DJ Krush: Возвращение Трикстера

6 марта 13:01

19 марта в «Мутаборе» выступит японский музыкант DJ Krush. Большим поводом для возвращения в Москву стал выход его новой долгоиграющей пластинки «Trickster», официальный релиз которой состоится ровно за день до этого. В ожидании новой работы патриарха электронной сцены — специальный материал, посвященный основным вехам творчества музыканта. 

В японской культуре есть понятие «ками-сама» — дословно это божество синтоистского пантеона, но в контексте культуры и искусства оно означает «живая легенда», «олицетворение жанра», человек, который, сделал в литературе, живописи или музыке настолько много, что в общем может спокойно восседать на облаке, взирая на происходящее вокруг сверху вниз. Харуки Мураками, Хаяо Миядзаки, Такэси Китано, Рюити Сакамото — это такие «ками-сама» японской поп-культуры, каждый в своем деле. Если считать, что электронная музыка является частью этого большого целого, то имя Хидеаки Иси без сомнения продолжило бы этот список.

57-летний ветеран давно уже мог бы почивать на лаврах гуру, патриарха и основоположника, но в 2020-м Крашу по-прежнему есть что сказать: не случайно это уже третий долгоиграющий альбом музыканта за три последних года. Предыдущий инструментальный лонгплеер «Cosmic Yard» вышел два года назад: наполненная джазом и японской этникой пластинка оказалась чуть ли не самой глубокой и монументальной работой во всей огромной дискографии Краша. Впрочем, за год до этого был альбом «Kiseki» — полностью отданный на откуп молодой поросли японского рэпа и spoken word. На очереди «Trickster», абсолютно темная и гудящая пластинка, наполненная пост-апокалиптичным, индустриально-жестким звучанием — как будто специально написанный для рейва образца 2020 басовый трип, который отсылает на четверть века назад во времена расцвета легендарной конторы Mo’Wax, под крышей которой Краш лихачил в 90-е вместе с DJ Shadow, UNKLE, Attica Blues и прочими героями эпохи. Чтобы соединить музыкальные траектории разных поколений и попробовать понять то, где японский мастер ощущает себя в данный момент — короткий ликбез по дискографии великого японца. 


DJ Krush — Keeping The Motion (Krush, 1994)


С этого по сути все начиналось — самая первая сольная работа Краша, который только что распустил свою группу и рискнул делать что-то самостоятельно. Запись вышла сначала в Японии, а потом была переиздана в Штатах и Европе большим в тот момент лейблом Shadow Records (не путать c DJ Shadow — он появится чуть позже). Это была эпоха невероятной популярности эсид-джаза и трип-хопа — и тут она предстает во всей красе, это тот самый «настоящий» эсид-джаз, грязный, уличный, качающий, и еще не взятый на вооружение в качестве саундтрека кофеен и парикмахерских. Дымные биты, джаз, даб, читка, соул-вокал, скрэтчи — все здесь. Среди гостей — главная японская соул-джазовая дива Monday Michiru и безвременно ушедший американский рэпер Guru. Плюс, конечно, вошедшая во всевозможные сборники «best of trip-hop» красота под названием «On The Dub-ble». 


DJ Krush — Kemuri (Strictly Turntablized, 1994)


Следующий альбом Краша с говорящим названием «Strictly Turntablized» делает японца звездой уже международного масштаба — пластинка выпущена Джеймсом Лавеллем на его лейбле Mo’Wax. На следующей LP «Meiso» Краш повернется в сторону коллабораций с рэперами и вокалистами, но на этой работе — это только он, две вертушки и сэмплер. Чистый бит-минимализм в духе времени. Именно здесь вышла, пожалуй, самая известная композиция Краша на все времена — «Kemuri» («Дым»), ставшая главным «концертным» хитом музыканта: «Kemuri» всегда звучит в самый кульминационный момент живых сетов японца. 


DJ Krush vs DJ Shadow — Duality (Meiso, 1995) 


Начиная с этого диска Краш берет обычай называть свои альбомы на японский манер. «Meiso» — два иероглифа на обложке можно перевести как «бег в замешательстве», но на самом деле такого слова не существует, хотя кажется, что точнее про эту музыку и не скажешь. Записанный в Штатах альбом — странная история японско-американской дружбы, которая могла бы стать отличным саундтреком к «Псу-призраку» Джармуша или на худой конец к «Брату якудзы» Такэси Китано: музыкальное противостояние, в котором с одной стороны за вертушками Краш, а с другой — черная банда в лице The Roots, Guru, Big Shug, C. L. Smooth и других братьев. Но наибольшую ценность, как показало время, здесь представляла битва Краша с DJ Shadow — на пару они сочинили эпическую девятиминутную вещь «Duality», которой было суждено стать beats-классикой на все времена. 


DJ Krush — Parallel Distortion feat. DJ Sak (Kakusei, 1999)


Kakusei («прозрение») — одна из самых странных и непростых к восприятию работ Краша, пластинка логически закрывает 90-е и первую часть творческого пути японца. Минималистичный и шизофреничный до предела, этот альбом — музыкальный дзен в чистом виде, а музыка с него звучит спустя двадцать лет все так же актуально. 


Ryu — Rhythm Asobi («Ga», 2000)


Одна из малоизвестных, но очень крутых страниц в дискографии DJ Krush — участие в проекте Ryu, созданном при участии еще двух токийских бит-мастеров DJ Hide и DJ Sak. Трио пригласило вокалистку Эри Оно, Boss The MC из хоккайдоской команды Tha Blue Herb, мастера игры на бамбуковой флейте сякухати Морита Сюдзана, нигерийского перкуссиониста Тунде Айаньеми и еще черт знает кого и сделали удивительную работу на стыке этники, даунтемпо, хип-хопа, даба, электро и джаза. 


DJ Krush — Code 4109 (Sony Music, 2000)


История, с которой по-хорошему нужно начинать ликбез по Крашу — филигранно выполненный как технически, так и с точки зрения селекции, этот микс вышел на разломе тысячелетий и стал визитной карточкой японца на все времена. Это уже далеко выходило за рамки пресловутого «тёрнтэйблизма», который к тому моменту уже порядком себя исчерпал и практически переродился в подобие спортивной дисциплины. Краш же записал как раз ту селекцию, которую нужно брать на необитаемый остров, четыре тысячи сто девять секунд безумия и мудрости, печали и радости, Востока и Запада под одной обложкой — этот микс как мини-копия музыкальной Вселенной, в которой живет Краш. Немыслимые сочетания, поп-очевидное и андерграунд-невероятное, грязный урбанистический бит и древнее созерцание природы, японские рэпперы и хор болгарского радио, Eminem и Jazzanova, Билл Лассвелл и the 45King — короче говоря, артефакт эпохи и бессмертная классика жанра. 


DJ Krush — Lost Voices feat. Sly & Robbie (Message At The Depth, 2002)


Даб всегда проходил красной нитью через все творчество Краша, а сам музыкант многократно признавался в том, что эта музыкальная суб-культура крайне важна для того, что он делает. Именно поэтому записанная в Кингстоне коллаборация с ямайскими классиками Слаем Данбаром и Робби Шекспиром — история, мимо которой тоже никак не пройти.


DJ Krush — Probability (Buttefly Effect, 2015)


Альбом «Butterfly Effect» стал первой долгоиграющей записью Краша после 11-летнего перерыва, предыдущий альбом «Jaku» вышел в 2004-м. 11 с лишним лет Краш издавал отдельные EP, записывал миксы, участвовал в создании саундтреков, ремикшировал сам себя, но не решался на новый полноценный диск. За это время поменялись музыкальные тренды, на сцене, и на танцполе условия диктовало уже другое поколение, и тем не менее, японский ветеран остался верен себе, открыв следующую большую главу в своем творчестве. «Эффект бабочки» — сложнейшее понятие, обозначающее в естественных науках свойство некоторых хаотичных систем: незначительное влияние на такую систему может иметь большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время". Сами собой напрашиваются и параллели с японской культурой и буддийской традицией, в которых бабочка окружена сложнейшими смыслами. И хотя Краш никогда не делал акцента на этих аспектах своего творчества, избавиться от мысли о них при прослушивании музыки выдающегося японца — просто невозможно. Глубокий звук, резонирующий с пустотой мира вокруг — именно таким всегда было и остается творчество DJ Krush. 


DJ Krush YUI — feat. Sibitt (Kiseki, 2017)


В 2017-м Краш наконец-то выпустил альбом, который был полностью отдан на откуп японским рэпперам. До этого японский рэп был почти на всех альбомах Краша, сделанных в новом веке, ну а про коллаборации с американскими классиками жанра всегда были отдними из главных хитов
"Kiseki"("Траектория«) в очередной раз подтвердил, что японский определенно — один из самых подходящих для рэпа языков. Колаборация с поэтом и рэппером Сибитто определенно стала одним из самых ярких моментов этой работы — Краш, по собственному выражению, налил вокалисту бассейн из битов, в котором тот выступил с такой произвольной программой, что даже не понимая, переполненная мрачными метафорами и поражающими воображение образами текст Сибитта производит впечатление даже если вы ни слова не понимаете по-японски. Ну а звенящий дальневосточный дабстеп от Краша каждый раз пробирает до гусиной кожи, особенно, если играет на большом и хорошем звуке.


DJ Krush — Sporadic Meteor feat. Toshinori Kondo (Cosmic Yard, 2018)


Космический трек с космически красивого альбома «Cosmic Yard». На этой вещи Краш спустя четверть века после хрестоматийного альбома «Ki-Oku» вновь работает с потрясающим авант-джазовым трубачом Тосинори Кондо, известным совместными трудами Джоном Зорном, Херби Хэнкоком, Рюити Сакамото и Далай-Ламой XIV. 


DJ KRUSH — Regeneration (Trickster, 2020)


Последняя на данный момент и абсолютно свежая глава в длинной и славной истории DJ Krush — альбом Trickster 2020-го, релиз которого состоится 18 марта 2020-го. «Три́кстер — архетип в мифологии, фольклоре и религии — „демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника“ — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер ставит задачей поменять суть игрового процесса, ситуации и жизни, а не действует по злому умыслу. Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера». Цитата из википедии, которая на удивление точно объясняет феномен творчества Краша, ну и отлично говорит за весь новый лонгплеер 2020-го. Как всегда мощные, но на этот раз довольно мрачные эксперименты с танцполом, которые может позволить себе очень мудрый, но при этом молодой в душе человек. История продолжается. 


18 марта в Санкт-Петербурге

19 марта в Москве

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

 Операционный директор: Татьяна Джумаева

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Все вопросы и предложения: info@mixmag.io

Служба поддержки:

service@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 950 004-67-65


По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес info@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы