Выжить в регионах: ижевские рейвы ABCD

3 марта 11:01

Столицу Удмуртии меломаны ассоциируют в первую очередь не с автоматом Калашникова, а с «Ижевской электронной волной» — музыкальным явлением, которое в 1980-х превратило город в уникальную для России творческую площадку. Пока вся страна усердно топила за рок, провинциальные энтузиасты с техническим образованием извлекали из «железок» странные звуки. В начале 1990-х клип проекта «Стук бамбука в XI часов» попал на Центральное Телевидение в «Программу А», концепция которой формулировалась редакцией, как «Музыка для умных». И в Ижевск приехали Артемий Троицкий, Сергей Курехин, а по всей стране заговорили об «Ижевской волне» — о том же «Стуке Бамбука», «Бурундук Квартете», «Самцах дронта», «Красивая пришла», Virgo Intacta, «Rя/Ба Мутантъ». Местную музыку стали выпускать на «Ижица рекордз» и позже на «Кама Records», который вырос на платформе медиа-проекта «Рыба Морзе» — а он был и радиопередачей, и телепрограммой, и сайтом, и газетной колонкой, и ежегодным фестивалем. Александр Юминов и Антон Янцен, которые вели «Кама Records», устраивали мероприятия на региональном уровне, вывозили местных музыкантов в Москву, выпускали сборники электронных ремиксов на Чайковского, который родился в городе по соседству, и удмуртскую народную музыку, записанную в деревнях. 



В начале 2000-х появились новые герои: D-Pulse, An-2, «Спортлото» со своим, отличным от первой волны звучанием. Журналисты окрестили его «rusko-disco» по аналогии c норвежской волной «oslo-disco». Движение формировалось вокруг полусотни местных групп, и даже появился термин для него — «Подводный Ижевск».

Сейчас предводители первой волны потерялись в Москве, герои второй — D-Pulse и «Спортлото» — осели в Петербурге. А титул «Столица электронной музыки» кажется лишь мифом. Денис Костицын, Сергей Заварзин, Евгений Диксон, Руслан Алиев родились в начале 1990-х, когда эта самая красивая легенда была действительностью, когда музыка повсеместно наполняла мрачный индустриальный город и служила спасением для ее создателей. 7 января 2017 года эти парни провели первый рейв Any Body Can Dance на территории бывшего завода «Редуктор», а 4 марта там же состоится их второе мероприятие. В перерыве между монтажными работами на площадке диджеи и промоутеры ABCD рассказали Mixmag Russia о своем отношении к родине.


Традиционный первый вопрос — как вы дошли до жизни такой, чтобы не спать сутками и носиться по бывшему заводу с молотком и компьютером наперевес?

Денис Костицын: В начале 2013 года мы с другом Толей Шабалиным насмотрелись в сети записей Boiler Room, мощно вдохновились и решили замутить свою вечеринку с прямой трансляцией. Арендовали помещение — там была звукозаписывающая студия и танцпол, пригласили популярных в Ижевске Гришу Бабака, Никиту Китсана и назвали все это Midnight Udicks. Техническая составляющая вышла провальной, но было весело. Зато я подружился с Бабаком — арт-менеджером клуба «БВИ» («Бар Веселых Историй»). Он собирался сваливать жить в Питер и оставил меня продолжать его дело. Через пару месяцев работы в клубе я задружился с Никитой Торховым и Никитой Лекандровым. Вместе мы решили продолжать делать вечеринки, только без трансляций — так получились мероприятия Udicks. Кстати, это фамилия одной девочки, с которой мы тусовались.


То есть некоторые романтики девушкам песни посвящают, а вы — вечеринки. Тоже вариант. 

В «БВИ» нам стали давать бюджеты, сначала мы привозили только наших: ребят с лейбла Hyperboloid — Сабурова и Pixelord, еще Formally Unknown, Lokiboi, FStep, low808, Lapti, Noizar. Когда мы получили больше денег, привезли Call Super, DJ Haus, Coni. Но на дворе стоял 2015-й год, на пике популярности в Ижевске был трэпчик. Плюс открылись заведения «Юпитер 5», «Сегодня можно» — бары с крафтовым пивом и дискотеками под рок и Blink 182, чтобы попрыгать. И «БВИ» совсем опустел после трех лет успешной работы. Выждав лето, его перезапустили, и тогда я познакомился с парнями, которые хотели сделать свою промо-группу «Доставка». И мы начали мутить вечеринки вместе в «БВИ».

Сергей Заварзин: Это были мы с Мишей Николаевым. Сначала нам дали четверг в «БВИ» под тестовое мероприятие, а вскоре и пятницу под нашу «Доставка Премиум» — мы привезли Кедр Ливанского из Москвы, Low Tape из Нижнего Новгорода, Monotronique из Харькова. У меня появилось желание самому встать за пульт и развиваться в музыке, я стал играть под именем Del. А потом «БВИ» закрылся, и в городе стало совсем неинтересно.




Женя, Руслан, а как вы были связаны с музыкой на тот момент?

Руслан Алиев (Балу): Я только лет в 20 начал к себе прислушиваться и понимать, чем хочу заниматься. Пока служил в армии, постоянно тыкал в разные музыкальные приложения и обнаружил, что у меня есть слух. Когда вернулся в Ижевск, приобрел контроллер Akai MPD26 и начал писать инструментальный хип-хоп — и целый 2014-й год этому посвятил. Денис Костицын знал об этом и предложил отыграть на перезапуске «БВИ» — там я выступил со своим первым лайвом. Затем начал играть хип-хоп, как диджей, и втянулся.

Евгений Диксон: А я просто тусовался с самых первых вечеринок «БВИ». Это место для меня всегда было чем-то значимым — не просто танцевальная площадка, а клуб по интересам, где можно послушать новую музыку, познакомится с крутыми людьми. Именно там мы и встретились с парнями. Я не играю и не пишу музыку, только слушаю ее. Но влился в энергетический поток ребят так, что теперь на мне лежат административные функции команды. Можно сказать, я исполнительный продюсер.


Окей, культовый для Ижевска 2010-х «БВИ» закрылся. И что дальше?

Денис: После знакомый выделил нам офисное помещение под ивенты на окраине —  на Гагарина, 40, и пришла мысль назвать вечеринку ABC.


Как основа основ.

Да. Назначили ее на 7 марта 2016 года — ровно год назад, Данил Осипов сделал нам афишу (и делает их до сих пор), позвали только друзей и не собирались кричать о ней на весь город. И прошло все…

Сергей: Не помню, как именно прошло. (закрывает лицо руками)

Денис: В общем, очень весело было. (все смеются) Мы решили продолжать в том же духе и добавлять по одной букве алфавита к названию каждого следующего мероприятия. И они пошли на ура. В начале июня ABCDE состоялась на кораблике — из Питера приехал Кирилл Рэм, наш резидент Сережа Булдаков играл. Тогда мы очень любили диско и добрый хаус —  такую, как сказать…


Алкогольную музыку.

Именно. На кораблик пришло 400 человек, мы сами не ожидали. А мы вообще там заработали?

Диксон: Да. Мы же на выручку с нее купили билеты на Outline.

Денис: Точно. Но Outline не состоялся, мы потусовались в Москве, как могли, ребята вернулись в Ижевск, а я остался жить в столице. Наслушался в клубах индустриального техно — заценил ренессанс темной музыки. Вообще, надо отметить, что в Ижевске всегда любили жесткую мрачную музыку. Удмуртия — депрессивная республика, ее столица — промышленный город. И техно в такую картину очень вписывается по настроению. Параллельно ребята продолжили организовывать вечеринки, я приезжал поиграть на них. АBCDEF провели в конце октября в кафе «Ель» в Парке Кирова. Это маленькая шашлычка, которая потом сгорела. Но не из-за нас. Но видимо, мы ее сильно подогрели. (смеются) Там впервые прозвучала мрачная сторона техно — и народ был в восторге. Пришло человек 150, друзья друзей и много незнакомых персонажей.




Судя по всему, раскрутка мероприятий в Ижевске происходит исключительно через «ВКонтакте».

Балу: В регионах другие соцсети не имеют силы или не используются совсем, в том числе фейсбук. Но мы пытаемся менять ситуацию, хотим внедрять новые технологии в Удмуртию. (смеются)

Денис: После «Ели» пошел сильный резонанс, сработало сарафанное радио — даже те, кого не было на пати, стали спрашивать о следующей дате. И мы поняли, что надежда жива в этом городе. Стоит пытаться делать что-то свое здесь, а не сваливать всем в Москву. 

Балу: Следующее наше мероприятие было закрытым, пускали только по приглашениям. И снова случился ажиотаж, даже помещение никого не смутило — старое казино «Шарк отель», заведение прямиком из лихих 1990-х. 


Как же вы от концепции закрытой пати перешли к масштабному рейву?

Денис: В Москве я успел поиграть в «Рабице» и «Авангардене» (спасибо моему другу Локибою) и прочувствовал другой уровень отдачи — намного мощнее, нежели в Ижевске. И все думал: «А чем моя родина хуже? Да ничем». И так пришел к основной идее рейвов ABCD, хотя скорее она сама сформировалась — доказать, что танцевальный мир в стране крутится не только вокруг Москвы и Петербурга. В Удмуртии люди готовы тусоваться так же рьяно, как и в столицах. Здесь тоже есть жизнь. Есть интерес и энергия. 

Балу: Ижевск — город-завод, и в каждом его районе имеется по несколько производств. Мы нашли помещение на территории бывшего завода «Редуктор», которое отдали под съем. Тупо наткнулись на объявление на Avito. На месте наших танцполов раньше была автомастерская.  Увидев помещение, мы ахнули хором — оно идеально подошло нам по духу. 

Денис: Общая его площадь 600 квадратных метров. Поначалу электричество там не работало, в полу везде были ямы и дыры. Ребята ремонтировали и восстанавливали все сами: вызывали электриков, своими руками строили гардероб, за все декорации отвечала наша подруга Саша Мешакина. А я впервые в жизни создал 20-страничную презентацию с прописанными целями и задачами и поставил нам всем жесткие сроки реализации. Наш близкий товарищ Влад Фофанов сильно помог в реализации проекта — он тоже резидент ABCD. Герман Феофилактов привез тяжеленную диджейскую стойку и мебель из своего заведения Art.Podval в соседнем Воткинске. Спасибо им всем за помощь.

Сергей: Кстати, расшифровка «Any Body Can Dance» появилась случайно, когда мы создавали встречу на фэйсбуке, наткнулись на одноименный индийский фильм. Нам это название подошло идеально.

Диксон: Все сложилось удачно, и первый рейв 7 января прошел без единой серьезной проблемы. Только дверь одну сломали.




Ну если даже дверь не сломали бы, значит пати не удалась. 

Денис: Это точно. Почти на каждой вечеринке мы по традиции ломаем двери. (смеются)

Балу: Мы долго отходили. Очень сильно вложились, всех себя отдали и после рейва буквально две недели все валялись больные. 

Сергей: К нам пришло 350 человек, и все они ушли довольными. Мы получили серьезный отклик в городе. Те, кто был, громко сказали «вау!», остальные услышали, и народ встрепенулся. И мастодонты Ижевска нас поддержали — Pasha Sigmatic, Kirill Rem, Никита Kitsun. Для нас это большая честь.

Диксон: В начале февраля в кинотеатре «Дружба» состоялась премьера фильма Никиты Сморкалова «Утопленники» про местную электронную сцену. Перед ней я организовал диджей-сет Балу и Сереги — они ставили только электронику ижевских музыкантов прошлых десятилетий. Так восстановили связь с истоками. А потом посмотрели фильм и невероятно вдохновились. Еще одна наша идея — возродить славу Ижевска, как электронной столицы. А почему нет? 


Make Izhevsk great again!

Сергей: Эта фраза была написана большими буквами на последней странице той изначальной презентации Дениса. Увидев ее, мы решили, что нельзя отступать.

Денис: Мы поняли, что нужно знакомить Ижевск с топовыми представителями московской сцены…




А почему московской только? (надула щеки)

Денис: Спокойно, у нас все по плану. Сначала познакомим с Москвой, потом с Питером. И конечно параллельно будем возить крутых ребят из соседних регионов. Дай нам время, мы развиваемся поэтапно.

Диксон: Второй ABCD пройдет в том же месте, но теперь на двух танцполах. И вновь мы задействуем классных визуализаторов —  Максим Мезенцев из Kami Project сделает нам мэппинг, а Саша Мешакина эффектные инсталляции.


Хедлайнеры мероприятия Obgon и Okkultative. Почему именно они — не просто же из-за любви к лайнапам «Рабицы»?

Денис: Андрей Ли был в Ижевске уже много раз, его знают еще со времен бешеной популярности NRKTK и Stoned Boys — их предыдущего перед Interchain электронного проекта с Женей Горбуновым. В общем, Obgon здесь любят. А Okkultative станет темной лошадкой — и он порвет всех. Без сомнений.


А еще он безумно красив, девочки в первых рядах в обмороки попадают.

Денис: Наверно. (смеются) И еще выступит Илья Смирнов Caprithy. Я с ним познакомился в Казани, сам он из Нижнего Новгорода, сейчас живет в Москве. У него недавно вышел винил на лейбле Isaiah Tapes, он выступал на прошлых выходных в Mosaique. Из Казани приедет Buwalda, а еще выступят ижевские невероятно крутые диджеи Pasha Sigmatic, Alexi, Anton Lanski, Fugo, ну и мы сами.


Билет на ABCD стоит 400 рублей на предпродаже и 500 на входе. Это нормальная цена для Ижевска?

Диксон: Во встрече прошлого рейва нам было сделано замечание в духе: «500 рублей — это дорого. Там что, будет концерт? Кто-то будет петь?» Конечно, на комментатора сразу набросились. Во-первых, живьем выступал XAN



А когда Рустем рубит, можно любые деньги отдать.

Балу: Это точно, он всех порвал. А вообще, аудитория готова платить за такое мероприятие. Несмотря на две предпродажи, некоторые ребята специально платили 500 рублей, чтобы поддержать нас рублем. В том числе они понимали, что у нас нет спонсоров. Но это, надеемся, только пока. 


Значит все идет по плану.

Денис: Да. И еще — когда я только познакомился Гришей Бабаком в 2013 году, он сказал мне: «Ничего не хочу слышать — устанавливай Ableton на компьютер и пиши музыку». Вот так и пишу до сих пор. Пока только в стол. Но теперь мы еще хотим сделать лейбл ABCD — собрать компиляцию из работ удмуртских талантов.

Диксон: Думаешь, стоит об этом сейчас заявлять?

Денис: Стоит, чтобы теперь точно это сделать.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы