Уасми Нассер: «Иногда нам всем нужно просто расслабиться»

31 августа 10:50

5-го сентября в рамках фестиваля Moscow Music Week состоится шоукейс московских команд Dissonance и Synchron, где выступит Уасми Нассер — аудиовизуальный артист и резидент промо-группы Esthetic Joys. Мы поговорили с Уасми о музыке Востока, приручении нейросетей и творческой самокритике.

Уасми — это ведь твоё настоящее имя, а не псевдоним? Ты родился в России?

Родился я здесь, но мой папа из Йемена. В 90-е в России было не очень, и родители думали, что мы переедем обратно. Поэтому дали мне такое имя, чтобы не было проблем в школе. Но в итоге мы остались здесь. 


И как тебе было в российской школе?

Было нормально. В детстве, конечно, казалось, что это максимальная трагедия — переход в другую школу. У меня есть ещё и крещёное имя Никита, и я даже думал представляться им. Но в итоге привык к своему родному имени, и сейчас очень рад.


А ты чувствуешь языковую или культурную связь с Йеменом?

Язык знаю очень плохо, какие-то базовые штуки типа «привет», «пока», «спасибо» и т. д. Раньше я бывал в Йемене где-то раз в два года, и там довольно нечего делать. Как мне рассказывал папа, когда он жил в Йемене, это была британская колония, и там было клёво. Например, когда в СССР ещё ничего не было, то в Йемене уже были памперсы, пластинки Beatles и т. д. Но потом всё почему-то резко ухудшилось, объединились север с югом страны, а сейчас там вообще война. Поэтому когда я приезжал в сознательном возрасте, то было уже, конечно, не очень. Единственное интересное место для молодых чуваков в городе — это торговый центр. Остаётся только шляться по жаре или работать. 


Знаешь кого-то из местных музыкантов?

Единственное, что я знаю о сцене Йемена — это то, что я слушал в детстве, когда папа ставил мне диски с арабской музыкой в машине. Вообще, в восточной музыке есть множество интересных особенностей, какой-то свой особый подход. Например, если брать поп-музыку, то песни всегда длиннее и необычнее. Инструментальное вступление на 3 минуты для них это норма. Нотная грамота у них тоже другая — не 12 нот, а 24. Всё это очень прикольно звучит... Так что мои познания музыки Йемена ограничены теми старыми записями. Но если честно, то они всегда мне нравились. Даже сейчас я бы с большим кайфом послушал что-то оттуда. Наверное, потому что это как-то отдаётся во мне, хоть я и мало прожив в Йемене. Но я всё равно чувствую тепло от этой музыки.


Пробовал найти конкретных исполнителей? 

Я пытался просто порыться на YouTube, но там всё уже какое-то осовремененное, без культурной идентичности, и это уже не так круто. А песни, которые мне ставил папа, до сих пор играют у меня в голове, они очень прикольные. 


Ты не играешь DJ-сеты? 

Я играл последний DJ-сет лет 5 назад. Смирился с тем, что я не диггер. Просто это не моё, всегда сложно искать что-то новое. Если я нахожу кого-то одного, то просто заслушиваю его до дыр и стараюсь узнать всё об этом исполнителе: что он делал раньше, что после, любой сайд-проект. Но именно начать слушать что-то новое для меня всегда проблема. А ещё мне просто больше нравится играть лайвы. Это весело. 



Я просто представил, как ты ставишь какие-нибудь редкие пластинки с йеменской музыкой.

На самом деле я думал о том, чтобы в какой-то момент собрать микс из того, что я люблю и слушаю. У меня есть ещё чуваки, которых я совершенно рандомно откопал. Например, японский пост-панк, где они поют с ужасным акцентом, как в заставке какого-нибудь аниме. Представь то же самое, только это японский пост-панк, где они вставляют три английских слова, но звучит при этом очень круто. И я подумал, что у меня набирается коллекция такого странного музла, из которого можно сделать необычный микс. 


Ты пишешь музыку в программе или с инструментов? 

Я использую инструменты, но они всегда накладывают какие-то ограничения. Это то, что меня начало смущать в последнее время. Не хочу, чтобы это звучало как-то слишком заморочено, но хочется отойти от концепции DAW. Я использую Ableton только в режиме записи, но всё равно ты привыкаешь к тому, что есть дорожки для инструментов, некий таймлайн, размер трека, его BPM и т. д. И хочешь-не хочешь, но ты мыслишь именно в этой структуре. Именно поэтому я в последнее время всё больше ковыряю какие-нибудь Max/MSP, Orca и т. д. 

Orca — это эзотерический (не знаю, что они имеют в виду), язык для создания секвенций. То есть, хочется себя даже визуально оградить от привычного и как-то по-другому посмотреть на процесс создания музыки. Потому что рано или поздно у тебя вырабатывается свой рабочий процесс. Ты садишься и думаешь: «Так, вот мой секвенсор, мои инструменты, семплеры, синты и т. д.» Когда это всё повторяется из раза в раз, то создание музыки превращается в рутину. Я не хочу сказать, что нельзя написать хорошую музыку таким образом, но мне просто хочется какого-то разнообразия. 


Твоя музыка с трудом вписывается в чёткие жанровые определения. Ты сознательно уходишь от любых рамок?

Да. Все пытаются найти и понять свой звук. Несколько лет назад я скидывал демки одному довольно крутому лейблу, и они им понравилось. Они сказали: «Ок, у нас на год вперёд всё спланировано, но давай вернёмся потом и что-нибудь выпустим, а ты пока скидывай демки». И мне не понравился тот формат, в котором я стал думать, потому что отталкивался уже от того, что понравилось бы им. Начало получаться что-то не очень хорошее, и я дал обещание себя больше так не ограничивать.


Один из твоих треков попал в сет Хелены Гауфф для британского Mixmag. Вы как-то контактировали с ней?

О, это было смешно. Мы играли с ней на Bosco Fresh Fest. У меня есть свои пластинки, которые я печатаю сам. Там музыка более дарковая, больше инструментов, часто записываю для них басуху и гитару. Идея была в том, что мне хотелось выпустить не цифровое что-то, а на пластинке, чтобы оно только там и осталось. Печатал штук 5-10 и дарил людям, которые казались мне прикольными. И в этот день на Bosco я не думал о своём выступлении вообще. Только о том, как буду дарить свою пластинку Хелене: «Блин, а что я ей скажу? Просто подойду, как дурак, и суну ей пластинку»? И вот, мы сидим на бэке после саундчека, а она приехала только под самый вечер. Знаешь, я не хочу навешивать ярлыки, но у русских людей дефолтное выражение лица — суровое и довольно недоброжелательное. И вот она заходит на бэк с точно таким выражением лица. Я подумал, что если подойду сейчас со своей пластинкой, то она меня просто убьёт. Но нет, мы в какой-то момент заговорили, и я подарил ей пластинку, а где-то месяца через два друг мне скидывает ссылку с этим самым миксом. Было весело.


   

В твоей музыке ощущается космос. На тебя как-то повлияла эта тема?

На меня больше повлияла не конкретно тема космоса, а футуристика в целом. Одни из моих любимых исполнителей — это Autechre, их музыка просто перевернула мой мозг. Я был счастлив, когда первый раз их услышал, потому что я — лютый фанат прогресса, футуризма и каких-то технологических штук. Очень круто, когда находишь музыкантов, которые мыслят в настолько похожем с тобой ключе. 

У меня есть один невыпущенный трек, концепция которого была в том, что у робота есть 7 минут музыки, чтобы рассказать за это время обо всём человечестве. Что бы он написал, как бы всё это суммировал? Наверно пытался бы сумасбродно впихнуть в эти 7 минут всю информацию о людях, которая у него есть. Вот так я постоянно придумываю для себя разные детализированные концепции. 


Суровое выражение лица русского человека — это, конечно, стереотип, но возник он не на пустом месте. Многие музыканты в России сталкиваются с выгоранием и желанием просто перестать что-либо делать. Бывало ли у тебя подобное ощущение? 

Да, этот вопрос я и сам себе задавал. У любого артиста бывают моменты, когда ты находишься в каком-то ступоре. Тебе кажется, что ты ничего не можешь сделать целый год. У тебя нет релизов, ты мало играешь, тебе надо найти какой-нибудь лейбл, на нём выпуститься и т. д. Но со временем ты просто начинаешь относиться к этому проще. У меня не было полноценных релизов с 2018-го, и я переживал из-за этого. Правда мысли совсем перестать что-либо делать у меня никогда не было. Но в такие моменты часто появляются совсем не продуктивные мысли. Ты пытаешься это как-то побороть не качеством, а количеством. Главное — это в какой-то момент просто остановиться и напомнить себе, почему ты начал это делать. У каждого своя история и причины, почему он начал создавать музыку. Иногда приходится и как-то проталкивать себя, заставлять что-то делать. Это не всегда чистый кайф. Вообще мне кажется, что творчество — это игра на терпение. У меня есть внутреннее ощущение, что у всех рано или поздно получится. Ну, займёт у тебя это не три года, не пять лет, а десять. Всё равно ты делаешь это в первую очередь для себя. В целом мире по-любому найдётся сколько-нибудь людей, которым понравится твоя музыка. Нужно свыкнуться с мыслью, что это долгий процесс. Я занимаюсь этим уже шесть лет. Не могу сказать, что это много, но всегда кажется, что ты что-то не доделал. Что ты отстаёшь, а у всех уже давно получается лучше, чем у тебя. Но мне кажется, что нужно просто расслабиться и подумать: «А зачем мне обгонять самого себя»? Мы любим критиковать и копать себя. Но иногда нужно просто расслабиться. Ну, пропустишь ты месяц или даже год. Никто от этого не умрёт. Главное — продолжать. 



Расскажи о своей A/V программе.

Я работаю IT-архитектором и в какой-то момент начал делать проект с нейросетями. В это же время я подумал, что было бы прикольно сделать свои лайвы более интерактивными. Хотелось какого-то помощника под рукой. И было два варианта — музыкальный и визуальный. Первый я сразу же отбросил, поскольку мне не понравилась идея, что нейросеть будет писать музыку за меня. Не потому, что она будет плохая, а просто мне нравится делать это самому. Поэтому я начал копать в сторону визуального сопровождения. До первого лайва я где-то год готовил её так, чтобы она получилась действительно прикольной. Не буду вдаваться в подробности, но на данный момент у меня не получилось сделать то, что я бы в идеале хотел. Это технически сложно. Грубо говоря, чтобы вся информация во время моей игры передавалась в нейросеть, и она тут же её переваривала и выдавала что-то визуальное на выходе. Мне в таком случае пришлось бы тащить не ноут, а свой стационарный комп с видеокартами, который весит под 20 кг плюс ещё инструменты. И самое главное, что это не будет выглядеть клёво. Всё равно будет отставание по воспроизведению. Я потратил кучу времени, чтобы сделать real time story. И вот, казалось бы, 150 мс — разве это много? А это как раз время задержки между тем, как ты отправил что-то в нейросеть, и она тебе выдала результат. И если это привязано, например, к ударным, то 150 мс — на самом деле очень много. При подобной задержке вся картина ломается, и ты не получаешь никакого визуального фидбэка. После этого я стал пробовать разные другие варианты, и в итоге разделил нейросети, которые я учу и потом как-то собираю и использую то, что я обучил на них. По сути я генерирую видео, которое я сделал с помощью нейросетей, формирую их в некие списки и использую их уже в лайве. Потому что это единственный вариант, который у меня получается на текущий момент нормально осуществить. А дальше уже начинается как раз интересная часть — это интеграция видео в музыку. Я собираю видео, фотографии и т. д., которые, как мне кажется, отражают определённую эмоцию, сохраняю их и потом обучаю на них нейросеть. Во время игры я ориентируюсь на свои эмоции и соответственно выбираю нужную сеть. А дальше она уже приводит всё в подходящий вид. То есть, всё это — скорее визуализация, привязанная к какому-то эмоциональному фидбэку. 


Как происходит поиск этой фото- и видеоинформации?

Я пробую играть какой-нибудь лайв дома и в определённый момент думаю, что было бы прикольно вставить, например, изображения природы, потому что эти куски как-то связаны с ней. После этого я чаще всего открываю Flickr и просто через теги выкачиваю оттуда кучу фотографий. Например, все доступные фотки с лесом. А затем объединяю их в архив. Или если это что-то более индустриальное, более жёсткое, то выкачиваю городские элементы. Ты просто формируешь у себя какое-то личное визуальное представление о звуке и ищешь под это представление подходящие видео или фотографии. Но при этом я использую не только свои сети. Иногда мне хочется просто вставить конкретное видео, а не искать его. 


Не боишься, что нейросети в будущем заменят людей в плане творчества? 

Я думаю, что просто само творчество немного изменится. Это как с паками миди-аккордов. Сейчас ты можешь скачать эти миди-аккорды, их прогрессии и использовать. Наверно будет что-то подобное и с нейросетями. Например, ты сможешь скачать себе какую-нибудь нейросеть, которая делает аранжировки. Не могу сказать, что меня это пугает. Потому что они всё равно заточены под какие-то очень узкие направления и будут нам скорее помогать, чем отнимать что-то. Работа с ними идёт именно по такому направлению — не заменить человека, а помочь ему. Появится множество новых вариантов для творчества. 


30-го августа у тебя вышел новый релиз. Что планируешь делать в дальнейшем? 

У меня есть ещё музыка, которую я хочу релизнуть. Сейчас стараюсь уйти от Ableton в сторону Max/MSP и Orca, всё время стараюсь пробовать что-то новое. Записываю живые инструменты, а на предстоящем релизе ещё и с размерами экспериментировал. Например, комбинировал обычные 4/4 и ¾. Правда иногда треки получаются настолько странными, что я решаю их отложить на время. Самое оптимальное, это когда ты написал что-то странное, но в то же время обычное. Если есть баланс между тем, что заходит вообще всем, и тем, что зайдёт мало кому. Как будто ты добавляешь какой-то странный элемент в обыденную структуру. И это не про то, что есть что-то более интеллектуальное и менее. Массовое — это не обязательно что-то плохое. Мне кажется, хорошее произведение — это то, которое и всем нравится, и при этом необычное. Это всегда очень сложно, но это то, к чему я всегда пытаюсь стремиться. Над этим я и буду в ближайшее время работать.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

 Операционный директор: Татьяна Джумаева

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Все вопросы и предложения: info@mixmag.io

Служба поддержки:

service@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 950 004-67-65


По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес info@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы