Али Демирель. Механика, физика, анатомия

6 марта 19:11

До того, как Али Демирель услышал музыку Plastikman, он считал, что техно — это Штокхаузен. Услышав музыку Хоутина, в которой делается ставка на абстракцию и повторение, Демирель узнал в ней собственную эстетику. То, что когда-то началось с клипа «Psyk», превратилось в тесный творческий союз. Хоутин и Демирель в итоге создали идеальный аудиовизуальный симбиоз художника и музыканта.

Ричи Хоутина нигде не видно. «А он сейчас в Австралии», — объясняет Али Демирель в своей берлинской квартире. Март только начался, Plastikman вернулся обратно к жизни. «В свое время я сопровождал шоу до тех пор, пока все не было должным образом отстроено, — рассказывает Демирель. — А поскольку в последних шоу Plastikman аудио и видео синхронизированы — свет, звук, визуальная часть, приложение для айфона, интернет-трансляция —  все должно работать правильно». На самом деле, можно сказать и наоборот — сейчас Али Демирель обычно не там, где Ричи Хоутин. Сегодня они совместно работают не так часто, как еще пять-шесть лет назад, когда Демирель отвечал практически за всю визуальную часть хоутиновских проектов. 


Поначалу это были видеоклипы, а позднее Али стал отвечать за живые шоу Хоутина. И не просто за визуальную их часть, а за комплексную работу с пространством. Making Contakt, вышедший на DVD документальный фильм по мотивам живого шоу с загадочным кубом, до сих пор является наиболее известным примером его работы. Это правда, что в процессе шоу Contakt могло дезориентировать артистов лейбла Minus — тотальная цифровая эстетика отнюдь не прихоть самого Демиреля. Родившийся в 1972 году в одном из городков на турецком побережье Черного моря, художник сегодня работает преимущественно с «цифрой»: «Для работы с лайвами цифровые инструменты подходят лучше всего. Именно это и я, и Ричи в этих шоу хотели реализовать». Тем не менее, некоторые из самых известных работ Демиреля создавались аналоговом методом или же сочетанием аналогового и цифрового подходов. Например, в клипе «Psyk», с которого и началось сотрудничество Хоутина и Демиреля, «бочку» выражают прыгающие на черном фоне теннисные мячики. И больше ничего. Тем не менее, при просмотре клипа возникает впечатление, будто звук и изображение создавались одновременно, настолько органичны они, и сложно представить их друг без друга.


Само сотрудничество было устроено таким образом, каким обычно сотрудничества не получаются. Демирель довел видео до полной готовности и потом отправил его в канадский Виндзор, где Хоутин до сих пор бывает наездами. Хоутин тогда уже был большой звездой, а сам Демирель только-только закончил учебу и крутился в художественных кругах Анкары. Но Хоутин все-таки ответил на его послание. 

Получившийся результат ему понравился и он предложил встретиться, правда встречу пришлось перенести, поскольку 11 сентября 2001 года случился теракт, но совместная работа все-таки началась. Вскоре все видео для Хоутина делал только Демирель. Одновременно с этим, он захотел стать инженером-ядерщиком.


«В молодости я неосознанно интересовался искусством, но доступа к этому у меня не было. Все-таки жить в девяностых в Самсуне на черноморском побережье означало, что вся актуальная информация проходила мимо тебя. Никакого интернета там не существовало. Поэтому я решил выбрать для себя профессию инженера-ядерщика и поехал учиться в Анкару. Тем более, что я всегда испытывал интерес к математике и физике». Демирель получил хорошее образование и вполне мог стать кем-то вроде Гомера Симпсона, служащего на атомной электростанции. Но здесь в дело вмешался его девиз. Если коротко, то он звучит так: «Независимость и эксперименты». Поэтому он взялся за изучение архитектуры. То, как он понял для себя эту дисциплину, также можно считать ключом к его художественной деятельности: «Архитектор проектирует взаимодействие между помещением и человеческим телом». 

С помощью своего видео к треку «Psyk» Али Демирель своеобразно дал понять, что в следующие десять лет будет объединять его и Хоутина: художественное сотрудничество на уровне глаз, со взаимным, и, похоже, что инстинктивным пониманием. Когда Демирель начинает говорить о Хоутине, то возникает ощущение, будто это взаимная любовь. «Он мне идеально подходит», — говорит Али, который несколько лет назад перебрался в Берлин исключительно ради того, чтобы быть поближе к своему коллеге. До этого он почти десять лет прожил в Нью-Йорке. 

До того, как открыть для себя музыку Plastikman, Демирель вообще не слушал техно. Все изменила рецензия, прочитанная им в газете. «Было настолько интересно написано, что я решил купить альбом „Artifakts“ Plastikman». До того момента он слушал преимущественно музыку таких композиторов, как Лучано Берио, Карлхайц Штокхаузен и Джон Кейдж. 


Никаких домов Демирель так и не построил, зато он постоянно пытается найти то самое идеальное взаимодействие между пространством и человеческим телом. В процессе учебы он также спроектировал бас-гитару. С ее помощью можно было играть не только звуки, но и управлять изображениями. В видеоклипе «The Tunnel» Ричи Хоутина, который можно считать одним из ярких проявлений в техно-музыке, то и дело возникают предметы, которыми Хоутин управляет с помощью взгляда. Чтобы достичь этого эффекта, Демирель применил специальный фильтр, с помощью которого можно было управлять взаимоотношением между объектами, пространством и человеком. Тот факт, что он сам умеет программировать, естественно, сильно помогает в подобного рода работах. Да и то, что он учился на инженера-ядерщика, для себя он рассматривает как дополнительный плюс. «Сегодня я извлекаю пользу из полученных знаний из этой области, и точно также я извлекаю пользу из моих занятий архитектурой и искусством. Художник должен ориентироваться на такие темы, как механика, физика или анатомия. Лично для меня большое значение имеют художники эпохи Возрождения. Почему, например, рисунки Леонардо да Винчи выглядели такими новаторскими? Потому что он занимался самыми разными научными дисциплинами».


Историк Карл Шлегель как-то сказал: «в пространстве мы считываем время». Вероятно, мало кто удивится, что визуальный художник, обладающий научными знаниями в информатике и архитектуре, может поставить на ноги такие сложные шоу, как Contakt: шоу, в ходе которого публика может взаимодействовать с артистом в пространстве, и через интернет связана с внешним миром; слет, во время которого изображения формируются из коротких сообщений со стороны фанатов, двигающихся в такт музыки. Абстрактно и красиво, взаимодействуя с пространством, взаимодействуя с телом.


{"width":750,"column_width":750,"columns_n":1,"gutter":720,"line":24}
{"mode":"page"}

Oksan

На Mixmag с октября 2015

редактировать профиль
выйти

Oksan

сменить имя:

сменить пароль:

сменить аватар:
выбрать файл
сохранить

Регистрация

или с помощью аккаунта в соцсети

Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг

Вход

или с помощью аккаунта в соцсети

войти

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации и мы вышлем на него новый пароль

отправить
О Mixmag Редакция Контакты Реклама

Mixmag — старейшее в мире издание посвященное диджеям, танцам и клубной культуре. Издается в Великобритании с февраля 1983 года и уже более тридцати лет прочно держит руку на пульсе мирового танцевального движения.

Mixmag интересует все, что так или иначе связано с клубами, электронной музыкой и диджеями. Мы считаем диджейство искусством, танцы — счастьем, электронную музыку — вселенной без края и конца. Нам интересны люди, которые любят танцевать, и которые побуждают к танцам других. Нам нравятся технологии, с помощью которых создаются ритмы, вибрации и настроение. Мы любим говорить о музыке, находить новые имена и выступать путеводителем в вечно меняющимся пространстве клубного движения.

Mixmag в Великобритании выходит с февраля 1983 года.

Mixmag в России выходит с февраля 2016 года.

    

Управляющий проекта: Оксана Кореневская

Главный редактор: Илья Воронин

Выпускающий редактор: Дмитрий Игнатьев

Арт-директор: Григорий Гатенян

Фоторедактор: Андрей Кузнецов-Вольнич

Разработка:  devnow.ru

Дизайн сайта: Григорий Гатенян

Пишите нам:

Общие вопросы: info@mixmag.io

Работа в Mixmag Россия: job@mixmag.io

Служба поддержки пользователей: help@mixmag.io

Звоните нам: 

+7 (495) 972 01 45

По вопросам размещения рекламы и сотрудничества в рамках спецпроектов ждём ваших писем на электронный адрес ad@mixmag.io