«База»: Как устроен старейший музыкальный магазин России

11 апреля 12:04

Автор:

Егор Лапшов
T

В преддверии Record Store Day Mixmag пришел в гости в «Базу»старейший в России магазин электронной музыки

«Точной даты открытия магазина не помнит никто, — признается Андрей Мухоморов, владелец магазина. — Но методом исключения решили, что День рождения магазина приходится на конец осени». Открывшись в 1998 году (когда у всех вокруг было четкое мнение — Земля налетела на небесную ось), «База» не была ни первым российским, ни первым питерским магазином, где диджеи и меломаны могли закупаться виниловыми пластинками. До этого в питерском «Планетарии» Михаил Воронцов с друзьями открыл небольшой закуток с пластинками с красивым названием «Кладовые танцпола», Алексей Хаас открыл магазин «Пластмасса», а в Москве уже несколько лет как работал магазин «Дискоксид». Но как показало время, «База» пережила всех, невзирая на вечные кризисы в стране («Магазин пережил несколько кризисов — и 1998-го, и 2008-го, и сегодняшний. И даже сложно сказать, какой из них был тяжелее», — признается Мухоморов.) и в этом году будет отмечать свое 18-летие.

Находясь в самом центре Петербурга, «База», казалось бы, изначально была обречена на долгое существование: пересечение Невского и Лиговского — это самое проходимое место города. Несколько станций метро находится в шаговой доступности. Сюда можно добраться за 15-20 минут практически из любой точки Петербурга.

Проходя через флигель арт-центра, попадаешь в аутентичный питерский дворик с желтыми стенами и двором-колодцем.

Сам магазин внутри похож на огромный гараж с десятками полок, на которых стоят виниловые пластинки, аккуратно разложенные по стилям и лейблам. Внимание к деталям чувствуется с самого порога, кажется, что каждая пластинка знает свое место. Новенькие пульты с разъемами для последних айфонов стоят на одной полке с громоздкими виниловыми проигрывателями антикварного вида.

Видно желание создать уютную и непринужденную атмосферу: все пластинки, лежащие на прилавках, можно послушать, самостоятельно поставив их на один из проигрывателей.


В одной из комнат стоит диджей и играет легкую хаус-музыку. Конечно же, с винила. А Андрей Мухоморов начинает свой рассказ об этапах становления магазина:

— Я с «Базой» работаю не с самого начала. Когда этот магазин открывался в 1998 году, я еще даже на диджейские курсы не записался (смеется). И долгое время я сначала был простым покупателем, потом стал одним из поставщиков, а уже потом, в 2008 году, стал его владельцем. Магазин к тому времени пришел в упадок и на одних лишь продажах винила выжить уже не мог.

Но в самом начале, это был магазин, в котором продавались только виниловые пластинки. Никакого другого ассортимента тогда еще не было. В то время почти все диджеи играли на виниле. Несколько стеллажей с пластинками — это и была «База» в 1998 году. Все диджеи Санкт-Петербурга тогда приходили сюда: от начинающих до мегапопулярных. Всё довольно долго продолжалось без изменений: до тех пор, пока не началась история с противостоянием цифры и винила. В начале 2000-х многие начали переходить на CD, чуть позже появились DVS-системы и цифровые контроллеры. Естественно, этот процесс сопровождался плавным падением наших продаж. Пик падения был достигнут примерно к 2008-2009 гг. В определённый момент я понял, что на одной продаже пластинок выжить будет невозможно, и мы начали продавать сопутствующее оборудование.

Стоит отметить, что в Берлине существует множество магазинов, которые начинали так же, как «База», и которые до сих пор могут позволить себе продавать только пластинки.

Со временем, к студийному оборудованию мы начали добавлять оборудование для всей клубной индустрии: свет, звук, акустика. Сейчас рост, как ты видишь, продолжается (кивает на портативный пульт-колонку от Армина ван Бюрена с выходом для iPhone). С ростом сегментов растет и наш ассортимент, но основной темой было, есть и будет диджейское сообщество. В первую очередь мы всегда ориентируемся на него.


То есть сейчас винил стал своеобразной отдушиной, не приносящей большую долю прибыли?

Да, в объеме продаж это абсолютный мизер, может быть, процентов пять, но ты правильно подобрал слово. Мы всеми силами поддерживаем и стараемся продвигать этот раздел, потому что нам это очень нравится.

Многие говорят, что в последние пять лет происходит подъем продаж винила. К примеру, часто натыкаюсь на слухи про открытие новых заводов или про Discogs, который каждый год продает больше пластинок, чем в предыдущем. По-моему, это происходит за счет того, что, по сути, винил — это единственный из оставшихся физических носителей музыки, пользующийся хоть какой-то популярностью. Это настоящее чудо!

Тем людям, которым важно держать музыку в руках и по-настоящему быть причастными к процессу, остается только покупать винил. О многом может говорить то, что за последние два года продажи пластинок не упали, несмотря на подорожание почти в 2,5 раза.
Я бы не мог назвать происходящее на рынке бумом, но рост интереса несомненно есть.

Как ты считаешь, почему именно «Базе» удалось так долго проработать? Почему десятки магазинов открываются и закрываются, а вы уже 18 лет остаетесь на плаву?

На самом деле, очень сложный вопрос. Здесь можно выделить много важных факторов. Наверное, самое важное то, что все люди, которые занимались магазином с момента его открытия, никогда не были равнодушны к музыке. Никто и никогда не относился к «Базе» как к работе. Может быть, это создавало определенные проблемы, так как фанаты иногда не обращают должное внимание на финансовую составляющую, но в итоге все всегда выходило хорошо. Наверное, во многих случаях нам помогало терпение. С годами, мне удалось собрать вокруг себя команду профессиональных людей, которые искренне верят в идею. Это важный фактор для успеха любого дела.

Ну и, конечно, очень важным является то, что мы были одними из первых. На сегодняшний день, открытие подобного магазина — это крайне тяжелое, практически невыполнимое занятие.  Я понимаю, что даже если мы сейчас отключим все средства коммуникации, все равно сюда не перестанут ходить люди. Это нам очень помогает. У нового места такого ресурса нет.

Третьим фактором является наш интернет-сайт. В какой-то момент мы вовремя вошли на рынок интернет-продаж, и к сегодняшнему дню это дает нам до 90% выручки. Если бы мы сделали это позже или сделали, но в недостаточном объеме, вряд ли бы всё получилось так радужно, как сейчас. Интернет-продажи будут расти, несмотря на падение покупательской способности, хотя бы потому, что каждый день какой-нибудь новый населенный пункт получает к ним доступ.


Какой-нибудь сумасшедший заказ приходит на память?

Я сейчас не вспомню название, но это была реально очень маленькая деревня, в которую заказали специальные пластинки для скрэтчинга. Человек, который живет за много километров от какой-либо клубной культуры, заказывает себе вещи для оттачивания своего мастерства. Это очень круто и приятно!

Может, есть еще какие-нибудь байки?

У нас есть одна классическая байка, которую я все время вспоминаю. Я узнал о ней только, когда главный герой всей этой истории написал рассказ. У нас был один клиент, который часто приходил и целыми днями копался на полках с распродажей. В один из сеансов «выкапывания алмазов», он потратил всю свою зарплату. Придя домой с кучей новых пластинок, он был счастлив, но не имел ни малейшего представления о том, как он будет жить целый месяц. Зарплата потрачена. Начав разбирать покупку за покупкой, он обнаружил 100 долларов в одном из конвертов. Кто-то из прежних владельцев когда-то положил туда деньги и спас нашего покупателя в самый нужный момент.

Изменилась ли публика магазина за время твоей работы?

Аудитория обновляется каждый год, каждый день я вижу новые лица. Тем не менее, у нас есть группа постоянных людей, которые всегда к нам заходят. Наши продавцы их ждут и всегда готовят пачечку какого-нибудь интересного материала. Люди это знают и приходят сюда, понимая, что их ждет что-то особенное. Портрет типичного покупателя составить очень сложно. С размыванием ассортимента, размывается и аудитория. Конечно, основная часть наших покупателей - люди молодые, молодежь до 30 лет, однако, совсем молодых людей (18-21) у нас совсем немного.

Возраст — это большой плюс, нам просто общаться с такими людьми. Есть покупатели совсем взрослые, которым больше интересно hi-fi оборудование.  Прирост этих людей произошел в последние пару лет, в связи с максимальным расширением ассортимента. Мы всем довольны. У нас есть очень много именитых постоянных клиентов и покупателей с мировыми именами, которые знают и уважают «Базу», но об этом, как мне кажется, лучше расскажет наш легендарный продавец-консультант Саша Никитин, кому-то больше известный,как Hoopa.

Hoopa: Всегда есть возможность звать ребят, которые выступают в городе. Многие известные российские артисты заходят сами. Мы находимся в самом центре, рядом с вокзалом. «База» часто является определённой точкой сбора, здесь можно комфортно пообщаться. Во время моей работы было несколько по-настоящему звездных покупателей, которые могут быть известны вашим читателям. Например, две недели назад к нам приводили Пола Окенфолда. За последние пару лет были Фил Уикс и Etapp Kyle. О, вспомнил! Ребята из Gus Gus покупали пластинки. Уходили очень довольными.

Саша убегает по делам, а Андрей продолжает отвечать на вопросы: 

Ты стал говорить про подъем виниловой индустрии. По-твоему, ставить точку в борьбе цифры и винила рано?

Многие из тех, кто когда-то поставил такую точку, возвращаются к пластинкам. Я знаю таких людей. 

В какое время началась эта тенденция?

Для нас это стало заметно в последние пару лет. Это выражается не только в продажах винила, но и проигрывателей. Видно, что многим мы продаем первый проигрыватель в их жизни. Аудитория стала расти.

Как объяснить начинающим преимущества винила? Почему я, как начинающий ди-джей, должен выбирать пластинки, а не флешку?

Я вижу здесь три главных причины: в начале изучения вопроса нужно понять, что ты хочешь. Можно купить контроллер, подключить его к уже имеющемуся компьютеру и играть где угодно. Это простой путь. Некоторые выбирают сложный путь. Винил дороже и тяжелее, но он снова становится модным. Ты приходишь в клуб, достаешь пластинки, ставишь их на проигрыватель. Это же очень красиво!

То есть очень сильна визуальная составляющая?

Визуальная в том числе. Это можно видеть по реакции людей в клубе. Когда ты приходишь и начинаешь играть после человека, который играл с дисков или флешки, люди удивленно подходят, рассматривают. Многие выражают респекты.

Отчасти популярность винила поддерживается мифом о том, что настоящий диджей должен играть на пластинках. Понятно, что если человек крут, то неважно, с чего играет, главное, чтобы он что-то мог.

Вторая важнейшая причина — это коллекционирование. Лично для меня она не менее важная, чем первая. Я люблю всякий олдскул (сказал Андрей, сидя рядом с своими Macbook 2007 года и iPhone 4). Коллекционирование завораживает. Никто не будет коллекционировать mp3-файлы на компьютере. В этом нет ничего красивого.

Третья причина — сам процесс прослушивания музыки. Это целая церемония. Ты включаешь проигрыватель, достаешь пластинку, кладешь ее на диск, аккуратно стираешь с неё пыль, ставишь иголку, включаешь, микшер и колонки, надеваешь наушники, слушаешь её, достаешь следующую. Обязательно периодически моешь их в специальной ванной. Коллекцию можно разложить по лейблам, по стилям, еще как-то. Это крайне сильная история, в неё можно углубляться до конца жизни.


Наверняка можно проследить популярность того или иного стиля, исходя из ваших продаж. Расскажи об интересных закономерностях.

Да, ты полностью прав. Ничего лучше не показывает популярность, чем продажи. К примеру, с переходом на цифровые технологии практически полностью упали продажи коммерческой музыки. Речь идет о поп-вариантах транса и хауса. Люди, которым необходимо постоянно играть только хиты, сделали свой выбор в пользу цифры, так как некоторые релизы выходят на виниле с небольшим запозданием.

В последнее время стали чаще покупать российские лейблы. Может прийти человек и спросить про новые релизы на лейбле Кубикова. Но о статистике, думаю, тебе лучше поговорить с одним из наших продавцов - Ромой.

Рома: Если выделять стили, то на сегодняшний день есть настоящая волна популярности техно и дип-хауса. Во все времена хорошо продавалась переизданная классика. Люди любят редкие записи. Если говорить о лейблах, то в техно больше всего продается. L. I. E. S records, Dystopian records и Token records. Лучшими в дипе за последнее время стали Heist recordings, Rush Hour records и Clone records.

Можешь ли ты, как человек, владеющий большим объемом информации о продажах, дать какой-то прогноз насчет того, что будет пользоваться популярностью в недалеком будущем? К чему нам готовиться?

Мне кажется, учитывая то, что сейчас самым мейнстримовым является техно и электро, в скором будущем музыка станет мягче. Возможно, мы вернемся к хаус-музыке. Я бы посоветовал обратить внимание на американскую сцену, так как сейчас она немного забыта. Да, наверное моим ответом будет jackin-house, хотя сейчас традиционного хауса вы не встретите практически ни в одном клубе Москвы или Петербурга.

Пока шла наша беседа с Ромой, владелец «Базы» и еще несколько человек взялись активно переставлять стулья и передвигать столы. Явно шла подготовка к какому-то мероприятию.

Чем вы занимаетесь?

Андрей: Через полчаса начинается мероприятие нашей школы диджеев.

Нам всегда было скучно заниматься только продажами. Мы всегда придумываем для себя еще какие-то вещи, которые приятно делать. В какой-то момент, мы решили заняться просвещением и даже выделили комнату. Кстати, в ней мы сейчас и находимся. Позвав своих друзей, а по совместительству интересных музыкантов города, мы решили открыть школу обучения различным аспектам диджейства. Мероприятия проходят как на коммерческой основе, так и бесплатно. Например, сегодня, мастер-класс по сведению, на который может прийти любой желающий.

Также к нам приходят действующие диджеи, их мы можем научить писать музыку и оттачивать свое мастерство в области продакшна. У нас проходит несколько курсов по созданию музыки. Помимо очных занятий, мы проводим вебинары. На одном из последних DJ Kosinus рассказывал о том, как грамотно продавать себя как артиста.

Для нас всё это важно еще и с точки зрения возможности услышать голос подрастающего поколения. Это необходимо для созидания.

Мне кажется, что за все эти годы, «База» превратилась в огромное сообщество. И сложно переоценить нашу роль в аккумуляции и развитии настоящих профессионалов своего дела.


...если человек крут,
неважно, с чего
он играет...

...в первую очередь мы ориентируемся на диджейское сообщество...

...сегодня открытие подобного магазина практически невозможно...

{"width":750,"column_width":750,"columns_n":1,"gutter":720,"line":24}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt"}

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io