XAN: я сделал фестиваль ради трех человек

10 ноября 12:50

Mixmag Россия продолжает серию материалов «Выжить в регионах», посвященную электронной сцене и клубной индустрии, удаленной от Москвы и Петербурга. Следующую экскурсию по городу Воткинск в Удмуртии провел музыкант Рустем Имамиев, который под псевдонимом XAN с аншлагами играет лайвы в московских НИИ и «Рабице» и 26 ноября отыграет в рамках празднования двухлетия питерского Mosaique.


Воткинск (Удмуртская республика, население 100 тысяч человек)

Я рос в музыкальной семье. Отец играл на бас-гитаре, у него был свой ВИА — не помню название, но это была непроизносимая аббревиатура из первых букв имен участников коллектива. Дома он создал невероятную коммуникацию между маминым магнитофоном «Весна», его катушечным «Снежеть — 110» и колонками S90. Поэтому я с детства наслаждался отличным звуком. Отец слушал довольно классическую музыку для отца: Pink Floyd, Led Zeppelin, The Beatles, Depeche Mode. Однажды он меня поставил перед колонками, как провинившегося мальчугана, включил громко альбом Pink Floyd и велел слушать — не скажу, что тогда я полюбил эту группу. (cмеется) 



Помимо игр на речке и за железной дорогой наша компания из 20 детей отлично проводила время во дворе под музыку. Один наш друг ставил в окно магнитофон, мы сидели и посвящали себя прослушиванию «Сектора газа», Scorpions, Red Hot Chilli Peppers. Еще мы устраивали танцевальные вечера в школе: приносили магнитофон «ИЖ-360», крутили на нем кассеты с кислотной надписью «Рейв» с гоа-трансом, джанглом, техно и дергались. А в старших классах на больших переменах парни устраивали дискотеку в актовом зале, где танцевали футворк. Позже я увидел похожий танец в клипе «Footwork» Тео Пэрриша, что меня даже дрожь пробрала. И я начал заниматься брейкдансом: в школе не учился, постоянно танцевал. 

Один из дефицитов маленького городка была фонограмма для брейкданса. Старшие ребята где-то находили кассеты, переписывали с видеокассеты на аудио, кто-то ездил в Ижевск. Но в среднем мы ждали по 2 месяца диск или кассету из Москвы, тренируясь под одну и ту же музыку, которую знали наизусть. А потом приезжали на баттлы, а там каждая вторая команда выступала под одинаковые треки вроде Африки Бамбаты или Aphrodite. Это меня подтолкнуло делать музыку для своей команды. Тогда волна компьютерных клубов захлестнула Воткинск. Когда все игрушки были переиграны, я открывал программы Hip-Hop eJay, Fruity Loops 4, Sound Forge, Sony Vegas и развлекаясь симулировал саунд, который когда-то слышал. Сначала просто нарезал фонограммы в компьютерном клубе, потом записывал мешапы из известных композиций, а затем стал пописывать брейкбит. Это был 2002 год. Конечно, тогда не было никакого желания стать музыкантом. Я просто был брейкером, и мне нужна была классная музыка для выступления. 


Петербург

Я переехал в Петербург в 2006 году, перестал заниматься брейком, увлекся КВН. Но все равно пописывал музыку — как на турник сходить, чтобы разрядиться и переключиться. После 3 курса соцфака СПбГУ я съехался с ребятами тоже из Воткинска. Они были полностью в музыке, играли на гитаре непошлые истории, им нравился бритфолк. Поэтому я ложился спать с живой музыкой и под нее просыпался. Я стал пытаться писать биток, в стол конечно. Не тусовался и прямую бочку не воспринимал. Потом познакомился с Кириллом Васиным — продюсер A.B.S.T.R.A, он же HOAVI. Ему понравилась одна-две мои композиции, что стало для меня сильным откровением, потому что Кирилл был для меня большим авторитетом. Но в целом у меня не было нужной среды — не было друга диджея, который звал бы на вечеринки в клуб Jesus или на Viva Nights, которые были тогда очень популярны. 2013-й год, закончил университет, сменил порядка 5-6 работ, надоело, ко всему охладел, началась депрессия, благо получил предложение по работе — и переехал в Москву.


Москва

После переезда я выступил на фестивале «Структурность», который делал Леонид Котельников — музыкант, по жизни панк, от которого сильно фонит энтузиазмом. Он любит аутентичный загнивающий андеграунд. Например, он нашел в интернете девчонку, которая в программе писала адское техно под 140 ударов, пела в микрофон и делала кислотные клипы. И из таких интернет-див без китча составлял лайнапы. Или панк-коллектив «Фракция красных бригад» с барабанами и комбиками сажал в электричку, объявлял, что выступление состоится в таком-то вагоне — и те лабали. Или еще Котельников делал концерт только для двух человек — в детском доме-интернате для детей с отклонениями. И все это в рамках фестиваля «Структурность». Это формат, не привязанный к получению средств. Музыка ради музыки, треш ради треша, явление ради явления.




После фестиваля я стал больше интересоваться электроникой и музыкантами. Затем благодаря моему другу — диджею Денису Рябову познакомился с комьюнити Johns’ Kingdom. У меня дома на спонтанной вечеринке собрались Паша Buttechno, Яна Кедрина и еще человек 60, которых я впервые узнал. С Гошей Рубчинским сходил за пивком, вообще не подозревая кто он такой. После той тусовки я начал выбираться на вечеринки. Затем впервые сыграл техно-лайв на странном фестивале «Овощебаза» — организаторы привезли в кемпинг всех Johns’ Kingdom. Открылось НИИ — и я прописался там. Впервые побывал на Arma17 — тот Save полностью разобрал меня и собрал другим человеком. Естественным образом мое окружение стало обрастать людьми, интересующимися электронной музыкой. А на выступлении Энди Стотта на прошлогоднем Outline я осознал, что всецело живу этой культурой. Плюс подружился с тусовкой, которая сейчас делает «Рабицу». С 2014 года каждый вечер по 4 часа начал тратить на поиск музыки, а последний год — по 7.



И начал писать музыку ради музыки. Мне нравилось существовать в рамках практики примитивных имитаций того звука, который меня качает. Сначала малому кругу, потом большему стало интересно слушать мое творчество на большом звуке. И внезапно я обнаружил себя регулярно выступающим. «Вот я знаю, как без помощи звукорежиссера подключить свои аппараты. О, 3 человека танцуют — прикольно, обычно я один танцую. И что, вам серьезно нравится?» Процесс выступления с лайвом от 1-й минуты до 60-й — это отдельный трип, во время которого я взаимодействую с аудиторией и музыкой, которая живет в определенном пространстве. Это история, которая очень питает и даже оголяет сознание. Сейчас к диджейству я хочу прийти осознанно — сначала сформулировать для себя, что я за час-другой хочу донести до публики за счет того материала, который собираюсь играть. 


Pitch 175

В Воткинске остались мои друзья, которые в силу обстоятельств не могут переехать в Москву или Петербург, и слава Богу. Потому как они там нужнее. Я так считаю. У них важная миссия — поднимать целину в регионах. Посещая свой родной город, меня начали одолевать мысли сделать там мероприятие. Мне захотелось воссоздать экстракт всех классных вечеринок, на которых я был в Москве. Но процесс организации фестиваля стер эту идею. Пришлось брать ответственность за людей, и я понял зачем я все это делаю.



Прошлой весной я приехал на родину, встретился с приятелем, который предложил мне помочь с городским событием на центральной площади по случаю празднования 175-летнего юбилея Чайковского (Петр Ильич родился в Воткинске). Я обеспечил их музыкантами: из Москвы привез команду Void City Club с атмосферной гитарной музыкой, из Питера — гитарно-скрипично-барабанный бритфолк Daye Dawson, из Ижевска — неосоул-певицу Алину Мухаметзянову Alina M. И в процессе букинга решил, раз приезжает много крутых ребят, почему бы вторым днем не сделать локальный рейв? Моя инициатива была оговорена только с директором молодежного центр «Победа», в котором я провел всю свою юность, занимаясь брейком. Именно в том конструктивистском здании, построенном к 30-летию победы в Великой Отечественной Войне, я решил сделать рейв. За несколько месяцев до мероприятия я сидел на встрече с мэром Воткинска, и разговор был бесконечно скучным и грустным. После пяти часов той беседы мне в голову пришла простая и характеризующая обстоятельства аббревиатура Pitch 175 — Петр Ильич Чайковский 175 лет. Я договорился с Johns’ Kingdom, самарским лейблом Oblast, который только появился, но уже был очень популярен. За 2 месяца собрался лайнап из самых интересных лично мне локальных музыкантов. Я думал, сделать фестиваль будет просто, а потом пришлось искать дизайнера, решать кто с кем ночует, кто что ест, закрывается ли женский туалет в этом молодежном центре, сколько охранников нужно, привлекаю ли я художников. Зато Денис Костицын из Ижевска захотел помочь: мы договорились об афтепати в клубе «БВИ» в Ижевске, заказали автобус, который отвез всю свору провинциальных рейверов в столицу Удмуртии. 




Первый фестиваль был желанным, пережитым от и до. Я увидел, насколько важно для ребят, которые в Воткинске пишут, играют и развиваются, пообщаться с парнями из Москвы, Петербурга и регионов, где нет дефицита в индустрии. Просто поболтать, попить пивка, потусить вместе. По сути я сделал фестиваль ради трех человек, из которых двое интересовались и писали электронику, а один просто слышал — знал Boiler Room. Я не боялся, что никто не придет. Даже не задумывался, что в Воткинске нет целевой аудитории, я просто хотел сделать. Мое намерение было настолько сильным, что по итогу собралось 250 человек. Пришли даже старые рейверы 1990-х — диджеи, под которых я танцевал на своих первых дискотеках «Южный ветер» в ДК «Юбилейный». В основном тусовка собралась из Ижевска, еще приехали люди из Казани, Перми, Кирова. После первого фестиваля Дениса «Тачку без крыши» из Ижевска и Илью honealome из Воткинска Johns’ Kingdom привезли выступить в НИИ. 


Pitch 176

Я долго собирался с мыслями, делать ли фестиваль в этом году. В итоге за 2 недели я сделал Pitch 176. Он вышел сумбурным, спонтанным и безрассудным, но я уже знал, как вести себя с подрядчиками и собравшейся командой. На этот раз фестиваль проходил в другом здании, которое обрело новую жизнь — в советское время там был кинотеатр «Звезда», потом ДК имени Кирова, а за день до моего мероприятия всю площадку танцпола занимала ярмарка шуб и дубленок. Безусловно, «Рабица» повлияла на мои представления о том, как нужно сделать место красивым и уютным — и оно таким и получилось. Но мы вложились во внешний вид и внутреннее содержание, но рассказать об этом не успели, поэтому народу пришло немного. Зато я оказался в восторге от того, что услышал там. Даже в Москве и Петербурге не испытывал подобного. В лайнапе было 3 диджей-сета и 10 лайвов. И все эти лайвы были настолько честные. Представь, провинция, день города, огромные толпы горожан идут на центральную площадь, чтобы послушать «Отпетых мошенников», а у меня во дворе играет техно. В следующем августе я планирую сделать два события — рейв в танцевальном формате и экспериментальное мероприятие c современной академической музыкой.




Оказалось, Pitch — это история не для аудитории, а для музыкантов. У меня нет цели плодить рейвы, я за электронную музыку как эксперимент, как откровение. Я радею за дальнейшее ее развитие за счет внутреннего развития и самовоспитания музыкантов. Я помню свой первый год в Москве, когда у меня не было друзей, и я писал музыку, чтобы чем-то занять себя. Писал и понимал, что мне абсолютно некому ее показать. Эти мысли уносили меня в серьезные депрессии. Поэтому сейчас мне хочется помогать ребятам из Удмуртии — воссоздавать ситуацию, когда они интересны, и этот интерес не поддельный. Он не оцифрован в двоичный код — Soundcloud, Bandcamp или страницей «ВКонтакте». И это не фидбек из серии «классный трек», который за собой ничего не несет. Не хочется, чтобы музыканты воспитывались саундклаудом. 

За прошедший год у моего дружбана Германа Феофилактова в Воткинске появилось свое место Art.podval, там Андрей J.Fresco, Женя Mevgen, Миша Mike Dagwood играют крутые диджей-сеты. У них потрясающее ощущение звука и потенциал развиваться в своем уникальном ключе. В городе растет своя комьюнити. И главный итог фестивалей — (это конечно пока секрет, но все же) местным парням, для кого фестиваль Pitch затевался, не долго осталось ждать своих релизов на локальных и зарубежных лейблах.

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io