Как создается Индустрия Звукового Искусства

3 августа 17:17

В конце августа в московском «НИИ» (а точнее в НИИ х Alpbau) пройдет образовательная Ассамблея «Индустрия Звукового Искусства» (ИЗИ), во время которой состоится изучение звука со всех сторон его существования — полевые записи, ритмы народов мира до появления электронной музыки, синтез, мастеринг и многое другое. 

Мы поговорили с создателями и вдохновителями ИЗИ Ассамблеи Ильдаром Зайнетдиновым и Андриешем Гандрабуром о синергии институций, занимающихся изучением звука, силе объединения и новых формах критики музыки молодых продюсеров — анонимном прослушивании их треков.

T

Совсем недавно открылось новое помещение у клуба НИИ — соседнее двухэтажное здание НИИ х Alpbau, которое полностью будет освоено под современное искусство. Расскажите, как так получилось и что в действительности там будет происходить?

Ильдар: НИИ не хватало места для реализации многих задумок. Мы думали о том, как нам обустроить свою крышу и наткнулись на интересные разработки модульных конструкций архитектурного бюро Alpbau. Удивительным образом оказалось, что они владеют соседним с НИИ зданием, которое в данный момент не эксплуатируется. Мы познакомились и поняли, что наши взгляды на культурные инициативы во многом сходятся. Вместе мы решили запустить поп-ап платформу НИИ х Alpbau. Что из этого получится — посмотрим, но хочется сфокусироваться на культурных, образовательных проектах, выставках, вечерних концертах. Конечно будут и классические ночные мероприятия, но гораздо реже.

Чувствуется ли, что НИИ как институция преодолел свой порог посещаемости и теперь требует расширения в культурологическом аспекте? И каковы планы у НИИ и прилегающих к вам тусовок?

Ильдар: Дело не в посещаемости — мы хотим больше науки и искусства, а не просто тусовок. Нам интересны новые форматы культурного взаимодействия, совместного творчества и развития. 

В конце августа в НИИ х Alpbau пройдёт образовательная ИЗИ Ассамблея, посвящённая научному изучению звуку со всех его сторон. Будучи ее создателями, расскажите как долго вы шли к реализации ваших планов создать подобный образовательный форум?

Андриеш: Мы начали обсуждать это еще в декабре 2015 года. Общались в переписке, так как я живу на Бали, а Ильдар в Москве. Встретились мы только в июне. За это время мы пришли к форме Ассамблеи и заручились поддержкой дружественных нам музыкантов, продюсеров и специалистов разной компетенции. Времени, конечно, крайне мало, плюс каждый день мы придумываем какие-то новые фишки и понимаем сейчас, что взвалили на себя гораздо больше, чем предполагали. Но обратного пути нет, придется принять вызов, который мы сами себе придумали. И я бы не сказал, что это мероприятие будет «научным изучением». Это, скорее, выставка навыков и знаний специалистов и деятелей в нашей индустрии. Из научного здесь только лекции и дебаты на разные вопросы. 

Чем Ассамблея принципиально отличается от Синтпозиума, что проходил в Москве в этом и прошлом году?

Андриеш: Синтпозиум — это выставка синтезаторов и близлежащих технологий. Упора на образовательную часть нет, хотя они и двигаются в этом направлении. Конечно, мы пересекаемся как участниками, так и аудиторией. Но Синтпозиум, скорее, показывает синтезаторы и рассказывает про них, а мы показываем, как на них работать. И потом, синтезаторы — это лишь часть индустрии музыкального производства. Только один день ИЗИ Ассамблеи из семи посвящен синтезу. Ну а так, мы плотно общаемся с организаторами Синтпозиума и помогаем друг другу. 

Каков принцип работы ИЗИ Ассамблеи?

Андриеш: Во-первых, ИЗИ Ассамблея — это недельный интенсив. Каждый день посвящен отдельной теме. 7 коротких, но насыщенных лекций, минимум три мастер-класса и одна дискуссия каждый день. Расписание лекций составлено таким образом, чтобы слушатель двигался от исторического контекста определенной темы до последних разработок и тенденций. Потом все переходят в другой зал, где располагается оборудование для мастер-классов, чтобы усвоенная до этого теория легла на практику. В этом зале слушатели узнают то, что они могут реально применить в будущем. 

На обсуждениях же мы спорим, обмениваемся мнениями. Это тоже очень важно, так как это возможность посмотреть на предмет с разной точки зрения. Мы будем обращать много внимания на контекст. Главное понять, что это не курсы, где вас учат как делать музыку. Мы стараемся создать мероприятие интересное как начинающим, так и опытным продюсерам. Всего знать невозможно, а новая информация появляется каждый день. 

То есть ИЗИ — это ежегодное профессиональное событие для тех, кто создает музыку и хочет быть в курсе актуальных идей и практик. Плюс это огромное скопление людей с разных сторон, занимающихся одним и тем же делом. Сколько знакомств, полезных и интересных контактов вы можете там завести, зависит только от вас. Например, на территории Ассамблеи будут стоять столы с мониторами и пультом, где вы сможете сразу попробовать что-нибудь или поджемить с новым другом. То есть мы мечтаем, чтобы посещение Ассамблеи помещало наших гостей в сообщество единомышленников, что само по себе будет развивать индустрию.

Чем вы руководствовались, отбирая спикеров?

Ильдар: В первую очередь, мы привлекаем реальных активных деятелей индустрии, людей, которые проверены временем и пропитаны любовью к музыке и сцене. Второй важный нюанс — человек должен быть не просто профессионалом своего дела, но и уметь рассказать об этом интересно и доступно. 

Андриеш: Но не стоит ждать от всех профессионально поданной лекции. Все-таки мы зовем в первую очередь профессионалов в музыкальной теме, и кто-то может быть не такой талантливый оратор, но его мнение и экспертиза крайне интересны. 

Какие цели преследует ИЗИ Ассамблея? Просветительские? Развлекательные? Или же это такой большой проект по объединению всех тусовок в одну?

Ильдар: Мы верим в то, что взаимодействие способствует развитию, поэтому очень хотим в первую очередь объединить всех участников сцены — начиная от прокатчиков звука и синтезаторных гуру до студийных инженеров и владельцев лейблов. Мы хотим, чтобы люди обменивались опытом, знаниями, идеями. Немаловажный аспект — быть в курсе актуальных методик создания музыки, и ИЗИ будет предоставлять возможность получить этот информационный срез в наилучшем виде.

Расскажите о правилах участия в Ассамблее.

Андриеш: Правила простые, надо заполнить анкету — заявку, она размещена на нашем сайте. Нужно ответить на вопросы и приложить ссылку на свой трек. Это обязательное условие, таким образом мы понимаем, что желающий имеет хоть какое-то представление о том, как делается музыка. Трек может звучать на совсем начальном уровне, это не конкурс на «качество», скорее, так мы хотим понять, как мыслит человек. После отбора заявитель получает письмо, в котором находится ссылка, где можно оплатить курс. Также до 5 августа мы отберем пять «бесплатных» слушателей, тех, кому мы хотим подарить участие в Ассамблее.

В учебном плане есть очень любопытный пункт — саундкрит. Можете расшифровать, что это такое? 

Ильдар: Этот неологизм происходит из слов «sound» и «critic». Треки участников Ассамблеи будут публично прослушаны компетентными критиками звука. Однако, имена их создателей не будут называться. 

Андриеш: У начинающих продюсеров много проблем. Одна из них — неуверенность в себе. Другая — самоуверенность. Вот написал ты композицию, свел и отмастерил. Давать слушать друзьям нельзя. Они либо будут хвалить, потому что ты их друг, либо не будут относиться к этому серьезно, потому что ты их друг, или будут тебя критиковать, потому что друг, а ты их будешь за это ненавидеть. Приобрести уверенность или наоборот поможет анонимное обсуждение твоего трека. 

Только ты будешь знать, что сейчас чихвостят твое произведение, причем максимально объективно. Ей-богу, это отличная возможность. Если бы мы мне кто-то когда-то авторитетный сказал — «Старик, честное слово, не туда ты идешь в смысле звука» — возможно, жизнь совсем по-другому бы пошла. 

Кроме Cаундкрита у нас еще предусмотрено такое интересное мероприятие как «Деконстракт». Это время для препарирования музыкальных композиций. Мы будем разбирать по кусочкам как современные треки участников Ассамблеи, так и классические произведения. 


 


Андриеш: Именно! Например, в течение одного учебного дня перед участниками Ассамблеи выступит и теоретик электронного звука Андрей Смирнов, и преподаватель Московской Консерватории, специалист в области психоакустики звука Алексей Наджаров, и знаток модульных синтезаторов Фёдор Веткалов, тем же вечером, они будут обсуждать острые темы вместе с музыкантами OID, Ol, Poima и Buttechno. Должно быть интересно. Честно говоря, перед тем как мы начали формировать расписание, мы не представляли масштабов индустрии и количества институтов на тему музыкального производства. Поэтому мы до сих пор верстаем план, туда добавляются новые темы и имена буквально каждый день. Мы стараемся обо всех немного рассказать на нашей страничке в facebook.

Можно ли считать, что ИЗИ Ассамблея — это первая попытка некоторой синергии между институциями, которые никогда тесно друг с другом не сотрудничали?

В продолжение разговора об агрегации — Андриеш, не так давно вы презентовали свой проект ШУМ, в состав которого входит немалое количество электронных музыкантов. Какими силами создаётся конечный продукт при участии такого количества рук? 

Андриеш: Силой месенеджеров. Сообщения, сообщения, сообщения и вот — готово. Точнее, мы, конечно, встречаемся все вместе, обсуждаем и репетируем, но только когда, например, уже стоит дата выступления. Мне нравится такой подход, если есть дата и чувство неминуемости, это подстегивает и все силы мобилизуются. Кстати, на ИЗИ будет такая тема: Креативные методики. А на Дне открытых дверей, который пройдёт в НИИ 10 августа: Структурирование творческого процесса. Эти темы, как и все обсуждения, будет вести Дмитрий Устинов.

Предполагает ли ИЗИ Ассамблея некоторую серийность — когда ждать продолжения? И какого ждать продолжения? 

Ильдар: Этот эксперимент покажет, насколько такие мероприятия сейчас реально нужны. Если все пройдет удачно — ИЗИ будет проходить ежегодно. Подумываем и о региональных выездах, мастер-классах выходного дня. Помимо этого, мы будем создавать новые образовательные форматы — например, у нас есть инициатива под названием «ИЗИ join room». Это формат интеграции в фестивали — создание поп-ап среды для взаимодействия и создания музыки. Мы делали это на Синтпозиуме и довольны первым результатом. Серьезно готовились к Outline, но по известным причинам это не состоялось, но уверены, что все впереди.

{"width":750,"column_width":750,"columns_n":1,"gutter":0,"line":24}
false
767
1300
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt"}

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io