T

ВЕЧНЫЙ 

НОВАТОР 

БЬОРК

Клубная культура и электронная музыка как вечный источник вдохновения для исландской певицы

Не совсем гостеприимный, огромный, бесплодный исландский пейзаж кажется до странности знакомым. Со своими впечатляющими вулканическими наносами сланца и граница, жуткими зимними, напоминающие лунные, ландшафтами, невероятными водопадами и древними ледниками, этот пейзаж знаком всем благодаря сериалу «Игры престолов» или фильму «Прометей». Самое странное во всем этом оказывается пар, который поднимается от земли в некоторых местах в этот, довольно прохладный, день. Как объясняет нам таксист, это тепло из глубин земли. Геотермические энергоресурсы покрывают большую часть потребностей Исландии: источник этот природный, стабильный и, по видимому, безграничный. Вечный. Немного напоминающий источник креативности самой Бьорк, самой известной исландке в мире. 

Последний раз Бьорк Гудмундсдоттир оказалась на обложке Mixmag в ноябре 1993 года, после выхода в свет ее дебютного сольного альбома «Debut». Тогда мир впервые накрыла волна «Бьорк-мании», впервые мир попал под чары этой удивительной, похожей на эльфа девушки, бывшего вундеркинда, воспитанной хиппи (или все-таки эльфами?) которая говорила загадками нараспев, и отличалась от всего, что мы когда-либо слышали. Тот альбом мы тогда описали как «эклектичную коллекцию пылких песен, которые вы никогда не слышали, но всегда хотели». 

Заголовок «Сумасбродка», возможно, подчеркивал одержимость прессы ее потусторонней внешностью и ярко выраженной индивидуальностью, но она с радостью обсуждала как выбрала дуэт Black Dog для ремикса, или о том, что ее самым любимым диджеем является Даррен Эммерсон. За прошедшие с того момента 24 года — включая восемь альбомов и бессчетное количество неподдающихся классификации инноваций — мир узнал Бьорк благодаря её беспрецедентным, бескомпромиссным художественным работам, ее беспокойному музыкальному духу и ее способности сотрудничать с самыми яркими творческими умами в области музыки, кино и моды. И мы до сих пор находимся в процессе познания. Она стала одним из самых авангардных продюсеров в электронной музыке. И для нее до сих пор электронная музыка и клубная культура являются главными движущими силами. 

МНЕ НРАВИТСЯ МЕНЯТЬСЯ

«Я еще подростком диджеила, просто словом таким это занятие не называла, — начинает она свой рассказ после глотка утреннего кофе. — Я выросла в Рейкьявике, городе с населением в 80 000 человек. Если ты хотел хорошо повеселиться, то отправлялся в бар. Приглашаешь своих друзей — и чем меньше бар, тем лучше — и вот у вас уже своя вечеринка. И тебе потом и убираться не надо! И вот все это постоянно разрасталось в масштабах, и даже после того, как переехала в Бруклин, я и там пластинки крутила. У нас была дружеская компания, были всякие темы и одной из тем были басовые партии: я, Алекс Росс, Брендон Стоси и Дэвид Лонгстрет из Dirty Projectors встречались в четыре часа дня. Мы отправлялись в букинистический магазин, и начинали играть басовые партии, исполнять концерты для виолончели Баха, пить кофе и болтать. Все развивалось медленно. Затем возникал алкоголь, мы немного пьянели и заканчивалось все басовыми партиями Public Enemy, или эйсид-хаусными басовыми партиями, или драм-н-бейсовыми. В следующий раз мы уже использовали хлопки: марокканские племенные хлопки, потом шел Стив Райх, девчачьи группы 60-х, и все заканчивалось каким-нибудь ритм-н-блюзом. Восемь часов спустя у нас у всех были ладони в крови, потому что мы не переставая хлопали в ладоши все восемь часов!» 

Перед встречей с Бьорк ожидаешь ее увидеть в какой-нибудь декоративной чудной маске, футуристическом кимоно, или, что она будет выглядеть и вовсе лебедем, но когда она пьет кофе в Исландии, то выглядит как обычный человек: небрежно одета в практичную обувь, минимум косметики, деловая стрижка и длинное, темно-фиолетовое платье с расшитым вырезом. Мы сидим наверху в уютном кафе, неподалеку от ее дома в Рейкьявике, она чувствует себя комфортно и улыбается такой улыбкой, которая смогла бы растопить ледник. 

<iframe width="100%" height="166" scrolling="no" frameborder="no" src="https://w.soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/tracks/356544932&color=%23dd33fd&auto_play=false&hide_related=false&show_comments=true&show_user=true&show_reposts=false&show_teaser=true"></iframe>

На самом деле она пришла на 15 минут раньше, помахав нам рукой и терпеливо ожидая пока мы закончим слушать ее новый альбом «Utopia» у себя в наушниках. Сегодня ей 51 год, она мать двоих детей и выглядит как Бьорк: нестареющей, своим характерным голосом, в котором смешивается характерное исландское «ррр» и умные английские выражения. Сегодня она делит свое время между Бруклиным и Рейкьявиком, по-видимому никак не принимая во внимание свою популярность. Со своей извечной любовью к клубной культуре (список моднейших и авангарднейших соратников и со-продюсеров на ее девяти сольных альбомах — яркое тому подтверждение) не удивительно, что она выступает и в рамках клубных шоу (ее тайный диджейский сэт на вечеринке лейбла Hyperdub в Лондоне, лишь один из последних примеров), и более масштабных пространств, вроде барселонского SonarHall. «То, что я делаю сегодня, диджею для незнакомцев, началось полтора года назад», — рассказывает она. И потом, словно дополняя, объясняет свою любовь к выступлениям под открытым небом: «Не люблю закрытые помещения, долго в них не могу находиться: мне нравятся окна! Вот почему я всегда прошу чтобы были окна и дневной свет: мне нравится идти из дневного света во тьму». Она также стремится придерживаться изначального посыла диджейской культуры: что музыкой следует делиться. «Мне нравится меняться», — кивает она. 

«Это скорее о стремлении поделиться своей коллекцией песен, показать песни, которые вряд ли кто-то слышал. Даже несмотря на то, что я это говорю сама себе, я довольно хороший пользователь Pro Tools, но мне приходиться тратить несколько недель на составление сетов. Попутно я сделала несколько мэшапов между [известным хьюстонским продюсером] Rabit и [пакистанским музыкантом и композитором] Абида Парвееном. Когда я делаю четырехчасовые сеты, как тот, что мы сделали для токийского музея науки и техники, это был своего рода комплимент моему шоу „Digital“. Целый час могла звучать флейта, люди между собой болтают, а несколько бокалов вина спустя я уже играю r’n’b!» Она явно наслаждается своей работой. «Так и есть, — улыбается она. — Мне нравится ощущение поездки, но не нравится когда все понятно и предсказуемо. Мне нравится воспринимать диджейство как возможность отпраздновать сегодняшнее музыкальное изобилие, и здесь ты волен делать все, что душе угодно — ставить музыку в диапазоне от редчайшей этнической музыки до Рианны. Но мне нравится и техно, поэтому в своих сетах я оставляю место для очень брутального техно. Ну не люблю я когда все средненькое такое!» 

В МОМЕНТ СМЕРТИ,
О ЧЁМ Я БУДУ ДУМАТЬ?

Музыка Бьорк в последние годы принимает все более интересные формы. Ее альбом 2015 года «Vulnicara» был наполнен тьмой и горем (чего стоит, например, сэмпл: «наша любовь была чревом/ но наша связь была разорвана») но «Utopia» представляет из себя крутой разворот к свету. Лирика на этом альбоме, например в треке «Blissing Me», с отсылкой к «двум музыкальным задротам одержимых обменом MP3 между собой, влюбляясь в песни», и «Feature Creatures» с классической строчкой «Я буквально думаю, что нахожусь в пяти минутах от любви» соответствуют органичному, оркестровому звуку. Это результат плотного сотрудничества между Бьорк, венесуэльским продюсером Arca и женским оркестром флейты. «Все флейты, которые вы слышите, начались с оркестра флейты с 12 участниками, и по странной случайности, они все были свободны в пятницу, поэтому мы отправились ко мне репетировать. Если ты хочешь сделать целый альбом с флейтой, то уж точно захочешь добиться максимального количества цветов!», — объясняет она. 

В «Loss» мелодии и продакшен столь плотно увязаны между собой, что становится невозможным определить, где кончается одно и начинается другое. Эта композиция была написана в соавторстве с Rabit и является одним из нескольких выдающихся моментов на альбоме. «Это похоже на профанацию, чтобы говорить о чем-то настолько красивом, — объясняет Arca, когда его спросили о том, на что это похоже — снова поработать с Бьорк. — Это похоже на мечту, но за этим скрывается истинная чистота работы над музыкой с кем-то, кого ты любишь. Я не хочу как-то преувеличивать или преуменьшать, но это была самая глубокая музыкальная связь, из всех, какие у меня только были. Вознаграждение, вызов, стимуляция, душевный подъем — я про это. Сделать что-то такое, что можем только мы вместе: таково было наше согласие с самого начала. Попытка сделать что-то из нашего опыта и взглядов на жизнь. Она сделала собственные аранжировки и лирику, но когда я приступил к работе, нам понравилось находиться в одном помещении. Но на самом деле это происходило повсюду — в Лондоне, Рейкьявике, Нью-Йорке. Иногда мы слушали в токийском отеле. Каждая песня с этого альбома что-то для меня значит. Эта запись с инем и яном, и она может показать острые зубы, когда это будет нужно». 

Яркий момент альбома — «Body Memory» — невероятная медитация о силе мысли. Она длится 10 минут. «На моем предыдущем альбоме была песня под названием „Black Lake“, в которой чувствовалась горечь. И я думаю, что что-то подсознательное в моем уме думало, что раз ты записала самую печальную песню из всех существующих, то нужно и записать его оптимистичного близнеца. Я приехала к себе домой здесь в Исландии, было несколько холодновато, мне пришлось надеть три пальто, легла рядом с озером, смотрела на облака и целых четыре часа слушала аудиокнигу. Это была тибетская „Книга мертвых“. Она на треть напоминает католицизм: если в этой жизни вы вели себя недостаточно хорошо, то после смерти вы попадаете в преисподнюю и будете гореть в огне на протяжении тысячи лет. Таким образом человека побуждали чтобы он был хорошим в своей текущей жизни. И есть в этой книге один фрагмент, мне он очень нравится — об утопической жизни, что если вы были хорошим человеком, то после смерти попадете туда, где растет лаванда, есть озера и павлины. В итоге „Body Memory“ кончается тем, что я задумалась: в момент смерти о чем я буду думать? Эта песня о моем самообучении, и я хочу надеяться, что у меня получилось поделиться этим с окружающими людьми. В стихах говорится о том, как твоя голова играет в различные игры, что ты становишься психованным и пугливым, а в припеве — о том, что когда ваше тело умирает, то ты расслабляешься. Это учит тебя доверять своему телу. Вся информация закодирована в наших ДНК, так что если мы расслабим память нашего тела, то поймем как сделать это естественно». 

Вдохновение, как выясняется, приходит к ней из всевозможных источников, и этим объясняется сложность и глубина ее музыки, которые избегает большинство коллег по цеху. «Порой песня о трех разных ситуациях, но сосредоточенная на конкретной эмоции: первым, скажем, может быть эмоция из твоей жизни, второе — твои родственники, а третье может прийти к тебе из кино», — объясняет она. 

Родившаяся в Рейкьявике в 1965 году, Бьорк связана с музыкой с 1977 года, когда она записала свой первый альбом каверов. Подростком она принимала участие в деятельности исландской инди-рок-группы The Sugarcubes, но после раскола в 1992 году, она начала работать сольно и продала свыше 40 миллионов альбомов, несколько раз с гастролями объехала земной шар и, возможно, ярче всех была одета в истории премии «Оскар» (в 2001 году). Однако, стоит напомнить, почему она играла столь важную роль в нашем мире последнюю четверть века. Начиная с «Post» и «Homogennic» и вплоть до «Utopia», Бьорк всегда старалась быть впереди, в авангарде. С совместной работы с британскими продюсерами Нелли Хупером и покойном Марком Беллом из LFO и вплоть до последней работы с Arca, она всегда чутко реагировала на все самое передовое и авангардное в области музыки. «На „Vulnicara“ было сделано 12 ремиксов от продюсеров, с которыми я тогда тусовалась, — объясняет она. — Люди ко мне подтягиваются. И я сама к кому-то подтягиваюсь. Но в целом, если возникает органическая связь, то это класс. Когда я не доверялась своему инстинкту или сотрудничала с кем-то, с кем у меня не было ничего общего, то ничего путного из этого не получалось». 

Но — и это может быть знакомо многим электронным продюсерам женского пола — она иногда высказывает разочарование в своей роли при работе над музыкой, когда ее участие минимизируется со стороны сотрудников (которые зачастую мужчины). «Если я скажу что-то, что поможет женщинам, то я это обязательно сделаю», — сказала она в интервью Pitchfork в 2015 году, прежде чем описать все то, что она делает самостоятельно. Сегодня она высказывается еще более подробно: «Иногда я делаю биты, иногда аранжировки и порой выступаю в качестве редактора. Я выступаю в разных ролях. Возможно, что есть моя вина в том, что я никогда себя не снимаю в качестве редактора — но я смотрю за общим ходом работ, я держу в голове всю композиционную структуру. Очень часто, когда я использую биты от тех, с кем работаю совместно, я еще и сильно их редактирую, делаю собственные аранжировки и мелодии. И я работаю с очень сильными музыкантами, и мне совершенно не хочется, чтобы во время нашей совместной работы они вели себя пассивно, я и сама не хочу быть пассивной, когда работаю с ними». Это звучит смешно, но «мужчина может быть соавтором, но когда ты пытаешься работать с другой женщиной — это все куда-то улетучивается. Мне кажется, что артисты, типа M. I. A., [FKA] Twigs и Kelela обладают четким видением того, какими должны быть их собственные альбомы». 

Одним из тех, кто наблюдал за развитием и становлением Бьорк является британский музыкант Мариус де Ври, который поработал над её первыми тремя сольными альбомами. «Ей все интересно, — объясняет он по телефону из своего нового дома в Лос-Анджелесе, которым он обзавелся после того поработал музыкальным директором фильма «Ла Ла Лэнд», в прошлом году взявший «Оскара». «К тому же она взаимодействует с современной культурой. Быть частью ее орбиты весьма удивительно. Не принимая во внимание ее манеру создания песен, именно это сочетание из любопытства и бесстрашия точнее всего ее описывает. Она обладает большой художественной целостностью и мужеством к экспериментам. Я следил за этим прогрессом: обретением уверенности и самостоятельности. Она очень быстро учится, и всегда считала, что сама должна контролировать свою судьбу, тем более что она женщина работающая в музыкальной индустрии. К тому же она настоящий маг в том, что касается Pro Tools!»

МРАК ПОЗАБОТИТСЯ
О СЕБЕ САМ

Как и большинство работ Бьорк, «Utopia» это своего рода концептуальный альбом. «Знаете, что мне больше всего нравится в его названии?, — спрашивает она. — Что ты все сразу же понимаешь. Во время Трампа и Брекзита, прямо сейчас — это чрезвычайная ситуация. Я пытаюсь думать на уровне экологии, пытаюсь понять что мы будем делать с глобальным потеплением. Когда Трамп решил, что США должны выйти из Парижского соглашения по климату, я была опустошена. Опустошена. Но теперь я думаю, что мы все должны сделать сами, создать эту утопию. Нам нужно заниматься переработкой и выращивать овощи! И я думаю, что если бы десять самых богатых технологических компаний — Microsoft, Google, YouTube и так далее — выдали бы по одному миллиарду, то у нас было бы десять миллиардов на очистку планеты. Вот что должно происходить! Я очень сильно верю в следующее поколение. Уже есть тринадцатилетние подростки, которые находят способ, как очистить океан от пластика, есть биотехнологи, которые выращивают грибы, способные поглощать углекислый газ. Поэтому я верю в то, что мы сможем найти путь. Я не говорю, что я лучше кого-то, но, возможно, роль музыканта заключается в том, чтобы нести надежду». 

Наше время подходит к концу, Бьорк допивает свой кофе и начинает прощаться, потом делает паузу, и еще раз возвращается к теме утопии. «На самом деле нужно быть оптимистом: половину жизни ты проводишь во тьме, половину — на свету. К сожалению, если ты зацикливаешься исключительно на мрачных периодах жизни, то тогда возникнет ощущение непроглядной тьмы. Но если ты думаешь только о свете, то это вовсе не потому, что тебе хочется чтобы вокруг была одна сплошная легкость, и что тьмы не существует. В этом альбоме есть мрачные моменты. Но если ты сосредоточишься на свете, то мрак позаботится о себе сам». 

И с этими словами она уходит, делая мир чуть светлее.

5 КЛЮЧЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ БЬОРК И ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

01

Бьорк лично отбирает всех продюсеров для создания клубных ремиксов начиная с «Debut». «Когда я работала над „Post“, то клубилась постоянно. И все люди, с которыми я сотрудничала были моими друзьями!» Столь проницательный выбор соратников делает ремиксы на Бьорк остромодными все 25 лет: от «Human Behaviour» в версии Underworld до The Haxan Cloak и Bloom на «Vulnicara Remixed» в 2015 году. 

02

Наряду с Daft Punk и The Chemical Brothers клипы Бьорк всегда производили небольшие художественные прорывы в области электронной музыки. Вдохновившись словами песни «All Is Full Of Love», Крис Каннингем снял один из лучших своих клипов. Настолько красивый, что он даже удостоился сингла в формате DVD. 

03

Живые выступления Бьорк неуклонно эволюционируют. В 2001 году она выступала в Королевском театре Ковен-Гарден с арфисткой Зиной Паркинс, электронным дуэтом Matmos, хором из Гринлэнда и оркестром из 70 музыкантов: это было задолго до того, как танцевальная музыка обратила свой взор на оркестровую музыку и начала переосмысливать свою историю в этом формате. 

04

По сути, «Debut» — это хаус-альбом. И в «Big Time Sensuality», ремикшированный Fluke, она создала один из прорывных клубных гимнов 90-х. Эта же песня лишний раз служит напоминанием, что слова ее песен столь же круты, как и ее ритмические ходы. 

05

Мода и движущиеся изображения всегда были ключевой фишкой артистки. В клипе «Hunter» (с альбома «Homogenic») лысая Бьорк трансформируется во что-то такое, что можно примерно описать как голубого техно-медведя.

{"width":880,"column_width":80,"columns_n":2,"gutter":720,"line":24}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: formular; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы