«Гагарин-парти» как бизнес-проект

27 декабря 13:42

Автор:

Ольга Дарфи

Фото:

Samuel Marie-Fanon

Рейв в столицу, как известно, прибыл из Санкт-Петербурга. Об этом Mixmag Russia с многочисленными подробностями рассказал в своей статье. Однако, Москва в стороне оставалась недолго, и уже летом 1992 года (спустя примерно полгода с момента первого «Гагарин-парти») хваткие москвичи перехватывают инициативу и организуют свою вечеринку в павильоне «Космос» с точно таким же названием.

Ольга Дарфи, режиссер фильма «Я — Гагарин», заканчивающая сейчас работу над документальным фильмом о том периоде (на Planeta.ru запущена кампания по сбору денег на пост-продакшн) записала рассказ одного из организаторов той вечеринки — Тимура Ланского, который впоследствии сделал несколько знаменитых клубов, и массу популярных и известных ресторанов. 



Я помню, день рождения был у одного приятеля из нашей тусовки, зима такая противная, и мы сидим в ресторане Аэровокзала, где, кстати, потом мы сделали клуб «Аэродэнс», пьем какой-то джин с тоником, это был 1992 год... А у меня друг был, Лелик, он тогда жил на самом пике моды, он все время в Питер мотался, ходил на какую-то Фонтанку... и возвращался все время с новостями, которые звучали так дико. Что, мол, там в Питере есть сквоты. И мы такие: «Какие еще сквоты? Что это такое?» Лелик продолжал: художники заселились в выселенные дома и там на вертушках играют музыку. Мы опять ничего не понимаем. «Что такое вертушка?» Оказалось, это проигрыватель обычный, на котором пластинки ставят. Проигрыватели, конечно, у нас у всех были, я в детстве Карела Готта слушал. И вот на этих проигрывателях, причем на двух сразу ставят пластинки, их как-то там сводят, и получается третья, совсем другая музыка... Это звучало так странно для нас. «Как это, третья музыка?» А он продолжал диковинные рассказы, что это такая электронная музыка, ее модно слушать, и все в Европе только ее слушают и под нее танцуют целую ночь. Мы думали, хм, электронная музыка, что же это такое? У нас в компании, в лучшем случае, Metallica была какая-то, Ace of Base, Pink Floyd я знал, ну и Гребенщиков иногда. 


Тимур Ланский (начало 90-х)


А потом, однажды, он произносит слово «Гагарин-парти», и что там фантастической красоты девушки, музыка космическая, электронная, все сверкает. Мы опять думаем, блин, что же это такое? О чем он говорит? И все это, возможно, пролетело бы мимо ушей, если б он не сказал магическое слово: «Вход 10 долларов». Тут мы, конечно, все очень оживились. Все тогда хотели как-то зарабатывать, нас это заинтересовало, мы сразу спрашиваем его, не, ну а что для этого «Гагарин-парти» нужно сделать? Он объяснил, как это выглядит примерно: мощный звук, лазеры, все танцуют, и все готовы платить за вход 10 долларов. А я за год до этого закончил институт по специальности режиссер театрализованного представления и эстрады. 


И мы начали думать, поняли, что составляющая успеха — много колонок, загадочные две вертушки, которые надо каким-то образом соединить, очевидно, через микшерский пульт, лазеры, танцоры в светящейся одежде и каким-то образом надо все это разрекламировать, чтобы пришли люди. Я спрашиваю Лелика, за счет чего собрались тысячи людей? Он говорит: «Ну как же — флаерсы!» И я такой: «Что? Какие еще фла...ер... сы?» Он мне показывает бумажки какие-то, там написано что-то такое: «Танцпол», «Блок лимитед». Я думаю: «Ага, вот он — ключ к успеху! Флаерсы!» Это сейчас раздавать флаерсы — моветон, самое последнее, что может быть в рекламе, а тогда это было рекламное ноу-хау, интересно звучало. И мы такие, ага, значит, нужны флаерсы, девушки сказочной красоты в париках и в светящейся одежде, много колонок, лазеры, вертушки и музыка — техно. Мы решили все это повторить, обогатиться и прославиться. Конечно, надо было быть очень осторожными, в то время можно было так прославиться, что оказаться тут же на том свете, что, кстати, чуть и не случилось на первом же мероприятии, но это неважно. Тех. задание я выяснил, осталось найти инвестора. День рождения, где я услышал впервые заманчивое слово «Гагарин-парти», был в январе, а летом мы уже провели три наших вечеринки. 


Я занимался тогда еще и рок-концертами, а весь мощный звук тогда можно было найти только у металлистов. В принципе я понимал, где мне взять такую аппаратуру, я сотрудничал с Московской рок-лабораторией, в общем-то, мне организовать такое мероприятие не составляло никакого труда, нужны были только средства. Раньше вся модная тусовка, когда я говорю модная тусовка, я имею ввиду, начиная от утюгов, спекулянтов, валютчиков и заканчивая художниками, артистами. Клубов же не было, даже «Макдональдса» тогда еще не было, все мы тусовались на Аэропорте, была площадь Тельмана и там собиралась молодежь, и вторая точка на Юго-Западе, два оазиса модности московской. А когда открылся «Макдональдс», вся тусовка с Тельмана и Юго-западной туда переместилась, вечерами там уже все собирались. Это место мы, кстати, и избрали основной точкой, где будем распространять флаерсы, чтобы привлечь состоятельную публику, ну ту, которая, по крайней мере, может платить за биг-маки. 


Нам нужно было придумать плакат, мы решили сделать свои плакаты, я в институте изучал же плакатное искусство, сценографию. Мы решили использовать для символа этого проекта памятник на площади Гагарина. Мы взяли молодого архитектора Ивана Ковбоя и поехали с ним на площадь Гагарина (мне всегда нравился этот памятник, я, кстати, там жил неподалеку). Ну мы и сделали такой плакат а ля минимализм 30-х годов. Такой черно-белый фантом, а под ним было написано «Гагарин-парти». И второй — а ля «Окна Роста». Жаль плакатов этих у меня не осталось. Я помню, когда мы провели мероприятие, уже в семь утра к нам приходит один коллекционер. Он специально утром приехал, говорит, ребята, я коллекционирую плакаты, дайте мне ваш плакат, хочу, чтоб он был у меня в коллекции. Наверное, у него он остался где-то.


Как мы делали рекламу? Ну, например, я придумал взять машины, в том же «Гименее», там были для свадеб машины на прокат. Мы взяли «Чайку» и «Бьюик» 1957 года, это были такие огромные машины. Мы наняли четырех моделей, одели их космически, я через своего товарища на телевидении взял камеру «Бетакам», и мы пришли к «Макдональдсу» средь бела дня, когда там больше всего народа. Поставили машины, все обклеенные флаерсами, вокруг машин ходит человек с камерой, девчонки раздают флаерсы. Народ на нас смотрит дикими глазами, нас начинают обступать люди, потом собирается толпа. Давка начинается, все хотели получить наши флаерсы, рвались за ними. Жаль, в камере не было кассеты и мы снимали не по-настоящему, вот сейчас это был бы материал. Мой друг просто изображал, что он снимает, а я ходил с рацией, изображая то ли секьюрити, то ли администратора с телевидения, то ли опера. Разошлось тогда где-то 10 000 флаерсов.

К тому же мы оклеили весь город плакатами. Мы с Лешей Горобием, с его вот этими дворовыми ребятами, с которыми он очередь в «Гименее» занимал, мы ночами не спали, целых две недели сами оклеивали весь город, вручную. Сняли квартиру, притащили туда все это, плакаты, клей. Уже не успевали клей покупать и готовить, в ванной разводили его, приезжали, ведрами его черпали. В конце концов он потек по трубам и весь стояк засорился во всем жилом доме, в подъезде. Не знаю, как потом это решилось. Да, мы заезжали за клеем, ведрами его цепляли и улицу за улицей обклеивали, у нас было три машины и мы ездили по городу. 

Милиционеры нас гоняли, но мы продолжали клеить. Все Садовое кольцо, въезды в тоннели, Старый Арбат, подземные переходы на Красной площади, на Арбате, театральные афиши, все стенды, все. «М-радио» тоже объявляло постоянно. Огромная работа была проделана. Причем все изменилось очень быстро. Через год буквально, мы наняли фирму, чтоб она нам клеила афиши (мы делали «Москвотеку» на Воробьевых горах, пришло 800 000 человек). А эффект от плакатов был нулевой, они немного так поклеили где-то, плакаты наши выкидывали, короче несерьезно работали, а мы на совесть. Причем, мы клей такой сделали, смешали два разных сорта, отодрать наши плакаты было невозможно, вот на этой фотографии видно, как отдирали плакаты и не могли отодрать.


Плакаты с рекламой вечеринки отодрать было крайне сложно


А на этой квартире, где стояк засорился, мы потом после «Гагарин-парти» деньги считали три дня. Разложили на полу деньги, всю квартиру это заняло у нас, слоями сортировали. Эти сюда, эти сюда. Смешно. Наконец, посчитали, решили отметить, а супермаркетов не было. Мы нашли небольшой кооперативный магазин, где была гостиница «Минск», на Тверской, купили там баночного пива, ликер «Адвокат» и отмечали, классно было. 

Точную цифру выручки я не помню, но была огромная выручка, бездна денег, мы все купили по новой машине, без очереди. Тогда же еще была на машины очередь и надо было платить сверху, чтоб купить без очереди. Короче, долго жили безбедно. Причем, сейчас я понимаю, сколько денег мы не заработали. Например, по бару там была полная неразбериха, никто ничего не контролировал, ну и вообще по многим пунктам. Профессионалов же не было, мы не все отслеживали, а так выручка могла бы быть у нас раза в два-три больше.





Диджев где взяли? Да мы поехали внаглую, вообще никого не зная, просто на «М-радио», там подобная какая-то музыка крутилась, и там была такая диджей супер-Алена. Мы приехали, и тогда ведь не было такой бюрократии, мы просто рассказали, вот мы организуем глобальное мероприятие, они сразу же загорелись, эту радиостанцию возглавлял француз Франсуа Димье, он был вице-президентом и они повлияли на русскую администрацию, бюрократию, чтоб этот проект протолкнуть. И они записали нам ролик. А у меня был товарищ Рома Рябцев (сейчас это группа «Технология»), который для нас специально написал песню «Гагарин-парти. Лайка». Она крутилась летом 1992 года каждые полчаса на «М-радио», такая московская альтернатива питерским «Новым композиторам» «Tanz Tanzevat!». 


C питерскими ребятами, которые делали первую вечеринку «Гагарин-парти» мы вообще никак не были связаны, я даже не знал их. Они приехали потом к нам утром с разборками. Это не Ваня Салмаксов был, не Леша Хаас, я не помню, как звали этого парня, высокий такой. Он, такой типа, это наше название, наша идея, наша тема и наш павильон. Но мы такие, сорри, где это написано, короче, были какие-то разборки и обиды, конечно, но время такое было, абсолютно дикое, а потом мы стали друзьями с этими ребятами. 


У нас уже был клуб «Пентхаус», и мы пригласили туда ребят всех этих играть, как диджеев. Они пошли по пути диджеев, и мы разобрали эту ситуацию подробно. Мы сидели с Салмаксовым у нас в гримерке, в «Пентхаусе», и Ваня мне сказал, я прямо помню его слова, что, если бы тогда вы не сделали бы эти вечеринки, то сейчас не было бы такого клуба, и мы бы не сидели и не разговаривали как друзья. 


Я достаточно долго искал инвестора. И вот один мой друг приводит мне парня, зовут Леша Горобий, он занимался золотом. Они продавали обручальные кольца. Цена у государства для новобрачных была одна, а на черном рынке их можно было продавать гораздо дороже, раз в пять. Чтобы купить обручальное кольцо по госцене стояла гигантская очередь. И Леша со своими дворовыми друзьями держал очередь в магазине «Гименей» и зарабатывал там огромные деньги, тысячи долларов в день. Короче, Серега мне его приводит, говорит, вот Леша, у него есть деньги и он хочет заниматься шоу-бизнесом. И Леша такой, да, мне уже давно не нравится барыжничество, я хочу от этого уйти, хочу заниматься шоу-бизнесом. Давай, ты будешь мне говорить, что делать, а с меня — деньги. Будем 50 на 50. Мне очень понравились эти условия, и сам Леша такой открытый, энергичный, не упырь. Вскоре мы стали близкими друзьями. Он стал и моим партнером по клубу «Пентхаус» и мы делали еще потом несколько проектов.


Тимур Ланский (в центре) с коллегами 


Как мы договаривались с павильоном «Космос»? Ну как. Пришли просто. Так как мы были уже вторые, это, конечно, было не очень хорошо, администрация поняла, что много людей приходит, они решили с нас получить уже по полной, за все выставляли нам счет: типа не пять милиционеров, а пятьдесят, не одна уборщица, а полк уборщиц, ну и так по всем статьям. А тогда это уже был не ВДНХ, а ВК «Наука ВВЦ». Всё ВДНХ было разбито на отдельные структуры и мы с ними договорились, уже не помню за сколько. Помню, когда мы пришли смотреть павильон «Космос», нас встретил такой мужичок, мы думали с ним надо договариваться, что он директор. Он и был директор, но ни за что не отвечал, просто был смотритель. Он не понял, кто мы, а мы еще так одеты были, что он подумал, что мы иностранцы и давай нам активно космическую еду из тюбиков предлагать. Кстати, он сам был из команды космонавтов, которые не полетели, и его поставили туда смотрителем, сейчас таких персонажей уже нет. Думаю, пропавший скафандр Гагарина, который потом всплыл на «Сотбисе» за миллион, возможно, это его рук дело. Портрет круглый, который висел под куполом, ценности особой не имел, а вот капсулы из космоса тоже вроде потом пропали. В них, кстати, народ после вечеринки падал, там некоторых утром находили, внутри этих капсул. 


На тот момент павильон «Космос» представлял следующее: ангар, который мы арендовали, был собственно павильон «Космос», а на втором этаже были балконы. Нам сказали, на балконы заходить нельзя, а мы хотели туда людей запустить, было бы красиво, но нам сказали: там сидят арендаторы, кооператив «Русская душа». Мы, конечно, захотели с ними встретиться. Приходим на встречу, сидят такие приблатненные азербайджанцы, торгуют американскими машинами. На балконе, на пандусах стоят американские подержанные тачки. Азербайджанцы эти, конечно, оказались абсолютно недоговороспособные. «Если че случится с нашими машинами, будете отвечать по полной», - все время нам говорили. 


Короче, мы порядка 40 кватт туда собрали, весь звук, который обслуживал концерты металлистов на стадионах, мы в павильон свезли, свет привезли. На входе поставили девять рэгбистов. Но змеевика, который потом мы поставили уже на следующей вечеринке у нас еще не было. И вот где-то к 11 вечера, вся площадь, от фонтана до «Космоса» плотно забилась людьми, стояла огромная толпа, да и еще и машины. За деньги ведь можно было хоть куда на машине заехать. И вот бедные 40 милиционеров там бегают, вообще не знают, что им делать и как с толпой справляться, фуражки у них падают, дубинки падают, их просто сминает толпа. Регбисты стоят с грозными выражениями лиц, такие а ля бандиты с Рижского рынка, но они тоже ничего сделать не могут, толпа их просто снесла. К часу ночи мы уже перестали продавать билеты, потому что невозможно было контролировать вход. Но вторая касса на главном входе, на саму территорию ВДНХ продолжала работать. То есть люди покупали билеты у Главного входа и дальше пробирались к нам через площадь на вход. 


Охраняло нас все отделение милиции, а когда мы делали второе и третье мероприятие, то мы уже наняли охранное агентство, выстроили змеевик, который сами придумали и испытали, потому что неконтролируемый вход - это страшно. Следующие две вечеринки, да, тоже назывались «Гагарин-парти». Но аппетиты арендаторов росли, все расценки сразу увеличились. С нас уже брали деньги почти за воздух, уже к нам была очередь из тех, кто хотел денег, начался шантаж. Мы поняли, что проще арендовать одно помещение надолго и сделать там клуб. Тогда у нас и родилась идея сделать именно классный техно-клуб. И мы стали искать помещение, где-то полгода искали, потом нашли шикарное помещение, 3000 метров, в саду Эрмитаж, это был театр раньше, там еще Шаляпин пел. И мы открыли клуб «Пентхаус». 


Мы достаточно долго его строили, наконец, построили. Дизайн я придумал, а работы исполняли на «Мосфильме». Я после института немного работал там, у меня остались знакомые. Помещение огромное, надо было там придумать что-то. Если бы мы делали там ремонт настоящий, мы бы никогда не справились с этим. А так я придумал, ну я знал, что декоративным способом, используя студийные технологии, можно создать иллюзию, что все дорого и красиво, а на самом деле, все было сделано из дешевых материалов, но эффектно. 
Вообще этот проект «Пентхаус» объединил очень много людей, которые потом в будущем в разных направлениях , в том числе и в клубных, достигли высот. Все трансовые промоутеры и диджеи выросли из «Пентхауса», такая импровизированная кузница кадров. Кирилл Королев, например, который «Крышу мира» сделал, у нас работал диджеем, а первое его задание было -  укладка плитки перед клубом. Он сделал это, кстати, блестяще, он по образованию архитектор. 


Да, клубов на тот момент вообще не было никаких. Был «ЛиС’С», «Джамп», такие попсовые адские клубы, и «Арлекино», ну и маленький «Эрмитаж» Светы Виккерс, и домашний «Актовый зал» Тани Друбич. Мы, кстати, знаменитую вечеринку «Рейволюция» делали у Светы Виккерс. У нас «Пентхаус» резко закрылся, милиция приехала, мы договор аренды не смогли продлить. Пришлось нашу вечеринку втиснуть в «Эрмитаж», там миллион людей пришли, пришлось сделать баррикаду на вход из скамеек сада Эрмитаж, и люди, перелезали через эти баррикады, машины прямо в сад «Эрмитаж» заезжали, там ужас был какой-то. 


Потом я делал «Аэродэнс» с Тимуром Мамедовым, но это уже отдельная история, а Горобий строил «Титаник». Название «Титаник» - это было рабочее название нашего «Пентхауса». Я так и делал трюм затонувшего корабля, типа затонул старый мир, там паутина, ржавчина, метафора СССР такая, а мы все гуляем и веселимся, пир во время чумы. Нам не хватало денег и журнал Penthouse вложился. Он только появился в России, это было событие, они делали раскрутку, ну и нам пришлось клуб назвать так же, как и журнал. 


После клуба «Ангел» я закончил свою клубную деятельность. Это был уже 1997 год. Я привык быть номером один, а тут началась конкуренция, причем из тех людей, которые ходили ко мне в клуб и просили пустить их бесплатно. И вот они уже в материале, а я много путешествовал, ушел в тусовки, потом начали исчезать какие-то люди, я осознал, что надо с тусовками заканчивать и искать что-то другое. Я, кстати, раньше еще Леше предлагал два варианта вложения денег — клубы и модный формат восточного кафе. Но, конечно, клубы тогда больше будоражили наше воображение, все вечеринки были — полет в космос. 



Чарт:

Nina KravizДекабрь 2016

Все чарты

1.
London Elektricity
Swivel (Electrosoul System Remix)
00:00
00:00

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
мои курсы
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Редактор раздела «Академия»: Сергей Пушкин

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io

академия: корзина

Ваша корзина пуста. Выбрать интересующие вас курсы можно здесь.

Вы выбрали курсов на

4500 ф

Я ознакомлен и согласен с правилами
подписки
на курсы Mixmag Академия.

оплатить
академия: МОИ КУРСЫ

Ваш список курсов пуст.
Курсы можно посмотреть здесь

Оплата прошла успешно.
Перейти в мои курсы

Оплата не прошла.
Перейти в мои курсы