Государство и танцы

9 августа 12:21

Фото:

Бэнкси

«Сам факт того, что диджей может обладать внушительным влиянием на самую широкую аудиторию, постоянно приводил его в конфликт с государством», — пишут в своей «Истории диджеев» Билл Брюстер и Фрэнк Броутон. 

История танцевальной музыки и танцев по ночам полна примеров противостояния государства и молодых людей, которым просто хочется танцевать. После атаки силовых структур на московскую «Рабицу» и фактический, пусть и негласный, запрет на работу клубу Arma17 может сложиться мнение, что государство объявило войну диджеям и техно-вечеринкам. Mixmag Russia вспомнил подобные случаи в мировой истории и попытался в прошлом найти ответ, что ждать в будущем, и чем это может все закончиться. 


Свингеры и нацистская Германия

Что это было? Нацисты ненавидели свинг, танцевальную музыку, придуманную чернокожими в США в 1930-х, которая как лесной пожар, распространилась по всему миру. «У негра — выраженное чувство ритма, то есть его „искусство“ — оно врождённое, от природы, но оно оскорбляет наши чувства. Разумеется, такому место у готтентотов, но уж никак не в германских танцзалах. С другой стороны, всё это недоразумение придумал еврей — и обратил себе на пользу», — объяснял лидер гитлерюгенда Бальдур Бенедикт фон Ширах. В декабре 1937 года джаз и всего его производные (в том числе свинг) были официально запрещены на всей территории Третьего рейха. Но это не остановило некоторых молодых людей, которые слушали эфиры (запретные) британских радиостанций, и собирались в немногочисленных разрешенных танцевальных клубах. Этих ребят, которые отказывались носить форму гитлерюгенда и орать «Зиг Хайль», довольно быстро прозвали «свингюгендами», а в полиции и гестапо на каждого из них стало копиться досье. Когда последние танцевальные клубы были все-таки закрыты нацистами, фанаты свинга переместились в дома своих родителей и начали устраивать вечеринки там. 

Чем все закончилось? С началом войны нацисты решили навести порядок и у себя в тылу. Осенью 1940 года был проведен масштабный рейд по местам сбора фанатов свинга, были схвачены главные вожаки немецкого свинг-движения, и большинство из них были отправлены на фронт. В дальнейшем, на протяжении практически всей войны гестаповцы постоянно отлавливали оставшихся свингюгендов и с ним расправлялись максимально жестко — высылали либо на Восточный фронт, либо в концлагеря. Однако, до конца справиться с этим движением у нацистов не получилось вплоть до самого краха нацистского государства. 

Что почитать? Джон Сэвидж «Тинейджеры. Зарождение молодежной культуры» (выходит осенью 2017 года)


Рок-н-ролл и США времен маккартизма 

Что это было? Музыка чернокожих вызывала опасения у моралистов не только в нацистской Германии, но во вполне демократических Соединенных Штатах. С момента появления рэгтайма в конце XIX века и все последующее время любые новые музыкальные жанры, которые выходили из негритянских кварталов американских городов, неизменно вызывали панику и испуг среди белого населения страны, что эта музыка «испортит моральный дух нашей молодежи». Сама молодежь на это никакого внимания не обращала, самозабвенно продолжая танцевать под горячие ритмы негритянских оркестров. Музыка чернокожих в музыкальных магазинах проходила либо по категории «ритм-н-блюз», либо просто как «расовые пластинки» или даже «музыка цветных». Как правило, под музыку черных танцевали только сами черные. Но 21 марта 1952 года американский диджей Алан Фрид организовал в Кливленде большой ритм-н-блюзовый концерт, на который собралось 25 000 человек, преимущественно белые. Спустя некоторое время, Фрид назвал свое радиошоу «The Rock’n’Roll Party» и тем самым дал название новому жанру. На сленге чернокожих слова «рок» и «ролл» были эвфемизмами слова секс, а обыватели среагировали на эти танцы максимально осуждающе. В каких-то городах эту музыку запретили сразу же, в каких-то требовали, чтобы на танцевальные вечера с такой музыкой молодой человек приходил в сопровождении взрослых. Критики эту музыку откровенно ненавидели. Авторитетный джазовый критик Леонард Фезер писал, «рок-н-ролл нравится идиотам всех возрастов, но в особенности идиотам молодым».

Чем все закончилось? Популярность Алана Фрида и его музыки, несмотря на стойкую антипатию со стороны белого большинства, постоянно росла. В итоге государство в лице ФБР решило вмешаться, озадачившись моральным обликом американской молодежи. Директор ФБР Джон Эдгар Гувер объявил рок-н-ролл «тлетворным влиянием на американскую молодежь», а сами слушания часто уходили в вопросы эстетики, а не закона. Звучание в радиоэфире запрещенных звуков музыки чернокожих для легковозбудимой белой молодежи считалось революционным и крайне опасным. Было принято решение преподать урок всем, кто еще не понял. Фрида, обвинив во всех смертных грехах, уволили с радио, подали на него в суд по обвинению во взяточничестве. В итоге признали виновным и приговорили к условному сроку шесть месяцев и штрафу в 500 долларов. The New York Herald Tribune подытожила взгляд консервативной части Америки, написав, что рок-н-ролл «был настолько плох, что мы даже испытали облегчение, узнав о том, что нужно было заплатить, чтобы он прозвучал на радио». Из-за нескончаемых преследований и подрыва репутации, а также из-за проблем с алкоголем Алан Фрид умер 20 января 1965 года. А рок-н-ролл? А рок-н-ролл в итоге превратился в респектабельный жанр, в России, например, существует Федерация акробатического рок-н-ролла. 

Что почитать? Билл Брюстер и Фрэнк Броутон «История диджеев» 


Эйсид-хаус и запрет рейвов

Что это было? Представьте себе — тэтчеровская Британия 1980-х. Кругом забастовки, стачки, беспорядки, и в обществе разлито уныние от вечного экономического кризиса. Север страны в депрессии. В молодежной среде повально распространены алкоголизм и наркомания. И вдруг тебя зовут на какую-то вечеринку, в какой-то промзоне, с непонятной музыкой. На утро после вечеринки ты просыпаешься совершенно другим человеком. Рейв (или, как в Англии предпочитают говорить, эйсид-хаус) начинался в стране как оазис любви и добра. Ранние адепты поначалу пытались держать эту музыку в тайне, стремясь сохранить ее «для своих», но довольно скоро на эти вечеринки стало приходить все больше людей, а самые предприимчивые - устраивать крупные мероприятия на тысячи человек на складах и в полях, что еще сильнее популяризировало эту культуру. В итоге, в историю британской поп-культуры лето 1988 года вошло в качестве «второго Лета Любви», поскольку каждые выходные по всей стране танцевала едва ли не вся английская молодежь. 

Чем все закончилось? Государство здорово испугалось такой массовой популярности. Страхи государства подогревались еще и немыслимыми байками, о том, что на рейвах танцуют только наркоманы. И оно не так сильно боялось, например, бастующих шахтеров, как танцующих рейверов. Причем происходящее британское правительство напугало столь сильно, что оно приняло «Закон Брайта», пролоббированный алкогольной индустрией - первый закон в истории, направленный исключительно против танцевальной культуры. По этому закону участники и организаторы рейвов могли получить реальные тюремные сроки. И такие случаи были, когда промоутеров и диджеев отправляли за решетку на полгода-год. В 1994 году был принят Закон об уголовных преступлениях, по которому полиция получала право разгонять массовые скопления людей, танцующих под электронно-танцевальную музыку (в законе содержалось до смешного наивное описание хаус-музыки). В 1996 году был принят еще и третий закон, касавшийся нелегального оборота наркотиков, который давал право местным властям закрывать ночные клубы, если там продавались наркотики. Однако, все это уже было ни к чему. После принятия закона в 1994 году, нелегальное рейв-движение в Британии фактически сошло на нет, а многочисленные рейв-промоутеры стали легализовываться, что подтолкнуло их к открытию многочисленных клубов. В итоге, пока власти боролись с рейвами, по всей стране стали открываться клубы и рейв-движение получило новый импульс, а нелегальные рейвы превратились в гигантские (а главное, легальные) фестивали с танцевальной музыкой. 

Что почитать? Дом Филлипс «Супердиджеи»



Рудольф Джулиани и клубы Нью-Йорка

Что это было? Нью-Йорк всегда славился своей роскошной и передовой ночной жизнью. Studio 54, Paradise Garage, целая плеяда гениальных диск-жокеев и продюсеров. К девяностым ночная сцена города подошла пусть и бодрой, но уже изрядно потрепанной — прокатившаяся в восьмидесятые по городу эпидемия СПИДа затронула в первую очередь ночную жизнь. Однако, продолжали открываться ночные заведения — Sound Factory Джуниора Васкеза, Tunnel и, чуть позже, знаменитый Twilo. Нью-йоркская ночная жизнь продолжала держаться богатых традиций, тянувшихся еще со времен эпохи диско. В 1994 году мэром Нью-Йорка избрали Рудольфа Джуллиани и он споро взялся за дело, объявил войну преступности и четко настроился навести порядок в ночной жизни. 

Чем все закончилось? Надо сказать, что у Джулиани получилось навести своеобразный порядок в этой сфере. Спустя некоторое время после того, как Джулиани пришел к власти, в барах города стали нормой вывески «НЕ ТАНЦЕВАТЬ», поскольку если в заведении ритмично двигались несколько человек, то нагрянувшая полиция могла спокойно закрыть бар за нарушение правил. Особо зверствовала пожарная инспекция, по одному щелчку отменялись мероприятия и закрывались клубы. Жертвами политики Джуллиани стали самые известные клубы города на тот момент — Twilo и Tunnel. Власти города обвиняли эти заведения в распространении наркотиков и высоком уровне насилия. Но закрыты эти клубы были по совершенно другим причинам — из-за нарушения техники безопасности. В итоге, за времена правления ночная жизнь города была зачищена настолько сильно, что сегодня от былого величия ночного Нью-Йорка остались лишь воспоминания. 

Что почитать? Tim Lawrence — Life and Death on the New York Dancefloors



Берлин и лоббисты

Что это было? Берлину в XX веке выпала непростая судьба. Фактически вся история XX века сошлась в этом городе. Когда в 1989 году Берлинская стена рухнула, в городе оказалось огромное количество зданий, которые были ничейными. Их оккупировали клубы и прочие культурные институции. Тогда же многие заведения взяли на вооружение специфическую практику — «временная аренда», причем срок этой аренды мог исчисляться парой недель. Например, на такой практике всю первую половину своей жизни прожил клуб Tresor, который постоянно готовился к закрытию, но в итоге проработал на одном месте около 15 лет. 

Чем все закончилось? После массового вымирания клубов в Берлине на рубеже веков, в 2007 году ради «поддержания благоприятных условий для клубной культуры» возникла группа лоббистов, которая взяла на себя взаимодействие с городскими службами. Лоббисты устраивали для представителей городских властей настоящие экскурсии по ночным заведениям, чтобы те поняли, что клубы — это не место отдыха наркоманов и бандитов, что это полноценные культурные институции. Лоббисты помогают клубам решать различные проблемы юридического характера, и стараются создать комфортную среду для дальнейшей деятельности ночных заведений. Итог деятельности «Комиссии клубов Берлина» очевиден — согласно исследованию, проведенному Berlin Tourismus Marketing GmbH, клубы идут на втором месте после музеев в опросе туристов о культурных учреждениях, привлекших их в город, обойдя оперу и театр. 

Что почитать? Тобиас Рапп «Забыться в звуке»

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

                          Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                       PR-директор: Елена Шапкина


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы