Что такое инструментальный грайм?

21 июля 14:19

T

Британская бас-сцена бурлит не переставая. Постоянно происходят стилистические и звуковые мутации, ставятся смелые эксперименты, вспыхивают и гаснут жанры и ответвления. Чисто британская придумка — жанр грайм — получила новое прочтение: инструментальный грайм. Никаких эмси, вообще минимум вокала, все проходит где-то в андеграунде и тем интересней. 

Перед вечеринкой «Faces&Laces x Aviapark Summer Jam», которая пройдет 23 июля при участии Slimzee и Coki, мы решили присмотреться к происходящему на сцене инструментального грайма.

«НИКАКИХ ТАКТОВ, ТОЛЬКО БИТЫ»: 

«BOXED»

Начав свой путь в Лондоне с аудиторией всего 15 человек, вечеринки «Boxed» стремительно набирают обороты. Музыку, которая там звучит все еще непросто услышать в рядовых клубах, здесь нет эмси и понятных структур в треках, но есть эксперименты и идея, которая объединяет людей в сообщество, сообщество любителей грайма. «Boxed» проходит тонкой красной линией через мир грайма. 

Первые вечеринки из этой серии проводили в 2013 году в Лондоне, и в клубе присутствовало всего 15 человек, а выступали Джеймс Паркер (как Logos), плюс Slackk, Mr. Mitch и Oil Gang. Сегодня на эти вечеринки собирается порядка 200 человек. Что касается музыки — здесь царят инструментальные треки, с быстрыми тактами, мелодичные и шумные — эмси здесь отсутствуют как класс.

На вечеринках «Boxed» важно другое — представить самую разную музыку и производные мутации. «Например, можно играть только грайм, а можно что-то совсем уж за гранью и непонятное — публика на вечеринках „Boxed“ абсолютно незашоренная. Я от этого кайфую, — говорит Майлз Мичелл, более известный как Mr. Mitch. — Грайм ведь очень разнообразный жанр, и это разнообразие растет день ото дня. Именно это мы и стремимся поддерживать». Вечеринки стали своего рода катализатором для той музыки, которую довольно проблематично услышать в лондонских клубах и для юных фанатов инструментального грайма - они что-то вроде дома родного. 

Сформировалась целая сеть из диджеев, продюсеров и лейблов и сеть эту вполне можно считать сообществом. При этом нельзя не заметить, что инструментальным граймом занимаются преимущественно мужчины. Создается такое впечатление, что женщин в этой области нет, или же они не так заметны.

С ИСТОРИЕЙ НА СПИНЕ:

SLACKK

У четырех резидентов вечеринок «Boxed» есть собственный взгляд на музыку, который сложился исходя из их знаний истории грайма. Между 2008 и 2009 годами Пол Линч, более известный как Slackk, выступавший на разогреве перед диджеями и эмси, вел блог grimetapes.com, и пытался вести хронику грайма. Эта история теперь находит воплощение в его музыке. «Музыка, которую делаю я, вышла из грайма, который делался в 2005 году. Я вырос на этой музыке», — объясняет 31-летний музыкант. 

Альбом «Palm Tree Fire», вышедший в прошлом году на Local Action, содержит не только полные версии треков, но и какие-то наброски и откровенные эксперименты. И опять-таки, отмечаешь про себя изобилие мелодий, что вообще можно считать характерной чертой музыки Линча. Его работы довольно сразу обрели поклонников благодаря лейблу R&S, который в прошлом году выпустил его «Backwards Light». Там граймовые биты гармонично сосуществуют с эйсидным синтезатором и едва заметными прямыми ритмами.

Для Линча, как и для его коллег, свобода творчества — самое главное: «Та музыка, которую делаю я, которую мы играем на „Boxed“, всегда должна нести некую идею, должен присутствовать элемент эксперимента. Я имею ввиду, что трек не должен состоять из каких-то понятных структур, или не должен быть столь же функционален, как в техно или хаус».

ВОЙНА И МИР:

MR. MITCH

Майлз Митчелл, кажется, совсем освободился от всякого намека на функциональность. В треках, вошедших в альбом «Parallel Memories», вышедший на Planet Mu в 2014 году, он задействовал самые легкие звуки, которые были наложены на парящие биты, нарезанные вокальные огрызки и мелодию, игравшую здесь первую скрипку. В большинстве случаев, это очень простая музыка, но в которой не чувствуется китча. Mr. Mitch присуще чувство меланхолии, и это очень хорошо заметно в его музыке. «Можно быть счастливым неделями и понять музыку, — говорит Митчелл. — Но нельзя находиться в печали и не заметить это ощущение. Я хочу, чтобы эта музыка пробуждала чувства. Лично для меня, музыка - это воплощение чувств». 

В результате развернувшейся в 2013 году «Войны дабов», которая заключалась в активном обмене продюсерами своей музыкой через Soundcloud, Mr. Mitch дал о себе знать с «Peace Dubs». Здесь он выступил в качестве миротворца, и в марте того же года выпустил «Peace Edit» на своем лейбле Gobstopper. Одновременно с этим, он взялся за переделку R&B-хита «How Deep Is Your Love» от Dru Hill, превратив его в безритмичный трек, в котором типичный для грайма драйв сохранен без очевидных признаков грайм-звучания. «Все, что я делаю, я называю граймом, — объясняет Митчелл. — Мне вообще кажется, что грайм - это куда больше, чем то, что под этим обычно понимают. Скорее всего, в этой музыке куда больше влияний, например, эмбиента или еще чего-то подобного. И для меня все это грайм».

Эмбиент вообще играет довольно значимую роль в инструментальном грайме. Например, в альбоме «Pixel Wave» продюсера Yamaneko, вышедшем на Local Action в 2014 году, отчетливо слышны влияния видеоигровых саундтреков, эмбиента и грайма — конечный результат представляет из себя сложно определимый, обворожительный фьюжн. В пластинке «White Magick» Deadboys заметно влияние нью эйджа, теплые мелодии и сэмплы звуков природы. Специально под выход этой пластинки, на вечеринке Boiler Room выступали Deadboy, босс Local Action Том Ли, Yamaneko и Mokona и играли исключительно эмбиент. «Мы живем в странном мире. Наверное поэтому спокойная музыка находит куда больший отклик у слушателей», — объясняет Том Ли, который одновременно с работой на лейбле Local Action, работает и главным редактором лондонского интернет-журнала FACT.

Почти три года назад этот 30-летний молодой человек заметил, как возникла маленькая волна инструментального грайма. До этого момента он рос на музыке в диапазоне от UK Funky, хауса, футфорка до каких-то гибридов бас-музыки, и грайму здесь места не находилось. Все изменилось с «Raw Missions», первым синглом Slackk 2012 года. «Прежде всего, бросилась в глаза невероятная креативность продюсеров! Порой в месяц выходило и выходит по 6-7 релизов с инструментальным граймом. Каких-то три года назад ничего подобного не существовало, — говорит Ли. — Важную роль сыграло также и то, что многие не стали работать с эмси». Правда, сегодня эта ситуация потихоньку меняется, и эмси снова привлекаются к работе.

ГИПЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКА В НЕВЕСОМОСТИ:

MUMDANCE И LOGOS

Свои первые шаги Джеймс Паркер делал в качестве дабстеп-продюсера, и с граймом познакомился довольно поздно, когда дабстеп все больше уходил в техно и хаус, прежде чем окончательно раствориться в EDM. В диджейском квартете, который формирует «Boxed», этот 35-летний музыкант отвечает за мрачноватое, техноидальное, зацикленное на барабанах звучание.

В качестве важных влияний, помимо грайма и дабстепа, он называет драм-н-бейс и техно. Джек Адам, более известный как Mumdance, напротив, очень любит британский хардкор и джангл. Наряду с Logos, этот 31-летний продюсер делает энергичную музыку, которая производит впечатление гиперактивной благодаря неожиданным переменам направления. В треках, которые вошли в его альбом «Proto», джангл-ритмы сталкиваются с 4/4-«тарелками», вывернутые наизнанку басы «работают» вместе с клэпами. На заднем плане зловеще завывают синтезаторы. «Мы хотим добиться определенного настроения. То есть тут важен не грайм или условная чистота жанра, — поясняет Адам. — Дело в особенном настроении и особой эстетике».

Новый грайм необязательно про какие-то расслабляющие элементы. Некоторые из треков, выходившие на Different Circle, наоборот — буквально затаскивают на танцпол, пусть даже по характеру это мягкая музыка. «Многие из треков, записанные нами, создавались с расчетом на танцпол. Во многих треках есть мощный бас, аранжировки близки к 8-тактовой структуре грайма и драм-н-бейса с брейками и дропами. И пусть перкуссии в этой музыке не очень много, но можно ощутить давление». Пусть даже если музыканты, работающие в эстетике инструментального грайма, и не придерживаются каких-то границ и делают дело в отрыве от эмси, на самом деле сложно назвать эту новую музыку словом «сцена».

Эти продюсеры просто идут дальше, выходят за жанровые рамки. На самом деле, это попытка сохранить живительную силу, которая всегда присутствовала в грайме. И инструментальный грайм как раз и можно считать признаком происходящих изменений. Сами артисты новой волны, те, кого относят к инструментальному грайму, едины во мнении: все куда-то движется, но куда именно — никто не знает. «Звучание совершенствуется, — отмечает Mr. Mitch. — Именно это и делает грайм граймом: его способность к постоянному изменению».

{"width":750,"column_width":15,"columns_n":2,"gutter":720,"line":20}
false
767
1300
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt"}

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io