Ранние отражения

16 ноября 03:26

В этом материале мы познакомимся со свойством ранних отражений как в музыке, так и в жизни. Разберем физические свойства поведения звука в пространстве и способы воссоздания пространств в треках. Этой теме важно уделить время и внимание, так как этот акустический эффект имеет важную роль в процессе создания натурального 3D пространства между стерео-динамиками.


Уши с рождения настолько привыкли воспринимать всевозможные отраженные сигналы, которые мы просто не замечаем в повседневной жизни. Но при этом, только задумайтесь: человек, заходя в помещение с закрытыми глазами, способен приблизительно определить его размер, высоту потолка, наличие мебели и даже визуализировать пространство в голове! Откуда берется эта информация? Конечно через слух. На протяжение всей жизни наш мозг сопостовляет визуальное изображение со звуковой информацией, и теперь, если отключить одно из этих чувств, второе способно «дорисовывать» картину окружающего пространства.

На ум приходит процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях — реверберация. Она является основным элементом для создания пространства вокруг исходного сигнала, его глубины и высоты. И отчасти это верно. Но сама реверберация это всего лишь часть отраженного сигнала, которая не может существовать без ранних отражений. Более того, в большинстве случаев реверберация — не самая важная из них.


Давайте разберемся, что именно называют ранними (иногда первыми) отражениями.

На этой упрощенной 2D-схеме изображен слушатель, источник звука и отражения от стен. Если представить настоящую комнату — звук будет отражаться абсолютно ото всего — от стен, пола, потолка, других предметов и любых поверхностей в комнате. Красная линия — прямой сигнал, и он существует только один. За ним мы слышим первые (ранние) отражения (оранжевый цвет). Последующие отражения смешиваются, теряют амплитуду и сильно изменяются тонально и превращаются в то, что мы называем реверберацией (голубая линия).

Отражаясь от самых различных поверхностей, помимо снижения амплитуды, звук также приобретает иной тональный окрас. Поэтому можно сказать, что каждая комната имеет неповторимый характер звучания. Также влияние на сигнал имеет и его расположение в помещении. Перемещая источник звука (например, в поиске идеального расположения барабанной установки для записи), мы слушаем именно отклик комнаты (в месте расположения микрофона), который может как обогатить сигнал, так и полностью испортить.


Наиболее наглядно работа с ранними отражениями (early reflections) отображена в плагине от Waves — TrueVerb


(для сокращения словосочетания Early Reflections воспользуемся аббревиатурой ER)

(если вы еще не знакомы с этим инструментом — то советую скачать и изучить руководство, имеющееся в свободном доступе на сайте производителя)

Обратим внимание на оранжевые линии визуализирующие ранние отражения.
Основные параметры:
Размер комнаты — Room Size
Расстояние до источника — Distance 
Алгоритм отражений — Decorrelation


Настроим ER на отдельном Send-канале с выключенными Direct и Reverb сигналами. Таким образом мы будем слушать только ER и их влияние на исходный звук. Если Room Size и Distance — вполне очевидные параметры и настраиваются, опираясь на жанр композиции и исходя из личных вкусовых предпочтений, то на Decorrelation стоит остановиться поподробнее. По сути, это варианты отражений с разной задержкой и частотным откликом. Представляйте это просто — разные комнаты, где отличаются пропорции стен, высоты потолков, наличие окон, дверных проемов, количества мебели и виды поверхностей. А воспринимать их можно как тональный окрас сухого источника. То есть, после того как выбран подходящий размер помещения и расстояние до источника, переключая вариации Decorrelation, подбирается общий тон звука. А происходит это из-за так называемого comb-filtering’а, иными словами — фазовых искажений. 


Откуда они берутся? 

Дело в том, что скорость звука очень велика и составляет около 344 метров в секунду, то есть в комнате среднего размера, звук отражается между двух параллельных стен около 60 раз в секунду. То есть на чистый (сухой) исходный звук накладывается его почти полная копия с очень небольшой задержкой, потом снова, и снова, и снова, пока отражения совсем не угаснут. Чем выше амплитуда у этих отражений — тем сильнее влияние на тон источника. Это еще одно доказательство важности именно ранних отражений, так как они имеют большую амплитуду и более широкий частотный диапазон в сравнение с реверберацией.


Тут стоит упомянуть такой важный параметр как ER Absorb. Хотя эта настройка и расположена в блоке EQ — это не совсем эквализация. Скорее это характер звучания комнаты, зависящий от количества предметов и поверхностей, поглощающих амплитуду и изменяющих частотный диапазон — шторы, диваны, ковры и т.д. Чем меньше подобных предметов интерьера в помещении — тем ярче и отчетливее мы слышим отражения.


В чем состоит важность таких знаний?

Когда музыканту или продюсеру требовалось записать в трек, например, ударные — ему приходилось искать специализированную студию с профессиональным инженером записи, что критически важно для хорошего результата. Но сегодня большинство даже больших Артистов отказываются от подобных схем в силу их сложности, время- и трудозатрат. Существуют более простые и, главное, быстрые способы реализации тех же задач. Сейчас практически ВСЕ инструменты пишутся полностью «сухими» или с минимальным количеством «комнаты» в сильно звукоизолированных помещениях и с минимальным расстоянием до микрофона. Почему? Приведу пример всё тех же барабанов. Если нужен тот самый «большой» звук ударной установки, то соотвественно необходимо действительно большое помещение с подходящей для ваших целей акустической средой, где бы сразу при записи получилось необходимое звучание. При этом не стоит забывать про стоимость аренды такого неординарного помещения и оплату опытных инженеров записи. Сегодняшние технологии позволяют с легкостью воссоздать похожее звучание с помощью специальных виртуальных инструментов. Есть и другая сторона: если записать сигнал в неподходящей комнате, или в микрофон «просочится» много нежелательных отражений — то избавиться от них будет практически невозможно (или очень трудно), не навредив полезному сигналу. Поэтому самый простой и распространенный сегодня способ записи — в непосредственной близости к микрофону в полностью изолированном помещении.


Именно поэтому сегодняшним миксинг-инженерам и музыкальным продюсерам необходимо виртуозно владеть инструментами пространственной обработки, и глубоко понимать принцип создания натурального трехмерного пространства в своих миксах. Благодаря именно ранним отражениям достигается эффект «выступающего» из динамиков звука, благодаря незаметному, но очень хорошо ощущаемому эффекту пространства вокруг звука. 

Закрыв глаза, можно почувствовать, как звук становится более открытым, ощутить, как пространство становится трехмерным, а микс обретает глубину.

Основная идея — заставить слушателя ПОЧУВСТВОВАТЬ, что он является частью происходящего.


Рассмотрим еще один пример. Работая над акустической балладой и подмешивая большой, длинный hall на вокал, подчеркиваем «эпичность» произведения: голос начинает парить в пространстве, погружается в микс, смягчается и растягивается, поглощая всё пространство, — всё работает на пользу художественного замысла. А что если задача противоположная — создать ощущение непосредственной близости исполнителя, будто артист исполняет песню специально для одного человека в небольшом помещении? Именно в таких случаях лучше начинать с ранних отражений, которые придадут сигналу натуральный объём, создадут пространство позади него и тем самым немного «выдвинут» звук перед динамиками, создавая эффект «интимности» со слушателем. Сегодня это один из самых распространённых эффектов в популярной музыке.
После точной настройки «комнаты» можно добавлять ревер, но уже с другими целями, например, прогрузить инструмент поглубже в микс.


Конечно, подобного эффекта можно добиться и другими способами, например, используя convolution reverb. Как вы знаете, этот тип реверов использует импульс реальных помещений, а как мы уже разобрали, ранние отражения — это первое что мы слышим после прямого сигнала, а сама реверберация — это уже преумножившиеся отражения отражений. Если существенно сократить decay — останутся преимущественно ранние отражения. Тот же принцип можно применить и на цифровых room’ах. Но более точного и гибкого контроля ранних отражений, чем в специально отведенном для этого блоке плагина, нигде не получится. Кстати, насколько мне известно, еще не существует плагина, направленного на работу исключительно с ранними отражениями.


Делюсь любимыми плагинами с возможностью изолированной настройки ранних отражений: 
Sonnox Oxford Reverb
Valhalla Room
Waves RVerb
Waves TrueVerb

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

   Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                        PR-директор: Елена Шапкина


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы