2016: ренессанс мрачной музыки

27 декабря 15:02

«Будущего нет», — вопил в конце семидесятых Джонни Роттен. В 2016 году, вдруг неожиданно для всех, черный снова стал модным, техно-диджеи вспоминают свою первую любовь — индастриал, дарк-вейв и синти-поп, лейблы выпускают релизы, с обложек которых веет тленом и пустотой. На отмененном московском Outline должен был действовать целый танцпол с емким названием «Dark» (в прошлом году он уже существовал), а на вечеринках Arma17 в «Рабице», в Mosaique и много где еще вдруг в большом количестве зазвучала совсем нерадостная, беспросветная и бескомпромисная музыка из восьмидесятых или сделанная под восьмидесятые. Индастриал, EBM, дарк-вейв, синтипоп и все их стилистические клоны и собратья вдруг стали пользоваться у публики большим успехом. 

Чтобы понять откуда проистекают корни ренессанса синтипопа, EBM, индастриала, дарк- и минимал-вейва мы поговорили с руководителями лейблов Dark Entries, Mannequin и Minimal Wave, которые последние несколько лет издают музыку восьмидесятых. 


То, что многими клабберами воспринимается как нечто новое, на самом деле, старо как мир и традиции этого до сих пор живут на европейской вейв- и гот-сцене: холодная машинная музыка, безо всяких прикрас, буквально излучающая мрак и тлен. Вечеринки с такой музыкой в последний год-два проходят повсюду и, похоже, только набирают популярность. На такие мероприятия собираются фанаты этой музыки, одетые, как правило, во все черное, которые под минималистичную электронику, EBM и дарк-вейв танцуют примерно так: три шага вперед, два назад. 

Главным поставщиком этой музыки, работающим абсолютно с археологической одержимостью, можно считать лейбл Vinyl On Demand, на котором с января 2004 года лимитированными тиражами по 300-500 экземпляров издается музыка таких артистов, как Severed Heads, S.P.K. или Psychic TV. Своей деятельностью лейбл документирует, что уже в восьмидесятых в музыкальной индустрии повсеместно воцарился андеграунд, который жаждал существовать не в рынке, а во времени. 

Глава этого лейбла, Франк Майер — прежде всего является поклонником такого типа музыки, и вырос от коллекционера до руководителя лейбла. В своей деятельности лейбл ориентируется прежде всего на таких же фанатов, которым интересна музыка этого временного периода. Эту выдающуюся музыкальную археологию, которой Майер занимается до сегодняшнего дня, можно рассматривать в качестве своеобразной отправной точки той волны переизданий ранних релизов EBM, индастриала, нью-вейва, какой-то самодеятельной электроники. И несмотря на свой великолепный бэк-каталог, к сожалению, лейбл этот находится в тени таких лейблов, как Minimal Wave, Dark Entries или Mannequin.

Вполне возможно, что это еще и от того, что руководители этих лейблов — Алессандро Адриани из Mannequin, Джош Чеон из Dark Entries и Вероника Васицка из Minimal Wave — еще много выступают как диджеи и музыканты, издают у себя на лейблах новых артистов и будучи представителями нового поколения, умеют работать с аудиторией в интернете.

По объемам, каталоги этих трех лейблов не такие масштабные, как у Vinyl On Demand. Но тем не менее, каждым из этих лейблов управляют страстные энтузиасты своего дела, и в каталогах каждого лейбла можно найти великолепные редкости. «Еще до того, как у меня появились водительские права, я с середины девяностых ездил на автобусе из Нью-Джерси в Нью-Йорк, шатался по музыкальным магазинам в Ист- и Вест-Виллидже и искал пластинки. Как только я обзавелся машиной, то начал посещать концерты в Нью-Йорке и еще глубже закапываться в старую музыку. В колледже я руководил библиотекой, занимался радио и писал обзоры в журнал CMJ», — рассказывает Джош Чеон о своих первых эмоциях от музыки. 




Помимо этого, изучая нейробиологию и психологию, он поработал в нескольких лейблах, таких как Beggars Banquet и DFA. В 2006 году он переехал в Сан-Франциско и был захвачен возросшей популярностью диско-музыки. Там он в качестве диджея присоединился к Honey Soundsystem, вел еженедельное радиошоу на West Add Radio и на регулярной основе проводил вечеринки с синт-вейвом. В 2009 году он, наконец-то, запустил собственный лейбл Dark Entries, который был назван в честь первой семидюймовки британской пост-панк-группы Bauhaus. «Раньше я активно собирал всякие инди-лейблы, типа Deathbomb Are, Hand Held Hart, 3IG или Gravity. Оформление их релизов и поныне оказывает влияние на Dark Entries. Музыкально же я вдохновлялся лейблами, вроде Creation, Factory и Mute, которые я собирал еще будучи подростком», — признается Чеон.

Из всех ныне активных лейблов, специализирующихся на минимал-вейве и переизданиях синтипопа, Dark Entries — самый активный. Ежемесячно на лейбле выходят давно забытые сокровища от некогда популярных групп, вроде Borghesia, Die Form или Shoc Corridor. «Как ни странно, но люди думают, что наш лейбл специализируется на переизданиях. Но с самого начала мы ведь издаем и новую музыку», — объясняет Чеон, имея в виду Death Domian, Max + Mara, Miss Kittin & The Hacker или Билла Конверса. Сюда же можно отнести редкие синглы с итало-диско, а также различные неопубликованные архивные работы Патрика Коули, чей релиз «Candida Cosmica» наделал в среде электронных музыкантов достаточно шума.


НЕ ТОЛЬКО СМОТРЯ НАЗАД

Лейбл Вероники Васицки Minimal Wave также сложно отнести к разряду тех, что занимаются исключительно переизданиями. Уже подростком она одевалась во все черное, и боготворила музыку таких групп, как Sisters Of Mercy, Death In June или Christian Death. Закончив учиться фотографии, она запустила в Ист-Виллидже радио, в эфире которого делилась с окружающими своей любовью к мрачным и тоскливым звукам и минималистичной электроники, и library music, и ранней электроники, и пост-панком восьмидесятых. «В 2004 году я зарегистрировала домен minimal wave. Сначала это был просто сайт, на котором я выкладывала свои самые любимые обложки. Потом взялась за производство собственных футболок по мотивам работ таких художников, как Snowy Red. Уже тогда существовала крошечная, но всемирная сцена любителей такой музыки, с которыми я довольно быстро установила контакт», — рассказывает она о том времени, которое предшествовало созданию лейбла. 

Лейбл Minimal Wave она запустила в 2005 году, и сразу же начала с сенсации: на виниле вышли работы британского синтипоп-дуэта Oppenheimer Analysis, которые до этого выходили в начале восьмидесятых на кассетах. С тех пор на лейбле в среднем выходит 9 релизов в год, все релизы печатаются в Чехии, после чего в Нью-Йорке Васицка лично упаковывает релизы, и они развозятся по музыкальным магазинам во всем мире. Этот процесс объясняет высокую цену релизов, а порой даже не очень хорошее качество печати. Тем не менее, новые релизы таких групп и музыкантов, как Das Ding, Deux или Филиппа Лорана, своей радостью от экспериментов и свободой от стереотипов делают эту музыку в какой-то мере важной. 

Многие могут отметить два сборника «Minimal Waves Tapes», которые вышли на лейбле Stones Throw в 2010 и 2012 годах — они представляют собой результат невероятно дотошных поисков, который можно рекомендовать всякому, кто только начинает интересоваться холодной музыкой машин 1980-х. «С одной стороны, очень легко взять и издать по лицензии старую музыку тех музыкантов, с которыми я общаюсь, которые знают мой лейбл, мою работу. Но поскольку сегодня к такой музыке куда больший интерес, то и стало куда тяжелее находить действительно неповторимое, — объясняет Васицка. — В нулевые я как безумная все это собирала, и многое из того, что хранилось у меня дома, вообще толком нигде не издавалось. То есть издавать можно еще много чего и достаточно долго, потому что в восьмидесятых такую музыку делали в каждом городишке. Вопрос заключается только в том, насколько долго еще продержится интерес к этой музыке. И действительно ли она отражает дух времени. Поэтому сегодня я лично заинтересована в той музыке, которую люди создают сегодня, но под влиянием прошлого».




Именно с этой целью у Minimal Wave появился подлейбл Cititrax. Его Васицка запустила в 2008 году с переизданием нью-йоркского хаус-проекта Z-Factor, и довольно быстро сделала этот лейбл платформой современных артистов, таких, как дуэт Further Reductions из Бруклина, музыкантов с L.I.E.S. типа Tzusing или Amato, нового сольного проекта The Hacker. Вместе с этим на Minimal Wave, наряду с архивным материалом датского актера, режиссера и музыканта Daily Fauli, издаются и новые его работы, а сама Васицка много и активно выступает по миру, и ожидать от нее чистого минимал-вейва, как уверяет она сама, попросту глупо.

«Когда я выступаю как диджей, я смешиваю техно со старым синтипопом и EBM. И я чаще ставлю музыку с Cititrax, от новых артистов, вроде Мэри Дэвидсон и Kanada. Из-за этого меня многие букеры недолюбливают. Для меня минимал-синт — это же не что-то новое, но как диджею мне интересен, прежде всего, свежий материал. Если бы я играла бы исключительно минимал-вейв, то я ничем бы не отличалась от той группы, которая когда-то записала что-то хорошее, и с тех пор уже много лет играет одно и то же. Это жутко утомляет», — говорит она и подчеркивает, что будучи большой любительницей музыки, она с удовольствием изучает новые музыкальные измерения, которые никак не связаны с прошлым.


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ

Да и итальянец Алессандро Адриани, на чьем лейбле Mannequin издается музыка преимущественно в стилях синт-вейв, индастриал и электро, записанная у него на родине, никогда не интересовался исключительно прошлым. С самого начала своего существования на Mannequin издавалась и новая музыка, записанная такими продюсерами, как канадский Police Des Moeur, Adrianis или же его собственного проекта Newclear Waves. А еще он очень любит техно. «Рим всегда был пульсирующим электронным городом. Лично для меня большим вдохновением была техно-сцена с Lory D, Лео Анибалди или SNS. Я такую музыку раньше слушал в эфире местных радиостанций. А уже потом я стал проявлять интерес и к индастриалу, дарк- и синт-вейву, а также психоделик-року», — объясняет Адриани, который уже давно переехал в Берлин, где занимается музыкой, крутит пластинки и управляет своим лейблом. 




Наряду с музыкой, ему интересен Баухаус, футуризм и конструктивизм, он крутит пластинки и записывает треки, хотя сам себя музыкантом не считает. «Я просто люблю сидеть в студии и свободно экспериментировать. Мне важно чувствовать себя художником, попытаться запечатлеть настоящие эмоции. Та музыка, которую я переиздаю, она мне интересна прежде всего в современном контексте. Проводя археологические раскопки, необходимо учитывать еще и социологический и психологические аспекты. Сейчас можно легко найти контакты артистов того времени, но порой очень сложно убедить их выпустить что-то снова», — объясняет он свое стремление издавать архивные публикации. Например, чтобы выпустить первый сборник «Danza Meccanica — Italian Synth Wave 1982-1987», для того, чтобы решить все вопросы с лицензированием, ему понадобилось пять лет. Похожее терпение и внимание к деталям он продемонстрировал при переиздании в 2015 году музыки экспериментальной британской группы Bourbonese Qualk, а также недавно выпущенных на Mannequin первых двух альбомов берлинской андеграунд-группы Din A Testbild.


НОВАЯ ВОЛНА

Вся эта музыка, которую выпускают Mannequin, Minimal Wave, Dark Entries и несколько упомянутых выше лейблов, находит отражение в современной клубной культуре. Например, израильский дуэт Red Axes познакомился с этой музыкой через Minimal Wave, и их эдит на израильскую нью-вейв-группу Siam был издан на израильском лейбле Garzen. 

На лейблах, вроде Blackest Ever Black, Correspondant, Kill The DJ, Kunstkopf, PAN или Optimo Music, выходят нью-вейв-треки. Музыку Хелены Гауф вообще нельзя себе представить без синт-вейва, EBM и индастриала. Да и те, кто следит за творчеством Borusiade, Лены Вилликенс, Tolouse Low Trax или же нового проекта Matias Aguayo & The Desdemonas, могут быстро понять, насколько много вейв-музыка занимает места в современной музыке. 
Эта музыка звучит сегодня на самых различных мероприятиях, в гамбургском ли Golden Pudel, или же на одном из танцполов московской Arma17. Но на самом деле, для клубной музыки это звучание совершенно не в новинку. 

Например, Марсель Деттманн очень удачно вписывает в свои техно-сеты EBM и нью-вейв. А такие артисты, как Miss Kittin, The Hacker, DJ Hell, Иван Смагге, Эндрю Уэзеролл, Playgroup, Арно Реботини или Der Zyklus на протяжении последних двух десятилетий заботятся о том, чтобы привкус дарк-вейва не исчезал из техно и электро. Но даже учитывая этот факт, все-таки интерес к прошлому синтипопа, индастриала, EBM, минимал- и дарк-вейва никогда еще не был таким большим. У человека, который интересуется этой музыкой, сегодня может возникнуть лишь одна проблема — финансовая. Ведь перед ним раскинут фантастический выбор из всех этих, зачастую ненужных и дорогих, переизданий, которые заполняют полки музыкальных магазинов.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

                          Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR-отдел: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы