На смерть Пьера Анри

5 июля 2017 года, полгода не дожив до 90-летнего юбилея, скончался французский композитор Пьер Анри. Он был, пожалуй, чуть менее известен, чем другие авангардисты вроде Пьера Шеффера, Карлхайнца Штокхаузена или Яниса Ксенакиса, но Анри был ничуть не меньшим визионером, и влияние на современную музыку (в первую очередь электронику) оказал огромное.

Вкус к необычной музыке Пьеру Анри привили еще во время учебы — парижскую консерваторию он закончил под руководством Оливье Мессиана. В 1949-м 22-летний Анри устроился в студию Club d’Essai при французской государственной телерадиокомпании, и это, пожалуй, было ключевым решением в его карьере. Дело в том, что синтезаторы в то время вообще не производились серийно. Первые эксперименты с электронным звуком проходили в лабораториях при университетах или радиовещательных компаниях. Одной из таких лабораторий и стала Club d’Essai, основанная другим композитором-авангардистом Пьером Шеффером. Там композиторы работали бок о бок с учеными-физиками, которые занимались разработкой «музыкальных машин».

«Музыкальных» — тоже сильно сказано. О том, что синтезатор может быть вполне традиционным инструментом с фортепианной клавиатурой в сороковые не было и речи. Синтезаторы того времени могли генерировать шум или синусоидальные волны определенной частоты, но Пьеру Анри этого вполне хватало. Руководитель студии Пьер Шеффер был пионером течения musique concrete, суть которого вкратце состояла в том, что любой звук, который мы слышим, будь то шум ветра или стук колёс поезда, тоже есть музыка. Анри разделял увлечение босса «шумовыми» звуками, но в каком-то смысле был антиподом Шеффера. Шеффер был теоретиком, исследователем звука как такового. Анри же был именно композитором, любой звук интересовал его не как вещь самоценная, а как инструмент, который можно использовать в своих композициях. Помимо прото-синтезаторов Анри активно экспериментировал с коллажами из звуков, записанных на пленку, предвосхитив тем самым сэмплирование.

Пьер Анри стал и первым композитором, протолкнувшим musique concrete в кино (в лабораторных рамках ему всегда было тесно, он искал более широкой аудитории). Его авангардный саундтрек звучит в короткометражном фильме «Astrologie ou le miroir de la vie» («Астрология или зеркало жизни») 1952 года. Ну а более всего Анри известен как автор музыки к балетам Мориса Бежара (с которым из связывала многолетняя дружба) «Орфей», «Путешествие» и других.

В 1960-м Пьер Анри уволился с французского гостелерадио (надоела бюрократия) и основал частную студию электронной музыки, что тоже было шагом весьма смелым. Напомним, что первый коммерческий синтезатор Роберта Муга появился лишь спустя четыре года, в 1964-м. Музыка, которую Анри сочинял в 1960-е сейчас наверняка попала бы под определение краут-рока. Анри, человек открытый и легкий на подъем, совершенно не чурался современных веяний и охотно сотрудничал с молодежью, в том числе и с рок-музыкантами. Трудно сказать, насколько с его творчеством были знакомы анархисты из Дюссельдорфа, но ясно, что и здесь француз опередил время.

Его самым известным произведением стала композиция «Psyche Rock», изданная в 1967-м под псевдонимом Les Yper-Sound. Это был настоящий суперхит — куда уж тут Шефферу со Штокхаузеном. По звучанию эта вещь напоминала скорее ироничную электронику Жана-Жака Перре — вместо суховатого авангардного академизма, здесь появился танцевальный грув и даже бравурные мотивы, а аранжировка звучала прямо-таки ошеломляюще: в это цирковое веселье Анри запросто вписал синтезаторный рёв, скрежет и выстрелы «бластеров». Пластинка разошлась тиражом в 150 тысяч копий — весьма внушительный по тем временам результат, особенно для французского музыканта.

Эффект, который «Psyche Rock» произвела «в долгую» оказался еще сильнее. Эта вещь стала электронной классикой и неоднократно называлась одной из предшественниц современной клубной музыки. Главная тема к мультсериалу «Футурама» тоже записана по мотивам «Psyche Rock». А 30-летний юбилей пластинки Les Yper-Sound торжественно отмечался выходом целой серии синглов с танцевальными ремиксами, за которые взялись Fatboy Slim, Coldcut, Уильям Орбит и другие. И это тот редкий случай, когда современные ремиксы совсем не выглядят притянутыми за уши, а звучат более чем органично. Кажется, именно такой славы Пьер Анри и добивался.

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий!x