Проект-конструктор Tyoma

1 июня 13:07

Фото:

medvedew.me

Российский продюсер Артем Харченко, после довольно долгого молчания, весной этой года презентовал свой новый проект — Tyoma. Проект уже обзавелся концептуальным лайвом и дебютным альбомом, а идеолог и художественный руководитель Tyoma говорит, что это только начало. Mixmag решил выяснить подробности. 

T

Около входа в московский клуб «Конструктор» примерно в час ночи в субботу в очереди гудит толпа. Всем непременно нужно успеть оказаться внутри как можно скорее, ведь с минуту на минуту там начнется шоу, вокруг которого за несколько недель до события в социальных сетях планомерно нагнетались ажиотаж и таинственность. Неожиданно заухавшие внутри клуба ритмы приводят довольно длинную очередь в броуновское движение. «Черт, не успеем же, пропустим все интересное, — волнуясь, говорит молоденькая девушка своему спутнику. — Тёма же говорил, что будет что-то нереальное!» 

Тёма, он же Артем Харченко, сегодня представляет свой новый проект Tyoma. Так его самого зовут все близкие и друзья. На главном танцполе «Конструктора» темно, полно народу, а там, где обычно располагается диджей, сегодня раскинут своего рода шатер, который играет важную роль в мультимедийном лайв-проекте Tyoma. Вокруг много людей, и несмотря на пульсирующую «бочку», практически никто не танцует. Зато в такт изломанному ритму в темноте красиво пляшут в руках у людей горящие экраны мобильных телефонов. То, что происходит сейчас на танцполе «Конструктора», который на какой-то час с небольшим превратился в концертную площадку, многим хочется записать на память, потому что этому способствует сама музыка. 


«Я не хочу мыслить в контексте 

танцевальная — не танцевальная»

«Я не хочу мыслить в контексте 

танцевальная — не танцевальная»

«Свою музыку я про себя называю cinematic, — рассказывает Харченко спустя несколько дней после концерта. — Я не хочу мыслить в контексте танцевальная — нетанцевальная. Если кто заметил, люди вполне танцевали под те два трека, которые уже были им известны до концерта. Да я и не ставил перед собой цель сделать чисто танцевальный проект. Посмотрим на втором концерте, насколько он получится танцевальным», — смеется музыкант. 

Многим Артем Харченко скорее известен, как один из главных действующих лиц Казантипа, в котором он принимал участие несколько последних (и явно непростых для проекта) лет. Впервые о Харченко заговорили после того, как в 2004 году трек «Imagine» проекта Koala в ремиксе R-Tem (другого проекта Артема) стал гимном Казантипа того года, а уже в 2005 — оригинальный трек R-Tem «Voiceless» был удостоен чести стать темой сезона Оранжевой Республики. К выбору ежегодного гимна Казантипа устроители (и лично президент Никита Маршунок) всегда подходили с особой ответственностью, поскольку для многих клабберов этот трек становился лейтмотивом сезона, звуковой визитной карточкой. Спустя некоторое время после этого события, Харченко стал участником Казантипа, войдя в «кабинет министров», команду людей, которая отвечает и за политику и за различные аспекты проведения очередного фестиваля. «В рамках Казантипа мне нравилось писать даже не гимны, а какие-то вступления, — объясняет Артем. — То есть гимн — это главный момент Казантипа, саундтрек происходящего, который мы старались всячески синхронизировать со светом, фейерверком. Но на самом деле, фишка заключалась не в гимне как таковом, а в общей звуковой палитре, из которой и складывалась общая эмоциональная картина». 

В какой-то момент, где-то в середине выступления в «Конструкторе» вдруг ловишь себя на мысли, что звучащая сейчас музыка очень сильно подходит к открытию какого-то крупномасштабного мероприятия. Когда именно к этой временной точке приковано максимум внимания, когда ты знаешь, что сейчас нажмут «старт», откроют дверь, и дальше будет что-то удивительное, захватывающее и будоражащее. А вот сейчас звучит что-то мажорное, эмоционально сдержанное, требующее от всех присутствующих работы воображения, полета фантазии. То, что идеально подходит под текущий момент.


««Я считаю, что с этим проектом

 опередил время года на три»»

«Я считаю, что с этим проектом

 опередил время года на три»

«Я никогда не следовал за трендами, — говорит Харченко. — Я всегда старался делать только то, что считал интересным для себя в данный момент». Про свой первый проект R-Tem он говорит, что это была чистейшей воды импровизация, и это отчетливо заметно в его первом альбоме «Voiceless», вышедшем в 2005 году. Потом приводит в пример свой другой проект Kooqla, жанровое направление которого можно описать дурацким словом «индитроника». Им описывают сложносочиненное смешение инди-музыки и электроники, живых людей и компьютеров. «Я считаю, что с этим проектом опередил время года на три. Но мне действительно хотелось поработать в этой области. Так уж получилось, что фанатам танцевальной музыки мы показывали, что есть другая музыка, что она не менее интересная. А любителям рок-музыки открывали электронику с совершенно незнакомой им стороны». 

Проект Kooqla он сделал потому, что ему надоело быть диджеем и чисто электронным музыкантом. Сегодня он со смехом вспоминает свою первую настоящую репетицию с музыкантами, когда он в буквальном смысле не знал, как нужно действовать в подобных обстоятельствах. В том проекте, помимо самого Харченко, принимали участие украинские музыканты: Наталия Жижченко, которая сегодня на украинской сцене под псевдонимом Onuka является одним из интереснейших персонажей; Ната Смирина, вокалистка проекта Pur: Pur, ставшая второй вокалисткой проекта. Это был успешный, пусть и опередивший свое время, проект. 

«Я шел от маленького к большому, — объясняет Артем, когда речь заходит о процессе работы над проектом Tyoma. — До этого я никогда не работал с оркестром. Но почему бы не попробовать?!» В итоге в записи альбома «Mirror» принял участие самый настоящий оркестр, а на живом выступлении в «Конструкторе» участвовал состав из девяти человек с дирижером во главе, правда, по причинам чисто технического характера они были скрыты от глаз публики. «Сама работа с живыми людьми дает массу опыта. Вы постоянно что-то обсуждаете, обмениваетесь опытом, — объясняет Артем. — Во время работы над альбомом нельзя замыкаться в себе. Ведь написание музыки — это такой же процесс, как и выступление. Ты должен этим жить, ведь иначе в чем тогда кайф?!» 

Он долго и увлеченно объясняет преимущества живых инструментов перед электронными, почему любые сэмплы проигрывают живому музыканту, и как это отражается на эмоциях человека, присутствующего на подобном выступлении. Вспоминая его концерт в «Конструкторе», ты внутренне соглашаешься с его доводами, потому что в тот момент его выступления ты присутствовал не на обычно клубной вечеринке, а на Событии. На это ощущение работали сразу несколько факторов — и устроенный в социальных сетях ажиотаж, и хитроумная инсталляция, и люди, которые скорее слушали, чем танцевали, и, конечно, сама музыка, которая ближе к концу выступления уже полностью захватила все пространство «Конструктора», добившись главной цели — вызвав у присутствующих полное погружение в какой-то несуществующий фильм.  


«Я не мог поступить иначе, сфальшивить, 

прогнуться под обстоятельства»

«Я не мог поступить иначе, сфальшивить, 

прогнуться под обстоятельства»

Внутри импровизированного шатра, уставленного электронными музыкальными устройствами, в данный момент этот несуществующий фильм в режиме реального времени создавали сам Харченко и его друг и коллега на сцене — немецкий музыкант Ури Гинсел, с которым они познакомились еще на Казантипе, в бытность существования проекта Live On Mars, еще одной придумки Харченко, которая была полностью нацелена на популяризацию на Казантипе «живого звучания» — живых групп и проектов. 

За время беседы он несколько раз употребляет слово «бескомпромиссный», причем абсолютно оправданно. «Я не мог поступить иначе, сфальшивить, прогнуться под обстоятельства», — отвечает Артем на вопрос, зачем воплощать столь затратный проект. Помимо большого количества музыкантов и команды как таковой (по словам Харченко, на пике работы над проектом, в нем принимало участие порядка 50 человек), задействованных при работе над самим альбомом, он стремился сделать запоминающимся и живое выступление Tyoma. Становится понятно, почему и зачем Харченко потребовалось устроить столь концептуальную (заведомо сложную и затратную) историю с инсталляцией. «Инсталляция — это попытка сместить фокус с людей и перевести акценты на инструменты и звук, добиться от слушателя некоего погружения. То есть тут как раз то слово, которое я уже упоминал — синематик. То есть мы хотели добиться погружений в визуальные образы».

Над инсталляцией Артем работал совместно с Сергеем Лободиным из студии Cyber Tiger примерно год. Обсуждались различные варианты, но когда сам Артем определился с магистральной концепцией своего альбома — зеркалом (отсюда и его название «Mirror») — тогда и стало понятно, в какую сторону следует двигаться. Лободин вспомнил, что в центре «МАРС» они как-то выставляли инсталляцию «Трианглексия», представлявшую из себя зеркальную комнату, и взяли ее за основу. «Да, это было сложно и дорого, — объясняет Артем, — но в данном случае мне нужно было проявить ту самую бескомпромиссность. Пойти до конца. Это и в самом деле был бескомпромиссный лайв. Важно, чтобы ты потом не сожалел о том, что ты чего-то испугался, что-то так и не реализовал. Нужно было до конца довести идею, которую я так долго вынашивал в голове».

Ближе под конец концерта атмосфера и правда все больше напоминает фестивальную. Пусть даже сам Артем Харченко позднее в беседе и говорил, что Tyoma - проект не совсем фестивальный. Это проект-конструктор, готовый видоизменяться под тот или иной контекст. Tyoma может быть и интимно-акустическим, и фестивальным, и клубным («но ограничивать себя исключительно клубами совсем не хочется»). В данный момент, под качающие басы, бьющиеся ритмы, оркестр и синтезаторы, кто-то танцует, кто-то продолжает снимать на мобильный телефон, а кто-то, словно на самом настоящем фестивале, взгромоздившись на шею своему другу и закрыв глаза, увлеченно раскачивается в такт звучащей музыки. Проекту, масштабности задумки, музыке и эмоциям явно тесно в «Конструкторе», но, как позднее признается сам Харченко, это всего лишь начало. «Когда закончился концерт, у меня было такое ощущение, что передо мной только что открылась дверь в какой более широкий, невероятно интересный мир».

<iframe width="100%" height="450" scrolling="no" frameborder="no" src="https://w.soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/playlists/196938016&color=ff5500&auto_play=false&hide_related=false&show_comments=true&show_user=true&show_reposts=false"></iframe>
{"width":750,"column_width":15,"columns_n":2,"gutter":720,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt"}

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io