T

Я 

ЧУВСТВУЮ

ЛЮБОВЬ

Как Донна Саммер и Джорджио Мородер создали шаблон для танцевальной музыки, которую мы знаем сегодня

26 апреля 1977 года в Нью-Йорке открылся клуб Studio 54. Бьянка Джаггер прибыла в клуб на вечеринку по случаю своего дня рождения в красном платье и верхом на белой лошади, которую вел голый мужчина. Эта фотография разошлась по всему свету буквально за ночь, обеспечив диско одним из своих культовых изображений — а клуб стал синонимом гламура и невоздержанности. 

Пять месяцев спустя в Голливуде состоялась премьера фильма, который познакомил общественность с диско: «Лихорадка субботнего вечера», в главной роли снялся Джон Траволта, который жил ради танцев (и шокирующих костюмов). На самом деле, все это имело мало общего с корнями этого жанра. Теперь диско стало музыкой для всех.

Между этими событиями вышла песня «I Feel Love», спродюсированная Джорджио Мородером и Питом Беллотте и идеально исполненная Донной Саммер. Вышедшая 40 лет назад, она и сегодня звучит все также футуристически. Можно сказать, что тот год стал Годом Ноль; песня, с которой началось наше путешествие через синтезаторное диско, хаус, техно и все, что было рядом — а стараниями Патрика Коули была создана отважная психоделическая версия, ставшая в итоге одним из самых лучших ремиксов в истории. 

Это было хорошее время для компании в Musicland Studio. Засевший где-то глубоко в недрах Arabella High-Rise Building в мюнхенском районе Богенхаузен, этот панъевропейский коллектив музыкантов был ответственен за ряд хитов, которые перевернули диско с ног на голову. Возглавляемая сопродюсерами Джорджио Мородером и Питом Беллотте, эта команда записала прорывной суперхит Донны Саммер «Love To Love You Baby», которому удалось пробраться в поп-чарты — правда довольно быстро британская радиостанция Radio 1 запретила его ставить у себя в эфире из-за излишней сексуальности. 

Донна Саммер принадлежала к числу тех странствующих музыкантов и исполнителей, которые на то время осели в Мюнхене, поскольку местная музыкальная индустрия на тот момент находилась на пике. Изначально она была участником немецкой версии мюзикла «Волосы», но довольно быстро стала востребованной сессионной вокалисткой. «Мы стали хорошими друзьями, — говорит Мородер. — Она была невероятно одаренная вокалисткой, которая была способна к импровизации, но вместе с этим дисциплинированной. Ну а как человек, она была очень смешной». По словам Беллотте, одной из причин, по которой с Саммер было легко работать, состояла в том, что она совершенно не проявляла никакого отношения к процессу записи. «Все время, пока мы с ней работали, у нас не возникало ни малейших трений. Нам здорово повезло, потому что ее вообще не интересовал процесс работы над песнями. Она приходила в студию, обычно часа в четыре вечера и могла болтать часами, после чего вставала: „Ой, мне уже пора!“, шла в студию и обычно с первого дубля пела все, что от нее требовалось, и уходила».

«Нам здорово повезло – её вообще не интересовал процесс работы над песнями»

Работа над «I Remember Yesterday», пятым альбомом Донны, шла довольно быстро. «Все очень быстро происходило, — рассказывает Беллотте. — Наш звукоинженер Юрген был прытким, да и музыканты смышленые попались. Альбом получался очень споро, блуждать вокруг да около нам было не нужно. Команда была хорошая, работящая». На разительном контрасте с британским и американским лейблами Casablanca Records, которые, как казалось, подпитывались исключительно горами кокаина, в Musicland Studios, ничего такого не было вовсе. Двое из команды, Беллотте и звукоинженер Юрген Копперса были непьющими, а сам Джорджио выпивал совсем немного. Никаких наркотиков не было в принципе. 

«I Remember Yesterday» был еще одним концептуальным альбомом, приготовленный Беллотте и вдохновленный романом Энтони Поуэлла «Танец под музыку времени» (оригинальное название альбома). Каждая песня вызывала бы настроение отдельного десятилетия, от свинга 40-х до 1960-х с Shirelles и Supremes, фанка 70-х и современного диско, вплоть до последнего трека под названием «I Feel Love». 

Использовать синтезаторную музыку, чтобы звучать футуристически — это проверенный прием фантастических фильмов. Еще в 1951 году терменвокс звучал во второсортном фильме «День, когда Земля остановилась», а американский пионер электронной музыки Венди Карлос озвучивала антиутопию Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». 

План состоял в том, чтобы записать песню используя исключительно Moog Modular 3P. Единственная проблема заключалась в том, что этого синтезатора ни у кого не было. К счастью, такой аппарат нашелся у композитора Эберхарда Шёнера. А поскольку синтезаторы Moog славились своей капризностью, им пришлось привлечь к работе помощника Шёнера, звукоинженера Робби Веделя. Как признавался впоследствии Мородер: «Мне он был нужен, потому что я не смог бы из этого синтезатора извлечь и одного звука». 

Со своими четырьмя шкафчиками и бесчисленным количеством патчей, синтезатор напоминал небольшой пульт звездолета. Беллотте был изумлен тем, как Ведель смог управлять с этим громоздким монстром: «Мы получили первую линию. И тут Робби говорит: „Окей, следующий трек хотите синхронизировать?“ Мы даже не поняли что он имеет в виду. Он говорит, „Мы подложим трек с этого „Муга“ под что угодно, и запишем целой дорожкой“. Когда мы так сделали, то для нас это стало настоящим открытием. Самая поразительная вещь состоит в том, что Робби Ведель и есть неизвестный герой всего этого, потому что даже сам Роберт Муг не знал о том, что можно синхронизировать треки».

«Я не смог бы из этого синтезатора извлечь ни одного звука!»

Постепенно, шаг за шагом, он сложили воедино всю песню. Для «тарелок» они использовали белый шум с помощью огибающих синтезатора, только отредатировав их, а ставшая узнаваемой бас-линия получилась из звука, который нарулил Вендель. Но у них все никак не получилось добиться довольно мощно звучащей «бочки», поэтому их постоянный ударник Кит Форси, единственный человеческий элемент, обеспечил им семиминутный прямой ритм. «С „Мугом“ было очень интересно работать, но проблема состояла в том, что он расстраивался каждые несколько минут, — рассказывает Мородер. — Это была настоящая беда. В случае с „I Feel Love“, кажется, мы записывали секунд двадцать или тридцать, а потом приходилось останавливаться. Затем снова настраивали и продолжали дальше. Та еще работа была, одним словом». 

Текст песни должен был быть написан Беллотте и Саммер, поэтому как-то вечером Пит отправился к ней в гости домой. Саммер болтала по телефону, и он засел за текст. Прождав около трех часов, и практически закончив работу над текстом песни, она наконец-то спустилась к нему. «Слушай, очень извиняюсь, — сказала она Беллотте. — Но я тут по телефону сейчас со своим астрологом из Нью-Йорка общалась. Мы с ним обсуждали мои отношения». 

«Она тогда была с парнем, которого звали Питер Мюхлдорфер, но тут встретила Брюса Судано из Brooklyn Dreams, в которого влюбилась, — вспоминает Беллотте. — Поэтому она позвонила астрологу, чтобы тот ей рассказал про Брюса, его знак зодиака и натальную карту; астролог решил, что она должна встречаться с Брюсом. В итоге она спустилась и сказала, „Я приняла решение“». Донна взяла написанный текст песни, пошла в студию и с одного дубля все записала. 

«„I Feel Love“ — это блестящая комбинация хваткого синтезатора и мечтательного, бойкого и восторженного вокала Саммер, — писал Винс Алетти в своей колонке в Record World 13 августа 1977 года. — Темп жесткий и особенно заметен на фоне синтезаторных эффектов, крайне агрессивных и эмоционально заряженных. И опять-таки, это совершенно не похоже на все, что Саммер, Мородер и Беллотте делали до этого». Во время работы над альбомом «Low» Дэвида Боуи, который также записывался в Германии, продюсер Брайан Ино в один из дней прибежал в студию после того, как услышал «I Feel Love», и произнес: «Я слышал звук будущего. Вот он, и дальше смотреть не надо. Этот сингл изменит звучание клубной музыки в течение следующих пятнадцати лет».

Несмотря на возможный восторг, лишь немногие на Casablanca поверили в эту песню. «Помню, в самом начале Нил Богарт (глава Casablanca) выказал заинтересованность, но не настолько сильно, как мне бы понравилось», — вспоминает Джорджио. На самом деле, «I Feel Love» впервые была издана в качестве бисайда к балладе «Can’t We Just Sit Down (And Talk It Over)». Казалось, что никто особо и не задумывался, что именно они сделали. «Для нас это был просто трек, и мы даже не рассчитывали, что он выйдет отдельным синглом, — вспоминает Беллотте. — Мы точно не думали, что сделали нечто особенное. Никакой революционности мы в этом не ощутили». Но песня начала завоевывать популярность в клубах. Сначала в Великобритании, где ее быстро выпустили отдельным синглом, и песня стала там мощным хитом, а потом заняла 6 место в американском списке 100 лучших песен. 




«До «I Feel Love» синтезаторы относились или к области серьезных музыкантов, вроде Кита Эмерсона, Жан-Мишеля Жарра или Tangerine Dream, или же использовались в качестве проходных хитов, вроде «Popcorn» Hot Butter или же первого хита Мородера и Беллотте «Son Of My Father». «I Feel Love» стала отклонением от этой интеллектуализации синтезатора в пользу чистого удовольствия. 

Влияние этой песни было стремительным и продолжительным. Ее ДНК, казалось, без проблем перетекало в другие песни, вроде классической «Hot On The Heels Of Love» Throbbing Gristle, самым серьезным образом повлияла на диско, такие треки, как Kebekelektrik «War Dance» или поп- боевик Blondie «Heart Of Glass», после чего Дебби Харри сказала: «Мы с Крисом очень любили Донну и ее „I Feel Love“. На то время это была прорывная песня, одновременно и коммерческая и сексуальная». 





В тот момент королем диско в Нью-Йорке был Ники Сиано, резидент клуба The Gallery, который помнит, как босс пиар-отдела Casablanca Марк Пол Саймон заявился на одну из его жарких вечеринок летом 1977 года с ацетатом еще невыпущенного сингла и попросил его поставить. «Все знали, что диджеи не ставят ничего в битком набитом клубе, пока сами как следуют не послушают, — рассказывает Ники, который согласился прослушать сингл в наушниках. — Я глубоко вздохнул и поставил эту тяжелую пластинку на третью вертушку. Я приложил ухо к наушнику, ожидая услышать как обычно очень хорошую работу Саммер и Мородера. Но все было не так. Я услышал синтезатор, который звучал настолько свежо, что я уже и забыл, когда слышал настолько свежую музыку. Это была не новая запись, это был абсолютно новый стиль студийной работы. Я доверился своим инстинктам и свел ее. Редко когда бывает, чтобы танцующая толпа с таким энтузиазмом восприняла трек при первом прослушивании. Но тут танцпол буквально взорвался, и я прочувствовал звук, который навсегда изменил клубную музыку». Когда Марк отказался оставить ему ацетат, Ники вышвырнул его из клуба. «Я был настолько важен для музыкальной индустрии в то время, что он сделал так, чтобы Донна Саммер позвонила мне лично и принесла свои извинения. В итоге мы все уладили». 

«Поначалу я ничего по отношению к этому треку не чувствовал, не думал, что эта песня произведет настолько сильное впечатление, — рассказывает Мородер. — Но спустя месяцы вдруг начинаешь слышать точно такую же басовую партию на других записях. Должен признаться, что сегодня весьма сложно найти EDM-песню, в которой не было баса, похожего на тот, что звучит в „I Feel Love“. И даже если вы его не слышите, обычно он там есть, просто его сложно не использовать вообще». 

И тем не менее, влияние этой песни ширилось и росло. Хай-энерджи, бойкое звучание, любимое белыми геями, выпущенное в народ Патриком Коули, в буквальном смысле стоит на плечах этой песни. Взрывная популярность «новых романтиков» и электро-попа в Великобритании также вышла отсюда. Итало-хаус, один из фундаментальных камней в хаус-музыке сформировался преимущественно под влиянием «I Feel Love». Да и техно-музыка, со всей своей любовью к холодным немецким синтезаторам многим обязана этому странному и красивому тевтонскому шедевру.

«В 1977 году мои родители открыли собственный ночной клуб неподалеку от Франкфурта, — рассказывает Свен Фэт. — Я очень отчетливо помню когда вышла эта прекрасная пластинка. Я ее гонял по кругу снова и снова. Дома, в клубе моих родителей и уже когда стал диджеем в 1980 году, я крутил ее без остановки. И по сей день — эта композиция олицетворяет самые волшебные моменты». 

С самого начала эта композиция стала считаться клубной классикой. «Будучи совсем юным диджеем, я всегда удивлялся, как Лоран Гарнье умудрялся сводить ее с хаусом или техно в зависимости от того, в какую сторону он хотел двинуть общую атмосферу всей вечеринки, и ставил ее в очень особенные моменты, — рассказывает парижский DJ Deep. — Прекрасно помню, как Деррик Мэй поставил ее в своем техно-сете, и она звучала как крутая техно-пластинка». 

Еще одним современным продюсером, звучание которого в значительной мере сформировалось под влиянием этой композиции, является Юэн Пирсон: «Звучание „I Feel Love“ — эта подвижная басовая партия — было звучанием всех моих танцевальных пластинок еще до того, как танцевальная музыка стала Танцевальной Музыкой, и многие мои ремиксы вернулись именно к этой басовой партии», — говорит он. 

Фрики современного диско Horse Meat Disco, не боятся проводить правильные аналогии: «Вряд ли стоит говорить, что это фактически шаблон всей современной танцевальной музыки, — рассказывает Джим Стентон. — Всякий раз когда я ее ставлю, всякий раз она звучит круто. То есть это такая песня, которой нельзя перекормить, она всегда будет уместна».

С ними соглашается и Эрол Алкан. «Эта пластинка, которая уместно звучит и дома, и на свадьбе, и в самых потных и грязных ночных клубах. Я знаю эту песню столько времени, сколько я вообще слушаю музыку, и она до сих пор трогает мои чувства. „I Feel Love“ с полным правом можно отсылать жителям других планет в качестве примера человеческих достижений в экспрессии. Вне всякого сомнения, это одна из лучших звукозаписей в истории».

{"width":800,"column_width":40,"columns_n":2,"gutter":720,"line":24}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: formular; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

                          Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR-отдел: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы