Как организовать лучший фестиваль экспериментальной музыки

31 августа 11:43

Билеты на всю программу и на выходные традиционно распроданы. Фестиваль экспериментальной музыки ежегодно проходит в польском городе Кракове, собирает сильнейших прогрессивных музыкантов со всего мира и пользуется большой популярностью. В 2017-м Unsound проводится с 8 по 15 октября в 15-й раз. Попасть на него еще можно, купив билет на каждое из интересующих мероприятий в отдельности, но перед самым началом на некоторых из них будет аншлаг.

Зато скоро, 9 сентября, Unsound устроит самую интересную вечеринку в Россию в этот день, причем не в Москве или Петербурге. Среди выступающих Unsound Kazan — Лорел Хейло, Lotic, Аиша Деви, PTU, Vtgnike, Никита Забелин, Nocow, Corell. В Республику Татарстан стараниями Центра современной культуры «Смена» фестиваль едет при поддержке Гёте-института — как и в другие города, участвующие в проекте Unsound Dislocation (Mixmag Russia уже рассказывал о том, как Unsound прошел в Минске и Алма-Ате).

Как так получилось, что Краков стал точкой притяжения любителей экспериментальной электроники со всего мира? Почему Unsound путешествует по планете, а билеты на краковское событие заканчиваются так быстро? Как и что сделали организаторы, чтобы каждый год проводить такой фестиваль? 

Об этом Mixmag Russia поговорил с Мэтом Шульцем, первым и главным организатором Unsound.


Не забывать свои корни

Я из Уогга-Уогги — это небольшой австралийский город между Сиднеем и Мельбурном с населением примерно 70 тысяч человек. Unsound был частью большого фестиваля Wagga Space Program, который основали мои братья и друзья. На первом Unsound в 2001 году выступали в основном местные австралийские музыканты, в том числе Орен Амбарчи и Робин Фокс.


Переехать

Я был писателем. Когда мой роман согласились опубликовать в Австралии, я приехал жить и работать в Европу — всегда хотел этого. По задумке я должен был оказаться в Праге, но очутился в Кракове. Собственно, одним из первых организованных мной музыкальных мероприятий был концерт моего брата в Кракове. Я занимался им в свободное время, а он сказал: «Давай проводить Unsound в Кракове». Я подумал — почему бы и нет.



Начать с малого

Мы с другом сделали фестиваль, который изначально планировался совсем небольшим. Спустя несколько лет событие в Уогга-Уогге перестало проходить, а Unsound в Кракове стал масштабнее. Теперь у меня нет времени на писательство — Unsound стал главной работой моей жизни и главной причиной, по которой я остался в Кракове на более долгий срок.


Преодолевать непонимание

На первом краковском Unsound мы проводили шоукейс польского лейбла mik.musik.!., и он закончился не очень хорошо. Владельцы клуба были не готовы к экспериментальной музыке. Им показалось, что внутри слишком мало людей, и они вышвырнули нас из помещения еще до конца мероприятия. 


Лица Unsound: Малгожата Плиса и Мэтт Шульц


Музыка, которая играет на Unsound, действительно способна шокировать неподготовленную публику. У нас была похожая ситуация в Душанбе, когда клуб, где мы должны были проводить ночное мероприятие, перенес его на четверг, побоявшись, что наши диджеи и музыканты отпугнут привычную аудиторию. Но в Душанбе у нас не было чего-то совсем сложного или странного. К нам пришло много людей, и в итоге владельцы сказали, что в четверг публики было даже больше, чем на их мероприятии в пятницу.

На первые два Unsound приходило примерно по триста-пятьсот человек, а на третий купили билеты всего восемь человек. В целом за три дня пришло человек двести. 

В тот раз мы убили на фестиваль кучу времени, но влетели в трубу и были деморализованы. Мы решили, что больше никогда не будем проводить Unsound.


Реагировать на изменения...

Тогда к нам пришел Гете-Институт — с ним же мы работаем сейчас над проектом Dislocation. Они сказали: «Если хотите провести Unsound еще раз, мы дадим вам финансовую поддержку». И мы провели. Пришло четыреста-пятьсот человек, а через несколько недель фестиваль стал еще больше.

Думаю, на развитие Unsound повлияли несколько факторов. Один из них — то, что люди в целом стали более открыты к новому и более заинтересованы в экспериментальной музыке. Это можно заметить по тому, как сегодня увеличилось количество подобных фестивалей. Вокруг необычной электронной музыки существует целая индустрия — раньше столько лейблов и агентов и в помине не было, а связаться с музыкантом напрямую было гораздо проще.



... и меняться самим

Мы стали привозить Unsound в разные города еще на раннем этапе его развития, но местом, которое все изменило, стал Нью-Йорк. Там Unsound прошел на отлично, и тогда фестиваль заметили во всем мире, о нем стали говорить.

Кроме того, мы стали посвящать каждое событие разной теме. Например, в 2010 году была тема «Horror». Сейчас то, что на фестивалях играет мрачная музыка, стало даже в каком-то смысле клише, но на тот момент наша программа была очень прогрессивной и объединяющей разные жанры музыки — это было необычно и интересно.


Следовать принципам и своему развитию

Мы продаем много билетов и могли бы стать крупным коммерческим фестивалем. Когда-то мы даже планировали им стать, но затем решили, что это плохо повлияет на его атмосферу. То есть это было сознательным решением о росте и развитии в определенную сторону — не в сторону привлечения большего количества публики и продажи билетов. 

Сейчас Unsound в Кракове оптимального размера, мы не хотим, чтобы он был больше. Но нам нравится проводить его в разных местах по всему миру, так что Dislocation — это как раз одна из историй, связанных с его развитием. 

Для нас также важно поддерживать польских музыкантов — это одна из причин, по которым мы провели Unsound в Нью-Йорке, — как и молодых артистов и музыкантов из разных стран. В этом году будут четверо-пятеро из России (из объявленных — Нина Кравиц, PTU, Анастасия Кристенсен, Инга Маэур — прим. Mixmag Russia). Главное — сохранять общее ощущение фестиваля, ради которого люди возвращаются на Unsound. Люди верят этому ощущению и чувствуют, что у них есть на Unsound такое же право собственности, как и у организаторов.


Не отчаиваться из-за идиотов

В 2015 году в краковский Костел Святой Катерины поступила анонимная жалоба с обвинением фестиваля Unsound в пропаганде сатанизма, связанной с попыткой провести в этом костеле концерт группы Current 93. По запросу Католической церкви концерт был отменен. Лидер Current 93 Дэвид Тибет назвал обвинения «смехотворными оскорблениями» и в очередной раз подтвердил, что считает себя христианином.

Мы больше не проводим концерты в церквях, хотя продолжаем работать с краковской синагогой. Это очень печально, потому что церковные залы были невероятно красивыми, и мы всегда относились к ним уважительно. Концерты в них были уникальными, мощными, трансцендентальными опытами. Для нас стало большим шоком, что нас обвинили в том, чего мы не делали.



Как привлекать больше людей на интересные события в небольших городах

Я думаю, надо начинать с малого и развивать аудиторию. Люди постепенно привыкают к новой музыке. Поначалу важно смешивать разные вещи — клубную музыку, ведь ее немало очень интересной, с более сложной экспериментальной программой. В этом смысле показателен пример Unsound в Алма-Ате, который именно благодаря такому подходу прошел на ура.

Когда вы начинаете что-то, вкладываете в это усилия, но теряете деньги и публику, это может показаться концом света. Но большинство людей, которые занимаются подобными фестивалями, прошли через всю эту боль. Это бесценный опыт, который нельзя получить в университете. Он должен у вас быть — только тогда вы сможете понять, что на самом деле работает и что нет.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы