Димитри Хегеманн и дух Берлина

3 апреля 13:04

Автор:

Ник Завриев

Димитри Хегеманн — один из тех энтузиастов, чьими силами Берлин стал музыкальной столицей мира, по крайней мере в том, что касается клубной электроники. В восьмидесятые он организовал в западном Берлине ежегодный фестиваль Berlin Atonal, где выступали Einstudzende Neubauten, Psychic TV, 808 State и другие (фестиваль был закрыт в 1990-м, а затем заново запустился в 2013). 

После падения стены Хегеманн увлекся клубными проектами и основал легендарный Tresor, ставший на многие годы главным европейским форпостом техно. Сейчас Димитри не просто организатор культурных проектов, но и общественный деятель, чья сфера интересов — субкультура как фактор развития города. 8 апреля Хегеман приезжает в Петербург на премьеру фильма «Sub Berlin — The Story of Tresor», где примет участие в открытой дискуссии


Вы были одним из главных действующих лиц арт-андерграунда Западного Берлина в 80-е. Как бы вы сравнили тогдашнюю сцену с современным берлинским андерграундом? Что изменилось и что осталось прежним?

Когда я переехал в Берлин в конце 70-х, я открыл для себя новую музыку, которую играли берлинские артисты. Это был какой-то экстатический шум, новые звуки, которые сопровождались сюрреалистическими видеопроекциями с 8-миллиметровой пленки, боди-артом и прочими радикально неортодоксальными элементами. К тому же, вдобавок к традиционным инструментам, эти артисты использовали самодельные, по большей части из металлолома и строительных приборов, как у Einsturzende Neubauten. Абсолютно всё было аналоговое. Эта сцена не просто оказалась мне близка, она привила мне открытость ко всему новому и необычному. Вот почему я запустил тогда фестиваль Berlin Atonal и делал его 10 лет подряд. Разделенный Берлин был небольшим островом, но он оказался плавильным котлом, в котором встречались прекрасные дилетанты со всего мира.

Пого, фриастайл, панк — мне нравилось, как Западный Берлин танцевал. Дух того времени лучше всего отражали безумные вечеринки, которые устраивали обитатели мест вроде Dschungel и SO36, которые стали для многих вторым домом. Чувство свободы в Западном Берлине было колоссальным. Это было место встречи для всех, кто хотел жить свободной и необычной жизнью, искал какой-то альтернативы. Это был рай для дилетантов. Никто не строил планов, жилье было дешевым. Но главное — легендарные клубы Dschungel, Musichall, Loft, Risiko and SO36 делали Шёнеберг и Кройцберг районами, где без остановки пульсировала ночная жизнь.


Первое помещение Tresor было снесено городскими властями в 2005 году


С падением стены город мгновенно изменился. Теперь у нас интернациональный мегаполис с 4 миллионами жителей. Козырная карта нынешнего Берлина — очень развитая альтернативная культурная программа на всех уровнях, и электронная музыка занимает в ней особое место. Берлин — мировая столица техно. Техно-вечеринки, единение людей в тёмных залах или промышленных руинах, всё это создало новый уровень общности между людьми. Я бы сказал, что поход в техно-клуб — это вид современной антистрессовой терапии. Одно из преимуществ Берлина в том, что ночная жизнь никогда не заканчивается. Я, как и большинство людей, сова, и лучшие идеи приходят ко мне ночью. Так вот, безостановочная ночная жизнь, эйфория от падения стены и появление новой музыки, которой стало техно — всё это привело к тому, что люди с Востока и Запада, которым предстояло решать серьезные вопросы по объединению города, решать проблемы дорожного движения и т. д., объединились на почве техно и вместе отправились на вечеринку, которая продолжается до сих пор. Знаменитый Love Parade, который впервые прошел в 1989 под лозунгом «Мир, радость, блины» на самом деле был серьезной историей, движением за разоружение (мир), музыку (радость) и качественную еду (блины).



Что по-вашему делает Берлин таким привлекательным местом, куда съезжаются музыканты и художники со всего мира, от Японии до Чили?

Это дух города и то, что приехав сюда, можно встретить творческих людей и разделить с ними свои идеи. Берлин привлекает молодежь, которой нужен толерантный город, где можно вести жизнь, главное в которой — культура и взаимопонимание. Берлин — отличная модель мира, сюда каждый год приезжает примерно 50 тысяч человек. 


Вы поддерживаете тесные связи с Детройтом и с детройтской техно-сценой. Чем вы можете объяснить то, что несмотря на богатые культурные традиции и обилие дешевой недвижимости, этот город не расцвёл как Берлин и не стал таким же центром притяжения хотя бы для американцев, а наоборот, приходит всё в больший упадок?

Из-за того, что ночью там всё закрывается. В этом городе нет ночной экономики, даже в барах последний заказ делается в 1.30. Если бы в Берлине действовало такое же правило, не было бы никакой клубной жизни. Недавно я консультировал городской совет Детройта и дал им единственный совет, как мгновенно изменить город — отмените этот чёртов отбой, причем сделайте об этом официальное публичное заявление! В мае я устраиваю вместе с детройтским горсоветом конференцию под названием «Потенциал: субкультурный обмен для развития города», и мы очень хотим убедить совет организовать «музыкальный район» — отдельную зону, где будут действовать особые правила. Это было бы здорово!


Джефф Миллз, Димитри Хегеманн и Лоран Гарнье (середина 90-х)


Как вы объясните неспадающую популярность техно? Уже не первый год кажется, что мода вот-вот пройдет, а вместо этого начинается новая волна, еще более мощная. Чем эта музыка так привлекательна?

Техно никогда не стало бы таким без клубов. Мне кажется, здесь важную роль играет техно-вечеринка в тёмном берлинском клубе как некий совместный опыт. В течении десяти часов подряд, люди объединены общим переживанием, это делает их друзьями, и музыка этому очень помогает. Это целительный социальный процесс, это единение, общие ценности.


Фестиваль Berlin Atonal проходит вот в таком пространстве


Почему вы решили заново запустить фестиваль Berlin Atonal и какой вы видите его роль в нынешнем многообразии фестивалей?

Тем, кто сегодня увлечен электронной музыкой, нужны радикальные ответы на вопрос, как далеко может зайти её развитие. Вот почему артисты, которые сегодня играют на фестивале, в основном используют цифровые приборы — это инструментарий будущего. Я был крайне удивлен тем интересом, который возник к возрожденному фестивалю, к тому же он идеально вписался в атмосферу электростанции, которую я заприметил еще десять лет назад. Площадка играет огромную роль в том, как посетители воспринимают новые звуки и визуальный ряд.


Как вам удалось убедить Ричарда Керка вернуть к жизни Cabaret Voltaire и выступить у вас на фестивале после стольких лет затишья?

Мы оказались в нужное время в нужном месте. Просто попросили его в правильный момент, к тому же он всегда любил Берлин. Я помню то волнение, которое все испытывали перед тем, как он выйдет на сцену. Когда мы собирались выезжать из отеля на выступление, Ричард вдруг сообразил, что все кассеты с видеорядом лежат в сейфе его номера, но он забыл код от замка! Время шло, а персонал отеля в этот момент названивал по разным городам планеты, пытаясь выяснить, как открыть сейф. К счастью, в конце концов Ричард вспомнил код сам.


Вечеринка Tresor в рамках берлинского Love Parade. 1995 год


Как вы справляетесь с коммерциализацией ваших культурных проектов? Чем популярнее становится клуб или фестиваль, тем больше риск, что дальше придется играть по бизнес-правилам и добиваться бизнес-целей вместо того, чтобы выполнять культурную миссию.

Пока что не было никаких проблем. Со мной связывалось несколько промоутеров разных жанров, которые хотели провести свои шоукейсы на нашей площадке и использовать нашу репутацию для продвижения своих проектов, но мы им отказали. Иногда мы принимаем неожиданные решения. Например, в одном из залов электростанции мы открыли «анти-клуб» под названием Ohm и привлекли туда совершенно новую публику, которой интересны более экспериментальные музыкальные форматы. Он совсем маленький, поэтому в пик клубного сезона мы закрываем его и устраиваем там ремонт. Людям нравятся такие решения, мы дарим им праздник. Нужно следить за своей репутацией, с постоянными посетителями шутки плохи.


Какая музыка вас вдохновляет сегодня? Есть ли какой-то артист, жанр или сцена, которыми вы сейчас особенно увлечены и которые на ваш взгляд лучше всего выражают тот самый дух Берлина?

Мне нравится очень разная музыка. Например, я по-прежнему люблю психоделию, «Electric Ladyland» Джими Хендрикса. Имен можно назвать много — Джон Хассел, Basic Channel, Джефф Миллз, TV Victor, Албан Берг, Игорь Стравинский, Антон Веберн, Эдгар Варез.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

                          Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR-отдел: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы