Рождение 12-дюймовой пластинки

19 мая 10:09

40 лет назад, в мае 1976 года, в продажу поступил первый коммерческий релиз в формате 12-дюймовой пластинки. Формате, который сегодня кажется классическим, но возникшем по случайности и диджейской необходимости.
В честь этой даты мы публикуем отрывок из книги Билла Брюстера и Фрэнка Броутона «Прошлой ночью диджей спас мне жизнь. История диджеев. Новое издание». 

T

Миксы Тома Мултона стали известны на нью-йоркской клубной сцене и за ее пределами. Однако, становясь все более длинными и более сложными — это были скорее сюиты, чем песни — было понятно, что семидюймовая пластинка не может обеспечить достаточно высокое качество и не дает миксам раскрыться во всей красе. Чем ближе друг к другу расположены канавки на пластинке, тем ниже громкость и качество звучания. Когда речь заходит о канавках, то здесь размер имеет значение. У большой пластинки есть свои преимущества, поскольку с ней легче обращаться диджею. 


Однако, формат 12-дюймового сингла появился случайно. Мултон попросил Хосе Родригеса, своего инженера по мастерингу, отпечатать на виниле свой микс, но у того кончились обычные семидюймовые металлические болванки, необходимые для создания мастер-копии. «Хосе сказал, что у него кончились семидюймовые болванки и предложил двенадцатидюймовую. На это я сказал, „Хех, но это же смешно“. А он мне ответил: „Я знаю, что мы сделаем: мы раздвинем канавки и сделаем все громче“. Ну и, конечно, когда я услышал результат, то чуть не умер от восторга». Этой пластинкой, самым первым двенадцатидюймовым синглом, стала «So Much For Love» от Moment Of Truth. Мултон сделал несколько пластинок для группы избранных друзей диджеев, и, хотя, на лейбле Roulette впоследствии этот ремикс вышел в формате семидюймового сингла, более крупный формат так в продажу и не поступил.


Том 

Мултон

Какое-то время 12-дюймовые синглы были доступны лишь в виде нескольких тест-прессов, которые делал Мултон для своих миксов (сами песни по-прежнему выходили на семидюймовых синглах, поэтому песня обычно разделялась на две части, по одной на сторону). Но с течением времени, звукозаписывающие компании осознали выгоду, которую несла с собой 12-дюймовая пластинка и взялись использовать этот формат в качестве промо для диджеев. В точности никто толком не знает, когда подобные промо-копии обрели широкое хождение, но многие сходятся во мнении, что первой подобной попыткой стала пластинка Calhoun «Dance Dance Dance», вышедшая весной 1975 года. 


Удивительно, но несмотря на очевидные преимущества, изначально этот формат был встречен с большим скептицизмом: многие считали этот формат не больше, чем очередной маркетинговой уловкой. «Люди поначалу совсем не были впечатлены, потому что в этом формате ничего хорошего не выходило, — рассказывает Дэнни Кривит. — Все говорили, „Ну хорошо, почему же тогда лейблы не выпускают свои лучшие песни в этом формате?“. Все выглядело так, словно 12-дюймовый формат был придуман в насмешку». 


Подобные насмешки прекратились в июне 1976 года, когда Salsoul, небольшой независимый лейбл, выпустил в формате 12-дюймовой пластинки то, что было слишком хорошим, чтобы казаться маркетинговым трюком — «Ten Percent» Double Exposure. Продюсер Артур Бейкер вспоминает, как услышал «Ten Percent» в сете Уолтера Гиббонса в Galaxy 21. «Эта пластинка в его исполнении казалась бесконечной. Я тогда подумал, „Как он это делает? Должно быть он очень прыткий“. Это было невероятно. Я подошел к диджейке и увидел, что играет всего одна пластинка. Она называлась „Ten Percent“». Глава лейбла Salsoul Кен Кейр вспоминает долгий джем на записи оркестра. «У нас была обычная песня, но они продолжали играть, и в итоге трек звучал минут, наверное, восемь или девять». После того, как он попал в руки Гиббонса, микс превратился в десятиминутную эпопею ритмичных рисунков и вычурных оркестровок.


Когда же эта версия зазвучала в клубах, короткие трехминутные песни на семидюймовках больше никому не были нужны. «В 7-дюймовом формате пластинка вышла примерно через месяц, — вспоминает Кейр. — И мы тут же стали получать негативные отклики. Поэтому я сказал: „Дайте то, что они просят, давайте продавать 12-дюймовки“.


И хотя первопроходцем в области ремикширования был Том Мултон, именно Гиббонс, диджей, всецело раскрыл творческий потенциал ремикса. Ранние миксы Мултона не изменяли до неузнаваемости звуковую сущность песен. Главным образом, его миксы удлиняли сильные места и убирали более слабые. Подход Гиббонса же был куда более радикален. Он разбирал песни на исходные элементы и затем воссоздавал их в сложные взаимосвязанные слои звука. Как и его дикарский, завязанный на ритме диджейский стиль, так и его ремиксы подчеркивали ритмическую сущность трека. Уолтер Гиббонс обожал барабаны. 


Благодаря его виртуозному миксу «Ten Percent», новый 12-дюймовый формат наконец-то получил свое признание. Диджеи быстро оценили его преимущества и их энтузиазм убедил лейблы использовать этот формат для продвижения всех своих танцевальных релизов. И когда этот сингл наконец-то официально увидел свет, он не был разбит на две части, как это было в случае с 7-дюймовым форматом. Вместо этого, данная пластинка стала первым коммерческим 12-дюймовым синглом.


Уолтер 

Гиббонс

Но будущее для 12-дюймового формата все еще выглядело неясным. Спустя два года после появления формата, журнал Billboard по-прежнему сомневался в его жизнеспособности. В статье, вышедшей в 1978 году, Рэдклиф Джо объявил о том, что Salsoul, TK и Vanguard приостанавливают выпуск коммерческих 12-дюймовок и написал: «Несколько лейблов, специализирующихся на диско, начали сокращать выпуск 12-дюймовых синглов с диско по тем причинам, что они мешают продажам альбомов и 7-дюймовых синглов, их производство слишком затратное и требует значительных роялти музыкальным издательствам». Музыкальные магазины, вроде Downstairs и Record Haven, видели ситуацию несколько иначе. Как объяснял Скотт Доксвелл из Record Haven в интервью Billboard, «Люди, которые хотят 12-дюймовки, покупают их невзирая на цену. Плюс мы заметили, что многие, в особенности диско-диджеи, покупают и 12-дюймовый сингл и альбом того же артиста». Формат 12-дюймового сингла выжил и дошел до наших дней исключительно благодаря диджею. И данный факт актуален и сегодня. 


Пока музыкальная индустрия запоздало не ухватилась за цифровой формат МР3, 12-дюймовый сингл был единственным форматом звукозаписи, возникшим в результате потребительского спроса, а не в результате маркетинговых ухищрений лейблов.


{"width":750,"column_width":750,"columns_n":1,"gutter":20,"line":24}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt"}

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io