло именно по линии преемственности поколений. Записываться с ним изъявили желание Алан Вега, лидер группы Suicide (легенд нью-йоркского арт-панка), бруклинский пианист-эксцентрик Шарлемань Палестин и Брюс Джилберт из The Wire. Электронный истеблишмент тоже безоговорочно принял северного аутсайдера как своего — Вайнио, например, записывал ремиксы для Бьорк, а его треки звучали в сетах Мисс Киттин и Ричи Хоутина.

Время и мода, оставившие на обочине не одного электронного новатора, тоже каким-то образом оказалась не властна над суровым финном. В нулевые подросло поколение электронщиков, выросших на Pan Sonic так же, как сам Мика Вайнио вырос на британском индастриале. Проследить это влияние проще всего по количеству диджейских миксов, где звучат его треки, в особенности старые — оно резко растёт именно с конца 2000-х. Cosmin TRG, Blanck Mass, Нина Кравиц, Хелена Хауфф, Haxan Cloak, Sandwell Disctrict — для всех них Вайнио был непререкаемым авторитетом. При этом сам Мика, отпраздновав сорокалетие, незаметно преобразился из молодого радикала в зрелого авангардиста широкого профиля. Пока новое поколение техно-адептов слушало его старые треки, сам Вайнио всё больше увлекался академической музыкой и свободной импровизацией. В его дискографии всё чаще мелькали совместные проекты с музыкантами из новоджазовой тусовки вроде Акселя Дёрнера (Territory Band, Otomo Yoshihide’s New Jazz Orchestra) или пост-металлиста Стивана О’Малли из Sun О))). А в резюме Вайнио-композитора всё чаще стали появляться кино и даже театральные проекты.

Удивительным образом, в поздних работах Вайнио стало проявляться то, чего он, казалось, всю жизнь сторонился — музыкальность и гармония. Особенно это чувствуется на пластинке Ø «Konstellaatio», изданной в 2013-м на Editions Mego. Кто знает, может быть еще пару лет, и мы услышали бы Мику в какой-то совершенно иной ипостаси, но увы. Остаётся только грустить о том, что Вайнио с нами больше нет.


Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Редактор раздела «Академия»: Сергей Пушкин

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы