Клубный арт: Юсуф Этиман, художник Berghain и Ostgut

11 декабря 16:41

С наступлением нового тысячелетия изобразительный язык клубной культуры девяностых, с её яркими красками и футуристической типографикой, быстро устарел. Многие стали возвращаться к более привычным и традиционным формам графики и дизайна. Но это продлилось не долго. Однако некоторым за два клубных десятилетия после миллениума все-таки удалось найти авторский, радикально новый и свободный стиль — именно в таком выдержаны флаера берлинского клуба Berghain и обложки связанного с ним лейбла Ostgut Ton.

Этого же графического подхода придерживается Юсуф Этиман — главный художник берлинской техно-мекки и музыкальной импринта. По его словам, авторский стиль возник из специфики самого клуба, где можно переживать, но нельзя запечатлевать. Художественные работы Этимана вращаются вокруг опыта телесности, который настолько же интенсивен, насколько и чужероден. И если в девяностые стереотипы доходили до крайностей из-за своей пронзительности, то Этиман открывает иное пространство, в котором царствуют тело, экстаз, интоксикация и (гей)секс.



Находясь где-то между понятными образами и абстракцией, между фотографией и графикой, Юсуф использует разнообразные техники. Но вместе с этим его мотивы доступны, понятны и запоминаются сразу же, производя на зрителя нужный эффект. «Как правило, речь идет о маргинальном опыте, — объясняет Этиман. — О понятных вещах, об определенном типе сексуальности. Но на столь низкие вещи я стараюсь смотреть с мета-уровня. Провокация сама по себе меня не очень интересует. Куда интереснее с ней что-нибудь сделать, если есть идея. Даже если по-полной задействовать Photoshop и какие-нибудь ужасные пиксельные шрифты — из этого может получиться что-нибудь интересное».



43-летний Этиман приехал в Берлин из Стамбула в 1989 году, где изучал бизнес-коммуникации. Позднее, скорее по велению сердца, он стал подрабатывать художником-графиком, создавая для друзей флаера. Всю мощь техно он прочувствовал еще на танцполах первых берлинских клубов, таких как Planet и e-werk, потом работал в кино и ночной индустрии. С одним из владельцев Berghain, Норбертом Торманом, он познакомился, будучи его коллегой по адвокатуре. Сам Торманн создал логотип Ostgut и флаера к вечеринкам в этом клубе, а Этиман создал графический облик Berghain и Panorama Bar. 

Этиман теперь с трудом может поверить в то, насколько его работы теперь зажили своей жизнью: логотип Berghain, который люди часто выбивают в качестве татуировки себе на теле, является всего лишь одним из многочисленных его проектов. И если обложки релизов для Ostgut Ton создаются в обсуждениях с Михаэлем Тойфеле, Ником Хёппнером и музыкантами, над флаерами Этиман работает единолично. Руководство клуба чаще всего видят флаера только уже в готовом виде. 

Иногда идея очередного флаера исходит от самого Этимана, иногда он обращается с предложением к какому-то художнику, а иногда идеи подкидывают сотрудники Berghain или близкие друзья: «Я постоянно в голове кручу разные идеи. Часто говорю прямо - мне это не нравится, мы не делаем это как листовки. Иногда заказываем работу каким-то сторонним художникам. Бывает так, что над рисунком для флаера человек работает по несколько недель». 



В случае с флаерами редко бывает так, что при всей их массовости, они вызывают живое обсуждение. Однако, в 2010 году, один из флаеров Berghain вызвал шумное обсуждение из-за фотографии, на которой запечатлена операция по удалению опухоли. Столь провокационный ход был сделан намерено. «Это не фотография, отсканированная из какой-то медицинской книги, — объясняет Этиман. — Я бы так никогда не стал делать. На самом деле эту фотографию отдала художница Сара Шенфельд, работающая в Panorama Bar». Потребовалось масса убеждений, чтобы убедить доктора сделать этот снимок. И у этого снимка есть собственный подтекст, имеющий прямое отношение к музыке: опухоль образовалась на том месте тела Шенфельд, к которому она прикладывала скрипку. Именно на ней в детстве её заставляла играть мать. 



Этиман любит играться последовательностями. Одна из сильных черт художника состоит в соединении различных аспектов в единый поток. Это же стало и характерным стилем Этимана, пусть его и трудно охарактеризовать в действительности. «Это просто существует в моих биоритмах. Я понимаю, например, что мы не можем сделать определенный мотив в феврале, потому что в январе уже было что-то подобное. Это могут быть фотографии, рисунки, коллажи, что-то разбитое на части. Бывают даже годы по цветам меняются — одни желтоватые, другие зеленоватые. После обсуждения с художниками, какие-то мотивы могут быть окрашены в определенный цвет, или подобраны определенные фоны». 



При работе над обложками для Ostgut Ton рабочий процесс устроен совсем иначе. «У каких-то музыкантов есть очень конкретные идеи, чего они хотят, другим абсолютно все равно как это будет выглядеть. Например, Штеффи или Prosumer активно участвуют в работе, а для Роландо совершенно всё равно, что будет на обложке пластинки с его музыкой». 

Чтобы понять будущую картинку, Этиману приходится очень внимательно и глубоко отслушивать будущий релиз. Так было при работе над обложкой пластинки Марселя Фенглера «Enigma EP». Стало понятно, что здесь не должно быть никакой фигуративности, но имеет место что-то повторяющееся, орнаментальное. 

Коллаж на юбилейной компиляции Berghain «Five» был сделан Вироном Фертом из нашинкованных фотографий самого Этимана. «В конце концов, не часто получается так, что когда ты берешься за работу, ты точно знаешь, чего хочешь. Поэтому в начале все выглядит более механическим и кристаллическим, а потом становится более плотским». 


РАБОЧЕЕ МЕСТО В 13 ДЮЙМОВ

Графические работы Этимана невозможно представить без бассо, «странной конструкции вокруг меня». Бассо — это комната с высокими потолками площадью в сто квадратных метров, расположенная в одном из райнов Берлина - Кройцберге. Из мебели - только небольшой бар и несколько стульев. Художники, музыканты и активисты, так или иначе связанные с пространством, отмечают здесь весь спектр праздников - от дней рождений до авангардных спектаклей. Фактически, это коллективная студия, этакий дом художника, «чистое» пространство для мероприятий, которые требуют нейтральной обстановки. 

Бассо существует параллельно в виде журнала, который создается и издается Этиманом. Раз в год Этиман задает тему, например, «All Tommorow's Parties» или «The Rest is Revolution», на тему которой проходит еженедельный показ фильма. Все эти темы служат «отправной точкой для работ людей, которые приходят и уходят с Бассо и обмениваются там своими идеями и временем».

Нельзя не отметить и выдающуюся работоспособность Этимана. За шесть лет им было создано более шестидесяти обложек и более семидесяти флаеров, а также оформление к специальным мероприятиям и тем вечеринкам, что происходят в lab.oratory. Он же работает и над оформлением лейблов Лена Факи. 

Помимо этого, он занимается фотографией и различными видами искусств, в том числе перформансами. С ребятами из своей Бассо-группы он выступал в Лондоне, Стамбуле и Сан-Паулу. Он не работает в качестве коммерческого художника, но часто участвует в оформлении журнальных статей или выставочных площадей. 

Но трудоголиком Этимана назвать сложно. Во время беседы он скорее излучает расслабленное любопытство. У него даже нет четкого профессионального места: все флаеры и обложки создаются на его 13-дюймовом ноутбуке, у которого даже нет мыши. Иногда Юсуф уже знает мотивы будущих флаеров за несколько месяцев до печати, а иногда бывает так, что картина еще не собрана, а печать уже через несколько дней. Его поток активности никогда не прекращается: «Мой внутренний источник никогда не останавливается. Это продолжается и продолжается».

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

 Операционный директор: Татьяна Джумаева

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Все вопросы и предложения: info@mixmag.io

Служба поддержки:

service@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 950 004-67-65


По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес info@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы