​Пост-интернет

19 сентября 15:16

Музыканты проекта adidas Originals и Boiler Room Future Shift и культ вокруг них возник не на ровном месте. Как и их поклонники, они существуют в принципиально новых условиях. В 2005 их было бы сложно представить на официальном ТВ или в радио-эфире, а сегодня им самим это уже не нужно. Новый локальный андеграунд пусть и впитал в себя западную эстетику, но стал эволюционировать своим путем. Свойственная России анархия в области интеллектуальных прав, отсутствие обычных для музыкальной индустрии лифтов и распространение социальных сетей позволило им создать свою сцену. Такую, где музыкант, журналист и слушатель общаются на расстоянии вытянутой руки и то и дело меняются ролями. Пока сам проект продолжается (уже прошли мероприятия в Казани и Екатеринбурге, 24 сентября в Санкт-Петербурге пройдет последнее мероприятие из этой серии, а 26 сентября в свободном доступе окажется финальный фильм о поколении пост-интернета)   Boiler Room задал несколько вопросов тем, кто формировал отечественную пост-интернет-сцену последних лет — создателей сообществ и диджеев, еще на уровне идей создававших новый музыкальный андеграунд России. Каким они видят себе устройство пост-интернет-сцены? Мы узнали у них. 

Guerilla  — создатель сообщества и журнала Guerrilla, в начале десятых годов транслировавшем новую западную эстетику русскоязычной аудитории и прямо вдохновившим новую волну отечественных музыкантов.

Сергей Сабуров — со-основатель Hyperboloid Records, одного из самых активных и заметных лейблов России последних лет. 

Кира Борисова — одна из создателей творческого сообщества より多くの愛 и горячо обсуждаемых серий молодежных вечеринок VV17CHØU7 и «Скотобойня». 

«Рифмы и панчи»  — главное сообщество в VK, посвященное отечественному хип-хопу. На данный момент в нем состоит больше 600 тысяч подписчиков. 

Boulevard Depo в конце прошлого года посвятил Guerilla целый альбом, заметив, что это «семья, культ и образ жизни, продолжающийся до самой смерти». Тогда, на заре, вы осознавали, что делаете? 

Guerilla: Тогда нашей целью было развлечься и предложить публике то, чего не было. Мы выбирали те темы, за которые не брались серьезные журналисты. Был некий вакуум интернет-культуры, мы вдохновлялись теми процессами, которые происходили на Западе. Черные рэперы, движуха из Америки — эту поляну мы делали более понятной для наших чуваков. Наши ее оценили, попытались скопировать, и родилась совершенно новая культура. Если ты на русском языке будешь подражать Вака Флаке, у тебя не получится Вака Флака, у тебя получится что-то, чего еще не было. 


А насколько вам вообще кажется подходящим термин «пост-интернет»?  

Guerilla: Мне кажется, интернет прошел уже. Сегодня у тебя может не быть компьютера, теперь вещь первой необходимости — смартфон, в котором интернет — это только одно из приложений наряду с Instagram, Snapchat — это все уже не воспринимается как интернет. Пользователи уже не сидят на сайтах, они сидят в приложениях, где уже совсем другая архитектура. Как раз таки это эпоха пост-интернета. 

Сергей Сабуров: Пост-интернет — это про распространение информации. Оно многоуровневое, линейное, многослойное, лишенное стилевых преференций. Это социальный момент больше, чем музыкальный. Все привыкли жанрово описывать музыку, а это наджанровая история, отсюда у многих и возникает путаница. 

Вы относите себя к ней? 

Сергей Сабуров: Это искусственный ярлык, как и любой другой. Продюсерам и музыкантам это вообще не важно.  

Кира Борисова: Мы бы так себя не называли, но если придерживаться вашего описания, то видимо да. Все, что мы делаем, — мы делаем благодаря сети VK, на почве его структуры. Нигде больше нет такого микроклимата, как там, в VK появляется весь новый контент, там же мы находим все таланты. Люди там практически живут, иногда даже не выходя на улицу.  

Новые музыканты последних двух лет действительно отличаются от того, какими они были прежде? 

Рифмы и панчи: Да, теперь благодаря сети легко определить, кто фейк, а кто — нет. Поэтому я доверяю больше музыке, запущенной в интернете, чем продюсерским проектам. Сейчас каждый артист является сам себе продюсером, персоной self-made.  

Кира Борисова: В целом, музыка становится честнее. Люди пишут ее для себя, могут создать десять проектов и так попробовать, и так. В чем разница между старой электронной музыкой и современной: они относились к железу, как к фортепиано, и играли на нем аналогично. А теперь появились новые технологии, ты можешь за одним компьютером сделать все, что угодно. Поэтому новая музыка менее технична, но более душевная, искренняя и, на мой взгляд, именно этим красивая. 

VK с системой пабликов и бесплатным контентом — это действительно уникальная российская история? Существуют ли ее аналоги в мире? 

Guerilla: Мне кажется, что нет, я не слышал, это такая особенность России. Американская молодежь не сидит в Facebook, у них все более атомизировано, каждый следит за своим, им сложно за одной эстетикой уследить. А у нас на основе пабликов западные эстетики и направления выжили и эволюционировали. Плюс — это самоорганизующаяся структура. Ты можешь выстроить себе ленту из вичхауса, рэпа, «пацанских цитатников» и вдохновляющих фоток, типа «Россия без нас» — в итоге сама движуха начинает сама себя подпитывать, образы тиражируется и сходят на нет, либо трансформируется во что-то новое. Ты вытравливаешь изначальный смысл и создаешь новый контекст.  

Кира Борисова: У нас есть свобода в социальных сетях, есть то, чего нет нигде в мире. Считается, что в России люди более ограничены государством, но, с другой стороны, те, кому сегодня по 16-18, они выросли в условиях доступа ко всему на свете. Три-четыре года назад всем было все равно, что загружено в тот же VK. И те, кто в этом соображают, они с десяти лет плавали в этом как в воде, а взрослые даже не понимали, о чем идет речь. Так появилось максимально свободное поколение.  

Сергей Сабуров: В Германии ты не можешь посмотреть половину видео на YouTube, в Китае вообще не о чем говорить. У нас же сложилась инфраструктура пиратского распространения, все это много лет процветало, и народ к этому привык. 

Есть ли вообще необходимость традиционной музыкальной индустрии из такой связки медиа, лейблов и артистов? 

Рифмы и Панчи: Сегодня у нас лично нет возможности делать «традиционное медиа». Мы можем писать пару дней или больше статью, и она просто перекроется новинкой. Поэтому мы уделяем больше внимания публикации новинок. У нас 100000 уникальных человек в день заходят чисто музыку послушать. 

Кира Борисова: Традиционного вида уже, по сути, не существует. Надо смотреть в будущее.  

Сергей Сабуров: Делать как в 1980-е — это глупо, конечно. Социальные сети уже стали традиционным инструментом. Просто традиционные установки апгрейдятся: техно-музыка — для многих сейчас является академической музыкой. А социальные сети появились уже 10 лет назад, можно смело говорить, что это уже стало традиционной системой. Все крупные компании и артисты строят свои планы преимущественно на основе социальных сетей.  

Рифмы и Панчи: Когда будут деньги, будут появляться лейблы, договариваться со СМИ, создавать профильные сайты, но пока хватает VK. Вообще все начинают оттуда. Даже есть такой формат «альбом VK» — восемь треков, документ с архивом альбома и кавер. И этого хватает для слушателей, этого хватает, чтобы собрать первый концерт в Москве и Питере. Большего пока и не надо. 

Как важно регулярно выпускать новый контент? 

Кира Борисова: Есть такая тенденция, что если ты перестаешь что-то делать, перестаешь выпускать новое, то на твое место придут трое и начинают делать то, что ты делал до этого. Твоей аудитории надоело ждать тебя, и она перетекает в другие места.  

Сергей Сабуров: Это расхолаживает фанатов, и они отправляются на какие-то новые платформы.  

Кира Борисова: Помимо этого людям надоедает слушать одно и то же. Ты должен развивать свой стиль постоянно.  

Наконец, должны ли слушатели платить за музыку? 

Рифмы и Панчи: Контент должен быть бесплатным. Деньги музыкант может получать от тех фанатов, которые готовы вносить пожертвования (donations) за его творчество. Концерты, продажи дисков и мерча — на этом должен зарабатывать артист в России, а не с продажи музыки.  

Сергей Сабуров: Я вот понимаю, что музыка написанная, она не из космоса появилась. Понятно, что здесь должна быть какая-то система вознаграждения, основанная на подписке или еще чем-то. 

Кира Борисова: Платить за конкретно прослушивание — мне кажется, это глупо, должны быть какие-то другие способы. Сейчас ты либо закидываешь музыку на платные ресурсы, где их никто не услышит, либо загружаешь их в VK и получаешь популярность. В России это пока не работает. 

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io