Что такое даб

26 августа 15:43

Даб и регги сегодня многим, возможно, кажутся какой-то музыкой из далекого прошлого, но на самом деле это жанры, которые оказали внушительное влияние практически на всю последующую музыку не важно, электронная она или акустическая. Перед грядущей вечеринкой с дабом и рэгги в московском «Кругозоре» которая пройдет 27 августа с участием Мэд Профессора и Тикимэна авторы выдающейся книги «История диджеев» Билл Брюстер и Фрэнк Броутон популярно и увлекательно коротко объясняют почему эта музыка настолько важна.

Еще до появления европейцев араваки называли свой плодородный остров Хаймака, что буквально означало «Остров родников». Когда он стал пиратской столицей семи морей, главный порт острова, Порт-Рояль обрел самую дурную репутацию в мире. Когда на острове появились плантации сахарного тростника, на которых трудились африканские рабы, рабовладельцы могли быть оштрафованы, если бы кто-то из их движимого имущества был застукан за битьем в барабан. Когда же Ямайка родилась заново, освободившись от имперских пут Британии, королем Ямайки стал диджей.

Диджей (на Ямайке - селектор) на одной из танцплощадок Кингстона

На этом тропическом вулканическом острове протяженностью каких-то 200 миль впервые воплотились многие из ключевых нововведений танцевальной музыки. Для многих — регги всего лишь чудаковатая местная музыка, подходящая для бодрых пляжных вечеринок. Но на самом деле это один из самых прогрессивных жанров в истории. Регги был первым жанром, в котором записанная музыка ценилась больше живых выступлений. Важную роль в нем всегда играли продюсеры и диджеи, а не музыканты — большинство из музыкантов были сессионными и нанимались или увольнялись по воле продюсера. И все то, что принес с собой этот жанр — даб-микс, тостинг, версия, саундсистемы и «саунд-клэш» — оказались очень важными. И кроме этих технических достижений, регги является гордым отцом сегодняшней доминирующей формы. Джефф Чанг четко говорит об этом в своей истории хип-хопа «Can’t Stop Won’t Stop»: «У блюза был Миссисипи, у джаза – Новый Орлеан, у хип-хопа была Ямайка».

«В этом небольшом месте возник мощнейший феномен, — поражается Стив Бэрроу из саундсистемы Blood And Fire, мировой авторитет в области ямайской музыки. — Смотришь на Ямайку и не можешь поверить, ведь она такая маленькая, чтобы обладать таким влиянием. Потом думаешь, а как же ремикс? А что по поводу ударных и баса вышедших в миксе на передний план? Что насчет личности диджея ставящего эксклюзивные дабплейты? И никто этого отрицать не может. Большинство технических приемов, которыми оперирует тот, кто стоит за вертушками — они все в той или иной степени были разработаны на Ямайке».


УНИКАЛЬНАЯ ЯМАЙКА

На Ямайке диджей убрал голоса с записей и сам взялся за микрофон. Потом он и вовсе еще больше разделил свои записи на части, выделяя каждый элемент звука. И из каждой препарированной пластинки он сделал еще сотню, каждая с иным переплетением шума. Он построил небоскребы из колонок и заполнил их дрожащим басом и пронзительным дискантом, и свою музыку он использовал как оружие в битве с конкурентами, он построил абсолютно новую культуру танца, танцевальный зал без музыкальных инструментов — всего лишь несколько дабплейтов и звуковая система.

Так выглядела типичная ямайская студия. Все волшебство творилось руками

Ямайская музыка развивалась практически полностью вторя потребностям диджеев, создавая уникальную музыкальную культуру. Важно отметить, что Ямайка стала первым местом, где запись больше не рассматривалась как нечто законченное. Вместо этого в студии она породила целую серию похожих, но чуть отличавшихся версий, служивших исходным материалом в бесчисленных дабах. Таким образом родилось понятие ремикса, это произошло за несколько лет до того, как эта же самая идея начнет пышным цветом цвести среди диск-жокеев игравших хип-хоп и диско.

Сборник классического даба. Селектор ставил музыку, а диджей в это время начитывал в микрофон, заводя толпу на танцах

Другим ямайским нововведением стало начало использования записанной музыки в качестве инструмента, как часть перформанса — то есть использовать запись не как законченное музыкальное произведение, но на манер использования инструмента в группе. Когда пластинка игралась саундсистемой, диджей мог что-то напевать или наговаривать поверх нее, селектор же мог ее прокрутить обратно (слышно) и сыграть ту же часть дважды (то есть сделать «ревайнд»). Он мог пропустить трек через эхокамеры и превратить его в громовые раскаты, использовать громкость для эффектности, или же просто оставить только высокие или же низкие частоты на несколько тактов, чтобы свести танцующих с ума. Человек, ставивший пластинки больше не сидел сложа руки в ожидании пока закончит играть та или иная пластинка; он творчески ее искажал, реагируя на действия танцующей перед ним публики, задействовав все, что было в его распоряжении, чтобы сделать музыку еще более «живой». Услышав как таким образом звучит пластинки, больше не получится просто слушать артиста или песню; ты слушаешь диджейское выступление, то, как диджей оживляет записанную музыку. Это был новый, невероятно захватывающий подход и опять-таки, вплоть до возникновения диско и хип-хопа, нигде кроме Ямайки ничего подобного не существовало.

Ли «Скрэтч»  Пэрри, один из самых известных даб-музыкантов. Веселится за работой

Кроме того, именно на Ямайке студия достигла своих пределов в качестве инструмента как такового. Здесь, на службе у Ее Величества Саундсистемы, продюсер осознал, что он может создавать музыку даже после того, как все музыканты уже разошлись домой — его работа заключается в придании звуку формы просто его записывая.

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io