Как российские digital art художники захватили Bedroom Community

17 апреля 12:28

В последние годы адепты сокрушительного внечеловеческого искусства, digital art дуэт 404.zero, побывали со своими проектами чуть ли не во всех концах света: от крупнейших медиа-арт фестивалей MUTEK и Japan Media Arts Festival до Таймс-сквер и LACMA (Los Angeles County Museum of Art). В 2020-м 404.zero вдруг переключились на музыку: в марте они самостоятельно издали шершавый, глянцево-черный аудиовизуальный EP «Black Sunday», а 6 июня первыми из российских музыкантов выпустятся на, ни много ни мало, культовом исландском лейбле Bedroom Community. Перед премьерой сингла с полноформатного альбома «404.0» Mixmag Russia поговорил с дуэтом, медиа-художниками Кристиной Карпышевой и Александром Лециусом, и выяснил, как музыка помогла им преодолеть выгорание и почему они никогда не будут записываться как Бен Фрост.


Как вы пришли от медиа-арта к музыкальным проектам?

Александр: В прошлом году мы так переработали, что однажды сидели в Нью-Йорке и думали: пора наверное...

Кристина: ...заканчивать. (смеются)

Александр: Мы объездили полмира и не знали куда податься. Тогда мы посмотрели фильм про Фредди Меркьюри, там был эпизод, когда группа думала, что делать с последними деньгами и в итоге решила записать на них музыку. Они продали все, даже свой минивенчик: назад пути уже не было. Мы тоже решили потратить все свои деньги, которых у нас нет, на музыку. На что еще их тратить? Квартиру и дом мы не хотим, решили найти студию, потусоваться там месяца два, нанять звукоинженера, получить новый опыт и сделать качественную запись. Написали в фейсбуке, что ищем что-то подальше от города — нам посоветовали исландскую Greenhouse Studios. Мы посмотрели, написали туда, договорились и поехали.

Кристина: Там за три месяца мы записали свой первый альбом.

Александр: Письмо в студию было примерно такое: «Привет, мы 404.zero, вот наш инстаграм и вимео, у нас есть все, что мы заработали за последний месяц и мы хотим записать альбом. Сейчас у нас есть только половина музыкального материала и мы в Америке, но готовы в любой день сорваться». Владелец Greenhouse Studios Вальгир Сигурдссон написал на следующий день и начал с чего-то вроде: «Я обычно не отвечаю на такие письма, но я посмотрел ваши работы — приезжайте». 




Как вы связались с Bedroom Community?

Кристина: Greenhouse Studios и Bedroom Community — это связанные вещи, Сигурдссон открыл лейбл с Беном Фростом и композитором Нико Мьюли. 

Александр: В один момент, когда мы работали со звукоинженером Франческо Фабрисом, к нам на студию зашел Вальгир, спросил как дела и попросил прислать, что получилось. Мы ждали ответа от него пару недель, он был занят сочинением оперы и не успевал послушать. Потом мы сыграли лайв в студии, там было человек 20, и на следующий день проснулись под наш самый длинный трек — Вальгир слушал его в студии, а окна выходили на нашу комнату. В тот же день он сказал: круто, давайте выпускать. Так мы и оказались на лейбле.


Вы слушаете кого-то из музыкантов Bedroom Community?

Александр: Много слушаем Фроста, но нам нравятся и другие музыканты лейбла. Мьюли очень классный композитор.


Как проходила запись в Исландии?

Кристина: В Greenhouse Studios мы сидели на аналоговом оборудовании, было очень интересно: там было множество устройств, которые были нам не знакомы. Бен Фрост выделил нам раритетный модульный синтезатор EMS Synthi AKS, и мы классно провели время.

Александр: Когда уставали от музыки, шли смотреть на овечек и китов. (смеются)


Почему вы играете именно на модульных синтезаторах?

Кристина: Еще года два или три назад мы делали инсталляции и поняли, что нам нужен свой звук. Тогда все деньги, что у нас были, потратили на модуляры: купили первую Buchla и собрали Eurorack. С тех пор мы начали закупать разные синтезаторы и как раз ко времени в Америке у нас накопилась куча своей аппаратуры. Нам нравится, что модульные синтезаторы устроены как наши визуальные проекты: мы не можем в них все контролировать.


8.0, 404.zero


В ваших digital art проектах почти всегда есть стержневая идея, будь то новая сценография пространства или какая-то математическая закономерность. Какая идея у ваших музыкальных релизов?

Александр: Я бы не сказал, что в них есть какая-то глобальная идея. Мы посмотрели, как пишет треки Бен Фрост и поняли, что конечно это очень круто, но мы просто так не сможем: что бы мы ни делали, мы не сможем сидеть над каждой мелкой деталью, что-то постоянно менять, это вообще не наш путь. Мы все записывали вживую, ничего дополнительно не придумывали. По сути, наши треки получались случайно. Мы начинали играть и в один момент понимали, что выходит то, что нам нравится. У нас не было миллиона пресетов, каждый из которых мы бы постоянно меняли. Я конечно уважаю людей, которые так делают, но не понимаю, как у них это получается. (смеются) Даже в визуальных проектах у нас нет абсолютного контроля над каждым элементом.

Кристина: Когда мы пытаемся так делать, у нас получается откровенная ерунда. Когда мы используем какую-то визуальную систему, желательно, чтобы она работала и без нашего сознательного участия — чтобы мы в это время могли заниматься общей композицией. Так же мы работали и с музыкой.


Сингл 404.1 с альбома 404.0


Есть ли у «Black Sunday» и «404.0» какие-то музыкальные или звуковые прототипы?

Александр: Не было какой-то конкретики, но в последние годы мы нон-стопом слушали эмбиент. Есть такой подкаст, «Music For Programming», мы делали из него выдержки и эта музыка у нас постоянно играла — потом она чуть ли не откладывается на подкорке. Можно сказать, что этим были вдохновлены альбомы. Наша цель была в том, чтобы сделать музыку, которую можно много раз слушать: чтобы в ней не было лишней эмоциональной нагрузки и в то же время было что-то такое, что хотелось бы еще раз услышать.


А за новой российской музыкой вы следите?

Кристина: Нет. Мы вообще удивлены, что российское издание берет у нас интервью, мы уже привыкли общаться только с иностранцами. Мы уехали 4 года назад и приезжали в Россию всего раза три-четыре.


По жанру ваши релизы ближе всего к дарк-эмбиенту, который вряд ли подойдет для вечеринки или, скажем, пробежки. Можете описать некую идеальную ситуацию, в которой должен оказаться слушатель вашей музыки?

Александр: Садишься в автобус с редкими остановками и слушаешь. Можно в самолете. Ее лучше слушать в пути — когда тебя куда-то везут. Еще она отлично подходит для программирования.


Для каждого трека «Black Sunday» вы сделали отдельную видеодорожку, на «404.0» будут видео на два сингла. Вы собираетесь делать видео для всего альбома?

Александр: Нет. Когда мы пришли на студию и начали делать «404.0», сразу поняли, что получается музыка, которую сложно совместить с визуальным рядом. К тому же тогда мы настолько устали от бесконечных визуальных проектов, что даже не пытались уместить в голове потенциальную видеодорожку. А вот EP «Black Sunday» был записан месяца через полтора после начала работы над альбомом и нас уже не тошнило от идеи, что там будет что-то визуальное.

Кристина: К тому моменту мы отдохнули, съездили в Америку и сделали большую инсталляцию «Arrival». Альбом «404.0» совершенно другой, там нет вообще никакой визуальной идеи.


No time no future, 404.zero 


Чем отличается работа над медиа-арт проектами и музыкальными релизами?

Александр: Кроме как контентом на выходе — ничем. Подход очень похожий, в музыке сохраняется наша постоянная попытка выйти из нарратива и даже не думать над тем, должна быть какая-то идея или не должна. Мы пытались несколько раз делать что-то конкретное, вот идея, сейчас мы ее реализуем, но такие треки получались очень скучными. 


Но в других интервью вы рассказывали, что для digital art проектов вы сначала формулируете новые идеи, потом думаете, можно это воплотить или нет, что-то отбрасываете, а что-то наоборот берете в работу. Из какой позиции вы исходили, когда писали музыку?

Александр: А вот из такой позиции: я лежал на диване, (смеются) совершенно ничего не хотел делать, а потом Кристина начинает что-то играть на Buchla. Потом раз, что-то слышу, начинаю повторять это про себя: хм, это интересно. Потом мы что-нибудь совместно пишем, а после идем пить кофе, сидеть на лавочку или смотреть на местных котов. Возвращаемся и думаем: может это сработает, а может и нет. Потом, допустим, дня через два переслушиваем материал и удивляемся, как это вообще получилось.


Когда вы поняли, что материала набралось достаточно для релиза?

Кристина: Параллельно с записью альбома мы один день в неделю работали в студии со звукоинженером Франческо Фабрисом. 

Александр: Я часто сомневался, что у нас есть достаточно интересный материал, в студию меня убеждала пойти Кристина. Вот мы сидим, что-то делаем, Франческо использует какой-то плагин. Мы говорим ему: слушай, тут так много всякого железа, давай его подключим и посмотрим, что можно с этим сделать. И Франческо такой: о, а давайте, я давно этого не делал, а то люди не любят заморачиваться с аналоговыми железками. И тут все становится намного интереснее, а на выходе получается трек или два. И после нескольких таких блоков, запись-микс, мы отбирали треки. Часто мы их отбирали, когда садились на автобус и ехали в центр Рейкьявика. Мы старались менять положение, чтобы слушать все свежими ушами. 


«Black Sunday» live a/v @ Mutek Mexico, 404.zero 


Вы собираетесь делать концертную премьеру этих записей?

Кристина: Нет. Как ты себе это представляешь?


Скажем, берете какие-то базовые идеи, базовые сетапы и начинаете что-то из этого делать.

Кристина: Нам даже сетапы будет очень сложно собрать и нет гарантий, что в итоге что-то из этого получится. Можно конечно какие-то дорожки нарезать в Ableton, так делают некоторые музыканты, но это скучно.

Александр: Если мы играем, то делаем это совершенно по-другому, у нас изначально аудиовизуальный подход. Нам хочется другого результата на лайве, он должен быть шоковый: огромный звук, огромный яркий экран, у нас уже что-то синхронизировано, а мы просто начинаем смотреть, что можно с этим сделать здесь и сейчас. Если мы будем уделять слишком много внимания только звуку, то не выйдет хорошего видео, получается такое разделение. 

Кристина: В прошлом году на фоне усталости и постоянных перелетов, мы уже было решили, что вот сейчас в Мексике на фестивале MUTEK сделаем последний лайв. И он оказался невероятно крутым, потому что мы вообще все отпустили. Было огромное количество людей, тысячи четыре или пять, и они нас невероятно поддерживали и не давали расслабиться: мы впервые такое увидели, какая-то девочка в зале чуть не плакала от происходящего, после концерта были тысячи сториз в инстаграме. Это был настоящий экстаз.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

 Операционный директор: Татьяна Джумаева

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Все вопросы и предложения: info@mixmag.io

Служба поддержки:

service@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 950 004-67-65


По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес info@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы