Nocow: когда бит убивает быт

9 июня 13:41

В любое время на российской музыкальной сцене были свои «главные» люди: те артисты, которые невзначай создавали своими руками образ и звучание нашей современной музыки. На тот момент, когда в 2014 году вышел первый релиз на «ГОСТ ЗВУК», Алексей Никитин уже успел выпустить приличное количество пластинок на всевозможных лейблах, а его музыка не один раз облетела вокруг света. Сейчас, выпустив великолепную «Letit EP» на лейбле Royal Oak, Алексей по-прежнему продолжает наглядно показывать всему миру, почему скоро наступит время нашим музыкантам войти в высшую лигу. Mixmag решил получить все ответы о том, кто, что и почему скрывается за псевдонимом Nocow.

T

Наверное, мало кто знает всю твою историю становления как музыканта. Тобой тогда двигал интерес или нечто иное?

Если вообще с самого начала начинать, то придется целую биографию написать. Для меня просто интерес - это совсем другое, нежели профессиональное занятие музыкой. Лет в 14 у меня была рэп-группа, мы в «Балтийском клане» принимали участие, хотя сейчас многие и не знают, что это такое. Я не могу сказать, что это всё очень важно было с точки зрения «начала», только когда музыка перестаёт быть хобби, вот тогда можно назвать себя профессионалом. 

Примерно года три назад я начал заниматься только музыкой. До этого постоянно делал что-то другое. Но всё-таки отправной точкой я считаю момент, когда мы с Flaty и Fama Eightyseven собрали группу Wax Paper Cup. Недалеко от Питера есть посёлок Лебяжье, на берегу Финского залива, мы там все вместе выросли. Мы тогда делали битс-музыку, даже один релиз вышел совместный. Можно сказать, что именно тогда что-то началось.

Как за всё это время менялось твоё собственное восприятие музыки? Склонен ли ты вообще переосмысливать услышанные записи?

Есть какие-то вещи, которые переслушиваешь всю жизнь, я вырос на хип-хопе и это до сих пор на меня как-то влияет, потому что сам дух остался. Могу засемплировать каких-нибудь рэперов и вставлять в свои треки, хотя там bpm далеко не как в хип-хопе. В юности музыка часто делится на крутую и не крутую, сейчас такого, конечно, нет — я слушаю вообще всё. А вот переосмысление своей собственной музыки - это вообще длинный разговор, я очень самокритичен, это и хорошо и плохо. С одной стороны, помогает двигаться вперед, но в тот же момент вводит в ступор, ты сам себе ставишь препятствия. По мне не столько важно, как меняется отношение к моей музыке, важнее, как я отношусь тому, что делаю здесь и сейчас. Со временем что-то мне перестаёт нравиться, а над чем-то в итоге можно просто посмеяться — это всё путь проб и ошибок.

Был момент, когда я подписал эксклюзивный контракт с лейблом, то есть они принимали все решения по поводу любых моих релизов. И в тот же момент мне написали с другого лейбла, ну я и решил, пускай там сами разбираются, и переключился на будущую работу. Так они и нарешали, что мои босы покидали им, что не жалко, и релиз вышел. Я спустя время контракт разорвал в конце концов, но меня этот пример хорошо научил, что к каждому своему релизу нужно подходить серьёзно.

Как ты вообще относишься к подобным ограничениям со стороны лейблов?

Мне кажется, что здесь важно понимать свои внутренние ощущения, у творческих людей это очень развито. По моему опыту получается так, что если речь заходит о работе с серьезным лейблом, нюансов очень много. Здесь нельзя опираться только на логику и здравый смысл. Если у лейбла есть интерес к тебе, то можно с ним вести диалог и иногда можно пойти на уступки. А если лейбл хочет выпустить что-то, что тебе дико не нравится, ну не отправляй ты им то, что тебе не нравится. В данной ситуации необходимо понимать интересы и опыт других людей, потому что лейбл - это огромный механизм, и часто видение самого артиста идет вразрез со стратегией лейбла.

У меня есть пример, как человек выпускал определенную музыку, допустим, писал только хаус. А когда он начал делать что-то другое, лейблам это стало не нужно, вот из такого сложно выбраться очень. Поэтому я вообще не люблю однозначных жанровых тэгов, сегодня все техно-продюсеры, а если ты делаешь что-то не похожее на всех, то тут уже намного сложнее.

«Нельзя стоять на том же месте, иначе это превращается в деградацию»

В одном из интервью ты говорил, что для тебя очень важно собственное развитие в качестве музыканта и человека. В чем это выражается?

Сейчас я тебе точно скажу, что чем больше времени проходит, тем меньше ты понимаешь в жизни. Даже если у тебя всегда есть какое-то дело и красивый ты, и молодой, и техничный, и перспективный, но обязательно будет какая-то фигня, которая покажет тебе, что ты полный профан и вообще ничего не понимаешь. А в тот же момент бывает, что особо не углубляешься в детали и выходит гораздо лучше, чем когда заморачиваешься.

Для меня развитие заключается в том, что нужно понять, кем и чем ты хочешь быть, а после этого приложить все усилия, чтобы двигаться в этом направлении и не останавливаться на достигнутом. Потому что нельзя стоять на том же месте, иначе это превращается в деградацию. Нужно постоянно подтягивать себя вверх.

Как мне кажется, что касается развития в искусстве — это очень длительный процесс. Но если ты занимаешься каждый день музыкой, у тебя ну что-нибудь да получится. Вообще, в результате камнем преткновения являются амбиции. Я видел много примеров, когда люди, чья музыка была ни на что не похожа, после первых отказов прекращали заниматься этим. Одно дело говорить, что и как делать, но намного сложнее действительно следовать этому. В этой точке часто рушится всё, потому что очень важно для себя понимать, насколько далеко ты готов зайти. 

Когда наступает момент, что надо платить за квартиру, хочется хорошо одеваться и прочее, люди, скорее всего, делают выбор в пользу денег и офиса. Без внутреннего созревания ничего не получится, должен сформироваться тот ты, который понимает, что либо ты делаешь что-то настоящее, либо ты выбираешь обычную работу.

Как оцениваешь роль медиа в музыкальном мире?

Есть определенные издания зарубежные, и они продвигают своих местных ребят, в основном, и многие их обвиняют в том, что это неправильно. Но я считаю, что это так и должно быть. Раньше вот было время, когда в Питере люди шли на русских диджеев активнее, чем на зарубежных. Если говорить объективно, то в электронной музыке у нас всё достаточно плохо в этом плане.

Наверное, тут надо надеяться только на наши СМИ? Ведь пока никто не будет двигать музыкантов здесь, никто о них просто не сможет узнать.

Слушай, вот я специально этого не говорил, но на самом деле, это предмет очень ярых обсуждений. По идее, нельзя музыкантам скидывать ответственность на СМИ, но объективно только с их помощью мир может узнать об артистах, в противном случае этого не происходит. А тут получается, что я узнаю о выходе альбома у музыканта, которого я знаю, из новостной ленты друзей. За последнее время Boiler Room помог нашей сцене больше, чем мы своими силами. Я вот сейчас узнаю, например, что наши ребята издавались еще кучу лет назад на крутейших лейблах, но я это узнал, потому что зашел на Discoqs и потратил кучу времени. К сожалению, андеграундной музыкой интересуются до определенного возраста, в клубах не встретишь толпу людей за 50, хотя в Берлине это норма. Всё потому, что у нас музыка воспринимается как баловство, поэтому тут должно само отношение поменяться как у музыкантов, так и у СМИ. В итоге у нас всё, что за рамками премии Муз-ТВ, просто не существует и другой музыке приходится как-то выживать.

Почему при таком огромном потенциале мы до сих пор не сформировали множество новых направлений и т. п.?

