Эллен Алиен проводит экскурсию по Берлину

2 октября 11:35

Фото:

Paul Sullivan
T

Дни, последовавшие за падением берлинской Стены, которая рухнула 9 ноября 1989 года, как можно себе представить, были весьма хаотичными. Сама внезапность события — говорят, что все произошло благодаря бюрократической ошибке — погрузил следующие дни в атмосферу хаоса и сюрреализма, поскольку тысячи одетых в джинсовки восточных немцев воспользовались возможностью пересечь границу не боясь быть застреленными, а потом блуждали по городским улицам ожидая, что сейчас их арестуют и вышлют обратно в ГДР. К счастью, ничего такого ни с кем не случилось. Многих людей с Востока дружелюбно встречали жители Западного Берлина, которым было интересно посмотреть на восточных немцев, которые точно также ненавидели Стену, и которым представилась возможность наконец-то изучить невидимую для них другую половину города. 

В числе той толпы с Западного Берлина была и Эллен Алиен. «Я спала, когда Стена рухнула. Меня разбудил мой друг и я от радости начала кричать. Стена во мне вызывала такое чувство, будто я в тюрьме, со всех сторон окруженная бетонной стеной и милитаристской энергетикой. На протяжении следующих нескольких дней я брала свой велосипед и колесила на нем с друзьями по восточной части города. Ощущение было такое, словно это какое-то захватывающее путешествие, и я наконец-то могу начать жить свободно, стремиться к каким-то своим идеалам. Так как город был по-прежнему полон боли оставшейся со времен войны, я чувствовала потребность сделать что-то, что сделает нас счастливыми, помочь придумать такой стиль жизни, который бы пошел на пользу обществу». 

Это одно из тех невероятных совпадений в истории, когда Стена рухнула примерно в тот же момент, когда начала активно развиваться танцевальная музыка, когда эта бурно развивающаяся сцена была пропитана духом «P. L. U. R.» (то есть «Мир, Любовь, Единение, Уважение», в особенности делался упор на уважение), и по очевидным причинам этот подход получил в Берлин наибольший отклик.

<iframe width="100%" height="166" scrolling="no" frameborder="no" src="https://w.soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/tracks/297190274&amp;color=%2300ab77&amp;auto_play=false&amp;hide_related=false&amp;show_comments=true&amp;show_user=true&amp;show_reposts=false"></iframe>

Эллен открыла для себя эту нарождающуюся городскую сцену за пару лет до падения Стены, когда устроилась на работу в бар Fischlabor в берлинском районе Шёнеберг и которым управлял Димитри Хегеманн, один из первопроходцев этой сцены и будущий основатель клуба Tresor. «Я и представить себе не могла, что Fischlabor станет баром будущего, — смеясь, говорит она и заворачивает в кебабную в дружественном турецком заведении в Кройцберге. — Сам бар находился на той же улице, где жила я, а мне до зарезу требовались деньги. Взяли они меня не сразу. Я приходила к ним, а они мне все время твердили, „Нет“, но в итоге моя настойчивость взяла верх, и в итоге впоследствии этот бар стал местом встречи нового поколения диджеев. Одна ночь была посвящена джазу, другая хаусу, третья техно... диджеи играли в крошечной диджейке, накуривались и пили пиво. У бара даже был свой собственный лейбл Interfish и он продавал свое собственное пиво под названием Space. Потом Димитри открыл клуб UFO буквально в нескольких метрах от моего дома, а потом и Tresor, с которого у меня все и началось». 

Район Кройцберг — служит наглядным примером того, как вместе были сшиты две половины Берлина, и эти швы заметны и сегодня. Фасады и внутренние дворы бывших восточных районов, таких как Митте, Пренцлаэур-Берг и Фридрихсхайн — обветшавшие и до сих пор кое-где несущие отметины времен давно прошедшей войны — теперь стильно отделаны и стали районами с самой дорогой недвижимостью в городе. А девочка, которая выросла в тени Стены теперь является известным на весь мир диджеем и продюсером, резидент на Ибице в DC10, в Ницце и в Барселоне, на чьем счету несколько альбомов, длинный список синглов и ремиксов, целый лейбл (BPitch) и собственная линия одежды. 

Правда, незнакомый с ней и ее деятельностью человек с первого взгляда вряд ли бы смог предположить что-то подобное. Одетая во все черное — леггинсы, толстовка Adidas и винтажные очки, она меньше всего похожа на техно-диву, и скорее напоминает типичного дружелюбного и веселого берлинца, который олицетворяет известный на весь мир городской сарказм (так называемый berliner Schnauze) и оптимистичный современный космополитизм. «Ладно, айда в Tresor», — хлопает она — и мы двигаем туда. 

Клуб расположился в помещении бывшей электростанции (Kraftwerk Berlin, в котором Димитри Хегеманн проводит свой возрожденный фестиваль Atonal) на Коппёникештрассе, но с 1991 по 2005 год клуб располагался в помещении бывшего денежного хранилища универмага неподалеку от Потсдамерплац. Бродя сквозь лабиринт комнат, попутно делая фотографии, мы оказываемся на танцполе Globus, полной тезке оригинала, в котором когда-то Эллен раньше играла вместе с Танитом каждое воскресенье на вечеринке Club The Rest. В прошлом году они снова отыграли вместе в рамках празднования 25-летия этих вечеринок. 

«Люди в Tresor были моими учителями, — говорит она, пока мы пробираемся через слабо освещенные корридоры и то поднимаясь, то спускаясь по индустриальным лестницам. — Но я еще играла и в клубах, которые сегодня уже не существуют, типа Maria am Ostbahnhof, который располагался неподалеку отсюда, Ostgut, предшественнике Berghain и клуб Casino, в который ходили все подростки из Восточного Берлина. Тогда в воздухе витала атмосфера хаоса и радикальности, это выражалось даже в том, как люди одевались. Ну и тогда это был отличный способ заводить новые знакомства, узнавать что-то новое». 

После Tresor мы отправляемся по музыкальным магазинам: сначала в Space Hall, внушительных размеров хранилище в котором представлен убийственный выбор из старого и нового техно (среди прочих жанров), где Эллен быстро перебирает несколько ящиков с винилом попутно обсуждая с владельцем магазина идею провести одну из ее виниловых вечеринок «Vinylism» на заднем дворе; а потом идем в легендарный Hard Wax, где мы сталкиваемся с Мэттом ‘Radio Slave’ Эдвардсом и его семьей — здесь следуют крепкие объятия — и Эллен отсматривает еще большее количество ящиков с винилом. 

В отличие от большинства коренных берлинцев и эмигрантов, вечно жалующихся на приток туристов и постоянно растущую аренду, Эллен позитивно относится к растущему интернационализму города. «Здесь все сильно изменилось, но если честно, то так даже лучше, чем было когда-то. В то время здесь всегда были одни и те же, и это было скучно. На самом деле в городе на какое-то время техно умерло. Оно перестало быть клевым, когда Love Parade стал попсовым, и именно туристы вернули интерес к этой музыке. Они снова сделали сцену сильной, и продолжают делать ее и дальше, создавая лейблы, клубы и внося свой вклад в тусовочный дух города». 

Любопытно, что одна из вещей, которая совершенно не изменилась в Берлине несмотря на прошедшие 30 лет, на то, что за это время в мире возникло огромное количество музыкальных жанров, техно и хаус здесь до сих пор правят балом. Конечно, можно послушать и дабстеп, грайм, драм-н-бейса и хип-хоп в различных городских заведениях, но главные клубы Берлина — Tresor, Watergate, Weekend, Kater Blau, Villa Renate, Sisiphos, Ipse — по-прежнему придерживаются прямого ритма. 

Как и последняя работа Эллен, «Nost» (сокращено от слова ностальгия), коллекция клубных боевиков, которые далеки от настроения последнего альбома (вышедшего в 2013 году альбома «LISm» экспериментального толка и созданный для парижского Центра Помпиду) — или даже ее пластинки вышедшей в прошлом десятилетии, знаменитая работа 2006 года «Orchestra of Bubbles», записанная вместе с Apparat, который был первым на тему Берлина среди ее альбомов («Stadtkind» и «Berlinette»). На самом деле «Nord» это ее самый техновый альбом в дискографии. 

«Новый альбом создавался под впечатлением от моей любви к олдскульному техно, — объясняет Эллен, пока мы проезжаем мимо суровой коммунистической архитектуры Александерплац. — Когда я диджею, я пытаюсь ставить треки из 90-х, и у меня от них всегда мурашки по коже бегут — да и публика на эту музыку всегда реагирует очень хорошо. По некоторым причинам последние два года я слушала клубную музыку практически без перерыва, даже дома, в душе, на кухне, повсюду. К тому же как-то хотелось отметить тот факт, что я осталась на этой сцене, я так долго всем этим занимаюсь, я выросла с этой культурой. Когда я начинала, я постоянно нервничала и стеснялась, а теперь я куда увереннее и ответственнее. Это очень красивое чувство». 

Альбом записывался в сотрудничестве с местным продюсером Ханнесом Бигером (который работал с Tiefschwarz, Стивом Багом, Андреа Оливиа) на протяжении шести месяцев, которые теперь она проводит в Берлине (другие шесть она проводит на Ибице). Пластинку характеризует мощное, уверенное звучание, созданное с помощью аналоговых синтезаторов (Arp, Moog, Juno и, конечно же, Roland TB-303), которые Эллен собирает и любит с ними играться, хотя, все-таки, само звучание остается ближе к минималу. В каком-то смысле по звучанию альбом ближе Берлину, чем Ибице. 

«На Ибице я не могу заниматься творчеством, — признается она. — Клубы там просто замечательные, особенно DC10. Я постоянно встречась с самыми разными интересными людьми, типа фэшн-дизайнеров, художников, фриков, которые сюда приехали ради единения с природой... меня в этом месте попросту не посещает вдохновение. А вот в Берлине совсем другое дело. И да, вы можете услышать город в музыке. Как по мне, этот альбом звучит словно ты идешь пешком по ночному городу, когда все кругом серое, но уличное освещение светит желтым светом. Мне нравятся такие моменты, поскольку возникает такое чувство, что вокруг так много пространства и мира, когда ты свободен от оков рутиной жизни. Во многих отношениях мой родной город — один из лучших в мире».

{"width":750,"column_width":15,"columns_n":2,"gutter":720,"line":24}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: formular; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы