10 впечатлений от CTM 2019

14 февраля 11:38

В Берлине в двадцатый раз прошел фестиваль CTM. Корреспондент Mixmag Russia суммировал, что оставило в его сознании одно из самых интересных ежегодных событий в мире электронной и экспериментальной музыки.

Сверхизобилие

Впервые CTM, еще называвшийся club transmediale, провели в 1999 году в не существующем сегодня клубе Maria am Ostbahnhof. Я был на CTM в Сибири в 2015-м и в Берлине в 2016-м. Не в качестве жалобы, а наоборот — в прошлые разы можно было без особых проблем попасть на все интересующиеся события. Сейчас же часто приходилось выбирать. Вот пример: всегда мощные вживую Lightning Bolt, аудиовизуальный перформанс Jerusalem In My Heart, работавший с Coil и Psychic TV Дрю Макдауэлл, специальное шоу Actress — все это происходило на разных площадках в одно время, а параллельно в Berghain демонстрировали двухтонную аудиоскульптуру «The Mantis», и норвежец Skatebård ставил музыку на катке. 

В предпоследнюю ночь в трех залах клуба SchwuZ — Kathedrale, Bunker и Salon — шли три параллельные программы. Одна — с концертом Фатимы Аль Кадири, другая была организована берлинским квир-коллективом Lecken, в рамках третьей выступали экспериментаторы и эксцентрики из Таиланда, Швеции, Исландии и других стран. Ровно посередине SchwuZ есть место, где слышно звук сразу с трех танцполов. 170BPM с одного, кудуро со второго, электро с третьего, и тут же — обрывки трех разговоров, все на разных языках. Вот это в каком-то смысле квинтэссенция CTM. То есть вечный выбор — либо ты остаешься до девяти утра в Griessmuehle, либо идешь на дискурс-программу, либо ты зомби. Последнее, впрочем, неизбежно, и это нормально.


Внутреннее многообразие

Пункт, отчасти схожий с предыдущим, но больше про диджей-сеты. В прошлом году Mixmag опубликовал колонку о том, что пора перестать называть диджеев «эклектичными»  — ну кого уже удивишь тем, что диско переходит в тек-хаус. 

И все же — взять хотя бы ту же ночь в Griessmuehle. На первом, большом танцполе играет сообщество Through My Speakers, пригласившее также кенийца Сликбэка, Гафаччи из Ганы и южноафриканскую рэпершу Шо Маджози. Тут сводили африканскую музыку с гэриджем и «To The Moon And Back» Fever Ray. На втором, подвальном, проходила квир-вечеринка Floorgasm от LSDXOXO. Здесь легко было услышать, как техно-транс переходит в джангл, а следом в трехминутную акустическую песню с томным женским вокалом. Через несколько часов так же неожиданно вплывали Кайли Миноуг и «Supernature» Cerrone. К таким внезапным и всегда мастерски выполненным столкновениям привыкнуть было положительно трудно. Впрочем, и более однородный техно-сет Pangaea прозвучал отлично.



DJ Phantasy & DJ Gemini — Everybodys Under The Influence — один из треков, разрывавших утром танцпол на Floorgasm


Тупик приключенчества

В то же время зачастую выступления были интересны не более двадцати минут — за это время обычно становился понятен сам метод, используемый музыкантом. Один из примеров — Томас Анкерсмит с программой «Perceptual Geography», посвященной композитору и саунд-художнице Мэриэнн Амачер. Звук будто скатывался снежным валуном, зал оглушал трехмерный стрекот, гудение баса ощущалось физически. Сам Анкерсмит высовывал язык от усердия и наслаждения. Но все интересные решения были быстро исчерпаны — в конце композитор смешал их в бесформенную кашу. Надо заметить, через неделю в Мурманске на фестивале Inversia на атомном ледоколе «Ленин» схожие приемы Анкерсмит использовал куда эффектнее, погрузив слушателей в более равномерное и разнообразное по ощущениям путешествие.

То же самое — со Сликбэком, который очень необычно смешивал футворк с разнообразными танцевальными стилями, а через полчаса ушел в хип-хоп. Появление индонезийских панков Zoo в один из вечеров в Berghain стало инъекцией бодрости: две барабанные установки, два микрофона, темно-магические речитативы, смены ритмов, приветы альбому Liars «Drums Not Dead». Но так же быстро концерт стал чрезвычайно однообразным. 

Музыканты, представленные на CTM, нередко действуют больше как ученые. Они находят действительно необычные решения, но не всегда развивают их должным образом во время выступлений. 


Бесконечные открытия

И все-таки CTM, как и задумано — шоукейс-кладезь для тех, кто соскучился по новым именам. Вот абсолютно непопулярный, под шестьдесят лайков на фейсбуке, австрийский дуэт Schtum. Разговор гитары и бас-гитары с примочками, тяжелая поступь, напоминающая то нойз, то техно — в Berghain сработало на все сто. Или CURL на финальном концерте — совместный проект Коби Сея (передача на NTS, EP на Whities), Мики Леви (Micachu, саундтреки к «Побудь моей шкуре» и «Джеки») и грайм-хип-хоп-экспериментатора Brother May плюс еще двух человек. Все из Лондона, почти все поют и читают речитативы и спокен-ворды, меняются инструментами, заканчивают шугейзово-хип-хоповую тему поп-мелодией, заставляют половину зала вторить им словом «yeah», а финальные аплодисменты перебивают боем в кухонную утварь. 



Или — пост-трансово-околоакадемический иранский продюсер Sote, на записях звучащий как персидские фантазии Данила Лопатина и Лоренцо Сенни, а вживую напомнивший отбросившую утонченность, более экстремальную версию Софи. 


Фантастические IC3PEAK

Самый живое в смысле подачи со сцены и реакции в зале выступление фестиваля. Я не был до этого на концертах IC3PEAK и выучил их песни после репортажей «Медиазоны», а студийные записи до сих пор не впечатляют меня так же, как тот вечер в Festsaal Kreuzberg. На концертах из музыки IC3PEAK пропадает всякая взвинченность и отстраненность. Гулкий бас и высокий голос транслируют чистую силу. Музыканты — в черных худи, не улыбаются, зал слэмится и кричит «...» и «...»! (В обоих случаях — очень хорошо.) Проняло всех независимо от языка — в очереди в SchwuZ двумя днями позднее я услышал разговор: «Icepeak? Yeah, they were amazing». 


Все оттенки persistence

Gazelle Twin и критика Англии, Lotic и война за квир-комьюнити, бразилец Педро Оливейра с вокальным перформансом, исследующим «колониальную политику звуковых биометрий». Настойчивость, живучесть, стойкость — «Persistence» — и ее противоположность — так формулировалась общая тема CTM-2019. В прошлом году ей была «Turmoil» («Смятение») с подзаголовком «Нелегкие времена требуют нелегкой музыки». Persistence к популизму и дезинформации, persistence феминизма, persistence маргинальных сообществ, persistence мигрантов и удаленных территорий, persistence авангарда и экспериментальной сцены; «ответ на доминирование гегемонистских мировоззрений» — все это как обсуждалось в рамках дискурс-программы, так и было общей темой выступлений. Выводы каждому предлагалось сделать самостоятельно. 



Еще одна важная часть CTM — выставка. 18-минутное видео «Deep Down Tidal» — одно из самых интересных, что можно было на ней увидеть 


Конечно же, Berghain

Большая часть программы проходила в клубе, про который все, что вы слышали, чистая правда. А вот что не факт что слышали — поднимаясь по одной из лестниц, можно увидеть на стенах надписи на кириллице «Юля» и «Путин казел». 

К огромному сожалению, я приехал на фестиваль в субботу и пропустил первую пятничную ночь — возможно, самую интересную, коллаборацию Bassiani и CTM; страшно хотелось послушать как открывавшего HVL, так и Buttechno, Анастасию Кристенсен и Machine Woman, всех троих связанных российским происхождением. На следующей неделе клуб постепенно открывал залы: концерты, от пантомимы Джона Бенса до панк-рока Cocaine Piss, в главном Berghain; сет 100% Halal в среду в Säule; Panorama Bar в четверг с диджеями с четырех континентов. В пятницу я провел внутри 12 часов. С десяти утра шторки Panorama Bar стали открываться каждые полчаса, пропуская дозы лучей света, вызывая этим дикий восторг публики. Как и в Griessmuehle, до самого конца остались несколько десятков человек — всё готовые продолжать. На выходе работник, увидев мою нестираемую улыбку, какой может улыбаться только человек после полсуток в клубе, улыбнулся в ответ и сказал: «Tschüssie!».


Каток 

В том же Berghain — точнее, в его не используемой, внушительных размеров части под названием Halle — поставили каток, задуманный как «оммаж красивой странности» города. Это стало самой провальной идеей CTM — кататься на синтетическом льду было едва возможно, осмелившиеся спотыкались и падали, а большинство просто танцевали перед отвечавшими за музыкальное сопровождение диджеями, каждый день разными. Организаторы написали объяснительную в фейсбуке и переделали Eishalle в Skatehalle, то есть поменяли коньки на ролики.


Тирза и Ив Тюмор как инь и ян

После упомянутых CURL на сцену Der Heimathafen Neukölln поднялась британская R’n’B-исполнительница Тирза. Начала с песни «Go Now», где есть ключевая для нее строчка: «Don’t raise your voice» («Не повышай голос»). Руки за спину, без лишних движений, взгляд вдаль, хрупкие и негромкие аранжировки, создаваемые Микой Леви с Коби Сеем за спиной — чаще всего в рецензиях на дебют Тирзы «Devotion» встречается слово «imperfect», и это самое главное в ней — совершенство несовершенства, естественность, формирующая ощущение, что поет она лично для каждого в зале.



Третьим в этом вечер был живущий в Италии американец Ив Тюмор — у него была программа с поп-песнями (а не нойз, как, например, на Dekmantel), что совершенно не исключало традиционных для него провокаций. Вначале он ткнул в меня микрофонной стойкой, потом облил всех водой, протер сцену тряпкой, бросил ее в зал и опять попал почему-то прямо в меня. Затем Тюмору включили свет, и он заорал: «Scheiße, no!», тут же потребовав стробоскопы. Закончилось все песней «Applaud» со строчкой «I’m just a rock’n’roll baby». 


Берлин 

Все это вряд ли было бы возможно в другом городе — ну где еще на экране в вагоне метро можно увидеть рецензию на D-Leria и приглашение поехать в киевский Closer? Финальная вечеринка проходила в клубе Palona в двух шагах от Kottbusser Tor. После традиционного пожелания охранника «viel Spass» попадаешь в гостиную с торшером, красными стенами и морскими пейзажами. Звон бутылок, интернациональная болтовня людей всех возрастов, играет «Rapper’s Delight» на непонятном языке. Клуб забит под завязку — думал зайти на полчаса, но в итоге остаешься еще на два, какая разница, что завтра понедельник? Из окна хорошо видно ночной Котти: таксисты обгоняют велосипедистов, турист с блестяще синим чемоданом ищет дорогу, на светофоре наклейка пэкмена, последние поезда привозят новых тусовщиков, образующих длиннющую очередь. За десять дней в Берлине понимаешь, что главное правило тут — принимать абсолютно все как оно есть: и окружающий мир, и любое свое состояние. Но вдруг играет не узнаваемый трек, брейкбит с потрясающей восточной мелодией, и вот уже в три часа ночи снова обнаруживаешь себя на танцполе. Берлин всегда умеет удивлять.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Вопросы по онлайн-академии: academy@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7-977-950-59-58

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы