Что такое антиутопия?

26 мая 11:21

Автор:

Крис Холл
T

Rødhåd: С лейблом Dystopian и нашими вечеринками мы пытались создать несколько больше аспектов, не ограничивая себя одной лишь музыкой. На визуальном уровне мы хотели продемонстрировать архитектуру и изображения, которые ассоциируются с идеей антиутопии, а названия релизов и треков преимущественно содержат отсылки к литературе, фильмам и комиксам с четким привкусом антиутопии. Но что такое антиутопия? 

В XVI веке сэр Томас Мор употребил слово «утопия» для описания вымышленного места или же состояния, в котором все идеально. Слово это происходит от греческих οὐ («не») и τόπος («место»), то есть буквально означает «нигде». Слово «антиутопия» впервые произнес в 1868 году философ Джон Стюарт Милл во время выступления в Палате Общин как нечто противоположное утопии: будущее, которое, скорее, кошмарное, чем райское. 

Искаженные реальности Иеронима Босха и Уильяма Блейка в XVII и XVIII веках оказали серьезное влияние на одни из первых прообразов антиутопического искусства, работы итальянского художника Пиранези, жившего в XIX веке. Его работы из серии «Фантастические изображения тюрем» представляли собой средиземноморские лабиринты, которые сами оказали в дальнейшем серьезное влияние на романтиков и сюрреалистов. 

Первой антиутопией в литературе вполне можно считать общества будущего, те самые элои и морлоки, описанные в романе Герберта Уэллса «Машина времени» в 1895 году. Но всплеск интереса к антиутопиям произошел уже в XX веке, во многом, благодаря двум мировым войнам, коммунизму, фашизму, капитализму, массовому производству, холокосту и ядерному оружию. 

Антиутопии, по своей природе, конструкции политические. Самые пугающие антиутопии XX столетия, это: «Процесс» Кафки (1925), где Йозефа К арестовывают двое сотрудников некоей организации, так и не говорящих о причинах ареста; «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (1932), где естественные репродуктивные функции запрещены и население контролируется галлюциногеном — сома; «1984» Джорджа Оруэлла (1949) в котором описывается видение будущего тоталитарного государства, в котором «сапог, топчущий лицо человека — вечно». 


Кадр из фильма «1984» (1984)

Многие романы-антиутопии конца XX века, и, в особенности, пост-апокалиптические, отражают страхи и тревоги относительно ядерного Армагеддона и изменений климата. «Дорога» Кормака Маккарти на этом фоне выделяется особо. Там рассказывается об отце и сыне, пытающихся выжить в практически беспросветном мире после ядерной войны. Трилогия Сьюзан Коллинс «Голодные игры» отражает глубокое беспокойство и высмеивает капитализм, конкуренцию и культуру знаменитостей, доведенных до максимума. 

Антиутопии черпают свою силу из критики настоящего. В основном, они предостерегают, а не предсказывают. Роман Дж. Балларда «Высотка» (1975), по которому недавно был снят фильм, утверждает, что самые опасные люди — независимые, которые живут в роскошных жилищах, уверенные в том, что только им позволено жить в подобных местах. Антиутопия Балларда, скорее, о психологии индивидов, а не о каком-то безумном тоталитарном государстве.

С точки зрения архитектуры, история модернизма как утопической идеи, которую принесла с собой социальная революция: в особенности того, что касается многоэтажек — это превращение хорошей идеи в кошмарную реальность. В Лондоне одним из наглядных примеров может служить Тэймзмид, который доставляет массу проблем. Именно его Стэнли Кубрик использовал в своем фильме «Заводной апельсин» (1971), в котором показано отчуждение между персонажами и их резкими, бетонными строениями. (В этом же районе снимался и знаменитый клип Aphex Twin «Come To Daddy», в котором по заброшенному зданию бегали дети-клоны Афекса Твина.)


Дворец Национального конгресса в Бразилиа (1960)

Полностью спланированный модернистский город Бразилиа является еще одним примером неудавшейся утопии. Это был город, построенный для машин, но не для людей, поэтому в нем нет уличной жизни. Здесь бедняки живут обособленно, в своих гетто — подобная ситуация стремительно развивается в Лондоне и Париже. 

Важной чертой тоталитарной архитектуры является пренебрежение человеческими масштабами. Планы Гитлера относительно Столицы мира Германии, были чудовищными в своем монументализме — в его «Большом зале» должна была быть собственная система погоды. Нацистский архитектор Альберт Шпеер преуспел в реализации своей «теории исторической ценности руин» (вспомним Пиранези), что предполагало возведение с нуля зданий, которые бы подчеркивали величие Третьего рейха на манер Римской империи. Слава богу, что практически ничего из его задумок так и не осуществилось. Но, конечно же, и в современном мире существуют антиутопические объекты архитектуры: пирамидальная гостиница Рюгён, вздымающаяся над Пхеньяном в Северной Корее известна как «Башня смерти». 

Фильм «Безумный Макс 2» (1981), в котором Мел Гиббсон обороняет коммуну выживших от варваров, был описан Баллардом как «панк-версия Сикстинской капеллы». Ночной клуб в «Терминаторе» (1984), названный Tech Noir — это прекрасное описание самого фильма, в котором живописуется кошмарное будущее, где планетой правит компьютер «Скайнет». Подобные фильмы обычно сопровождают саундтреки с индустриальной электронной музыкой: нет ничего более жуткого и меланхоличного, чем синтезатор, что доказал Вангелис со своим потрясающим саундтреком к «Бегущему по лезвию бритвы» (1982). Мрачное, пугающее техно, выходящее на лейбле Dystopian и звучащее на одноименных вечеринках, идеально подходит под будущее, которого следует бояться. 


{"width":750,"column_width":750,"columns_n":1,"gutter":720,"line":24}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt"}

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io