Это может, конечно, немного некорректно звучать, но есть такая фраза у Чехова: «Надо выдавливать раба из себя по капле каждый день». Возможно, многое кроется в нашем сознании, менталитете, в нашем наследии. Есть до сих пор люди с «крепостным» складом ума, когда мужики недельную работу выполняют за бутылку водки. Если говорить о русских сейчас, на постсоветском пространстве многие боятся Запада. Мы по-прежнему изолированы от мира в какой-то степени, но мы не перестаём вдохновляться западной культурой. В итоге получается диссонанс, потому что, если мы подражаем, то мы всегда опаздываем. Но сейчас настал момент, когда появляется в нашей музыке определенный культурный мелодизм, это особенная штука, которую не надо выдумывать, просто нужно сфокусироваться на своей индивидуальности и дать ей проявить себя.

«Артистов катастрофически мало по сравнению с количеством людей в нашей стране»

Выскажись по поводу наших музыкальных объединений: кто всё делает правильно?

Все, кто пытается делать что-то своими силами, вместо того, чтобы сидеть дома и пить пиво — они все молодцы. Был как-то в Минске фестиваль, организатор первый раз в жизни собрал много артистов, получился полный винегрет, может быть, я недоволен как музыкант и прочее, но он много сил потратил на это. А НИИ сколько существует уже, там целая формация, у них тоже много своих проблем, но им всем можно только поаплодировать. Про «Арму» вообще всё понятно. У нас в Питере Roots United, конечно же: скоро у них будет фестиваль Present Perfect, еще ребята лейбл запустили. 

Испытывает ли наша музыкальная тусовка нехватку свежей крови?

Я недавно задумался над этим, музыканты в принципе есть, но так, чтобы это было заметно... Мне кажется, для нашего времени всё должно кипеть вовсю, но пока всё на уровне междусобойчиков. Артистов катастрофически мало по сравнению с количеством людей в нашей стране. Нам необходимо себя убедить в том, что мы на что-то способны, а это мы уже возвращаемся опять к тому, что нужно относиться серьезно к своему делу. Один пример с Ниной Кравиц чего стоит.

Тебе не кажется, что как раз из-за «междусобойчиков» наша сцена так медленно развивается? То есть многие просто не выходят дальше своих тусовок.

Ну тут дело в уже заложенной природой конкуренции, когда ты сам еле-еле функционируешь, потому что тут два с половиной клуба и прочее. Ты не можешь подтягивать народ до тех пор, пока сам не залезешь на вершину. Я не против позвать поиграть на любой фестиваль с собой кого-нибудь, но покажи мне хоть одного промоутера, который это всё оплатит? Ну а что касается комьюнити, почти всегда и везде так: образуется тусовка, и крутятся одни и те же имена, а иногда откровенно не замечают кого-то. Такое ощущение, что это как племена, поэтому они и не пересекаются.

«Быть музыкантом это ни разу не сплошное веселье, куда легче в офисе работать»

Ты говорил, что слушаешь очень много разной музыки, что ты ищешь в ней для себя? За что она тебя цепляет?

Мне кажется, я не так уж и много музыки знаю. В этом смысле я не диджей и не диггер, потому что это целая философия, нужно жить этим, а еще находить время на то, чтобы со своей музыкой разобраться, плюс ты же не просто музыкант, ты еще звукоинженер.

Я считаю музыку высшей формой искусства. Знаешь, вот, когда включаешь песню, и она в тебя попадает, то ты можешь и рыдать, и чувствовать прилив счастья... По словам Колтрейна, музыка меняет сознание человека, и тут я полностью могу с ним согласится.

Часто, когда люди взрослеют, многие ведь теряют интерес к музыке и искусству, правду говорят: «быт убивает бит». Шутки шутками, но если бы люди знали, что их ждёт на этом пути, многие бы даже не начинали. Я вот советую Станиславского на этот счет почитать, мне очень помогло в своё время и сейчас помогает. Быть музыкантом это ни разу не сплошное веселье, куда легче в офисе работать.

Опиши процесс написания своих композиций.

Со временем все эти принципы меняются, например, раньше я сразу удалял какие-то проекты, если они мне не нравились с самого начала, теперь я от этого отказался, потому что так терялось очень много интересных идей. Любые методы могут работать, всё зависит от настроения и времени, тут лучше не думать. Всегда надо слушать внутренний голос и следовать ему, самое главное — это отражать свои чувства через музыку и освободить себя от каких-либо рамок, благо технологии позволяют делать практически что угодно. Короче, просто сядь и езжай. Вроде бы Моби говорил: «Если вы напишете 100 треков, возможно, у вас что-нибудь получится. Но если вы их не напишете, то у вас точно ничего не получится».

Как ты для себя определяешь понятие таланта?

Если посмотреть на последние работы Пикассо — может показаться, будто он с ума сошел или это вообще детские рисунки. Кто-то скажет, что это не талантливо, но, по сути, он просто перешел от академической школы к своему стилю и выразил себя так. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но талантливый человек, который не работает, точно ничего не достигнет. Мне кажется, ключевое звено — это характер. 

Будут ли в скором будущем появляться какие-то кардинально новые жанры в музыке или же сейчас нас ждет лишь смешение старого?

Мир перезаполнен ненужной информацией и практически невозможно никого удивить. Как мне кажется, всё идёт по принципу упрощения, поэтому смешение стилей будет продолжаться, потому что оно еще не закончилось в том плане, чтобы люди перестали разграничивать для себя «достойные» и «не достойные» стили. Многие новые формы в искусстве, которые сейчас появляются, основаны на переосмыслении старого, но от этого не менее интересны.

Видишь ли ты необходимость в музыкальной грамотности в наше время?

Был как раз случай на одном из фестивалей, когда к нам с ребятами вдруг подсел еще один парень и сказал, что для него музыканты без образования не музыканты вообще. Человек, конечно, имеет право на такую точку зрения, но ведь сегодня подавляющее количество очень крутых электронщиков не имеют ни малейшего музыкального образования. Потому что его отсутствие, по сути, никогда не было препятствием для написания музыки, посмотри вон на африканцев, которые по банкам колотят так, что душу разрывает. Хотя в то же время многие люди с образованием боятся писать музыку и не имеют понятия, как выйти за рамки академического подхода, не говоря о том, что издать свои записи для них вообще невозможно, потому что они в ступоре. Одно дело в оркестре играть (хотя и туда еще попасть надо), а совсем другое, когда сам берешь всю ответственность на себя и создаёшь что-то. 

6 самых любимых альбомов:

1 Aphex Twin — Selected Ambient Works 85–92

Если бы у меня был выбор, оставить себе только один релиз на необитаемом острове, на котором я проведу остаток жизни — это был бы он. Вообще, для меня Aphex — это символ электронной музыки.

2 Mr Fingers ‎– Introduction

Ларри Хёрда люблю не меньше Ричарда и слушаю практически каждый день. Когда слушаю его музыку, мне становится хорошо, в любом случае, без вариантов. Я бы его тайком протащил на тот необитаемый остров.

3 Два альбома: Omar-S ‎– Thank You For Letting Me Be Myself и The Best 

Выделяю оба, потому что хотел бы еще больше, но два, ведь это не намного больше, чем один. Названия обоих альбомов выражают наиболее точно, что я люблю и ценю в Алексе.

4 Actress ‎– Splazsh

Один из самых значимых для меня релизов (и продюсеров) современной электронной музыки. Мне трудно подобрать слова для описания, потому что в случае с Actress, все образы весьма абстрактны и моментально ускользают, как только пытаешься придать им вербальную форму. Но, при этом, оставляют весьма значительный след. Если сравнивать музыку с магией, то это тот самый случай.

5 Nate Dogg – G-Funk Classics Vol. 1 & 2

Диск, без которого машина не едет. Я с детства полюбил рэп с Западного побережья, а если быть точнее, то G-funk и его ярчайших представителей, а если еще точней, то первым для меня был Snoop. А за тем я открыл Nate Dogg. На сегодняшний день, это мой любимый исполнитель. Очень жаль, что он так рано ушел.

6 Ol’ Dirty Bastard ‎– Return To The 36 Chambers: The Dirty Version

Лучший рэпер в мире. Мне кажется, что он раскрылся глубже всех как эмси, это за гранью добра и зла. Этот альбом — яркое тому подтверждение.

{"width":750,"column_width":15,"columns_n":2,"gutter":720,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt"}

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io