Бальная культура

28 ноября 17:03

Зародившееся 45 лет назад в Гарлеме андеграундное квир-движение под простым названием «балы», и ставшее известным в 90-х по документальному фильму «Paris is Burning», сегодня переживает самый настоящий ренессанс. Возрождение это, с одной стороны, происходит через телепроекты вроде «My House» от Vice и сериала «Поза», а с другой стороны — музыканты и танцоры со всего мира привносят новые звуки и движения в то, что получило общее название — ballroom culture.

Рамирез яростно отстукивает под прямой ритм: «Do you wanna be in my house? / My house, my house, my house / My legendary, legendary house?». Каждый бит сопровождается новым движением вогера, с присущими культуре выпадами и театральными позами. На протяжении нескольких секунд два основных элемента нью-йоркской бальной культуры сливаются воедино: вог и хаус-музыка.

В четвертом эпизоде «Моего дома» Рамирез, затаив дыхание, говорит: «Я - MC с нью-йоркской бальной сцены». MC, которых ещё называют комментаторами, завораживают толпу и организуют атмосферу балов (ballroom) своими импровизированными репликами, хваткими комментариями и инструкциями. На заднем плане продюсер и ballroom-диджей Byrell The Great с легендарного ballroom-лейбла Qween Beats, довольно улыбаясь, намекает на Рамиреза и двигается в такт. В интервью по скайпу, он говорит: «У меня есть песня „Funny Munny“, которую мы записали с Princess Precious. А потом Vice наняли меня записать им заглавную песню для „My House“». Между тем, лаконичное ballroom-звучание уже утвердилось в качестве самостоятельного музыкального жанра.


Продюсер, диджей и вогер Vjuan Allure считается пионером и основателем жанра. «У нас не было самостоятельной ballroom-музыки. Мы слушали одни и те же треки, которые звучали в клубах. Я имею в виду „Fly Life“ Basement Jaxx, легендарный „Witch Doctor“ Арманда ван Хелдена, диско-классика MFSB „Love Is The Message“ или Ellis D „Dub Break“. Чтобы не ставили Джуниор Васкез или Дэвид ДеПино в Нью-Йорке — это всегда был хит. Поначалу сама сцена была наполнена хаусом, хип-хопом и диско. Это было в 1999 году, в начале 2000, когда я крутил пластинки в Детройте. В клубах тогда было много людей, но большинство не особо танцевали, пока я не ставил «Ha», и все сразу моднее модного становились». По описанию культурного критика Мэдиссона Мура, вог - это «танцевальный стиль, заимствующий язык своей иконографии, движений и поз из журналов о высокой моде».



Трек «The Ha Dance», часто называемый просто «Ha», выпущенный в 1991 году Masters At Work, является одним из ключевых образцов для понимания ballroom-звучания. Allure со смехом рассказывает о детройтском бале: «Вернувшись домой, я здорово разозлился. Взял и порубил трек, сделав его более агрессивным. А потом, когда я приехал в Детройт ещё раз, всё повторилось. Как только я поставил „Ha“, все вскочили. Но я сразу выключил оригинал и поставил ремикс: "Хотите вог? Хотите „Ha“? Я дам вам его, но только не оригинал, а мою эксклюзивную версию“. Все были ошарашены». Трек, известный сегодня как «Allure Ha», стал тем треком, который, как считается, положил начало самому жанру ballroom.


Краткая история ballroom

Трек «Ha» от Masters At Work построен на сэмпле из фильма «Поменяться местами» (1983), который состоит из звуков «Ha» и индустриального грохота на каждом четвертом такте. В этом плане показательна работа «The Ha Dub ReWork’D» основателя лейбла Qween Beat, Mike Q. Он сделал один из нескольких сотен ремиксов на классический оригинал. 

Трек устроен довольно интересно — характерное стаккато, холодное и механическое, но вместе с этим полно чувственности, плюс использован любопытный прием в звучании (что-то среднее между граймом, r’n’b и дабстепом). И это звучание до сих пор оказывает влияние на клубный ландшафт. Lotic, например, использовал «Ha» в своем треке «Heterocetera».


Vjuan Allure повторяет, что не испытывает проблем с артистами, которые не имеют отношения к сцене, но цитируют бальную, «если всё сделано правильно». В своем видеоальбоме «Endless» (2016) Фрэнк Оушен использует в интерлюдии «Ambience 001» цитату Crysal LaBeijas из документального фильма «The Queen» (1968), посвященного конкурсу красоты Miss All America Camp Beauty Pageant: «Потому что вы прекрасны и молоды, вы заслуживаете лучшего в жизни». LaBeijas была одним из немногочисленных чернокожих трансвеститов, которая заняла четвертое место, и в фильме показана её неудовлетворенность, разъяренность очевидным расизмом.



Crystal LaBeija основала «Дом Лабейи», и вместе с Лотти Лабейей в 1972 году организовала в Гарлеме первый «Бал Дома Лабейи», тем самым зародив бальную культуру Домов. Эта культура - «уникальные, автономные сети родства, которые ставят собой под сомнение историю семьи как стабильной, неизменной сущности». Это тем более верно, если «из-за сексуальной ориентации или пола вы были отделены от своей биологической семьи». Вог как неотъемлемая часть домашней и бальной культуры, развивался только в конце 80-х годов прошлого столетия. Однако точная история его развития также окутана мифами научного дискурса.

Новое чувство ballroom

Продюсер BE3K, живущий в Новом Орлеане, принадлежит к новому поколению бэллрум-продюсеров, среди которых Quest Onmarc, Skyshaker и LSD-XOXO. Весной 2018 года BE3K выпустил пластинку «Exoneration» на Fade To Mind, сделав себе имя за пределами бальной сцены: «Поначалу мне нравилось делать бальные биты, но потом я почувствовал себя ограниченным. Я начал думать о замедлении ритма, стремился привнести что-то свое».


Несмотря на всю свою функциональность, здесь нет каких-либо четких правил: «Чувство должно быть правильным. Можно создать миллион треков и назвать их ballroom, но если бал их не примет, то значит это неправильная музыка. Можно делать биты без известных сэмплов, таких как „Ha“ или „Witch Doctor“, и это тоже может сработать», — объясняет Byrell The Great. Песня «Bean Qween» изначально создавалась под вог, но в итоге стала танцевальным треком. «Akasha’s Tears» двигается в сторону трайбла, и дает понять, что ballroom-продюсеры не вписываются в какой-то единый, заранее определенный канон. «Тем самым люди с бальной сцены показывают, что могут делать что-то на порядок отличающееся от того, что от нас ожидают люди».

Артисты, собравшиеся вокруг Qween Beats, активно подталкивают друг друга к дальнейшим экспериментам. «Я пытаюсь создать платформу для всех этих экстраординарных талантов, — говорит MikeQ. — Мы обеспечиваем сцену ритмами и битами, но между собой работаем над тем, чтобы этот жанр звучал не только на балах, но и в клубах по всему миру». К ажиотажу вокруг бальной сцены, вызванном в том числе сериалами «Мой дом» и «Поза», он относится критически: «Мы сейчас в той ситуации, когда всем нужно урвать кусок этой сцены».


С тем, что бал не нуждается во внимании мейнстрима, согласны все - от BE3K до Vjuan Allure: «На этой сцене было круто и до документального фильма Дженни Ливингстон „Париж горит“ (1991) и до „Vogue“ Мадонны. Балы будут существовать и без мейнстрима. Тем не менее, такие сериалы, как „Мой дом“ важны, потому что они показывают насколько нормализовалась квир-культура, и делают многих людей заметными, кем бы они ни были», — говорит Byrell The Great. Да и для клубной сцены было бы важно с уважением относиться к этой субкультуре, считает Vjuan Allure: «Надо знать откуда всё это взялось, уважать энергетику, не пытаться изменить культуру, принимать участие и чествовать её!»

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

 Операционный директор: Татьяна Джумаева

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Все вопросы и предложения: info@mixmag.io

Служба поддержки:

service@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 950 004-67-65


По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес info@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы