Функции компрессии. Часть первая

9 января 12:23

Главная задача материала — настроить сознание, подсказать как мыслить и предпринимать обдуманные действия при работе с компрессией. Начнем с самого распространенного вида компрессии — downward compression.

Основная задача downward компрессора — понижение громких частей сигнала. Но его простота обманчива, так как на основе этого элементарного процесса появилось множество других функций и способов применения компрессора, открывающих новые, уникальные возможности обработки звука.


Для чего важно понимать суть процесса?

В большинстве случаев «слепое» кручение ручек не приводит к желаемому результату. Это можно сравнить с метанием дротиков с завязанными глазами. Чем лучше видишь мишень — тем точнее попадаешь в цель. Если нет сознательного подхода, что и для чего требуется выполнить — то это равносильно стрельбе в темноте.

Не существует универсальных настроек или положений ручек для получения наилучшего результата. 
Каждый музыкальный материал — уникален, каждый инструмент — особенный, каждое исполнение — неповторимо.
Никакие пресеты или определенные настройки параметров не способны нужным образом вписать партию в микс.
При работе с компрессией нужно полагаться исключительно на слух, а само произведение подскажет необходимые значения.


Компрессия — автоматический контроль громкости. Говоря профессиональным языком, компрессия — это процесс уменьшения динамического диапазона сигнала, то есть при работе компрессора сокращается разница между самыми тихими и самыми громкими уровнями сигнала. Это осуществляется понижением громких частей и повышением тихих (а точнее, повышением общей громкости сигнала). В итоге получаем более ровный и постоянный сигнал. Это изначальное, прямое назначение компрессора. 

Самый распространенный и наглядный пример применения компрессии — вокал. Голос — обычно самый динамичный инструмент в миксе. У него есть как и очень громкие моменты, такие как: художественные акценты, припевы; так и тихие, например: шепот или начало куплета. Также могут «выпрыгивать» отдельные буквы или части слов. Это приводит к затруднению и даже невозможности построения необходимого баланса, потому что всегда будут оставаться нежелательные всплески громких частей и нечитаемость тихих. Чтобы это исправить — требуется обуздать динамический диапазон партии. В некоторых акустических стилях и разряженных аранжировках бывает достаточно 3-5 дб компрессии, но в современной перегруженной музыке значения могут доходить и до 20 дб и даже более! Главное, что после применения компрессии, громкие части сигнала стали тише, а неслышные до этого слова подтянулись и стали хорошо читаемы, и теперь вся партия уверенно занимает своё место в миксе. 

Еще один пример применения компрессии: снейр. В живом исполнении некоторые удары по барабану могут неожиданно «простреливать» или, наоборот, проседать, делая партию слабой и плохо читаемой. В таком случае компрессия в 2-4 дб поможет выровнять среднюю громкость каждого из ударов, сделав исполнение более цельным и плотным.


Основная цель — сохранить динамику, но держать её в полном контроле

Другими словами: если выставить уровень фейдера в необходимом балансе по отношению к миксу — компрессор выполнил свою задачу и компрессии больше не требуется. Но если в некоторых местах хочется поправить громкость в ту или иную сторону — партия требует большего контроля. Возможно стоит попробовать более жесткие настройки, или попробовать другой вид компрессора, или даже добавить второй компрессор, чтобы зафиксировать партию в миксе. 

Для глубокого и точного контроля продвинутые инженеры вручную прописывают автоматизацию громкости до и после обработки всей партии. 

До — для «облегчения» работы компрессора. Конечно, технически не тяжело компрессировать сигнал и на 10, и на 20 дб, но такая компрессия оказывает неблагоприятное воздействие на звук — партия может звучать ненатурально, плоско, могут появиться нежелательные искажения или эффект пампинга, когда очевидно слышно работу компрессора.

Автоматизация после обработки сигнала несет другую роль. 
Во-первых, человеческий слух воспринимает уровень сигнала не так как компрессор, который может срабатывать там, где сигнал на слух кажется и так тихим, делая его еще тише, и наоборот. 
Во-вторых, в аранжировке часто требуется дополнительный уровень контроля громкости. Например, в сильно загруженных частях может потребоваться добавить 0,5-1 дб громкости плохо читаемому слову или целой фразе.


Управление компрессией

Основной параметр компрессора — Threshold (иногда Input Gain, Peak Reduction). Почему именно он? Дело в том, что в простейшей модели компрессора присутствует как минимум регулятор именно этого параметра — порог срабатывания. Так же обязателен и уровень выходного сигнала (Output, Gain, Make-up), потому что после применения компрессии необходимо восстановить изначальную громкость сигнала.

Один из первых представителей такого рода компрессоров — легендарный LA-2A от Teletronix (1960-е года).




Как видно на иллюстрации — управление ограничивается двумя ручками — Peak Reduction (уровень входного сигнала) и Gain (уровень выходного сигнала).

Стоит отметить уровень входящего сигнала, который воздействует на работу прибора и влияет на звук, в аналоговом мире называется — характер поведения. 

Чаще инструменты откалиброваны на 0 VU (-18dBFS). Любой vu-метр поможет отстроить необходимый уровень входящего сигнала. Если входящий сигнал будет слишком слабым, компрессор не реализует весь потенциал и не даст в полной мере того вайба, которого от него ждем. Если сигнал на входе будет слишком громким — на выходе получится более окрашенный, агрессивный и искаженный сигнал. Иногда перегрузы и искажения (дисторшн) это то, что нужно, но необходимо понимать почему и откуда они берутся, чтобы максимально контролировать подобные эффекты.


Чтобы научиться слышать и оценивать работу компрессии — необходимо научиться правильно слушать и различать.


Как правильно сравнивать сигналы до и после компрессии?

LA-2A идеальный пример для данного случая. Имея всего две ручки — он полноценно выполняет свои задачи. Нет необходимости отвлекаться на сложные настройки множества параметров. Всё максимально просто: ’Peak Reduction’ — отвечает за количество применяемой компрессии, ’Gain’ — позволяет вернуть изначальную громкость. Выравнивание громкости до и после работы компрессора (make-up gain) критически важно для принятия решения в правильности настройки. Если после включения прибора звук будет становиться громче, человеческому слуху покажется, что вся партия звучит лучше. И наоборот, если после компрессии звук будет тише, то покажется, что партия стала звучать хуже. Это чрезвычайно важный момент в работе с любым инструментом обработки.


Если после каждой обработки обманываться разницей в громкости, сведение может превратиться в погоню за собственным хвостом.

Как слышать и оценивать работу компрессии?

Компрессия применена, входящий и исходящий сигналы выровнены по громкости и теперь, включая-выключая прибор, можно объективно оценить воздействие на сигнал. Другими словами level matching позволяет услышать непосредственно саму работу компрессора, и что происходит в результате со звуком.

Если партия продолжает тревожить нестабильностью, то эффекта недостаточно и стоит продолжать компрессировать сигнал. 
Если партия становится плоской и безжизненной — значит применяемой компрессии больше, чем требуется. Такой результат называют перекомпрессированным, пережатым. 

Сохранение натуральной динамики исполнения — критически важно для сохранения первоначального грува и общей музыкальности произведения.


Компрессия — как наркотик

Когда слышно больше и больше нюансов, которые до этого были незаметными — хочется добавлять больше и больше компрессии. Звук будто «накачивается». Что происходит на самом деле? Тихие части сравниваются с громкими, вследствие чего страдают акценты, размывается грув, партия становится плоской и, как следствие, безэмоциональной и просто неинтересной. Рассматривая звук ближе, как бы под микроскопом, избыточная компрессия в первую очередь влияет на транзиенты: сигнал теряет атаку, панч, смягчается артикуляция, звук кажется тусклее и отодвигается назад от слушателя. 

Для избежания нежелательных изменений сигнала — требуются гибкие настройки. Для этих целей существуют параметры Attack и Release, задающие время начала работы компрессора и время возврата в нерабочее положение после возвращения сигнала обратно ниже порога Threshold.

Увеличивая атаку — пропускаем самое начало громкой части сигнала, управляя транзиентами. Это помогает сохранять естественное звучание, делая компрессию менее заметной. 

Чтобы лучше слышать влияние атаки на сигнал можно описать более понятными словами. Представьте атаку как «щелчок» (snap) или «яркость», а в другой перспективе удобно воспринимать влияние атаки, как расстояние до источника.

Известно, что чем ярче транзиенты — тем ближе кажется звук. Следовательно, больше атаки — ярче щелчок — ближе сигнал.


Компрессор — как инструмент глубины и создания планов

Разберем работу кика и баса. С помощью одного параметра атаки можно поместить инструменты на разном удалении от слушателя. Увеличив параметр атаки на кике, и сократив на басе — получим ровный, зафиксированный бас, сквозь который на передний план будет с легкостью пробиваться кик. И, наоборот, с помощью короткой атаки можно зафиксировать ударные на втором плане, а бас с большим временем атаки с каждой нотой будет выступать на передний план. 

Релиз, работая в паре с атакой, также имеет большое влияние на характер и положение звука в воображаемом пространстве. Большие значения релиза — приводят к смягчению сигнала, отодвигая его дальше от слушателя, короткие, напротив — делают звук агрессивнее, ярче, помещая источник на передний план. Слишком короткие значения релиза могут привести к серьезным искажениям.


Главное — БАЛАНС

Мы слышим и воспринимаем звук и звуковую картинку относительно. Например, сложно сказать, что сигнал громкий, пока не услышим более тихий. Или что сигнал яркий, пока не услышим глухой. Из этого можем сделать вывод — все элементы композиции должны быть в балансе между собой. Баланс — это самая важная составляющая любого микса. Ни один компрессор не поможет, если все инструменты звучат одинаково громко, или одинаково ярко, или широко и т.д.


Баланс на микро уровне.

Что такое баланс на микро уровне? Представьте себе удар барабана, сыгранную ноту, спетое слово. Из синтеза мы знаем — у каждого звука есть огибающая громкости: ADSR (Attack, Decay, Sustain, Release). С помощью компрессора можно придавать иную форму огибающей. Важно помнить: при фокусировании на одной составляющей — могут незаметно пострадать остальные. Например, фокусируемся и вытягиваем сустейн кика — звук становится мощнее, кажется громче. При этом можно не заметить, как страдает панч или яркость (читаемость в миске) из-за смягчения или вовсе потери атаки (щелчка). Или наоборот, пытаясь подчеркнуть кик в миксе, фокусируемся на транзиенте, компрессируем с большой атакой, но не замечаем, как из-за слишком длинного релиза теряется панч (или громкость сустейна). 

Включая-выключая компрессор, всегда обращайте внимание на каждую из частей огибающей, чтобы сохранить или получить желаемый баланс между составляющими.

Баланс на макро уровне — вся партия целиком. 

Возьмем для примера бас-гитару. Важно следить, чтобы партия не потеряла свой первоначальный баланс между тихими и громкими частями, так как чрезмерная компрессия может вовсе стереть акценты, что приведёт к статичному, «безжизненному» звучанию. 
И, напротив, мы можем подчеркнуть грув или даже раскачать партию в ритм трека, если изначально она звучала плоско. За это преимущественно отвечает релиз.


Компрессор для создания «дыхания», грува

Без «дыхания» музыка «мертва». Для воссоздания или подчеркивания дыхания песни, необходимо заставить компрессор работать в ритме трека, то есть релиз должен иметь «музыкальные» значения относительно темпа. Например, он может «отпускать» каждую 1/8, 1/4 или 1/8d и т.д. Воспользуйтесь музыкальным калькулятором (например: Audiofile Calc для телефонов) или любой таблицей из сети (delay time chart). 

Рассчитать необходимые значения можно и самому. 

Возьмем простейший пример: темп 120 ударов в минуту, то есть 120 ударов в 60 секунд. В одной секунде 1000 миллисекунд (ms). Чтобы получить время длительности одного такта нужно 60 000 ms (60 секунд) разделить на 120 тактов, получим время от одного удара бочки до следующего равным 500 ms, следовательно 1/8 будет 250 ms, 1/16 — 125 ms и т.д. 

Очень важно помнить — эти значения используются как отправная точка, они не всегда могут благоприятно влиять на дыхание трека. Происходит это из-за того, что характер и кривые релиза могут сильно отличаться у разных видов компрессоров. Хоть и отпускать они будут примерно в один и тот же момент, но из-за разных кривых релиза на слух может казаться, что компрессор тормозит или наоборот торопится. Здесь необходимо полагаться исключительно на слух и чувство ритма. Каждая дорожка должна «дышать» в груве всего трека. Как и в любом механизме, все элементы микса должны работать гармонично, в едином темпе. Даже одна партия, вне общего грува, может существенно повлиять на общее дыхание композиции и полностью разрушить слаженное движение элементов. 

С этой техникой музыка сразу же выйдет на следующий, более глубокий и проникновенный уровень, появится дополнительное, более объемное, натуральное, динамическое разделение и одновременно сплочение элементов.

Эта техника сильна и открывает собой дополнительную плоскость сведения. Овладев ею, миксы никогда больше не будут скучными и безликими.

Как этого достичь?

На удивление, многие недооценивают возможности собственного слуха. Это зачастую является барьером для новичков. Как его переступить? Расслабьтесь, доверьтесь композиции, почувствуйте как она ведет, подсказывает и направляет. Прислушивайтесь к телу, как оно реагирует, ловите движения, покачивания головой, постукивания. Ищите чувство прекрасного и добивайтесь того магического состояния, когда хочется слушать и слушать созданную музыку без остановки.

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы