История одной драм-машины

30 июля 14:43

Российское техно в 1990-х занимало странную нишу. Полноценных лейблов (тех, которые бы издавали музыку на виниле) не существовало, лицензионные компакт-диски стоили дорого, и диджеи их не использовали, кассеты считались устаревшим форматом. Но российские электронные музыканты записывали музыку, ставили эксперименты и даже иногда выступали с лайвами. 

Но музыка российских электронщиков все-таки выходила на виниле. Пусть от случая к случаю, но все-таки прорывалась к своему слушателю. Алексей Чернорот, более известный как диджей Compass-Vrubell, рассказал удивительную историю любви к одной драм-машине, из которой получился полноценный техно-проект, которому потребовалось пара десятилетий, чтобы всецело завоевать любовь любителей техно и навести мосты между старым и новым поколениями российских продюсеров.


Глава первая

В 1985 году я перебрался жить в Ленинград из Якутии. В Питере у нас был музыкальный перфоманс-коллектив скандального характера «Полные трубы-2», официально зарегистрированный в рок-клубе. Группа состояла из художников — мы одевались в женские платья, солист Циркуль дрался с публикой — нормальная ситуация времен «пьяных углов». Помимо этого я несколько раз выступил вместе с «Поп-механикой» Сергея Курехина в составе команды некрореалистов. Рисовал картинки близкие по духу этому объединению, эпизодически снимался в параллельном кино. Питер был энергетическим центром умирающего СССР того времени как бы странно это не звучало. Среди многочисленных друзей был Жора Баранов — администратор группы «Джунгли». Я пару раз ночевал у него дома и там впервые увидел драм-машину Yamaha RX-5 которая принадлежала Игорю Тихомирову — басисту «Джунглей» и группы «Кино». Просидев всю ночь в наушниках и нажимая на все кнопки подряд, я пытался понять как она работает. Просто забивал паттерны — в голове уже звучали какие-то ритмические рисунки и я пытался их воспроизвести. Позднее я даже использовал ее один раз на нашем концерте в рок-клубе. На концертах «Джунглей» она тоже звучала. На этой же штуковине и драм-машине Alesis HR-16 были записаны все барабанные партии альбома «Звезда по имени Солнце» группы «Кино».



Данный прибор появился в 1986 году и имел ряд инновационных решений в работе со звуками, но не стал классикой как Roland TR-808 или TR-909. Смешно, но позднее, в начале 1990-х, Yamaha RX-5 стояла в каждом дорогом ресторане России.

В 1993 году я уехал в Москву, в Ясенево открывался клуб LSDance, в который меня позвали в качестве резидента. Чуть позже, не помню уже при каких обстоятельствах, мне в руки попала такая же Yamaha RX-5, за копейки или, возможно, бесплатно. У нее не было сетевого адаптера. Мне его вместе с MIDI-шнуром подарил Женя Родионов из группы Cool Front. Как нужную в студии вещь ее никто не воспринимал если честно. Но мне она была дорога как «первая любовь». Имевшаяся на тот момент в наличии 12-битная Roland TR-626 мне не нравилась так сильно.

Притащив драм-машину домой и сидя в наушниках — тогда компьютеров, как и мобильников не было — с утра до ночи я делал, как мне казалось, свои треки. У RX-5 удобная панель управления — 12 моно-выходов сзади и 12 фейдеров громкости на передней панели. Это прото лайв-машина: я запускал паттерн, он крутился в кольце, а я мог фейдерами регулировать громкость звуков, резко выводить их или полностью убирать. Таким образом один паттерн превращался в реальный трек без использования секвенсора.


Компасс-Врубель, Максим Зорькин и Джейсон Шостек около Waterclub, Москва, 1996 г.


После того как закрылся клуб «Птюч», в котором я был резидентом «от звонка до звонка», все переместились в новое место расположенное в торце Речного вокзала с видом на Москву-реку. Это был Water Club в котором вечеринки заканчивались в воскресение вечером далеко от места старта — люди просто уплывали по реке большими компаниями отрываться дальше. Уже тогда существовала практика приглашений лайв-проектов. Одним из них был американский электро-дуэт Synapse существующий до сих пор. Это были Джон Силвей и Джейсон ’BPMF’ Шостек — рулевые лейбла Serotonin Records и участники техно-коммюнити Rancho Relaxo Allstars вместе с Эйбом Дюком, Тэйлорм Дюпри, Мика Вайно и
другими. Помню, что их гастроли совпали с концертом Дэвида Боуи в Москве — мы вместе пошли в Кремлевский Дворец Съездов и наблюдали как Боуи вышагивал по сцене на шпильках. Звук в зале был отвратительный, вторую половину концерта мы провели в буфете. 

Джейсон завис у меня дома на пару дней и познакомился с моим оборудованием — на тот момент моя студия состояла из двух драм-машин спорных достоинств для тру-техно музыканта — Yamaha RX-5 Digital Drum Programmer и Roland TR-626 Drum Composer. Как и все наши ребята, он удивился моему выбору инструмента со словами: «На ней же никто ничего не делает». А я ему: «Ну, чем богаты...». Включил свои треки на колонках Radiotehnika S90 и у Джейсона глаза на лоб полезли. Он сказал: «Я хочу это выпустить. Все возьмем так как есть! Даже мастерить не будем...». Через пару дней в випе Water Club я сыграл 4 трека и записал их на DAT-кассету для Джейсона. В начале 1997 года на его лейбле Schmer (подразделении Serotonin Records) вышел мой первый виниловый сингл под именем DJ RX-5. И так как все называли эту драм-машину никому не нужным говном, то название для сингла я придумал соответствующее — «A Taste For Crap». Столь радикальный подход в итоге уничтожил лейбл. 




Пластинка продалась небольшим тиражом в промо-версии с белым «яблоком». Джейсон написал потом: «DJ RX-5 „A Taste for Crap“ EP is the very essence of the Schmer sound. So much so that after it was released we had to close up shop because nothing could top it.» Причем, примерно в это же время, на Serotonin они представили революционные для того времени виниловые сборники «петель»: «Loops» и
«Loops Again». Для них музыканты со всего мира сделали лупы — получилось 30-50 штук на каждой стороне. Во второй сборник вошли работы Solar X, Зорькина и мой RX-5 под именем Compass-Vrubell. C двумя такими пластинками можно было приехать в клуб и два часа играть техно на одних кольцах — хорошие были времена!

Проект DJ RX-5 никто толком не заметил после выхода релиза. Хотя Алекс Кортекс и другие иностранцы мне писали, что эти треки — их «secret weapon» для настоящих ценителей. На этом история с DJ RX-5 заглохла.


Глава вторая

В начале 2016 года для любителей и гурманов неожиданно вышла VST-версия плагина Yamaha RX-5. Сразу после этого Антон Кубиков вспомнил о моей машине — спросил, осталась ли она у меня. Она по прежнему у меня, и чудо в том, что в ней сохранились пара треков созданных более 20 лет назад. Потом Nastia назвала трек «Acid House» маст-хэвом в списке 10 лучших пост-советских техно-треков для английского издания Dummy. Один датчанин на Discogs поставил этот релиз на первое местов списке недооцененных «слегка тупых экспериментальных техно пластинок из 90-х».

Это очень смешно, так как дальше в этом списке фигурируют практически все герои моей диджейской юности: Like A Tim, Mike Ink, Bolz Bolz, Christopher Just и другие.

Затем мне написала Нина Кравиц — спросила про авторские права на треки «Acid House» и «Like A Boogie». Она хотела их сыграть в своем миксе для лондонского Fabric. Это очень здорово, что она не хотела делать микс с опцией приобретения всех треков по отдельности вместе с ним. «Я
не сноб. Просто редкие пластинки должны ими оставаться», — написала она. Тем более в нашем случае это было невозможно так как «Acid House» я стер много лет назад, а Джейсон потерял DAT-кассету с оригиналами треков.

За год до этих событий Нина делала микс в серии «DJ-Kicks». Естественно, диджеи и музыканты часто стоят перед проблемой поиска и выбора оригинального материала для таких знаковых проектов. В свой «DJ-Kicks» она включила еще один трек из 90-х, в создании которого участвовал Джейсон, — «Atma» американского трио Prototype 909.

Общаясь с Ниной Джейсон рассказал, что когда-то выпускал русского парня. И Кравиц заинтересовалась. Она свела меня с Fabric в 2016 году, в самое сложное время для клуба, когда его закрыли из-за смертей от передозировки. Во время переписки с отделом авторских прав я искренне написал о том, что горд и счастлив попасть в такую компанию артистов, тем более с проектом 20-летней давности. На что шеф отдела Кэйт Малкольм ответила мне: «It’s great to have your track on the last mix of 2016. It’s been a crazy year for us but just like your track we’re hoping for new life next year!». Что и вышло в итоге.



Помимо всего прочего, Нина — это вдохновение в чистом виде. После всего произошедшего, Джейсон сообщил мне, что на этой волне он решил возродить лейбл Schmer — будет издавать на нем артистов из прошлого и представителей нового поколения американского экспериментального техно. А я стал лицом лейбла, так как ему понравилось мое фото сделанное в Ялте — клоунский нос, уши и странные очки.
Теперь этот образ отпечатан логотипом Schmer на каждой новой пластинке. Возрождение началось со сборника «Smoking Is Still Bad For You». Для него я записал новый трек на Yamaha RX-5 с «учетом новых реалий» — сделал комфортную для нашего времени скорость — 122 удара в минуту, при этом оставил композицию без «бочки», сфокусировав свое внимание на перкуссии. Учитывая странное звучание оригинальных «бочек» драм-машины, я оставил возможность для всех желающих добавить туда
современного бита 4/4 или ломанного.



Мне всегда был близок юмор Джейсона, да и сам я люблю пошутить. Трек «My Schway» — это привет Элвису Пресли от Schmer records. А юмористы с juno.co.uk выдумали отдельный жанр для этой композиции. И теперь я могу по праву называть DJ RX-5 проектом работающем в стиле tropical techno. Релиз вышел в мае, пошли фидбеки, попадания в чарты и миксы. Я решил разослать ремикс-паки оставшихся треков. В первый сборник ремиксов «A Taste For Remix» вписались Стив Столл — человек, который сделал звук нью-йорского техно 1990-х, Джон Силвей под ником Pointsman и сам Джейсон Шостек. Из россиян на пластинку попал техно-фанк ремейк от Андрея Гайворонского он же Tripmastaz. В начале декабря 2017 года пластинка вышла в США. 




Вторая часть сборника выходит сейчас в digital-версии — это мульти-жанровая компиляция работ от российских продюсеров: Ден Козлов он же Denny Key, Михаил Теплов известный в техно-мире под псевдонимом Mike Wunderblock и Кирилл Сергеев он же Kito Jempere с психоделическим путешествием на «заданную» тему, использовавший в записи массу приборов — Juno-106, Yamaha QY70, Roland Re-201 (Space Echo) и microKorg. Я, так же, очень дорожу самым первым ремиксом полученным от ереванского музыканта Оганнеса Дарбиняна он же Darbinyan.




Спасибо Джейсону, Нине и этой странной драм-машине, которая на сегодняшний день стала для меня важным мостом в диалоге с новым поколением российских музыкантов. Я не раз замечал «возврат истории» с клубной музыкой — это бывает когда олдскульное техно возвращается на танцполы вновь в виде «нового продукта». Это герои прошлого и простейшие символы и знаки так называемого андеграунда — эстетика черно-белых пятаков, названия из 15 букв, где 10 из них согласные, монотонное движение по темному и узкому тоннелю сознания наполненного многозначительными индустриальными шорохами... 

Я был участником этой увлекательной игры очень давно. В 1993 году мы покупали первые такие пластинки в берлинском Hard Wax. Без интернета приходилось выбирать музыку в списках релизов бумажной версии журнала Frontpage. Затем писались письма «немецкому другу» который покупал винил и передавал поездом в Москву.

Раньше мне было очень трудно выйти лично на тех людей кто, здесь и сейчас, ищет новый звук и грув опираясь на знания истоков. Радиошоу помогает открыть талантливых музыкантов, но это немного другое все таки... 


Релиз от DJ RX-5 с новыми ремиксами российских продюсеров выходит 8 августа 


Благодаря истории с DJ RX-5 передо мной открылся портал общения c артистами нового поколения — я подружился с Андреем Tripmastaz, Кириллом Kito Jempere, чуть позже с Dimitri Veimar. Увлекательно следить за тем, что делают эти и другие русские музыканты и рассказывать о них через свои миксы и эфиры. Спасибо всем, кто своим примером меняет ландшафт мировой клубной культуры, заслуженно попадая в первые ряды художников трансформирующих реальность своим мастерством и энергией. Но это уже другая история и она не про девайсы.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина

дизайн: Григорий Гатенян

разработка: devNow


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы