Мнение читателя: Как прошел Synthposium

3 октября 14:22

Автор:

Саша Решет

Удивительный фестиваль Synthposium завершился практически месяц назад. Однако потребовалось время на переосмысление увиденного и услышанного. Недавно один из наших читателей прислал свою статью о том, как прошел этот фестиваль. Нам показалось это интересным и мы публикуем мнение читателя и попутно напоминаем, что Synthposium в каком-то смысле скоро вернется ненадолго — 18 октября с выступлением Роберта Айки Обри в московском «Плутоне».


Как только я скачал приложение, то был приятно удивлен — это одно из лучших фестивальных приложений, которое я видел. Очень удобное — есть и возможность отмечать интересующие тебя лекции, концерты, воркшопы и т. п., есть и пара фильтров, позволяющих сортировать события по времени и месту, кроме того, можно определить местоположение и построить маршрут. Но, когда ты оказываешься на территории АртPlay без приложения, тебе будет сложно найти место, где проходит фестиваль, так как нет ни одного указателя. По пути я встретил несколько групп молодых людей, пытающихся найти Московскую Школу Музыки (МШМ), где проходила основная образовательная часть «Синтпозиума».

Попав внутрь МШМ, я отправился на первую лекцию, посвященную развитию композиторской музыки с середины ХХ в. Лектор Кирилл Широков достаточно интересно рассказывал о путях развития композиторской мысли, приводя аудио примеры, но, учитывая что на лекцию был выделен всего час, раскрыть такую обширную тему было просто невозможно, вследствие чего, Кирилл успел рассказать и показать только половину подготовленного материала. 

После этого я отправился в «Электротеатр», где должен был проходить НИИ «Польза звука» с Playtronica. Но, войдя в театр и спросив у ребят, которые встречали посетителей фестиваля, где проходит НИИ мне, смущаясь, ответили: «Мы не знаем, но он точно будет где-то здесь». Поэтому пришлось пройти во внутренний двор театра, где в этот день должна была проходить концертная программа фестиваля. Там в это время шел саундчек Морица фон Освальда и Нильса Петтера Молваера, который длился более 2-х часов, что в итоге привело к смещению концертной программы на час. «Ничего страшного, — подумал я, — не так то просто отстраивать звук для трубача, чья труба напичкана эффектами». 


Выступление Морица фон Освальда и Нильса Петтера Молваера


Первой отыграла свой сет с очень интересной селекцией Настя Михайлова, у которой есть программа «Заповедная Музыка» на New New World Radio. Запомнилось также выступление Haco с очень атмосферным лайвом. На концерте хедлайнера первого дня Морица фон Освальда периодически всплывали все те же проблемы со звуком, что и на саундчеке, однако, это не помешало артистам создать атмосферу. Заканчивал первый день фестиваля музыкант Денис Сафиуллин, он же Unbroken Dub, с 3-х часовым диджей сетом в Noor Electro. Последний, на удивление (учитывая, что это была середина рабочей недели), был полон почти до самого конца сета Дениса. 

Во второй день я отправился в «Электротеатр» на презентацию лейблов, чьи артисты участвуют в фестивале. Из пяти заявленных человек смогло прийти только двое: Глеб Глонти — генеральный директор Kota Records и Евгениий Галочкин — соучредитель экспериментального лейбла ТОПОТ, который, надо отдать должное, несмотря на травму ноги, все же решил прийти. На самом деле, хорошо, что их было только двое, так как полчаса оказалось вполне достаточно, чтобы вкратце рассказать об истории, концепции артистах и философии лейблов, которые достойны внимания всех любителей фри-джаза, электронной и авангардной музыки. К слову сказать, аудитории было ненамного больше — около 5-9 человек, что вполне понятно — утро рабочего дня, да и тому, кто вчера оставался на фестивале до последнего навряд ли захотелось вставать так рано. 

Далее был круглый стол с представителями уже других лейблов, о жизни, проблемах и вариантах их разрешения. Людей уже подошло побольше, правда, большинство из вновь пришедших прямо или косвенно были знакомы с участниками круглого стола. После этого мероприятия нужно было возвращаться в МШМ на образовательную часть 2-го дня фестиваля. Первая лекция, которую я посетил, была о принципах взаимодействия звука и генеративной графики, с Александром Сенько, которая, как оказалось, началась с опозданием, что мне было только на руку. Следующими лекциями были: посвященная первой драм-машине — «Ритмиконе», которую вел Андрей Смирнов, реанимировавший это чудо-изобретение Льва Термена, лекция о новейших техниках музыкальной композиции с использованием алгоритмов и лекция с Федором Веткаловым, к теме которой я, признаться, отнесся поначалу весьма скептически. Называлась она «Процесс» о творческих проблемах и путях их решения, на примере опыта известных художников и музыкантов. К моему удивлению, в аудитории почти не было свободных мест! Федор незаурядно рассказал о творческих поисках близких ему художников и музыкантов, таких как: Ceefax Acid Crew (не такой известный, но не менее талантливый чем его старший брат Squarepusher), выдающийся пианист и теоретик звукозаписи Глен Гульд. 


Андрей Смирнов рассказывает о «Ритмиконе»


После лекториума я отправился в МMОМА на воркшоп с Тодором Тодороффом. Это не первый его приезд в Россию, но, насколько мне известно, первый с полноценным воркшопом — редкий шанс узнать, что таится под капотом. В течение трех часов Тодор рассказывал о программах на сенсорном и жестовом управлении, которые он использует в своих выступлениях. По окончанию любой желающий мог надеть на себя сенсоры и поуправлять звуком с помощью движений тела. После лекции нужно было возвращаться в «Электротеатр», в котором в этот день открылись еще две площадки. 

Первая — это непосредственно главный зал театра, задние двери которого вели на лестничный пролет, где находилась вторая импровизированная сцена. Отмечу, что такое тесное расположение сцен выглядело очень рискованно, особенно когда между ними стоят двери, через которые постоянно входят и выходят люди. Так, во время выступления на лестнице KP Transmission с очень нежным атмосферным дроном, в главном зале выступала Сильвия Кастель с достаточно энергичным лайвом. И когда двери открывались, звук из зала почти полностью заглушал звуки с лестницы. Со следующими артистами ситуация повторилась с точностью до наоборот: в зале выступали MCME с очень минималистичным саундом, а на лестнице в это время Дейв Филлипс ставил свой нойз эпос. Из-за чего возникало ощущение, будто ты сидишь и смотришь театральную постановку, а за стеной у тебя бушует рейв. В итоге, я пошел на лестницу, которая была полностью забита, а перед столом с аппаратурой сидел умиротворенный Дейв. Надо сказать, это было мощное выступление, несмотря на то, что большую его часть Дейв просто сидел на полу с закрытыми глазами. Одновременно с этим, в Noor Electro крутили пластинки Nkulsey-Hayha, каждый раз, когда я туда заходил, звучала очень интересная музыка, и людей на танцполе они «держали», даже когда начался дождь. В зале же в это время выступали с неординарной программой Strange Attractors. Последних артистов я ждал больше всего: Роли Портер и Марсель Вебер с аудиовизуальной программой «Third Law» и Аиша с визуальным артом от Эмиля Баррета. Рассказывать про их выступления бесполезно, на них нужно хоть раз побывать! Отмечу, что и в этот день были задержки с выступлениями, в итоге, я покинул «Электротеатр» в районе пяти утра. 

На следующий день в МШМ первые две лекции были о направлениях развития электроакустической музыки, с Рушанией Низамутдиновой и, «Шум как сигнал», с фарерским композитором Хейином Зиска Давидсеном. Далее, зацепив краем уха кусочек манифеста Дейва Филлипса и заглянув на лекцию с Куко, я отправился на две другие лекции, которые должны были проходить в разных локациях. 


Выступление Haco 


Первая была с Антуаном Шмиттом в Proun Gallery. Как только я вошел в галерею, где она уже должна была начаться, девушка с ресепшена сообщила, что они не могут найти лектора, учтиво предложив записать мой номер телефона, чтобы к моменту, как он объявится, дать мне знать. Со второй лекцией, ситуация практически повторилась. Лекция должна было проходить в кинозале Московской школы кино. Выйдя на этаже школы, я увидел очень много людей снующих повсюду, а на ресепшене две девочки ответили, что они занимаются исключительно Moscow Music Week и ни о каком «Синтпозиуме» не знают, сообщив также, что кинозал находится здесь и он закрыт, а возле него стоят еще такие же как я интересующиеся «Синтпозиумом». Я направился к кинозалу, у которого стояло несколько человек. Они заглядывали в соседние кабинеты, пытаясь узнать что-нибудь о лекции. 

Оценив происходящее, было решено вернуться в МШМ, где посидев на встрече с Нильсом Петтером Мольвером отправился на воркшоп Станислава Глазова, посвященный модульным синтезаторам. Стас, как лектор, мне очень нравится, у него есть редкая способность объяснять сложные вещи простым языком. Со Стасом, который находился у себя в студии в Берлине, была установлена видеосвязь. Сначала все шло хорошо, но потом начались проблемы с сигналом, что мешало восприятию информации, и я решил вернуться в «Электротеатр», тем более, Стас в начале лекции предупредил, о том, что, на случай проблем со связью, он все записывает, и щедро поделится записью с присутствующими. Из концертной программы третьего дня, в которой было много интересных и достойных внимания артистов, мне больше всего запомнились несколько: лайв Татцуи Такахаси известного инженера Korg, который в своем выступлении использовал Granular Convolver, созданный им вместе с Maxmilian of E-RM и Кристофом Гонерлайном к 20-ти летию RBMA, а также выступления Тодор Тодороффа и Габор Лазара. 

4-й день фестиваля был посвящен производителям синтезаторов и главным событием здесь безусловно было открытие выставки. Главный зал «Электротеатра», где проходила выставка, почти полностью был уставлен столами с разнообразной аппаратурой, а на сцене театра поставили целую спальню с вертушками и синтезаторами, где любой мог «и поспать и поиграть». Концертная программа в этот день была разделена между «Электротеатром», Proun Gallery и НИИ. 

В последний день фестиваля мне запомнилась лекция Дмитрия Чурикова о проблемах, связанных с популярностью модульных синтезаторов, который рассказал о некоторых, печальных тенденциях на современном рынке модульных синтезаторов.


Выставочная часть «Синтпозиума»


К сожалению концертную программу последнего дня у меня посетить не получилось, поскольку уезжал на другой фестиваль. И, вспоминая о «Синтпозиуме», у меня возникает двоякие ощущения: с одной стороны, я понимаю, что это единственный в своем роде фестиваль в России, а возможно и во всем мире, где есть возможность побывать на разнообразных воркшопах и лекциях, послушать стольких разноплановых музыкантов, пообщаться с такими людьми как Тодор Тодорофф, Филипп Джек, где, среди гостей фестиваля, то и дело встречаются музыканты, изобретатели софта или модульных синтезаторов, куда люди приходят с детьми, которые пляшут под порой совсем непростую музыку, где на выставке девочка с мамой играется с девайсами от «Elektron», а через пару столов стоит Никита Забелин, изучая очередной модуль, где представители компаний с громкими, всем известными именами встречаются и делятся опытом с малоизвестными производителями синтезаторов и модулей. 

С другой стороны, меня сбивают с толку такие нелепые прорехи в организации, как например неосведомленность людей, в обязанности которых входит информирование и координация гостей фестиваля, или же постоянные задержки в концертной программе и лекций, когда слушатель мечется из одной аудитории в другую, в надежде узнать, в какой же из них начнется все-таки лекция, когда в приложении безо всяких уведомлений вдруг меняется расписание, и ты недоумеваешь — может твой мозг устал от такого количества информации и твое внимание тебя просто подводит, когда на протяжение всех дней фестиваля на смежной территории ведутся ремонтные работы и выступающего порой, просто на просто не слышно, не говоря уже об электроакустическом произведении. 

Я верю, что организаторы хотели порадовать любителей экспериментальной и электронной музыки, и создать уникальный фестиваль с неповторимой атмосферой, где люди могут не только послушать музыку, но и получить новые знания. Это подтверждают и зарубежные лекторы, с которыми мне удалось пообщаться, говоря, что они не знают аналогов этому фестивалю, и очень рады принять участие в подобном мероприятии, отмечая также организационные оплошности, на которые они старались не обращать внимание, сфокусировавшись на подаче материала, как я и по моему наблюдению большинство из присутствующих людей на фестивале. Но это не просто сделать, когда тебе приходится держать в голове эти постоянные сдвиги в расписании или, когда у лектора объективно недостаточно времени раскрыть заявленную тему. Но, все же, я благодарен организаторам за эти пять дней проведенных на одном дыхании. Остается пожелать, «Синтпозиуму», расти и развиваться в качественную а не количественную сторону, качество и глубина которого, в итоге, привлечет еще больше любителей электронной и авангардной музыки не только из России, но и со всего мира.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы