Ломая рамки, путая сознание...

20 июля 11:56

T

21 июля, в рамках музыкального форума «Selector Pro» во дворе Института «Стрелка» покажут фильм «Человек из Mo’Wax», посвященный его руководителю – диджею и продюсеру Джеймсу Лавеллю. Но не только ему, а и многочисленным артистам, которые вращались во вселенной Лавелля. Перед показом фильма мы решили опубликовать ту самую статью Алексиса Петридиса, в которой впервые употребляется термин «трип-хоп». Статья эта была опубликована в июне 1994 года в журнале Mixmag. Атмосферу того времени она передает по-прежнему прекрасно. 

«На данный момент это просто охрененная музыка!

— восклицает Марк, который отвечает за ассортимент техно-пластинок в магазине Happy Daze Records на острове Уайт. — Весь материал просто учетный! La Funk Mob, RPM, это нереально круто».

Он имеет ввиду не последний релиз какого-нибудь «Техно-Убийства vol. 12» или десятидюймовку «Майн фюрер панталонен». Он имеет ввиду новый вид хип-хопа. Еще каких-то шесть месяцев назад услышать что-то подобное о хип-хопе от техно-задрота было попросту немыслимо. Биты были слишком медленные, а слова и читка были несовместимы с весельем на танцполе, и, скорее, подходили для комнатного времяпрепровождения. Хип-хоп был сам по себе полноценной культурой и музыкальным жанром, который олицетворяли американцы, одержимые пушками и девками с большими сиськами. Но теперь все круто изменилось. В лондонском бастионе техно — магазине Fat Cat Records эти пластинки с новым хип-хопом разлетаются словно горячие пирожки, а техно-гуру вроде Марка Дейза или Энди Уэзеролла внимательно следят за этим новым звучанием, в то время, как хаус-продюсеры типа Slo Moshun начали замедлять темп своих новых треков, и осознавать, что жизнь куда интереснее, чем прямобитный фашизм. 

Заглянем в пятницу в лондонскую цитадель транса — на вечеринку «Sabresonic», там как раз за вертушками играет Боб Джонс, когда-то начинавший с того, что ставил соул и джаз. Честно говоря, немного становится удивительно, но Джонс ставит весьма странную музыку. Медленные и хрустящие хип-хоп-биты, вокала нет, просто странные крутящиеся звуки, наложенные поверх ритма. Звучит все так, словно закинулся кислотой на хип-хоп-концерте. Странно. 

Это — трип-хоп, ловкий сплав битов, сверхжирного баса и одержимости потусторонними звуками, которая обычно присуща пластинкам с эйсид-хаусом. Музыка эта вышла из пригородов, а не пришла с улицы, и здесь не нужно быть американцем, чтобы эта музыка звучала убедительно и достоверно. Все, что тебе нужно — это дикие биты и обалдевшие звуки, и у тебя появляется шанс сделать с хип-хопом крутейшую штуку впервые за очень долгое время. Прямо сейчас домашние мальчики в своих комнатах вершат инновацию, отправляя хип-хоп в трип, создавая его по американской кальке с резкими битами и головоломными рифмами. И началось все с одной странной пластинки. 

Впервые об «In/ Flux» заговорили в конце прошлого года, когда эта пластинка вышла на лейбле Mo’ Wax, на котором издается разного рода странная и приджазованная электроника. 12-минутный «In/ Flux» по ощущениям был похож на эмбиент или «умное» техно. В нем присутствует смешанные bmp, осколки вокальных сэмплов, захватывающие струнные и причудливые мелодии, плюс парящие странноватые звуки, которые по ходу дела то возникают, то исчезают — все сделано с той целью, чтобы ваш мозжечок съехал с катушек. 

Нет никакого сомнения относительно его связей с хип-хопом — медленные (именно что медленные), будто обкуренные биты и скрейтчи этому могут служить доказательством. Это хип-хоп в камере сенсорной депривации, обладающий мистическим вайбом, и хватает буквального одного прослушивания, чтобы сказать — «это прорывная музыка». Это, черт бы его побрал, самый настоящий музыкальный трип. 

«Кислоту я не употребляю, — заявляет DJ Shadow, и добавляет, что может и без этого легко просидеть в студии часов 30. — Когда я работал над „In/ Flux“ люди говорили мне, что музыка может дать тебе похожие эмоции. Я всегда хотел сделать такой трек, не обращая внимания на неписанные правила хип-хопа». 

Этот 21-летний калифорниец просто расставил несколько битов на свое усмотрение и принялся использовать сэмплер в качестве безграничного инструмента, накладывая мелодии, придумывая звуки и набрасывая крошечные фрагменты вокала там, где ему хотелось. 

«Все дело в бите, 

— объясняет Шэдоу. — У меня редко бывает так, чтобы в голове крутился музыкальный луп. Когда я сажусь в студию и принимаюсь за работу, то всецело отдаюсь эмоциям».

Результат — хип-хоп, которого обошла очередная мода на рэп-сцене на Западном побережье. У этой музыки вообще нет никакого сходства с Доктором Дре, Снуп Догом или кем-то еще из их тусовки. И вместе с этим, такая музыка не уходит в другую крайность — в джаз или что-то близкое к тому, что записывают японские артисты по другую сторону океана. Как же у Шэдоу получилось избежать каких бы то ни было влияний? Элементарно. Их у него нет вообще. 

Выросший в Дэвисе, Калифорния, небольшом коттеджном городке примерно с 40 000 жителями, из которых ровным счетом никто не понимал, что такое хип-хоп, в седьмом классе Шэдоу крепко сдружился с одним парнем, которому нравился рэп. В его городе не было никаких локальных вечеринок, на которых Шэдоу мог бы диджеить, поэтому пункт «работать на потеху публики» в его условном списке «Что мне нужно сделать сегодня» попросту отсутствовал. То, что он был домашним затворником, сам Шэдоу сегодня считает своего рода благословением. 


«Мне кажется, что единственная причина, по которой я мог развивать что-то свое заключается в том, что мне не нужно было ни с кем конкурировать», — простецки говорит он. 

Побаловавшись несколько лет с четырехдорожечным магнитофоном, сразу же после того, как немного стихла истерия вокруг хип-хопа, 18-летний Шедоу подумал, что теперь ему есть что предложить и решил выйти на арену. Он сделал ремикс на Zimbabwe Legit «Doin’ Damage», и этот ремикс в свою очередь зацепил босса лейбла Mo’ Wax и большого фаната джаза Джеймса Лавелля. 

«Это здорово меня изменило, — говорит Лавелль. — Джазу не хватало силы битов. Как раз с этим у Шэдоу было все в порядке». 

Лавелль убедил Шэдоу, который что-то краем уха слышал об эйсид-джазе и хаусе, что тому срочно необходимо что-то выпустить на его, Лавелля, лейбле. Так свет увидела пластинка «In/ Flux». Теперь же артисты, вроде парижского проекта La Funk Mob и RPM, превратили Mo’ Wax в один из самых прогрессивных лейблов в Британии. Это хорошо заметно по магазину Fat Cat Records — главному месту техно-музыки Лондона. 

«Все эти релизы Mo’Wax очень, очень популярны, 

— говорит Энди из Fat Cat. — Это лейбл очень широких взглядов».

ТОП 10 
ТРИП-ХОП ТРЕКОВ
 

(июнь 1994)

Послушайте «Parisian Funk Technicians» от La Funk Mob с их пластинки «Tribulations Extra Sensorielles» и сразу поймете, почему эта музыка пользуется сейчас такой популярностью. Или же обратите внимание на RPM и их новый сингл «2000». Здесь все начинается с эмбиента, прежде чем обернуться волнами коротких битов и странновых эффектов, среди которых есть и азбука Морзе, кусочки хэммондовского органа, сообщения с мыса Канаверал и бог знает что еще. На лицо одержимость оригинальными звуками, ранее неслыханная в хип-хопе, сфокусировавшемся на рифмах, и обычно чаще встречаемая в хаусе и техно. 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

DJ Shadow

In Flux

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Мы очень вдохновляемся звуком, — подтверждает Стеф, который вместе с Джо 2000 и Эджеем составляет брайтонский коллектив RPM. — Это может быть все, что угодно, но, скорее, этакий дрейф от эмбиента куда-нибудь в область битов». 

Марк из Happy Daze с ним соглашается. «Эта музыка столь же экспериментальна, как хаус и техно. Мы такую музыку легко продаем вместе с техно-пластинками». 

Dust Brothers

Chemical Beats

Стоит отойти в сторону от ядра трип-хоп-музыкантов, и можно обнаружить большое количество британских музыкантов, попавших под влияние этого звучания. Возьмите, например, проект The Dust Brothers (в дальнейшем они стали известны как The Chemical Brothers — прим. пер.), одного из самых интересных современных проектов в Великобритании. Музыканты свой интерес к этому звучанию показали на «Chemical Beats» или в ремиксе на «Like A Motorway» Saint Etienne, в котором можно услышать странновато звучащий транс, соединенный с галопирующими ритмами хип-хопа. «Братья» быстрее, чем Шэдоу. 

«Мне очень нравится то, что делает Шэдоу, — восклицает Том из Dust Brothers. — У него очень странный подход к хип-хопу. Мне нравятся треки, которые слушаешь и у тебя возникает чувство, будто ты под чем-то, хотя на самом деле нет». 

В точности, как и Шэдоу, парни из Dust Brothers выходцы из пригородов (Том из Хенли-он-Темс, а его партнер Эд из лондонского пригорода Далвич), оба большие фанаты раннего хип-хопа, и они никак не пересекаются с британским хип-хоп-сообществом. Как и на всех первопроходцев, на Dust Brothers важное влияние оказали две музыкальные формы — эйсид-хаус и хип-хоп, который одинаково действует и на голову и на ноги. 

Сюда же можно отнести и Энди Уэзеролла. Смешение музыкальных стилей никогда не было проблемой для него и его Sabres of Paradise. В одном из синглов проекта, «Theme», отлично совмещены скользящие биты и ускоренная гитара. Если продолжать список дальше, то нельзя не отметить причудливых австрийских двойников Simon and Garfunkel — Крудера и Дорфмайстера и их пластинку «G-Stone», или же экзотически звучащих Fila Brazillia, хотя на самом деле за этим проектом скрываются двое парней из Халла. А еще есть японский бибой DJ Krush, который в качестве влияния указал Шэдоу на своей последней работе «Krush». 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

RPM

2000

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

DJ Krush

Krush

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

St Etienne

Like A Motorway

(Dust Brothers remix)

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Sabres Of Paradise

Theme

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Fila Brazillia

The Sheriff

Трип-хоп стал первым примером, когда нечто хип-хопообразное добилось уважения и доверия повсюду, кроме США. За исключением британского хип-хоп-продюсера Underdog, весь английский хип-хоп казался пустым и фальшивым, пытаясь подражать американским коллегам. Как Том из Dust Brothers заметил: «Британский хип-хоп ведь не совсем британский, да? Очень сложно найти кого-то в Великобритании, кто мог бы делать убедительный рэп». 

В этом с ним полностью согласен Джеймс Лавелль. 

«Британскому хип-хопу не хватает лирических навыков американских коллег, но у британских парней круто прокачена музыкальная составляющая, — говорит он. — Они знают музыку. Они находятся на шаг впереди. И теперь они могут делать свой собственный стиль, и им не нужно ничего копировать». 

Избавившись от вокала, и внедрив в музыку своеобразную триповость, трип-хоп по всему миру обрел собственный голос. 

Вряд ли скажешь точнее, чем Стеф из RPM. 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Bubbatunes

This Is Just A Dance

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Kruder & Dorfmeister

G-stoned EP

«Мы не про то, что приходит из Америки, мы делаем что-то свое. Ты ограничиваешь себя работой с вокалом. Рэпперы нам не нужны. 

Мы создаем звуки — это наш голос». 

КТО ТАКОЙ 

ДЖЕЙМС ЛАВЕЛЛЬ?

«Все, что касалось Лавелля, выпускалось ограниченным тиражом. Как тогда, так и сейчас. За сленгом и жаргоном вечного подростка скрывался его острый ум. И из этого вечного подростка он выстроил успешную карьеру. Лавелль занимался всем. Он был диджеем, лидером всей сцены, музыкантом, продюсером, руководителем звукозаписывающей компании — но, прежде всего, он легко заводил знакомства и связи, нити которых тянулись по всему миру.

В Нью-Йорке он был знаком с Beastie Boys и граффити-художником Futura 2000 (который и сделал ему татуировки). В Токио он сошелся с группой Major Force и дизайнером Nigo, который запустил линию одежды A Bathing Ape. Он поддерживал Massive Attack в Бристоле. Он тусовался вместе с Oasis и уговорил Тома Йорка и Джарвиса Кокера поучаствовать в записи его альбомов. Слово Mo’ Wax стало синонимом чего-то крутого — глобальной комнатой, заставленной всеми теми вещами, которые так любил Джеймс Лавелль. Там были его пластинки, плакаты «Звездных Войн», его редкие игрушки, его кроссовки. Но Mo’ Wax, к тому же, был творческим центром, осью в этом сумасшедшем мире, этакий вариант Factory Records девяностых. «Ты был умным человеком из рабочего класса, все кругом тусили и все хотели делать милые сердцу сумасшествия, — рассказывает Лавелль. — И, на мгновение, это казалось вполне осуществимым».

Дом Филиппс, «Супердиджеи: триумф, крайность и пустота» («Белое яблоко», 2012)

{"width":750,"column_width":750,"columns_n":1,"gutter":0,"line":24}
false
767
1300
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt"}

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io