Закрытый клуб: модульные синтезаторы

26 июля 12:17

Первые модульные синтезаторы стали доступны музыкантам еще в далеком 1963 году. Тогда к такому принципу построения синтезаторов пришли сразу два выдающихся разработчика музыкальных инструментов - Роберт Муг и Дональд Букла. За свою историю модуляры проявляли себя в разных качествах: и как инструмент для поисков авангардного звука, и как дорогая личная игрушка для нестандартных музыкальных медитаций, и даже в кино в качестве аппарата для связи с инопланетными цивилизациями.


Сейчас модульные синтезаторы переживают невиданный всплеск популярности, они постоянно встречаются в сетапах электронщиков, появляется много клубов, встреч и сообществ вокруг модульной культуры, а количество производителей железа перевалило уже за две сотни. Но как показывает практика, далеко не все впечатленные таинственными машинами любители музыки понимают, в чем же главные особенности модульных синтезаторов, почему это не так просто и стоит ли с ними связываться конкретным музыкантам. Mixmag Russia провел день в компании московских гуру модульного цеха и попытался разобраться, в чем же кроется успех этого инструмента и как нам разобраться хотя бы с тем, что происходит на верхушке айсберга.






T

В шоуруме Synthesarium, где мы договорились о встрече с создателем кейсов MDR.Modular Дмитрием Чуриковым, довольно расслабленно идет рабочий процесс: четыре небезызвестных молодых человека, среди которых раскатистым смехом выделяется Никита Забелин, обсуждают как назвать трансляцию модулярного джема, в которой присутствующие примут участие. Процесс сопровождается замудренным синтезаторным биением, периодическим перетыканием проводов, покручиванием ручек, неожиданными возгласами в духе “О! Оркестровая яма!” и вопросами, которые непосвященный человек может принять за случайный набор иностранных слов. “Тааак… Где тут триггер на осцилляторе?”


Спустя полчаса колдования, становится понятно, что просто так вопросами сей ритуал прерывать неправильно, и я предлагаю Диме спуститься во двор, чтобы все-таки начать разговор. Природная скромность претит ему выкладывать свои музыкальные эксперименты в открытый доступ, но в профессионализме ему точно не откажешь - среди почитателей решений MDR.Modular и Ги Боратто, и Opuswerk, и целая плеяда российских электронщиков и композиторов.


















В последнее время популярность модуляров растет существенными темпами. Скажи, как ты это объясняешь.

Мне кажется, причиной ренессанса модуляров стал не поиск нового-старого звука. Это было в середине 90-х, когда, устав от цифровых 80-х, начали снова входить в моду аналоговые синтезаторы. Причём как по-настоящему аналоговые, так и виртуально-аналоговые. Тогда же и появился модуляр формата Eurorack компании Doepfer. Но потом, на протяжении 10 лет, он так и оставался нишевой вещью для экспериментаторов.


Эта «виртуальность в аналоге» отправила электронных музыкантов по неправильной дорожке. Всё ушло в комбинацию “мышь + экран”. Фактически исчез физический интерфейс между пользователем и звуком. И среди музыкантов начался поиск такого интерфейса. Появление многочисленных контроллеров немного помогло, но всё равно оставался компьютер, как основной носитель звука.


Результатом поиска такого интерфейса и стали модульные синтезаторы.


















{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":308,"y":-15,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.81,"scaleY":0.81,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Ведь это тот случай, когда заранее можно «увидеть» структуру создания звука, проследить все этапы его рождения и предсказать, каким он будет. И скорее всего, он будет не таким, как задумывался.

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":-475,"y":-8,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":238,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Тут появляется вторая причина популярности модуляров – непредсказуемость. Один и тот же патч всегда будет звучать немного по-разному. И это позволяет сказать, что модульные синтезаторы наиболее приближены к живым музыкальным инструментам среди всех электронных музыкальных синтезаторов. Единственное, что их отличает – это то, что «живость» звука здесь заслуга не только исполнителя, но и самого инструмента.


















Чем модуляр принципиально отличается от других инструментов? Что он умеет такого, что не умеют другие?

Особенность модуляра в том, что это не музыкальный инструмент как таковой. Это возможность пользователю создать собственный музыкальный инструмент. Кто-то хочет получить звук аналогового синтезатора “как в 70-ые” – он его получит, и, присоединив клавиатуру, будет играть как на обычном аналоговом синтезаторе. А для кого-то музыкальный инструмент должен иметь всего одну кнопку, каждое нажатие которой будет производить уникальный звук.

Мало того, можно собрать систему, которая будет звучать самостоятельно, вообще без участия человека. Даже без секвенсоров. И будет делать это музыкально. 


Поэтому уникальность модуляров точно не в звуке, а именно во взаимодействии с пользователем – ни один другой музыкальный инструмент не позволит менять интерфейс управления и звукоизвлечения.



















Ты - человек, который активно увлечен модулярной культурой и не менее активно помогаешь интересующимся, но при этом сам не издаешь музыку. Что тобой движет? Что значит модуляр именно для тебя?

Для меня модуляр – это концентрация многих хобби в одном. Это и игра, и моделизм, и коллекционирование. В силу того, что моя основная работа связана работой за компьютером – это прекрасная возможность отключится от него вне работы. 

Не могу сказать, что музыкальная составляющая мне совсем не важна – естественно, мне доставляет удовольствие, когда рождается интересный звук или необычная секвенция. Но я не считаю себя музыкантом, чтобы засорять медийное пространство ещё и своими опытами. По крайней мере пока.



















“Это видео-зарисовка Алессандро Кортини – музыканта, который сделал очень много для популяризации модульных синтезаторов. Видео сделано почти 9 лет назад, как раз в самом начале подъема. Я, благодаря этому видео, понял, что модули могут быть очень мелодичными.”


В своей работе с кейсами для модуляров ты контактируешь с людьми из разных стран и разных возрастов. Есть ли общая черта у этих людей - все же это занятие для людей с определенным образом мышления или никаких ограничений ты не видишь?

Как только я начал активно общаться с модулярщиками со всего мира, я удивился тому, насколько разные люди проявляют интерес к этой теме. Среди моих клиентов есть, например, акушер-гинеколог, кинорежиссер, боец ММА, хореограф Большого театра, ученые. Соотношение музыкантов и немузыкантов примерно 50 на 50.

Скорее всего, некая творческая жилка есть у них всех, но и всё.



















{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":308,"y":-15,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.81,"scaleY":0.81,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Хотя есть и одно общее ограничение – финансовая сторона. Это очень и очень дорогое хобби. Минимальный входной порог (для получения простейшей самодостаточной модульной системы) около 1000 USD.

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":-475,"y":-8,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":238,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Кстати, одной из причин популярности модульных синтезаторов, наверное, стала компания Make Noise. Их модули изначально построены и оформлены так, чтобы пользователи не видели никаких ограничений при создании патча. Получилось так, что они дали возможность заниматься музыкой людям, которые музыкой совсем не занимались. Результатом практически любого патчинга была некая “музыкальная структура”. И чем дальше пользователь погружался в изучение этих модулей, тем более музыкальной и управляемой она была. А дальше, когда пользователь понимал, как всё работает, он приходил к тому, что ему нужен еще один модуль с таким-то функционалом, потом ещё один, с другим… И так далее, и вот она – модулярная аддикция.



















Как ты видишь развитие этого направления в будущем?

Если под “направлением” понимать направление музыки, то мы уже вышли за рамки понятия “модулярная музыка”. Хотя это тоже своеобразное новое направление. А так – например мировые рок-группы уже вовсю обращаются к модульным синтезаторам. В каком-то смысле это возврат к корням, но с поправкой.



















{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":308,"y":-15,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.81,"scaleY":0.81,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В 60х-70х модульные синтезаторы тоже активно использовались рок-группами для поиска нового звука. Сейчас это что-то другое. Звук модульного синтезатора бывает и не найти в финальной композиции. Но в студийной работе он как-то стимулирует творчество.

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":-475,"y":-8,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":238,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Да что уж говорить – модуляры появились у музыкантов группы “Ленинград” и рэпера Басты. Модуляры приходят и в кино-музыку, в том числе и в России. Их можно услышать в недавно вышедшем фильме “Дуэлянт”. Кстати, Игорь Вдовин, написавший музыку к этому фильму, активный пользователь модульных систем и большой специалист в них.

А если брать техническую сторону – можно отметить одну важную тенденцию. Модули уходят от “аналогового” подхода в сторону цифрового. И вот тут у производителей велик соблазн засунуть в один модуль как можно больше функций. Что может превратить модуль в тот же “чёрный ящик” с ручками. Надеюсь, баланс между функциональностью и удобством будет найден и мы не зайдём в очередной тупик.




















Следующей точкой нашего маршрута запланирован шоурум Synthman, найти который оказывается не так просто - в скромном особняке на Малом Кисловском переулке нет никаких специальных вывесок и указателей. Ощущение, что шансов встретить здесь случайного посетителя примерно столько, сколько увидеть белого медведя на Красной площади. Но когда начинаешь общаться с создателем шоурума Федором Веткаловым, сразу становится понятно, что это обдуманный шаг. Чувствуется, что ему приятней общаться не с залетными меломанами, а с людьми, находящимся в осознанном поиске, которые хотя бы примерно знают, что хотят. Такой индивидуальный подход приносит свои плоды: у Федора собрали свои системы участник группы Ленинград - Андрей Антоненко, Mujuice, участник группы Баста, Race to Space, Moa Pillar, Влад Добровольский, Мария Теряева и многие другие музыканты, а недавно после московского концерта, шоурум посетил сооснователь группы Depeche Mode - Мартин Гор. 


Пространство сочетает атмосферу уютной пещерки и музея приборостроения. На фоне аккуратно посапывает модуляр, напоминающий спящего дракона. Мы наливаем некрепкий пуэр, и московская суета остается за дверями, причем не одними.





















В твоей жизни модуляры занимают огромное место. Можешь рассказать почему, и как это получилось?

Это очень долгая история. Я с детства увлекался синтезаторами. Тогда это были простые Yamaha, странные Casio, но, все равно, любовь к синтезаторному звуку зародилась именно в детстве. Еще так получилось, что в школе, где я учился, преподавал ушу Solar X, создатель лейбла Арт-Тек, где вышла львиная доля независимой русской электроники. Это тоже оказало сильное влияние. Потом, когда закончил университет и устроился на работу, я стал покупать и изучать буквально все, что попадало под руку: сначала советские синты, потом японские (Korg, Roland, Yamaha), далее перешел к американцам (Oberheim, Moog, SCI, Arp). Сравнивал разные ревизии, читал форумы, знакомился с коллекционерами. 


Доходило даже до курьезов. Например, как-то решил купить в Нижнем Новгороде советский электронный баян. На маленькой фотке был изображен сам баян, а также усилитель и две колонки. Я подумал, класс - и компактно, и интересно. Когда же приехал его встречать на вокзал, проводница мрачным и очень злым голосом сказала: "Заберите это немедленно”. Я зашел в купе и тут понял, что означает искажение пропорций на снимке. Колонки оказались огромными, каждая весила по 20кг, усилитель был из стали и весил 50кг. Сам баян был тоже невероятных размеров и от него тянулись два гигантских шланга к усилителю. Это были именно шланги, проводами это не назвать.


Одним словом, было много всего и, понятное дело, в какой-то момент я обратил внимание на модули. Ведь это тоже, по сути, электронные инструменты, синтезаторы, но в другом формате. Поначалу, не относился к ним серьезно, так как привычные синтезаторы казались интереснее, но постепенно стал изучать вопрос.





















{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":308,"y":-15,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.81,"scaleY":0.81,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Производители развивались, росло качество, и, когда я услышал Cwejman, Macbeth и ряд других фирм и сравнил с любимыми старыми синтезаторами, вдруг понял, что будущее наступило и в компактном размере возможно достичь очень серьезного звука.

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":-475,"y":-8,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":238,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Началось детальное изучение вопроса: я ездил на выставки, знакомился с производителями и, естественно, тестировал все, что попадало под руку. Через 3 года интенсивных тестов у меня сложилось довольно четкое представление о том, что модули могут, что не могут и какие компании заслуживают внимания в плане качества сборки и звука.




















В твоем последнем альбоме "Сигнал" очень понравилась аннотация. “Я импровизирую, потом нажимаю кнопку записи и ухожу...” Она понятно описывает твой творческий процесс. Расскажи про него, пожалуйста?

Тут важным моментом является то, что без модулей не было бы этой музыки. Из-за того, что я привык работать с большими синтами, все время думал, что вот будет время, опять сяду за них и продолжу поиски. Но я стал понимать, что старые синты хоть и звучат замечательно, но призывают делать совсем другую музыку. Условно, они для “старой" музыки и годятся. А сам формат модулей, предлагает другой подход и позволяет моментально изменить звуковой поток. Поэтому, если у меня другой настрой, я просто с нуля начинаю собирать то, что является продолжением моего чувства здесь и сейчас, и сразу это записываю.


Еще важен момент культурной самоидентификации. У меня есть проект Xi Zhuang, и музыка там структурированная, тональная, четкая, сделанная полностью на железных синтах. Я люблю ее, но в какой-то момент понял, что на те вопросы, которые я себе задавал, та музыкальная форма не давала ответов. Я вырос на лейбле Warp и Афексе, но эти люди описывали свою реальность. Они жили в Англии, и их окружала другая действительность. Мне же хотелось дойти до своего звука, до себя, учитывая ту реальность, которой я окружен. И я решил для себя ответить на вопросы: что это такое, быть русским человеком, живущим в России; какая она моя музыка; как она может звучать. Естественно, ответ не мог появиться сразу, и я экспериментировал, но этот вопрос постоянно стоял в голове. Я вдохновлялся фотографом Слюсаревым, поэтом Александром Башлачевым, группой “Гражданская Оборона”, философом Дмитрием Галковским, московскими концептуалистами-шестидесятниками, Булатовым, Кабаковым, Васильевым. Так, постепенно, пришел к идее звуковых картин, когда у звука нет начала и конца, где звук извивается сам по себе, а я являюсь наблюдателем. Это можно сравнить со взглядом на костер. Метафизически, огонь в костре всегда один, но, если вглядеться, видно, что постоянно происходят микроизменения.





















{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":308,"y":-15,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.81,"scaleY":0.81,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Поэтому, если резюмировать, то моя задача, как музыканта в рамках серии "Сигнал", простая - не вмешиваться в то хрупкое и мимолетное состояние, которое я поймал, в нужный момент остановиться, нажать на запись, отойти от инструмента и наблюдать за звуком.

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":-475,"y":-8,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":238,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
<iframe style="border: 0; width: 700px; height: 340px;" src="https://bandcamp.com/EmbeddedPlayer/album=3987456856/size=large/bgcol=ffffff/linkcol=f171a2/artwork=small/transparent=true/" seamless><a href="http://vetkalov.bandcamp.com/album/signal">Signal by Fedor Vetkalov</a></iframe>

Давай перейдем к практическим вопросам. С чего начать, когда свой модуляр уже очень хочется? Или может о чем надо думать прежде, чем начинать?

Прежде чем ответить, я бы хотел сформулировать одну идею, которая поможет понять, почему именно модули мне кажутся интересным вариантом решения творческих задач.

  

У пианиста есть фортепиано, у гитариста - гитара, а что есть у электронного музыканта? Хммм. Вот тут мы и подходим к тому, что на электронном музыканте висит проклятье из тонны синтов, программ, обработок, VST и разных DAW. У него огромный выбор, но чаще всего нет единого инструмента, с которым он может работать плотно. А на полноценное изучение любого прибора тратятся годы. Модули позволяют собрать единый инструмент из небольших блоков для решения своих задач. Получается прибор, с помощью которого человек может моментально вносить изменения и работать интуитивно, оттачивая свой звук без меню и экранов. Путь понимания, что является нужным, конечно не быстрый, но это все опыт и это увлекательное путешествие.





















Возможное использование модулей я бы условно разделил на три категории:


1) Весь звук создается в модуляре, он включает в себя всю цепочку: звукогенерерирующие модули (осцилляторы), сэмплеры, фильтры, огибающие, блоки усиления сигнала, процессоры эффектов, MIDI управление от внешних приборов. Это мой самый любимый вариант, так как система продумывается и собирается с учетом задач человека, и получается готовое, продуманное решение. В дальнейшем, при необходимости, в систему вносятся изменения с учетом новых задач. 

2) У вас уже есть винтажные или новые приборы с входами для напряжения (CV). В этом случае, можно использовать модули для более сложного управления параметрами вашего прибора. Например, давать сложные формы волн LFO на фильтр, вместо обычной синусоиды. Сюда же относится гибридная система. Скажем, драм партия делается на внешних приборах, а на модулях остается басовая часть и т.д.

3) Вы используете модули как процессоры эффектов. Тут звук делают другие приборы, но обрабатываете вы его с помощью модульных ревербераторв, фильтров. За счет того, что в модульной системе есть сложные LFO и огибающие, можно не просто обработать сигнал с помощью реверберации, а сделать так, что, например, длина затухания и яркости сигнала изменялась бы постоянно, а степень случайности этих изменений можно было бы контролировать с помощью других модулей или даже с компьютера.



{"points":[{"id":64,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":66,"properties":{"x":1,"y":-111,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":65,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В качестве сноски на полях стоит, конечно же, упомянуть небольшие полумодульные синтезаторы, которые сделаны в виде отдельных коробочек. Их внутренний сигнал не является жестким, и их можно частично перекоммутировать. Они могут стать промежуточным этапом на пути к модулям. Из самых любимых инструментов это, конечно же, Doepfer Dark Energy или, например, Make Noise 0 Coast.





















{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":308,"y":-15,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.81,"scaleY":0.81,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В любом случае я давно понял одну вещь. Вне зависимости от того, останется у человека система с модулями или нет, пожив с ней определенное время, взгляд на музыку и звук вряд ли будет прежним. А если система останется, и человек продерется через сопротивление материала, есть большая вероятность, что он начнет писать музыку, которую раньше даже и не думал писать.

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":-475,"y":-8,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":238,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Какой бюджет нужен на комфортную сборку первого модуляра?

В зависимости от описанных выше задач бюджет будет, конечно, варьироваться. Для того, чтобы точнее ответить на вопрос, разберем, из чего состоит сама система.


Первое - это кейс, сам корпус, в который вставляются модули. В нем же находится и питание, такие небольшие разъемы, в которые подключаются модули. Второе это, собственно, сами модули.


Начнем с кейса с питанием. 


Первый вариант - бюджетный: можно найти не очень дорогие готовые варианты б/у кейсов на авито или взять дешевое питание ASD (ребята из Брянска).


Второй вариант, это обратиться к профессионалам, которые делают кейсы. Из западных компаний прекрасное решение у компаний Enclave, Doepfer, из отечественных - у MDR.Modular и Dngr Tech. У MDR очень большой выбор кейсов от маленьких до очень больших и разной ширины, у Dngr Tech есть один большой кейс. В обеих компаниях используется русское питание компании Motovilo. На мой взгляд, самое стабильное, хорошее и доступное из всех вариантов, что я пробовал, включая и западные аналоги. Нужно помнить, что питание, это очень важный момент. При бюджетном питании, учитывайте, что его хватит совсем на немного модулей. Если планируется большая система или система с гибридными модулями (цифра + аналог) нужно уделить вопросу питания серьезное внимание.


Резюмируя: по кейсам бюджет может быть от 200$ до 1000$


Что же касается выбора модулей, то тут бюджет от 100$ до бесконечности, в зависимости от задач. Условно говоря, можно собрать небольшую систему из фильтров Doepfer с дешевым питанием за 800$, а можно мега монстра за другие деньги.

В целом же, если брать усредненные значения, то система, с которой можно начать работать, будет стоить в районе 1200-1500$. Это стоимость хорошего синтезатора стационарного.






















Наверняка, производители модулей пытаются отреагировать на растущий спрос количеством новых девайсов. Как меняется рынок? Отличается ли процесс сбора модуляра пять лет назад, сейчас, и что ждать в будущем?

Из-за бума модулей производителей стало еще больше и, конечно же, не все из 200 компаний делают лучшие модули на земле. Честные, умные и "тру" производители будут спокойно двигаться в выбранном ключе. Они, конечно, будут учитывать рынок, но останутся верны себе.




















{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":308,"y":-15,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.81,"scaleY":0.81,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Но много компаний просто слепо копируют и паразитируют на достижениях других людей, не привнося ничего своего. Они точно будут выдавать еще больше новых модулей, запутывая потребителя, а компании, у которых есть свое видение будут спокойно расти, исходя из внутренних задач. У таких компаний предложение рождает спрос.

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":-475,"y":-8,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":238,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Из шоурумов, которые закрываются с наступлением темноты, мы перебираемся в жилые районы, в квартиру, где модульные синтезаторы бодрствуют как раз ближе к ночи. У Максима Милютенко, участника проектов SCSI-9, Normality Restored и постоянного эксперта Mixmag Академии, модуляры располагаются прямо на кухне. С рабочего места открывается панорама на завод “Флакон” с высоты 16-го этажа, а где-то под окнами шумит Дмитровское шоссе. 


Для Максима, который собрал уже не один модуляр, это в первую очередь основной музыкальный инструмент, в том числе используемый и для коллективного творчества. Удивительно, как ему раз за разом удается приручать модульный синтезатор - все-таки это зверь весьма непредсказуемый. 


















В чем для тебя сила модуляров, и почему ты выбрал его как музыкальный инструмент?

По сути это “всего лишь” аналоговый синтезатор, но такой, который может принять любую конфигурацию. Плюс непосредственное управление с помощью ручек и патч-кабелей. Это чистое электричество, не вполне обузданное даже. То, что можно в данном контексте назвать инструментом, приходится делать себе самостоятельно, подбирая корпусы и подходящие модули. Это процесс небыстрый, и по ходу нужно погружаться в устройство синтезатора как такового. Многим нравится паять себе модули самостоятельно из готовых наборов. Сейчас и цифровых модулей становится все больше - у них тоже очень интересные возможности.


















Расскажи про твой первый модуляр, и к чему ты пришел сейчас.

В данный момент у меня для двух музыкальных проектов два разных “чемоданчика”. Один с ритм секцией, если можно так выразиться, а другой - для сольных партий и подыгрышей. Но сначала мне нужно было научиться его использовать с пользой для той музыке, которая мне близка. Это получилось не сразу. Некоторые целенаправленно собирают себе драм-машину, другие - эффектор и т.д. Я начал с классической двух-осцилляторной конфигурации от производителя, которого знал, но со временем заменил больше половины этих модулей на другие.


















Как изменилась твоя музыка с его появлением?

Сперва сам процесс сборки и наладки модуляра плотно отвлек меня от музыкального производства. Об этом есть множество горьких шуток на форумах любителей модульных синтезаторов. Но со временем модульный чемодан отлично влился в концертную деятельность. Что касается продакшна, то грядущей альбом SCSI-9, который сейчас в работе, полностью создан с помощью такой техники. Гораздо проще стало находить что-то неожиданное или что-то не вписанное в жесткий каркас тональностей.


















Когда гитарист берет гитару, закрывает глаза и импровизирует, состояние потока видно невооруженным глазом. Как это происходит в модулярной культуре?

Тут есть масса возможностей, и азарт состоит в том числе в том, чтобы найти наиболее удобный и выразительный именно для тебя способ. Есть большое количество всевозможных вспомогательных устройств, но и импровизировать с помощью клавиатуры или другого контроллера никто не запрещал.


















{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":308,"y":-15,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.81,"scaleY":0.81,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Есть артисты, которые приходят на концерт без каких-либо заготовленных заранее партий - только тембры. И весь концерт происходит в форме чистой импровизации. Это очень рискованно, и это будоражит.

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":-475,"y":-8,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":238,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Есть модули, к которым прикасаешься пальцами и совершенно буквально становишься частью электроцепи - то есть того самого “потока”.


















С модуляром ты участвуешь в командах SCSI-9 и Normality Restored - есть ли какие-то дополнительные сложности при его использовании в коллективном творчестве?

Еще какие!.. Он очень громкий. Нужно решать проблемы синхронизации. Например, модульный синтезатор не вполне предназначен для воспроизводимых, повторяемых результатов. Если выключил питание и вынул патч-кабели, то все, это звучание исчезло навсегда. А для работы в коллективе необходимо на репетициях и на концертах играть узнаваемо и слаженно. Трудно работать полифонически - если это необходимо, то лучше использовать другие инструменты, а не модульный синтезатор.


















Какой совет ты дашь тем, кто только вступает на модулярную тропу или сейчас раздумывает над началом?

Не торопиться. Хорошенько начитаться. Сейчас в Москве есть синт-румы, куда можно прийти посмотреть и послушать интересующие модули, конфигурации, получить консультацию. Там работают компетентные товарищи, настоящие энтузиасты. Модульный синтезатор - это затратное дело, поэтому тут точно лучше семь раз отмерить, прежде чем отрезать.


















{"width":750,"column_width":15,"columns_n":2,"gutter":720,"line":20}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: formular; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}

Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете своё согласие с условиями предоставления услуг и политикой конфидециальности

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    


Главный редактор: Илья Воронин

                          Управляющий проекта: Оксана Кореневская

                                       PR-директор: Елена Шапкина


Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

PR: shapkina@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы