Как это было: Sónar 2017

27 июня 10:01

Автор:

Ник Завриев

Вот уже почти четверть века фестиваль Sonar, который проходит в Барселоне, это главный на планете смотр передовой электроники. Во-первых, в отличие от конкурентов вроде немецкого Melt или бельгийского Dour, Sonar проходит не в полях, а в городе, причем дневная его часть — в самом центре, а значит к музыке прилагается сама Барселона. Можно завтракать бутербродами с хамоном или черешней с рынка La Boqueria, разглядывать красивые здания в Example, пить вино на площади у церкви Santa Maria Del Mar или исследовать рекорд-шопы в квартале El Raval. Можно даже ходить на море купаться, но на это никогда нет времени. Во-вторых, организаторы фестиваля уже много лет ухитряются держать баланс и не скатываться ни в формат «рейва со звездами» (набивший всем оскомину EDM представлен здесь минимально), ни в элитарность а-ля Berlin Atonal.

За годы фестиваль набрал такую популярность, что стал для города одним из важнейших событий, сравнимым разве что с гран-при «Формулы-1». Отели здесь раскупаются загодя (отправляясь на Sonar, подумайте о жилье заранее), а присутствие фестиваля видно по всему городу. В музеях проходят выставки соответствующей тематики (в этом году есть экспозиции, связанные с Бьорк, Брайаном Ино и Дэвидом Боуи), а в аэропорту специально по случаю Sonar крутят альбом Ино «Music for Airports».

Исторически, начиная с самого первого фестиваля, Sonar делится на две части, дневную и ночную. Первая скорее ориентирована на музыку передовую и экспериментальную (впрочем, все это условности — здесь звучит и диско, и техно, и даже рок и поп), вторая — скорее на танцы. Это уже многотысячный рейв с именитыми хедлайнерами, площадки здесь больше, но музыкальный формат тоже сильно варьируется от хип-хопа и диско до всевозможных вариаций бас-музыки.



Первое, что нужно сделать, отправляясь на Sonar — внимательно изучить список участников и хотя бы понемногу ознакомиться с каждым из них. Ни в коем случае не стоит действовать по принципу «до 7 вечера играют какие-то незнакомые персонажи, значит и делать на фестивале нечего». В первой половине дня на Sonar происходит самое интересное. Во-первых, в это время здесь играют испанцы. Сцена здесь крайне интересная, но в силу ряда причин (первая из которых — язык), она отделена от внешнего мира примерно как российская. Так что кроме локальных фестивалей смотреть испанцев практически негде. Во-вторых, в утренних и дневных слотах здесь играют завтрашние звезды. В разные годы дневные слоты доставались, например, Flying Lotus, Нине Кравиц или Young Fathers, которых тогда толком никто и не знал. В-третьих, в это время здесь самая приятная публика и самая дружелюбная атмосфера. Среди зрителей на ранних концертах запросто можно обнаружить музыкантов, зашедших поддержать коллегу, а пожилая пара в первом ряду на выступлении какого-нибудь местного экспериментатора — это наверняка его родители.


ЧЕТВЕРГ

Самое интересное в первый день (ночной программы по четвергам нет) происходит на площадке Sonar Complex, прохладном сидячем зале, похожем на гигантский кинотеатр. Здесь обычно проходят всякого рода «мультимедиа-шоу» — представления, важной частью которых становится визуальная составляющая. Открывают программу детройтские электро-легенды Dopplereffekt, которые превращают концерт в лекцию. Под спейс-электронику с последнего альбома «Cellular Automata» и космический видеоряд от Anti-VJ, астрофизик Дида Маркович рассказывает об энтропии и чёрных дырах. Ну а вечером здесь шаманит Энди Стотт. У него всё серьезно — никакого видео и даже никакого света, только одинокий силуэт вдалеке и мрачная электроника в диапазоне от эмбиента до заторможенного техно и не менее заторможенного брейкбита.

В промежутке успеваем послушать экспериментальное электро в духе лейбла Raster-Noton от португальцев Boris Chimp 504 (они собирают очень внушительную по меркам двух часов дня аудиторию), покачать головой под праведный даб Forest Swords (это похоже одновременно на Massive Attack, Leftfield и King Midas Sound) и посмотреть на дебют Даниэля Брандта из Brandt Brauer Frick в новой ипостаси. Теперь Даниэль собрал трио с басистом и духовиком, где сам, разумеется, барабанит. Новая реинкарнация более всего похожа на Cinematic Orchestra — сплав из рока, джаза и неоклассики в примерно равных пропорциях. 


Алехандро Герси


Напоследок остаются диско-сет Принса Томаса, героя недавнего фильма «Northern Disco Ligits» и квир-театр от Arca & Jesse Kanda. В прошлый раз Алехандро Герси удивил публику тем, что внезапно начал читать рэп, в этот раз к его хромой коллажной электронике прилагается вокал. Герси предстает в роли этакого BDSM-шансонье — под откровенный видеоряд, полный всякой «телесности», Алехандро поёт хрупким надломленным голосом. Кажется, у ANOHNI появился серьезный конкурент.

Ночной программы сегодня нет, так что можно отправиться на Off-Sonar. Завлечь заезжих туристов (а по официальной статистике, на сонаре 52 процента иностранцев) стремятся буквально все клубы города, из их программы можно составить отдельный фестиваль. Среди всего изобилия я выбираю вечеринку лейбла Kompakt и отправляюсь через весь город в район Poblenou. Здесь играют мои давние любимцы The Orb. К своему удивлению, обнаруживаю в зале человек сорок — то ли конкуренция велика, то ли промоушен подвел. Как бы то ни было, Алекс Паттерсон и Томас Фельман прекрасны как всегда, а количество зрителей компенсируется их стремлением поддержать любимую группу. Фанаты аплодируют, узнавая треки, водят хороводы и жгут бенгальские огни. 


ПЯТНИЦА

Пятница выдалась самым насыщенным днем. Для разгона заходим послушать неоклассику баска Айтона Эчебария и его маленького оркестра, затем — электропоп голландки Софи Винтерсон (девушка виновато сообщает, что вся её аппаратура застряла на пересадке, но и на одолженных синтезаторах и гитарах она и её помощник выдают отличный концерт, музыка их очень напоминает новомодную британку Shura) и шумовые эксперименты голландских барышень LCC (у них только что вышел альбом на Editions Mego). Еще один новичок, француз Jacuees выдает на площадке Sonar Hall хаус-веселуху с игрой на посторонних предметах и самосэмплированием. Кажется, рейв начался раньше запланированного, на часах едва пять, а публика уже скачет в угаре.

Но главное событие дня — слегка накладывающиеся по времени (таковы фестивальные реалии) концерты Roosevelt и Сюзан Чиани. Roosevelt — проект немца Мартина Лаубера, которого несколько лет назад заприметил Джо Годдард из Hot Chip и подписал на свой лейбл Greco Roman. В прошлом году Рузвельт наконец выпустил альбом, и это лучшее, что происходило с поп-музыкой в 2016-м. Для живого исполнения певец-одиночка собрал группу из четырех человек (барабаны, бас, клавиши и сам Лаубер с гитарой и микрофоном). На открытой площадке Sonar Village его летнее диско звучит еще убедительнее, чем в записи. Песне к четвертой вся «деревня» уже поёт хором. 


Сюзан Чиани


Перформанс Сюзан Чиани (71-летняя легенда электроники, еще в семидесятые сотрудничавшая с изобретателем Доном Буклой) — идеальный способ охладиться после плясок под Рузвельта. Чиани исполняет образцовую секвенсорную электронику — холодную и академичную, но при этом не лишенную грува. С одной стороны — форменное семидесятничество, с другой — аналог, модуляры, в общем, нет ничего моднее. Любителей модульного синтеза собрался полный зал и провожают Чиани как супергероиню. Та настолько расчувствовалась, что аплодирует зрителям в ответ и буквально скачет по сцене. 

Под финал дня — долгожданный рейв. Сначала Крис Кларк выдает абсолютно эйфорический танцевальный лайв по мотивам двух последних пластинок (для пущей визуальной убедительности Крис и его машинки отодвинуты на задний план, а на переднем — световая инсталляция и двое танцоров). А затем в Sonar Dome мастер-класс детройтского техно проводят Роберт Худ и его дочь со своим проектом Floorplan. Диско-лупы положены на мощный техно-ритм. Громко, драйвово и, что называется, groovy.

Ночной Сонар — испытание не для слабонервных. Десятки тысяч нетрезвых рейверов, очереди в бары и туалеты, громыхающий звук на главной арене, пол, залитый пивом и засыпанный мусором — видя всё это каждый раз говоришь себе «в следующий раз ограничусь дневным». Но год спустя смотришь на список музыкантов и снова отправляешься в ангар Fira Europa испытывать собственное терпение. В этот раз мои главные герои ночной программы пятницы — DJ Shadow и Николас Жаар. Увы и ах, прекрасные Soulwax играют в четыре утра — не дожить.


Николас Жаар


DJ Shadow подготовил новое лайв-шоу с видеорядом и исполняет этакий «грейтест хитс», начиная с треков UNKLE и заканчивая материалом с альбома «The Mountain Will Fall». Разумеется, не обходится и без вещей с «Endtroducing», благо пластинке год назад исполнилось 20 и Шедоу не упускает случай отпраздновать юбилей. Жаар тоже основательно изменился с момента, когда в 2011-м, еще будучи сравнительным новичком, играл на дневной программе. Тогда он выступал с живой группой, теперь обходится синтезаторами и видеорядом, но звучит не менее убедительно. Ему организаторы выделают аж полтора часа (неслыханное по фестивальным меркам дело), и за это время он успевает показать все грани своего творчества от эмбиента и песенной меланхолии до энергичного кислотного техно.

Сюрпризом оказывается выступление Anderson Paak & The Free Nationals. Наследники Стиви Уандера берут мастерством и энергетикой. Гибрид диско, фанка и модернового R&B у них выходит мощнейший. Сыгранный состав, мощнейший фанковый грув плюс умение заводить публику — такое способно покорить даже совсем равнодушных к R&B людей вроде меня. Минут 15 покивав головой с галёрки, сдаюсь и иду рубиться в первые ряды.


СУББОТА

Третий день начинается с моего персонального фаворита. Испанец Pauk. Вооружившись модуляром местного производства и контроллером Monome, Пау Кабруха исполняет скоростной и при этом чрезвычайно мелодичный, если не сказать «сентиментальный» IDM/braindance. Похоже одновременно на Kettel и на Plaid, в общем, на всё любимое. Красота да и только. 

Следующие час-полтора можно бродить между аренами и впитывать атмосферу фестиваля. Везде играет что-то, необязательное к просмотру, но при этом приятное. Испанцы Huma абразивно шумят, что твой Black Mass. Fira Fem убаюкивают Sonar Village этаким возвышенным электронным пост-роком, японец Риота Мияке (Crystal / Sparrows), архетипический гик-очкарик в тельняшке, развлекает посетителей Sonar Dome бодрым электро с сэмплами из видеоигр. Куда ни пойди, везде хорошо. Удается даже урвать полчаса на то, чтобы сходить на технологическую ярмарку (она целиком занимает отдельное помещение) и пощупать новые машинки от Elektron.


Matmos


Серьезные парни сегодня вступают в дело раньше обычного. В три с небольшим в Sonar Dome играют Matmos. Дрю Дэниел и Мартин Шмит выкатывают на сцену стиральную машину и выбирают среди зрителей добровольца, готового отдать в стирку носки. То, что происходит потом, очень напоминает Мэтью Херберта 10-летней давности: Matmos заливают в машину воду, засыпают порошок — всё это сэмплируется и ритмично зацикливается. В итоге стирка превращается в бесконечный хаус-трек, в конце которого постиранные носочки торжественно предъявляются залу.

Кто-нибудь из Hot Chip обязательно выступает на каждом Sonar, в этот раз Джо Годдард привез сюда новый сольник. Я жду от него диско-шоу в духе Roosevelt, но вместо этого Джо появляется в гордом одиночестве с модуляром, но представления это не портит, тем более что на хитах вроде «Music Is The Answer» на сцену всё же выходит певица. Параллельно в Sonar Dome громыхает диджей-сет хозяйки лейбла Minimal Wave Вероники Васицкой. От неё логично ждать меломанского сета из архивных пластинок, но Вероника предпочитает танцы и играет смесь техно и электро в духе вечеринок «Discipline».

Еще одно открытие — испанское трио Oblique & Carlos Bayona, которые играют на самой маленькой сцене Sonar XS. Двое юношей с лэптопами и певица-блондинка исполняют милейшее ретроградское итало в духе Sally Shapiro. Стилизация доходит до того, что вместо таблички «Sonar 2017» над сценой красуется «Sonar 1987». Дискотека идет полным ходом, в первых рядах рубятся родители музыкантов (да-да, тот самый случай), а под конец группа осыпает публику «фантиками», которые при ближайшем рассмотрении оказываются купонами на бесплатное скачивание альбома. 

Заскочив на Валегра Сигурдсона, Thundercat и Amnesia Scanner (все трое интересны, но воображение не поражают), решаю закончить дневной Sonar под сет Optimo. Диджейский дуэт из Глазго славен умением играть совершенно эклектичные сеты, но здесь шотландцы решают не перебарщивать с экспериментами и болтаются где-то между эйсид-хаусом, брейбитом и электро. Кажется, пора перебираться на ночной.

Здесь тоже не без сюрпризов. В 10 вечера программу в почти пустой арене открывают британцы Overmono, и немедленно очаровывают немногочисленных зрителей лучшими на фестивале техно-аплифтерами. Прямой бит, восходящие аккорды и эйфорические гармонии — именно то, что нужно для того, чтобы задать тон хорошему рейву. 


Черонне


Место обязательной на каждом ночном Sonar легенды (в прошлом году это был Жан-Мишель Жарр) в этот раз досталось Cerrone. Выбор прекрасный, но диcко-гуру вместо того, чтобы выйти на сцену с оркестром (как было, например, год назад в Монтрё) привёз на Sonar бюджетный вариант. Он крутит пластинки (в основном, свои старые хиты, разбавленные диско-классикой вроде Chic, Womack & Womack и Майкла Джексона), время от времени на сцену выходит певица, и лишь на «Supernatiure» наш герой садится за ударную установку. Весело, но могло быть лучше. 

То ли дело Карл Крейг. Техно-ветеран для исполнения своей свежей пластинки «Versus» собрал целый ансамбль клавишников во главе с Франческо Тристано за роялем. Тристано досталось не только место фронтмена, но и роль этакого «продюсера проекта» — звучание ансамбля в самом деле очень напоминает техно-ипостась самого Франческо. Крейг же ограничился статусом худрука и местом на сцене во втором ряду. Отказаться от оркестра в пользу электроники было отличной идеей — электронный бит и симфоническая текстура наконец зазвучали целостно, не перебивая друг друга. В результате, получился, наверное, лучший концерт фестиваля, идеальное сочетание танцев и интеллектуальности.


Карл Крэйг и его программа Versus


В качестве главных хедлайнеров второй ночи позиционировались Justice, слушать которых сбежался весь фестиваль. Но тут уже чуда не произошло. Музыка Ксавье и Гаспара сильно изменилась за последние годы, а вот лайв-шоу не слишком отличается от того, что они показывали здесь же в 2007-м. Все хиты собраны в длинный мегамикс, а звук сильно смещен в сторону клубного — здесь главенствует бит и жесткие перегруженные рифы. Энергетика в этом определенно есть, но где-то через полчаса становится скучно. Так что не досмотрев хедлайнеров до конца, отправляюсь слушать De La Soul. Те по-прежнему в порядке — кто-кто, а старые рэперы развлекать публику умеют. Еще через час здесь играет Vitalic, но на это уже нет сил, пора домой. Голова и так полна впечатлениями, а записная книжка — новыми именами, чьи пластинки стоит поискать в местных магазинах в понедельник.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Вопросы по онлайн-академии: academy@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7-977-950-59-58

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы